Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Новеллистика А.П. Чехова. (4 ч.).




Лекция I. Поэтика чеховского рассказа. (2 ч.)

Цель лекции: ознакомить с особенностями поэтики новеллистики Чехова: искусство детали, «подводное течение», «неуловимость» манеры повествования.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть роль детали в рассказе «Толстый и тонкий».

2. Изучить характер детали в рассказе «Ионыч».

3. Раскрыть авторскую позицию в изученных рассказах писателя.

 

Содержание лекции.

Маленький рассказ «Толстый и тонкий» представляет очень серьезную общечеловеческую модель отношений: встреча друзей детства («однокашников»), которые оценивают достижения друг друга во «взрослой» жизни.

При малом объеме произведения большую роль берет на себя художественная деталь. Запахи ветчины и кофейной гущи, исходящие от Порфирия, запахи хереса и флер де оранжа, исходящие от Михаила, застегнутые пуговицы сына Порфирия, «живые» узлы и картонки семейства Тонкого дают исчерпывающую информацию о персонажах. «Гипноз чина», «гипноз мундира», царствующие на Руси, обесценили простые и действительно ценные человеческие качества, в то же время ордена и очередное повышение по службе становятся целью жизни служащих людей. О двух главных персонажах чеховского рассказа не нужно писать повесть или роман, так как художественная деталь дает о них исчерпывающую информацию.

Рассказ «Ионыч» – достаточно большое по объему (для своего жанра) произведение, и его хронотоп дополнительно расширяет художественная деталь. Перед нами проносится вся жизнь главного героя и второстепенных персонажей, и эта романная модель строится во многом благодаря той же детали. Вспомним запахи, которые исходят от денег (деньги не пахнут?), заработанных доктором Старцевым, который уже стал Ионычем: «ароматы» уксуса, ладана, ворвани, духов точно указывают на качество разнообразной «клиентуры» когда-то бедного, честного, интеллигентного человека, добросовестно исполняющего свои обязанности. Запах жареного лука, доносяшегося из кухни, звуки народной («настоящей») песни определяют художественный уровень «писательской» деятельности хозяйки «салона».

Как видно, художественная деталь несет в рассказах Чехова необходимую информацию о персонажах, к тому определяет авторское отношение к поступкам героев.

Чехов никогда не берет на себя роль всезнающего автора, моралиста, который готов ответить на все вопросы и вершить суд над человечеством. Писатель создает «сюжет в сюжете», «лирический подтекст», которые создают ту многозначную недосказанность, которая позволяет читателю ощущать себя участником описываемых событий.

 

Лекция II. Чехов против пошлости жизни. (2 ч.).

Цель лекции: раскрыть проблематику чеховской новеллистики.

Задачи лекции:

1. Уяснить особенности первого новеллистического периода творчества Чехова (1880 – 1887).

2. Выявить особенности второго периода чеховского новеллистического творчества (1888 – 1895).

3. Рассмотреть признаки третьего периода новеллистического творчества Чехова (1895 – 1904).

Содержание лекции.

Биография Чехова-новеллиста берет свое начало в 1880 г. с момента публикации в журнале «Стрекоза» произведения «Письмо ученому соседу». Будучи студентом-медиком, Чехов продолжал сотрудничество с журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. Это был очень важный опыт работы для начинающего писателя. «Осколочный» (первый) период чеховской новеллистики длился до 1887 г., и в это время в основном складывалась манера письма будущего выдающегося русского писателя. Комико-драматический пафос рассказов, герой – смешной «маленький человек» или личность, не имеющая нравственного иммунитета, защищающего его от губительного воздействия среды, искусство детали, лапидарность стиля – вот те черты, благодаря которым мы без труда узнаем чеховский почерк. Уже первый период творчества показывает, насколько сильно автор ненавидел «пошлость жизни» и как мучительно он мечтал о том, чтобы в человеке было все «прекрасно».

Второй период (1888 – 1895 гг.) представляет нам Чехова зрелого, писателя в зените своей славы. «Скучная история», «Степь», «Попрыгунья», «Учитель словесности» – вот неполный перечень знаменитых произведений второго периода – периода изображения человека в привычных, казалось бы, для него условиях. Однако сюжеты повестей и рассказов складывались так, что в определенный момент привычная «пошлость жизни» вдруг оборачивалась трагедией, жестокостью, с которой нельзя смириться.

Писатель перестает быть Антошей Чехонте и становится Антоном Павловичем Чеховым, который учил нас выдавливать из себя раба по капле и бороться, бороться с пошлостью жизни!

Третий период творчества Чехова начинается в 1895 г. Этот период ознаменовался появлением «Дамы с собачкой», «Ионыча», «Душечки», «Дома с мезонином» и др. Герои этих произведений все также страдают от пошлости жизни, но не всегда находят силы бороться с ней. Автор обличает ее посредством иронии, психологического анализа, с помощью приема абсурда.

Чехов всем своим творчеством хотел доказать, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа…»

 

Тема 17. Итоговая лекция. (2 ч.). Значение русской литературы второй половины XIX века.

Цель лекции: подвести итоги курса лекций и обобщить представления студентов о значении ручкой литературы второй половины XIX века.

Задачи лекции:

1. Раскрыть гуманизм русской классической литературы второй половины XIX столетия.

2. Рассказать о традициях словесного искусства XIX в. в литературе XX – XXI вв.

 

Содержание лекции.

В искусстве ничего не исчезает бесследно, не пропадает навсегда, об этом в свое время размышлял О. Мандельштам: «И снова бард чужую песню сложит и, как свою, ее произнесет…». «Своими» стали для русских символистов образы и философия русских романтиков, близким «другом» стал для М. Цветаевой, А. Ахматовой, Арс. Тарковского Пушкин. У Ф. Достоевского «учится» писать свои замечательные произведения А. Солженицын, у Пушкина – А. Платонов и М. Булгаков.

В настоящее время одним из актуальнейших разделов литературоведения стал интертекстуальный анализ художественного текста, и стало очевидным, как отозвались в стихотворениях и песнях В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича образы поэтов позапрошлого теперь уже века. Иногда использование этих образов имеет пародийную цель и сатирическую природу, но и в этих случаях русская классика помогает преодолевать пороки и осознавать проблемы современности.

Современный человек, безусловно, нуждается в том огромном духовном богатстве, которое накопили для него Пушкин, Гоголь и Лермонтов, Фет, Некрасов и Тютчев, Толстой и Достоевский, Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин и Чехов. Эти художники побуждали уважать родную культуру, любить нашу русскую природу, понимать особенности национального менталитета. При этом всем своим творчеством писатели пробуждали интерес к искусству других народов, потому что Художники всех времен и народов учили и учат главному – гуманизму.

 

Содержание практических занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...