Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.
Психолого-педагогическими основаниями конструирования технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий, являются ключевые особенности и основополагающие тезисы этого подхода, а также закономерности формирования мыслительной деятельности. Системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования нового поколения не случайно. Условия жизни в XXIвеке значительно изменились: • В 2010 г. новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет. • Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года. • За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды. • 10 наиболее востребованных профессий в 2011 г. не существовали в 2004 году. Поэтому обучать по-прежнему, по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку», сегодня невозможно. Такой подход «консервирует» необходимость усвоения ребёнком репертуара морально устаревших умений, ориентирует его на условия жизни, которые уже не существуют, не обеспечивая тем самым возможностей успешной социализации в современном обществе. Основополагающим тезисом системного подхода является рассмотрение окружающего мира -объекта познания учащихся - как системной организации: любые его объекты могут быть представлены как системы. Если рассматривать их именно под таким углом зрения (как системы). то способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Развитие систем подчиняется законам диалектики, которые являются основой и системных исследований. Содержанием такой деятельности является декомпозиция систем (разделение ее на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчинённое). Внедрение системного подхода в учебные действия преобразует его в системно-деятельностный.
Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход основывается на общих законах теории деятельности. Он базируется на теоретических положениях концепций Л. С. Выготского. А. Ы. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В их научном наследии раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. структура образовательной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Обращение к деятельности как присущей человеку форме с> чествования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему. Овладение обучающимися методами системных исследований возможно только на:основе их собственной субъектно-организованной деятельности. Созданная на уроке субъектная учебная ситуация позволит ученику перестать функционировать то принципу «меня учат» и начать действовать по принципу «я учусь». Изучение систем влечёт за собой необходимость системной организации учебной деятельности школьников. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность, основанную на диалектических принципах познания,адекватных диалектике систем природы. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для обучающихся (в доступной форме) в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. В этих правилах (метапредметных способах познания) выражены основные диалектические принципы познания, в том числе –
принцип единства анализа и синтеза. Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в разных знаковых формах (буквенной, цифровой, графической...). Эти модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Собственная учебная деятельность школьников придаёт образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую системно-деятельностного подхода, то есть реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулировками: «Какова деятельность, такова и личность», «Вне деятельности нет и личности». Образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному и успешному формированию универсальных учебных действий, а также его общекультурных и деятельностных способностей. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразу-ющих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 6) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Краткий обзор психолого-педагогических оснований, базиса для конструирования нами технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования УУД, делает закономерным вывод, что основополагающие понятия системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов следующие: • деятельность; • субъект-субъектная учебная ситуация; • метапредметные способы познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|