Налог на доходы физических лиц
Как и вышерассмотренные налоги, налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и играет важную роль для формирования доходов российской бюджетной системы. Однако если НК РФ плательщиками налога на прибыль признает исключительно организации, плательщиками НДС — как организации, так и физических лиц, то плательщиками налога на доходы выступают исключительно физические лица. Действительно, ст. 207 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (понятие налогового резидента содержится в ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по данному налогу признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в России и (или) от источников за пределами России — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федера- Глава 8. Российская налоговая система ции. При этом НК РФ (ст. 208), а также заключаемые Российской Федерацией с другими государствами соглашения определяют критерии отнесения тех или иных доходов к доходам от источников в России и доходам от источников за пределами России. В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: оплата его расходов организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг), полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, оплата труда в натуральной форме и т. д. Статья 212 НК РФ не содержит общего определения термина «материальная выгода». Однако данная статья указывает, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются, в частности, выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами; выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику; а также материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. § 4. Налог на доходы физических лиц Так, при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды за счет экономии на соответствующих процентах, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
По отдельным видам доходов (например, в зависимости от характера осуществляемой деятельности) могут устанавливаться особенности определения налоговой базы. В частности, закрепляются особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 213 НК РФ), особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 2141 НК РФ) и т. д. При определении налоговой базы действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает необходимость применения определенных вычетов: стандартных, социальных, имущественных и профессиональных. Стандартным налоговым вычетам посвящена ст. 218 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик — лицо, получившее или перенесшее лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода. Для определенных категорий налогоплательщиков установлен стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода (распространяется, например, на Героев Советского Союза и Героев России, а также лиц, награжденных орденом Славы I, II и III степени). По общему правилу стандартный налоговый вычет предоставляется лишь Глава 8. Российская налоговая система в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода и он действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 тыс. руб. Кроме того, аналогичным образом налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется на каждого ребенка налогоплательщика. Перечисленные выше стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Статья 219 НК РФ регулирует предоставление социальных налоговых вычетов. К ним относятся вычеты: в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 тыс. руб.; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации. Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. К имущественным налоговым вычетам относятся, в частности, суммы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи недвижимости, находившейся в его собственности, а также суммы, полученные от продажи иного имущества (в зависимости от срока владения имуществом размер вычета может ограничиваться определенным пределом — см. подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Аналогичным образом имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налого- § 4. Налог на доходы физических лиц плательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов. Общий размер этого вычета не может превышать 1 млн руб. Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета на приобретение жилья не допускается. Статья 221 НК РФ содержит обширный перечень профессиональных налоговых вычетов. В частности, право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели и приравненные к ним лица. Эти вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в соответствии с соответствующими статьями гл. 25 НК РФ. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по подоходному налогу признается календарный год. К налоговой базе, определенной за соответствующий налоговый период, подлежит применению ставка налога. В соответствии со ст. 224 НК РФ общая налоговая ставка устанавливается в размере 13%. В ряде случаев применяются иные ставки. Так, налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств (п. 2 ст. 212 НК РФ) и т. д.; налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Наконец, налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Глава 8. Российская налоговая система При исчислении налога на доходы физического лица сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях (сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля). Обязанности по исчислению рассматриваемого налога могут лежать на налоговых агентах (ст. 226 НК РФ), на самих налогоплательщиках (п. 2 ст. 227 НК РФ), на налоговых органах (п. 8 ст. 227 НК РФ). Применяется следующий порядок уплаты, налога на доходы физических лиц. Весьма распространенной формой уплаты подоходного налога является удержание его налоговым агентом. Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России (налоговые агенты), от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны, по общему правилу, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог. Следует подчеркнуть, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на
§ 4. Налог на доходы физических лиц себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. Вместе с тем в силу ст. 227 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Эти налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Названные налогоплательщики обязаны также представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от своей профессиональной деятельности в текущем налоговом периоде. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. На основании этого налоговым органом осуществляется исчисление суммы авансовых платежей. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь— июнь — не позднее 15 июля текущего года; 2) за июль— сентябрь— не позднее 15 октября текущего года; 3) за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года. В отношении некоторых других категорий плательщиков могут устанавливаться и иные особенности исчисления подоходного налога, а также особенности порядка его уплаты (см., например, ст. 228 НК РФ). g Отметим также, что по рассмотренному налогу действу-~ ющее законодательство предусматривает возможность пре-2 доставления большого количества различных налоговых льгот (ст. 217 НК РФ). Глава 8. Российская налоговая система Единый социальный налог Установленный гл. 24 НК РФ единый социальный налог является целевым налогом. Он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Статья 235 НК РФ закрепляет по существу две самостоятельные категории налогоплательщиков единого социального налога. Во-первых, к ним относятся лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Во-вторых, индивидуальные предприниматели и адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию. Отмеченная выше «двойственность» единого социального налога заметна также и при характеристике его объекта налогообложения. Объектом налогообложения для первой группы, налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Однако не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества. Объектом налогообложения для второй группы налогоплательщиков признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. § 5. Единый социальный налог В зависимости от объекта налогообложения определяется и налоговая база по единому социальному налогу. Налоговая база налогоплательщиков, относящихся к первой группе, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных ими за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров, предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах. При этом налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу (получателю вознаграждения). Для второй группы налогоплательщиков налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ. Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Данный налог имеет сложную шкалу ставок. Отметим лишь, что в целом шкала налоговых ставок характеризуется регрессивностью, т. е. ставки уменьшаются по мере возрастания величины налоговой базы в течение одного налогового периода. Следует особо подчеркнуть, что при исчислении рассматриваемого налога его сумма (или сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный Глава 8. Российская налоговая система бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2003 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Применяются следующие порядок и сроки уплаты налога. Согласно ст. 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками-работодателями (первая группа налогоплательщиков) отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для налогоплательщиков — физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Кроме того, указанные налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной МНС России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. § 5. Единый социальный налог Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, в силу ст. 244 НК РФ уплачивают налог по иной процедуре. Расчет сумм авансовых платежей по налогу в этом случае производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок. Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь— июнь — не позднее 15 июля текущего года; 2) за июль— сентябрь— не позднее 15 октября текущего года; 3) за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении; каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|