Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налог на доходы физических лиц




Как и вышерассмотренные налоги, налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и иг­рает важную роль для формирования доходов российской бюджетной системы.

Однако если НК РФ плательщиками налога на прибыль признает исключительно организации, плательщиками НДС — как организации, так и физических лиц, то пла­тельщиками налога на доходы выступают исключительно физические лица. Действительно, ст. 207 НК РФ устанав­ливает, что налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие дохо­ды от источников в Российской Федерации, не являющие­ся налоговыми резидентами Российской Федерации (поня­тие налогового резидента содержится в ст. 11 НК РФ).

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по данному налогу признается доход, полученный налогопла­тельщиками: 1) от источников в России и (или) от источ­ников за пределами России — для физических лиц, явля­ющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в России — для физических лиц, не яв­ляющихся налоговыми резидентами Российской Федера-

Глава 8. Российская налоговая система

ции. При этом НК РФ (ст. 208), а также заключаемые Российской Федерацией с другими государствами согла­шения определяют критерии отнесения тех или иных до­ходов к доходам от источников в России и доходам от ис­точников за пределами России.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении на­логовой базы учитываются все доходы налогоплательщи­ка, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него воз­никло, а также доходы в виде материальной выгоды. На­логовая база определяется отдельно по каждому виду до­ходов, в отношении которых установлены различные на­логовые ставки.

При получении налогоплательщиком дохода в натураль­ной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмот­ренному ст. 40 НК РФ. К доходам, полученным налого­плательщиком в натуральной форме, в частности, отно­сятся: оплата его расходов организациями или индивиду­альными предпринимателями товаров (работ, услуг), полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в инте­ресах налогоплательщика услуги на безвозмездной осно­ве, оплата труда в натуральной форме и т. д.

Статья 212 НК РФ не содержит общего определения термина «материальная выгода». Однако данная статья указывает, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются, в частности, вы­года, полученная от экономии на процентах за пользова­ние налогоплательщиком заемными (кредитными) сред­ствами; выгода, полученная от приобретения товаров (ра­бот, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивиду­альных предпринимателей, являющихся взаимозависимы­ми по отношению к налогоплательщику; а также матери­альная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

§ 4. Налог на доходы физических лиц

Так, при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды за счет экономии на соответствую­щих процентах, налоговая база определяется как превы­шение суммы процентов за пользование заемными сред­ствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установлен­ной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

По отдельным видам доходов (например, в зависимос­ти от характера осуществляемой деятельности) могут ус­танавливаться особенности определения налоговой базы. В частности, закрепляются особенности определения на­логовой базы по договорам страхования и договорам него­сударственного пенсионного обеспечения (ст. 213 НК РФ), особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бума­гами и операциям с финансовыми инструментами сроч­ных сделок, базисным активом по которым являются цен­ные бумаги (ст. 2141 НК РФ) и т. д.

При определении налоговой базы действующее законо­дательство о налогах и сборах предусматривает необходи­мость применения определенных вычетов: стандартных, социальных, имущественных и профессиональных. Стан­дартным налоговым вычетам посвящена ст. 218 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик — лицо, полу­чившее или перенесшее лучевую болезнь и другие заболе­вания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на полу­чение стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода. Для определенных категорий налогоплательщиков установлен стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц на­логового периода (распространяется, например, на Героев Советского Союза и Героев России, а также лиц, награж­денных орденом Славы I, II и III степени). По общему пра­вилу стандартный налоговый вычет предоставляется лишь

Глава 8. Российская налоговая система

в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода и он действует до месяца, в котором доход налогоплатель­щика, исчисленный нарастающим итогом с начала нало­гового периода, превысил 20 тыс. руб. Кроме того, анало­гичным образом налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется на каждого ребенка налогоплательщика.

Перечисленные выше стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работода­телей, являющихся источником выплаты дохода, по вы­бору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на та­кие налоговые вычеты.

