Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель лекции: ознакомить студентов с основными вехами творческого пути драматурга.




Задачи лекции:

1. Рассказать о среде, подготовившей материал для будущих произведений писателя.

2. Раскрыть закономерности творческой эволюции А.Н. Островского.

 

 

 

Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) родился в Москве, на Малой Ордынке, в семье судебного стряпчего, который занимался в основном имущественными делами.

Будущий драматург с детства был наслышан о семейных конфликтах и распрях, дележе имущества, взаимных обманах и нечестных поступках. Впечатления от услышанного и увиденного впоследствии легли в основу замечательных, полных комизма и драматизма пьес Островского, сполна отразивших многие аспекты национального менталитета.

Несмотря на раннюю смерть матери в семье Островских большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей. Будущий писатель читал множество книг из обширной отцовской библиотеки, в 1840 г. окончил гимназию и по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Однако курс окончен не был, так как молодого человека привлекал театр, артистическая среда и писательство.

Тем не менее, в суде Островскому послужить все-таки пришлось. Служба продолжалась до 1851 г. и многие замыслы будущих пьес родились именно там и тогда. Например, к 1846 г. была создана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии – «Свои люди – сочтемся!»).

Именно эта пьеса принесла писателю известность и вызвала одобрительные отзывы таких корифеев, как Гоголь и Гончаров. Однако по личному распоряжению Николая I писатель – «клеветник» на нравы русского купечества и семейные устои был подвергнут гонениям и даже отдан под надзор полиции.

С приходом к власти Александра II надзор был снят и в период подготовки реформ Островский был привлечен к сотрудничеству с властью. Например, писатель был участником экспедиции, целью которой было изучение быта и промышленности волжских местностей. Результатом этой поездки стало рождение замечательной драмы – «Гроза».

Со второй половины 1960-х гг. писатель интересуется историей Смутного времени и сотрудничает с выдающимся исследователем Н.И. Костомаровым. В результате на свет появились исторические пьесы.

Островский был активным театральным деятелем, дружил с артистами, уважал их нелегкое ремесло и написал немало пьес, где персонажами являлись русские актеры. Артистическая натура нередко противопоставлялась в пьесах Островского миру денег, жестокости и наживы.

Умер писатель в Щелыково (Костромская область), похоронен в ближайшем селе Николо-Бережки на церковном кладбище Храма во имя святителя Николая Чудотворца.

 

Лекция 2. Первые драматические произведения писателя. (2 ч.).

Цель лекции: ознакомить слушателей с тематикой, проблематикой и поэтикой первых произведений Островского.

Задачи лекции:

1. Проанализировать пьесу «Свои люди – сочтемся!».

2. Рассмотреть работу «молодой редакции» «Москвитянина».

3. Изучить проблематику пьес «В чужом пиру похмелье», «Доходное место».

 

Содержание лекции.

Пьеса «Свои люди – сочтемся!» была опубликована в мартовском номере (1850) журнала «Москвитянин» и снискала Островскому славу замечательного нравописателя.

Молодой автор создал произведение, в котором иронично, с большой долей критицизма была показана коллизия, разыгравшаяся в доме русского «короля Лира», преданного своей дочерью.

Первые же читатели и слушатели обратили внимание на необыкновенно яркий и в то же время естественный колорит пьесы, отражающей проблемы современного общества и семьи.

Конфликт пьесы, созданной начинающим драматургом, представляет столкновение интересов экономических (Большов – Подхалюзин) и семейных (Большов – Липочка).

Островский мастерски изобразил ситуацию, которая сложилась вследствие финансовой авантюры Большова и Подхалюзина и закончилась свадьбой Липочки и долговой тюрьмой ее отца.

В этой комедии, пожалуй, нет действительно положительного героя, и двигателем действия является обман, корысть необразованных и неблагородных людей. Неудивительно то, что пьеса принесла автору не только славу и признание, но и недовольство цензоров и самого императора.

Вместе с замечательным критиком и поэтом Ап. Григорьевым Островский играл ведущую роль в «молодой редакции» журнала «Москвитянин». В этот период были созданы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», в которых драматург попытался смягчить свои выводы о русской действительности – изобразить позитивные традиции, положительные устои.

Однако в преддверии великих реформ Островский пишет остроконфликтные сатирические произведения – «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место», где показывает русских самодуров (Тита Титыча Брускова), чиновников-взяточников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...