Лекция 3. Расцвет зрелого творчества А.Н. Островского. (2 ч.).
Цель лекции: раскрыть своеобразие драматического дарования Островского в зрелых остроконфликтных пьесах. Задачи лекции: 1. Рассмотреть двойственную природу конфликта пьесы «Гроза». 2. Изучить произведения с исторической проблематикой – «Козьма Захарьич Минин Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Содержание лекции. В 1859 г. Островский создает одну из лучших своих пьес – знаменитую «Грозу». Эту замечательную пьесу по праву называют русской трагедией. Однако начинается конфликтная линия в русле нравоописательной драмы. Первую конфликтную группу «возглавляет» Кабаниха. Она, руководствуясь законами Домостроя, диктует своим детям и невестке правила, исключающие какую-либо самостоятельность и искренность чувств. Жена, провожая мужа в поездку, должна выть на крыльце, муж обязать бить свою вторую половину, младшие не имеют права ослушаться старших, даже если последние невежи и самодуры. Вторую конфликтную группу «представляет» Дикой, который обсчитыват своих работников, издевается над близкими, жадничает, ссорится с механиком-самоучкой Кулигиным, рискнувшим рассказать ему о пользе просвещения. Социальный конфликт преобразуется в психологический (трагический) в тот момент, когда Катерина полюбила Бориса. Это чувство настолько сильно, что молодая женщина не может с ним справиться, при этом ее мучает и чувство долга, воплотившееся в религиозно-этических представлениях о верности мужу и семье. Итогом сложившейся коллизии стало самоубийство Катерины, которое русская критика трактовала по-разному. Н. Добролюбов, Д. Писарев, Ап. Григорьев многие другие рассмотрели поступок Катерины и как протест зрелой личности, и как поступок темного, забитого человека, и как итог переживаний искреннего человека, задыхающегося в «темном царстве».
В 1860-е годы усиливается интерес драматурга к русской истории, в особенности к «Смутному времени», которое, видимо, в художественном сознании художника ассоциировалось со сложными проблемами современности, остро нуждающейся в единении здоровых национальных сил. Современники очень высоко оценили историческую хронику Островского, посвященную Кузьме Минину и сравнили ее с пушкинским «Борисом Годуновым». Драматические хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», стихотворная драма «Воевода, или Сон на Волге», комедия «Комик XVII столетия» также стали плодом раздумий Островского о прошлом и настоящем России.
Лекция 4. Тема «горячего сердца» и «холодного расчета» в пьесах Островского. (2 ч.). Цель лекции: показать остроту и актуальность конфликта между чувством и коммерческими интересами в современном Островскому обществе. Задачи лекции: 1. Рассмотреть проблематику и поэтику пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». 2. Изучить основные стороны конфликта в пьесе «Бешеные деньги». 3. Показать принципы изображения народно-поэтической стихии в «весенней сказке» «Снегурочка». 4. Выяснить природу конфликта пьесы Островского «Бесприданница».
Содержание лекции. Островского всегда интересовали проблемы столкновения искреннего чувства и расчета, любви и корысти. Особенно острую актуальность эта тема приобретала по мере развития в России капиталистических отношений и разрушения старых патриархальных отношений. Итогом наблюдений и раздумий писателя стала пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», где с особой силой обличает драматург такие качества своих современников, как подлость, равнодушие, цинизм и лживость. Автор с горечью констатирует, что это типичные качества нового делового человека, который в отличие от Дикого уже умеет скрывать свои намерения.
В пьесе «Бешеные деньги» также показан деловой человек Савва Геннадич Васильков, который даже в свою любовь вносит расчет. На свою жену он, по его собственному признанию, денег не пожалеет, но «из бюджета не выйдет». Не отстает от него и невеста, признавшаяся жениху в том, что принимает предложение, так находит его «выгодным». Самое важное в этой «бюджетно»-любовной ситуации то, что Васильков – на самом деле очень честный человек, но привычка совершать сделки убивает в нем естественные чувства и духовность. В 1873 г. Островский написал одно из самых ярких своих произведений – красивую сказку «Снегурочка». Прозаичной современности автор противопоставил идиллический мир народной поэзии, обосновавшийся в царстве берендеев. В сказочное царство попадает торговый гость Мизгирь, который сначала испытывает влечение к Купаве, а затем оставляет ее ради Снегурочки. Но Снегурочка, увы, не может любить – ее сердце из льда. Как только эта героиня переступила через законы, являющиеся залогом ее собственного существования, она и Мизгирь гибнут. Однако эта личная трагедия трактуется диалектически – как искупительная жертва, возвращающая людям утраченные тепло, любовь, счастье: Холодная Снегурочка погибла…. Теперь, с ее чудесною кончиной, Вмешательство Мороза прекратилось. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу.
В 1878 г. Островский создает замечательное произведение, в структуре которого соединились элементы комедии, драмы и мелодрамы. В этой пьесе по традиции играют поющие актеры, так в ней звучат романсы замечательных русских поэтов и музыкантов. Музыка играет важнейшую роль в движении сюжета, что оправдывает прямое значении термина «мелодрама» – сочетание мелодии и действия. В центре конфликта – Лариса, которая дарит окружающим дочернюю любовь, дружеские привязанности, женскую страсть и нежность. Окружающие – таковы нравы современности – могут предложить ей только лишь расчет и корысть. Мать героини – Харита Игнатьевна Огудалова, искренне желая дочери счастья, привлекает в дом богатых мужчин – потенциальных мужей или любовников, жених Ларисы – Карандышев – больше своей невесты любит свои мечты и амбиции («величается», показывая всему городу эту замечательную красавицу и талантливую певицу). Друг Ларисы Василий Вожеватов банально и в то же время преступно проигрывает Ларису Кнурову, а Паратов, на некоторое время увлекшийся Ларисой и пробудивший в ней любовь, оставляет несчастную бесприданницу ради настоящей, то есть богатой невесты.
Лариса осознает, что она для окружающих ее людей такой же объект развлечений, как нанятые цыгане или подобранный Паратовым актер Робинзон, исполняющий роль шута при богачах. Поэтому смертельно раненная ревнивым Карандышевым Лариса, умирая под пение хора цыган, говорит своему убийце, избавившему ее от дальнейших унижений слова благодарности. А.Н. Островский жил и творил в очень сложную и знаменательную для России эпоху ломки и строительства новых общественных устоев. В такие времена особенно востребованным становится динамичный и демократичный жанр драмы. Люди шли в театр и смотрели пьесы Островского, который отвечал на волнующие их вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|