Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Стр 1 из 11Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
З. И. Лаврентьева
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Учебное пособие
Новосибирск 2021 УДК Печатается по решению ББК Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО «НГПУ»
Рецензенты: д-р социол. наук, доц., декан факультета социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Н. В. Гуляевская; д-р пед. наук, проф., зав. Каф. педагогики и психологии ИИГСО ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Т. А. Ромм
Лаврентьева З. И. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / З. И. Лаврентьева; Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 145 с.
ISBN
В учебном пособии изложены методология и теория воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; представлены особенности воспитания детей в инклюзивном образовании; раскрыты технологии включения детей с ограниченными возможностями здоровья в командную деятельность; обоснованы технологические приемы геймификации воспитательной деятельности; показана специфика воспитания детей с ОВЗ в контексте цифровизации образования; определены педагогические условия сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрантам педагогического и психолого-педагогического образования, практикам, организующим воспитание детей в инклюзивных образовательных организациях.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………. РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Глава 1. Методологические ориентиры организации воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья 1. 1. Воспитание как фактор развития детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………. 1. 2. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………… Глава 2. Подходы к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в цифровой среде 2. 1. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования ……………………… 2. 2. Механизмы включения общественности в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………… Задания для самостоятельной работы ………………………………… Литература………………………………………………………………… РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Глава 3. Принципы, содержание и средства воспитания в инклюзивном образовании 3. 1. Инклюзия как фактор смены парадигмы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………… 3. 2. Специфика принципов, содержания, методов и условий воспитания в инклюзивной образовательной организации……………… Глава 4. Воспитательное пространство инклюзивной образовательной организации 4. 1. Открытое пространство как воспитательная методика в инклюзивной школе……………………………………………………………… 4. 2. Универсальный дизайн инклюзивной школы……………………
Глава 5. Воспитание в дополнительном инклюзивном образовании 5. 1. Ресурсы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании…………………….. 5. 2. Инклюзивная модель современного детского оздоровительного лагеря………………………………… Задания для самостоятельной работы ……………………………… Литература………………………………………………………………… РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Глава 6. Технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 6. 1. Сущность и назначение технологий воспитания…………………….. 6. 2. Технологии командного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………… Глава 7. Технологии индивидуальной воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 7. 1. Мотивационный дневник как технология индивидуальной работы с ребенком, имеющим ограничения по здоровью……………………………………… 7. 2. Игровые технология воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья…………………… Задания для самостоятельной работы ……………………………… Литература………………………………………………………………… РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Глава 8. Влияние родительских позиций на семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья 8. 1. Этапы переживания рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………. 8. 2. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье………………………………………… Глава 9. Службы сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 9. 1. Специализированные службы в инклюзивных образовательных организациях……………………………………………. 9. 2. Службы сопровождения семей в социальных учреждениях Задания для самостоятельной работы ……………………… Литература………………………………………………………… ПРЕДИСЛОВИЕ
Сначала обратимся к цифрам. По данным Министерства образования и науки в 1991 году в нашей стране насчитывалось 155 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. В 2001 году их стало уже 675 тыс., в 2010 г. – 519 тыс., в 2014 – 580 тысяч. На каждые 10 000 детей это составляло 38, 6 ребенка в 1991 году и 211, 7 ребенка – в 2014. Увеличение произошло в 26 раз. Если эти цифры перевести в проценты, то мы увидим, что дети с проблемами здоровья в конце прошлого века составляли не более трех процентов от всего детского населения. В настоящее время этот процент возрос до восьми. Как бы сказали социологи, мы перешагнули процент социологической погрешности: три процента просто не позволяет считать группу населения достоверной. Вот и дети с особыми образовательными потребностями совсем недавно были той самой «недостоверной погрешностью», поэтому их легко было «закрыть» в специализированных учреждениях, о которых мало что было известно широкой общественности. Их как бы не было.
Сейчас не заметить такую массу детского населения просто невозможно. Труднее ее «скрыть» в специализированных школах. Проблему необходимо решать каким-то иным способом. Этот иной способ подсказывается как юридическими нормами, так и педагогической практикой. С юридической точки зрения отношение к детям, имеющим особенности здоровья и развития, диктуется ратифицированной нашей страной Конвенцией о правах ребенка. Она отрицает всякую дискриминацию детей и обязывает государство обеспечивать обучение и развитие каждому ребенку в равных условиях. Наша страна, еще совсем недавно оперирующая терминами «необучаемый», «неразвиваемый» ребенок, в настоящее время создает условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве, с одинаковыми педагогическими подходами и на основе общих теоретических закономерностей. По данным Министерства образования Новосибирской области в 2019/2020 учебном году 1146 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались и воспитывались в 843 инклюзивных школах города и области[1].
Следовательно, выпускники педагогических вузов с большой долей вероятности встретятся в своей будущей профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ). В данном учебном пособии представлены материалы, позволяющие будущим учителям-предметникам и специалистам психолого-педагогического образования сформировать компетенции современного Федерального государственного стандарта: - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения; - способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков; - способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ; - способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики; - готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ; - готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности. Основное внимание в содержании учебного пособия уделено проблеме воспитания. Мы считаем, что воспитание является тем центральным звеном, которое объединяет детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся детей. Тем звеном, за которое ребенок с ограниченными возможностями вытягивается в большой мир, начинает осознавать себя его частью и учиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Воспитание является уникальной площадкой развития ребенка вне зависимости от его возможностей и физического состояния. Оно направлено на формирование человека в человеке, выявление скрытых ресурсов и стимулирование личностного роста. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья выступает той сферой педагогической деятельности, где действуют общие теоретические закономерности и особенности играют второстепенное значение, где равные права осуществляются в наиболее полном объеме. Учебное пособие состоит из четырех разделов. В первом представлена методология и теория воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, показана история развития содержания воспитания детей с ограничениями, раскрыты современные концепции воспитательной деятельности в инклюзивных детских сообществах, уделено внимание педагогическим условиям формирования социальных навыков, социальных компетенций и социальных эмоций. Студенты в этом разделе знакомятся с подходами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в цифровой среде, механизмами включения в воспитательный процесс родителей и общественность.
Второй раздел раскрывает особенности воспитания в инклюзивном образовании, показывает влияние инклюзии на смену парадигмы воспитания детей с ограниченными возможностями, представляет инновационные подходы к принципам, содержанию, методам и условиям воспитания в инклюзивной среде. Студенты узнают способы организации воспитательного пространства инклюзивных образовательных организаций, методику создания универсального дизайна общественного бытия современных детей и подростков. В третьем разделе представлены учебные сведения о технологиях воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты знакомятся с технологиями организации взаимодействия детей в инклюзивных классах, изучают педагогические приемы включения детей с ограниченными возможностями в командные виды взаимодействия. В разделе раскрыты технологии индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и технология «Мотивационного дневника», разработанная автором учебного пособия. Четвертый раздел посвящен знакомству студентов с организацией психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности родительских позиций в процессе воспитания ребенка в семье, определяются приемы включения родителей в воспитательный процесс образовательной организации, представлены методические рекомендации исполнения воспитательной функции специалистов служб сопровождения. Каждый раздел содержит задания для самостоятельной работы студентов и список литературы. Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрантам педагогического и психолого-педагогического образования. Оно может быть полезным практикам, организующим воспитательную деятельность с детьми; педагогам-психологам инклюзивного образования; специалистам служб сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|