Месопотамия (междуречье тигра и евфрата)
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Древние греки называли так земли между реками Зап. Азии (Тигром и Евфратом). С 4 тыс до н.э. здесь существовали, сменяя друг друга не одно государство и не один народ: вначале – Шумер, Аккад, затем – Вавилон, Ассирия, Иран. Эти земли заселены примерно 40 тыс лет назад, уже к 4 тыс до н.э. сформировалась сложившаяся культура. Древнейшая культура – Шумеро-аккадская: шумеры и жители аккадского царства говорили на разных языках, имели письменность (возможно, первая в мировой культуре сложившаяся система письменности). Письменность – изначально рисуночное письмо, потом идеографически-рисуночное (письменные условные знаки-символы – напр., знак дождя – совмещение 2-х знаков (неба – звезда и воды (рябь)); потом - клинопись (на глиняной табличке делались углубления палочками, первые таблички относятся к 4 тыс. до н.э.). Клинопись заимствована в Сирии, Древн. Персии и т.д., уже к 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности (пользовались ею и в Египте). Постепенно клинопись перерастала в алфавитное письмо. Научные знания: первый в мире библиотечный каталог, первый мед.книги – сборники рецептов, календарь земледельца. Религиозные верования: 2 рода божеств (божества-податели земных благ и плодородия и покровители городов – города крупн. Ур, Урук, Киш, Умма, Ланаш, Ниппур, Аккад, позднее – Вавилон). Самые могущественные (главные) – Ан (бог неба и отец других богов), Энлиль (бог неба, воздуха, всего пространства от земли до неба) и Энки (аккадский Эа, бог океана и пресных водоемов). Другие божества – бог луны Нанна (Аш)[1], бог солнца Уту (Шамаш), богиня плодородия и плотской любви – Инанна (Иштар), владыка мира мертвых и бог чумы – Нергал, покровитель воинов – Нинурт, богини-матери – Нинхурсаг и Мам¢а (повитуха богов), богиня-врач врачевательница Гула (первоначально – богиня смерти). (на протяжении тысячелетий богам этим приписывались и другие качества – напр., Ан как идея власти, Уту - верховный судья и защитник притесняемых; вместе с развитием государственности в пантеоне богов появились – бог-секретарь, бог-носитель трона владыки, боги – привратники; божества соотносились с различными планетами и созвучиями – напр., Уту – солнце, Инанна – Венера).
Литература – на глиняных табличках записаны гимны богам, молитвы,религ.мифы и легенды, в храмах – списки царских династий (в 3 веке до н.э. вавилонскипй жрец берос использовал эти списки для сводного труда по шумеро-аккадской истории), цикл сказаний о Гильгамеше (о легендарном царе г.Уру, сыне простого смертного и богини Нинсун, потомок солнечного бога Уту; сохранидось 5 эпических сказаний о Г. -«Г. и Ага» сказание о борьбе Г. с Агой, правителем северного объединения шумерских городов -«Г. и гора бессмертных» рассказ о походе во главе отряда молодых неженатых воиновв горы за кедрами для добычи себе славного имени, борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой, убийство последнего и гнев бога Энлиля за этот подвиг) -«Г. и небесный бык» об умервщлении чудовища небесного быка -«Г., Энкиду и подземный мир» по просьбе богини Инанны изгнание исполинской птицы Анзуда и умерщвление волшебной змеи, поселившейся в божественном саду. Проблемы и картины царства мертвых (туда проваливается слуга Г. Энкиду – по другой версии созданный богами дикий человек, призванный убить Г., но в конце концов с ним подружившийся) -«Г. в подземном мире» (иначе «Смерть Г.»). Лейимотиав поэмы – недостижимость для человека участи богов (тщетно пытается обрести бессмертие). Пор традиции с Гигальмешем связывались изображения героя –борца со львом и диким быком.
