Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.




Психолого-педагогическими основаниями конструирования технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий, являются ключевые особенности и основополагающие тезисы этого подхода, а также закономерности формирования мыслительной деятельности. Системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования нового поколения не случайно. Условия жизни в XXIвеке значительно изменились:

• В 2010 г. новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет.

• Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года.

• За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды.

• 10 наиболее востребованных профессий в 2011 г. не существовали в 2004 году.

Поэтому обучать по-прежнему, по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку», сегодня невозможно. Такой подход «консервирует» необходимость усвоения ребёнком репертуара морально устаревших умений, ориентирует его на условия жизни, которые уже не существуют, не обеспечивая тем самым возможностей успешной социализации в совре­менном обществе.

Основополагающим тезисом системного подхода является рассмотрение окружающего мира -объекта познания учащихся - как системной организации: любые его объекты могут быть пред­ставлены как системы. Если рассматривать их именно под таким углом зрения (как системы). то способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Развитие систем подчиняется законам диалектики, которые являются основой и системных исследований. Содер­жанием такой деятельности является декомпозиция систем (разделение ее на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчинённое). Внедрение системного подхо­да в учебные действия преобразует его в системно-деятельностный.

Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при кото­ром учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собст­венной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход основывается на общих законах теории деятельности. Он базируется на теоретических положениях концепций Л. С. Выготского. А. Ы. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В их научном наследии раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. структура образовательной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастно­го развития детей и подростков. Обращение к деятельности как присущей человеку форме с> че­ствования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связан­ную систему.

Овладение обучающимися методами системных исследований возможно только на:основе их собственной субъектно-организованной деятельности. Созданная на уроке субъектная учебная ситуация позволит ученику перестать функционировать то принципу «меня учат» и начать действовать по принципу «я учусь». Изучение систем влечёт за собой необходимость системной организации учебной деятельности школьников. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность, основанную на диалектических принципах познания,адекватных диалектике систем природы. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для обучающихся (в доступной форме) в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. В этих правилах (метапредметных способах познания) выражены основные диалектические принципы познания, в том числе –


принцип единства анализа и синтеза. Системно-деятельностный подход и тео­ретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в разных знаковых формах (буквенной, цифровой, графической...). Эти модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.

Собственная учебная деятельность школьников придаёт образовательному процессу лично­стный характер, усиливает личностную составляющую системно-деятельностного подхода, то есть реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить фор­мулировками: «Какова деятельность, такова и личность», «Вне деятельности нет и личности». Образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивает­ся следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом ви­де, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, по­нимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способст­вует активному и успешному формированию универсальных учебных действий, а также его об­щекультурных и деятельностных способностей.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельно­сти, роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразу-ющих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к сис­тематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Краткий обзор психолого-педагогических оснований, базиса для конструирования нами тех­нологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирова­ния УУД, делает закономерным вывод, что основополагающие понятия системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов следующие:

• деятельность;

• субъект-субъектная учебная ситуация;

• метапредметные способы познания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...