Статья 219 НК РФ регулирует предоставление соци­альных налоговых вычетов. К ним относятся вычеты: в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произве­денных расходов, но не более 25% суммы дохода, полу­ченного в налоговом периоде; в сумме, уплаченной нало­гоплательщиком в налоговом периоде за обучение в обра­зовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 тыс. руб.; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицин­скими учреждениями Российской Федерации. Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письмен­ного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

К имущественным налоговым вычетам относятся, в частности, суммы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи недвижимости, находив­шейся в его собственности, а также суммы, полученные от продажи иного имущества (в зависимости от срока владе­ния имуществом размер вычета может ограничиваться определенным пределом — см. подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Аналогичным образом имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налого-

§ 4. Налог на доходы физических лиц

плательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов. Общий размер этого вычета не может превышать 1 млн руб. Повторное предо­ставление налогоплательщику имущественного налогово­го вычета на приобретение жилья не допускается.

Статья 221 НК РФ содержит обширный перечень про­фессиональных налоговых вычетов. В частности, право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели и приравненные к ним лица. Эти вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расхо­дов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в соответствии с соответ­ствующими статьями гл. 25 НК РФ. Если налогопла­тельщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивиду­альных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от пред­принимательской деятельности.

Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по подо­ходному налогу признается календарный год. К налого­вой базе, определенной за соответствующий налоговый период, подлежит применению ставка налога. В соответ­ствии со ст. 224 НК РФ общая налоговая ставка устанав­ливается в размере 13%. В ряде случаев применяются иные ставки. Так, налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении сумм экономии на процентах при полу­чении налогоплательщиками заемных средств (п. 2 ст. 212 НК РФ) и т. д.; налоговая ставка устанавливается в разме­ре 30% в отношении всех доходов, получаемых физичес­кими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Наконец, налоговая ставка уста­навливается в размере 6% в отношении доходов от долево­го участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Глава 8. Российская налоговая система

При исчислении налога на доходы физического лица сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма на­лога исчисляется по итогам налогового периода примени­тельно ко всем доходам налогоплательщика, дата получе­ния которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях (сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более ок­ругляются до полного рубля). Обязанности по исчислению рассматриваемого налога могут лежать на налоговых аген­тах (ст. 226 НК РФ), на самих налогоплательщиках (п. 2 ст. 227 НК РФ), на налоговых органах (п. 8 ст. 227 НК РФ). Применяется следующий порядок уплаты, налога на доходы физических лиц. Весьма распространенной формой уплаты подоходного налога является удержание его нало­говым агентом. Согласно ст. 226 НК РФ российские орга­низации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России (на­логовые агенты), от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны, по общему правилу, исчислить, удер­жать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. На­логовые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщи­ка начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. При этом удер­живаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплатель­щика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соот­ветствующих обстоятельств письменно сообщить в нало­говый орган по месту своего учета о невозможности удер­жать налог. Следует подчеркнуть, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При за­ключении договоров и иных сделок запрещается включе­ние в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на

§ 4. Налог на доходы физических лиц

себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Вместе с тем в силу ст. 227 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и дру­гие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответ­ствующий бюджет. Общая сумма налога, подлежащая уп­лате в соответствующий бюджет, исчисляется налогопла­тельщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговы­ми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Эти налогоплатель­щики обязаны представить в налоговый орган по месту сво­его учета налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчислен­ная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивает­ся в срок не позднее 15 июля года, следующего за истек­шим налоговым периодом. Названные налогоплательщики обязаны также представить налоговую декларацию с ука­занием суммы предполагаемого дохода от своей профессио­нальной деятельности в текущем налоговом периоде. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налого­плательщиком. На основании этого налоговым органом осу­ществляется исчисление суммы авансовых платежей.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь— июнь — не позднее 15 июля текущего года; 2) за июль— сентябрь— не позднее 15 октября текущего года; 3) за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года. В отношении некоторых других категорий плательщи­ков могут устанавливаться и иные особенности исчисле­ния подоходного налога, а также особенности порядка его уплаты (см., например, ст. 228 НК РФ).

g Отметим также, что по рассмотренному налогу действу-~ ющее законодательство предусматривает возможность пре-2 доставления большого количества различных налоговых льгот (ст. 217 НК РФ).

