Тема 11. «Второстепенные» русские прозаики (очеркисты) (2 часа).
Цель лекции: ознакомить с творчеством «мужиковствующих» писателей, рожденных «новым временем». Задачи лекции: 1. Показать политическую основу проблематики произведений «второстепенных» очеркистов. 2. Изучить творчество писателей-народников.
Содержание лекции: Содержание эпохи 1870-х гг. Ее отличие от эпохи 1860-х. Потеря прежних идеалов, поиски новых путей борьбы. Народничество как вера в возможность крестьянской социалистической революции. Деятельность П.Л. Лаврова (1823 – 1900), его «Исторические письма». Интерес к общине, ее «цельности», к законам «мира», ее «гармонии» и «хоровому началу». Содержание журналов: «Отечественные записки», работа Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сотрудничество Г.И. Успенского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова (его коммуна), Н.Е. Каронина – Петропавловского, поэтов А.Н. Плещеева, С.Я. Надсона. Особая роль писателей, повествующих о нуждах «мужика» – Г.И. Успенского, Н.Н. Златовратского, А.Н. Энгельгардта («Из деревни»). Работа критиков – Н.К. Михайловского, А.М. Скабичевского, П.Н. Ткачева. Переплетение литературы и жизни: дружба Г.И. Успенского с революционерами. Отношение писателей к организациям «Земля и воля» (1876), «Народная воля», «Черный передел» (1879). Хождение в народ. Причины возникновения терроризма. Творчество писателей-народников. Н.Н. Златовратский (1845 – 1911) и его роман «Устои» (1878 – 1883). Разрушение старых устоев. Образ Петра Волка, вышедшего из деревни и разрушающего ее устои. Творчество Ф.Д. Нефедова (1838 – 1902), очерки «Наши фабрики и заводы» (1872). Изображение труда фабричных рабочих в Иванове. Обращение к цифрам, фактам. Предмет изображения – фабричный труд, его влияние на человека.
Н.И. Наумов (1838 – 1901). «Юровая», «Деревенский аукцион» как летопись сельской жизни. Изображение беззащитности народа и хищничеством торгашей. Н.Е. Каронин-Петропавловский (1853 – 1892). Изображение крестьянского труда в «Рассказах о парашкинцах». А.И. Эртель (1855 – 1908) об отношениях интеллигенции и народа. «Записки Степняка» (нач. в 1879) как поиски контакта с человеком из народа.
Тема 12. Творчество Л.Н. Толстого (8 часов).
Лекция 1. Биография писателя; начало творческого пути (2 ч.). Цель лекции: ознакомить с основными вехами биографии писателя, определившими его ранние произведения. Задачи лекции: 1. Рассмотреть вопрос: Л. Толстой и его время. 2. Изучить проблематику и поэтику трилогии Л.Толстого. 3. Ознакомить с «Севастопольскими рассказами» Л.Толстого. 4. Рассмотреть законы построения повести «Казаки». Содержание лекции. Л.Н. Толстой (1828 – 1910) в 16 лет поступил в Казанский университет, но оставил его потому что, по его же словам, «хотел заниматься». Этот поступок во многом определяет характер будущего мыслителя и властителя дум – он во всем хотел быть самостоятельным и был таковым. Всю свою жизнь Л. Толстой развивался, физически, морально и интеллектуально совершенствовался, занимался «сотворением» (термин Ю.М. Лотмана) собственной личности. В 1851г. Л. Толстой отправляется на Кавказ, где поступает на военную службу. В 1852г. писатель помещает в «Современнике» повесть «Детство», где уже проявился толстовский психологический анализ, глубокий интерес к нравственным проблемам. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» заявляет о себе знаменитая толстовская «диалектика души», что совершило определенный переворот в русской и мировой литературе. Маленький Николенька задумывается над своей жизнью, над жизнью и чувствами других людей и этот процесс, по Толстому, необходим любому человеку, собирающемуся прожить «всерьез».
Одновременно со своими повестями Толстой стал писать «военные рассказы». Писатель попал в Севастополь и принял участие в печально известной Крымской кампании. С первых строк поражает смелость и самостоятельность мышления молодого Толстого, заявлявшего: «Все идет навыворот, неприятелю не мешают укреплять своего лагеря, тогда как это было бы чрезвычайно легко, сами же мы с меньшими силами, ниоткуда не ожидая помощи, с генералами, как Горчаков, потерявшими и ум, и чувство, и энергию, не укрепляясь, стоим против неприятеля…». Проведя долгое время на Кавказе, Толстой решил написать о своих «кавказских впечатлениях». В повести «Казаки» писатель на новом материале реализует сюжетную модель «цивилизованный человек и дикарка», неоднократно использованную в мировой литературе. Дмитрий Оленин приезжает на Кавказ, чтобы «очиститься» от скверны городской жизни. Однако очень скоро герой понимает, что искусственное сближение с местными жителями не принесет счастья и удовлетворения ни ему, ни им.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|