Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №6. Тема: «Противостояние сил: Базаров и Павел Петрович Кирсанов (в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»)». (2 ч.).




Вопросы и задания:

1. Найдите в тексте романа описание внешнего вида двух героев (одежда, прическа, манеры).

2. Найдите в тексте романа доказательства того, что Павел Петрович Кирсанов – западник, а Базаров – нигилист.

3. Как герои переживают чувство любви (Павел Петрович – к княгине Р., а Базаров – к Анне Сергеевне Одинцовой).

4. Проанализируйте сцену дуэли. Можно ли сказать, что И.С. Тургенев пародирует дуэль между Онегиным и Ленским?

5. Какова социальная и личностная подоплека вражды двух героев?

В процессе занятия студенты должны понять, что И. С. Тургенев сталкивает в спорах представителей двух культур – дворянской и разночинской. Герои имеют как сильные, так и слабые стороны. Эпоха конца 1850 – начала 1860-х гг. вносила свои коррективы в социальные и личностные отношения между людьми.

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.-Л., 1962.

2. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. М., 1975.

 

Практическое занятие № 7. Тема: «Место и роль «Сна Обломова» в контексте романа И.А. Гончарова «Обломов»». (2 ч.)

Вопросы и задания:

1. Каковы признаки жанра идиллия?

2. Найдите «след» древнего жанра идиллии в главе «Сон Обломова».

3. Какая среда более родственна Обломову – идиллически-патриархальная или буржуазно-урбанистическая? Докажите примерами из текста романа.

4. В чем состоит смысл противопоставления Обломова и Штольца?

5. Куда привели автора поиски идеального героя?

«Сон Обломова» занимает центральное место в романе. Эта глава была написана ранее других глав, которые впоследствии лишь «обрамили» центральную часть произведения. Главный герой показан на границе двух миров – патриархального и буржуазного. Писатель анализирует русский характер, развивающие условия социальной среды, саму эпоху. Идеальный герой не найден, но в процессе поисков И.А. Гончаров ответил на важнейшие вопросы современности.

Литература:

1. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

2. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

 

Практическое занятие № 8. Тема: «Прототипы героев «Истории одного города» и пародийный план произведения». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Какие труды русских историков упоминает М.Е. Салтыков-Щедрин?

2. Какие произведения и с какой целью пародируются в «Истории одного города»?

3. Какие реальные прототипы угадываются в мужских персонажах?

4. Какие реальные прототипы угадываются в женских персонажах «Истории одного города»?

5. Что можно сказать о гражданской позиции автора «Книги»?

6. Можно ли точно определить жанр «Истории одного города»?

 

Жанр данного произведения определить сложно, сам автор называл «Историю одного города» «Книгой». Действительно, временные границы так широки, проблематика произведения настолько глобальна, сатирическая природа так мощно о себе заявляет, что назвать «Историю одного города» романом или хроникой, пожалуй, нельзя. Перед нами обобщенная, сатирически осмысленная русская история, при этом в образах отдельных персонажей угадываются конкретные русские исторические деятели.

 

Литература:

1. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова-Щедрина // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М., 1966.

2. Николаев Д. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

 

Практическое занятие № 9. Тема: «Гротесковая природа образов в сказке «Дикий помещик»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Дайте определение приема «гротеск».

2. Выпишите на карточки случаи применения гротеска в тексте сказки.

3. Найдите в произведении примеры (фамилии реальных людей, социальные данности), указывающие на историческое время, изображенное в сказке.

4. Объясните, в чем состоит социальный смысл сказки «Дикий помещик»?

На этом практическом занятии студенты закрепляют знания в области теории литературы (понятия о гротеске, гиперболе, иронии) и уясняют, как писатель-сатирик создает художественную картину мира.

Литература:

1. Николаев Д. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

2. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М., 1966.

 

Практическое занятие № 10. Тема: «Функции сказовой формы повествования в «Левше» Н.С. Лескова». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Что такое сказовая форма повествования?

2. Как связана повествовательная манера «Левши» с эпохой создания произведения?

3. Рассмотрите систему персонажей в «Левше» (герои, антигерои).

4. Какова позиция «концепированного» автора, обнаруживающего себя в тексте произведения?

 

На данном практическом занятии студенты уясняют связь проблем эпохи с повествовательными формами в художественном произведении. Рассмотрение нарративных стратегий автора, речевое поведение сказового рассказчика позволяет увидеть в тексте литературные приемы, направленные на выявление черт народного характера, обнаружения реакции человека из демократических низов на социально-политические реалии.

Литература:

1. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.

2. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

 

 

Практическое занятие № 11. Тема: ««Человеческое» и «уставное» в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Найдите моменты несовпадения фабульных и сюжетных событий рассказа.

2. Каковы «внутренние» и «внешние» проявления характеров героев произведения?

3. Каково авторское отношение к «человеческой» («божьей») и «уставной» (законной) оценке поступков людей?

 

В ходе данного занятия студенты определяют авторскую этическую позицию: можно ли отказать в помощи гибнущему человеку? Что выше: устав или милосердие? Может ли считаться справедливой власть, которая не ценит человеческую жизнь?

 

Литература:

1. В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983.

2. Столярова И.В. Лесков и Россия // Лесков Н.С. Полн. собр. соч. В 30 т. М., 1996. Т. 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...