Глава 8. Российская налоговая система

Единый социальный налог

Установленный гл. 24 НК РФ единый социальный на­лог является целевым налогом. Он предназначен для мо­билизации средств для реализации права граждан на госу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение (стра­хование) и медицинскую помощь.

Статья 235 НК РФ закрепляет по существу две самостоя­тельные категории налогоплательщиков единого социально­го налога. Во-первых, к ним относятся лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые ин­дивидуальными предпринимателями. Во-вторых, индиви­дуальные предприниматели и адвокаты. Если налогопла­тельщик одновременно относится к нескольким категори­ям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Отмеченная выше «двойственность» единого социаль­ного налога заметна также и при характеристике его объек­та налогообложения.

Объектом налогообложения для первой группы, налого­плательщиков признаются выплаты и иные вознагражде­ния, начисляемые налогоплательщиками в пользу физи­ческих лиц по трудовым и гражданско-правовым догово­рам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выпла­чиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Однако не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках граж­данско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Объектом налогообложения для второй группы нало­гоплательщиков признаются доходы от предприниматель­ской либо иной профессиональной деятельности за выче­том расходов, связанных с их извлечением.

§ 5. Единый социальный налог

В зависимости от объекта налогообложения определя­ется и налоговая база по единому социальному налогу. Налоговая база налогоплательщиков, относящихся к пер­вой группе, определяется как сумма выплат и иных воз­награждений, начисленных ими за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне за­висимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата това­ров, предназначенных для физического лица — работни­ка или членов его семьи, в том числе коммунальных ус­луг, питания, отдыха, обучения в их интересах. При этом налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу (получателю вознагражде­ния).

Для второй группы налогоплательщиков налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими на­логоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расхо­дов, связанных с их извлечением. При этом состав расхо­дов, принимаемых к вычету в целях налогообложения дан­ной группой налогоплательщиков, определяется в поряд­ке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на при­быль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по едино­му социальному налогу признается календарный год. От­четными периодами по налогу признаются первый квар­тал, полугодие и девять месяцев календарного года. Дан­ный налог имеет сложную шкалу ставок. Отметим лишь, что в целом шкала налоговых ставок характеризуется рег­рессивностью, т. е. ставки уменьшаются по мере возраста­ния величины налоговой базы в течение одного налогово­го периода.

Следует особо подчеркнуть, что при исчислении рас­сматриваемого налога его сумма (или сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный

Глава 8. Российская налоговая система

бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязатель­ное пенсионное страхование (налоговый вычет) в преде­лах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страхо­вых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2003 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового пла­тежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюд­жет, начисленную за тот же период.

Применяются следующие порядок и сроки уплаты на­лога. Согласно ст. 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками-работодателями (первая группа налогоплательщиков) отдельно в федераль­ный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплатель­щики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для налогоплательщиков — физических лиц) с начала налого­вого периода до окончания соответствующего календарно­го месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансо­вого платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Кроме того, указанные налогоплательщики представля­ют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержден­ной МНС России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декла­рации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, пред­ставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

§ 5. Единый социальный налог

Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, в силу ст. 244 НК РФ уплачивают налог по иной процеду­ре. Расчет сумм авансовых платежей по налогу в этом слу­чае производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налого­вый период и соответствующих ставок. Данные о начис­ленных и уплаченных суммах страховых взносов на обяза­тельное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расче­тов и (или) налоговой декларации по налогу.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь— июнь — не позднее 15 июля текущего года; 2) за июль— сентябрь— не позднее 15 октября текущего года; 3) за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении; каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Раз­ница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей упла­те в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уп­лате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...