Предания о всемирном потопе (потоп был устроен богами, чтобы погубить все живое на Земле только один благочестивый Заусудра смог избежать смерти, по совету богов заранее построив себе корабль). «Поэма об Атрахасисе» (о происхождении людей) – были времена, когда людей не было и на Земле жили боги – «бремя несли, таскали корзины, корзины богов были огромны, тяжек труд, велики невзгоды…» В конце концов боги решили создать человека – смешали глину с кровью одного из низших богов (которым решили пожертвовать ради всеобщего блага)Поэтому человек – и земное, и божественное существо, а его предназначение на Земле – в поте лица работать за богов и для богов. Вавилонское царство (старое и новое): 2 тыс до н.э., расцвет – царствование Хаммурапи (знаменитый свод законов, написанный клинописью на 2-х метровом каменном столбе)[2]. Религия и мировоззрение – выдвижение «городского бога» Мардука; вавилонские боги – многочисленны, изображались как покровители царя, «очеловеченные» боги – как люди стремились к успеху. Обзаводились семьями и потомством, ели и пили, им свойственны разные слабости и недостатки (зависть, злоба, сомнение, непостоянство). Мировоззренческие интересы сосредоточены на реальной жизни (не обещались посмертные блага): после смерти человек попадает в «страну без возврата», где все находятся примерно в одинаковых условиях, лучшая участь ожидает того, кто оставил многочисленное мужское потомство, худшая – тех, чье тело не было захоронено. Представления о связи мертвых и живых. Вера в существование личного бога человек (илу) – из поколения в поколение личный бог передавался из тела отца в тело сына в момент зачатия. Наука – астрономия и математика – шестидесятиричная система исчисления времени (часы, минуты, сек.), законы обращения солнца, луны, повторяемость затмений (в астрономических изысканиях опередили египтян). Искусство – Храмы – важнейшие хозяйственные и культурные центры Мессопотамии, при них архивы, библиотеки, школы, мастерские. Классическая форма храмов – зиккурат (высокая многоступенчатая башня, опоясанная выступающими террасами; создавала впечатление множества башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом – уступов от 4 до 7). Верхняя башня заккурата – святилище бога (его жилище) Башни раскрашивались. Внутренне убранство: статуя бога (как правило, из ценных пород дерева или покрытая пластинками золота), статую одевали в пышные одежды и венчали короной.
В целом, архитектурные сооружения, подчиняясь материалу, тяжеловесны прямоугольны, важнейшие элементы – купола, арки, сводчатые потолки. Архитектурные памятники сохранились мало (в отличие от Египта здесь было мало камня и основным строительным материалом был недолговечный кирпич, высушивавшийся на солнце. Главная достопримечательность – Вавилонская башня (высота 90 м), озелененные террасы Вавилонской башни известны как 7-е чудо света – «висячие сады Семирамиды»[3] Распространена мелкая пластика (по сравнению с Египтом, более тонкая и реалистичная проработка деталей. Новый Вавилон – крупный город на древнем Востоке (население свыше 200 тыс. человек). Был окружен стеной (в ее широкой части свободно могли разъехаться 2 колесницы, запряженные четверкой лошадей). В 6-м веке до н.э. Вавилон пал под наступлением персов (царь Кир-II); затем Вавилонское царство сохраняется в составе персидской державы лишь формально. Ассирия: подчинила Вавилонское царство в 8-м веке до н.э., вошел в историю царь Ашшурбанипал. Сасанидский (Древний Иран) – с 6 в. до н.э., в 4 веке до н.э. Иран включен в сферу влияния эллинистической культуры (как и Египет завоеван А.Македонским). 3-й век до н.э. – правящая династия Сасаниды. Религиозные верования: Государственная религия – Зароастризм (по имени основатнеля этой религии Заратуштры или в греческой транскрипции Зороастра). Последний жил в 12-10 в.в. до н.э., проповедовал в Восточном Иране, но не был признан, в итоге - убит одним из своих врагов. Канон зароастризма – Авеста (собрание священных книг, содержащих религиозные и юридические предписания, молитвы, гимны…). Образ Заратуштры был мифологизирован (в самом начале бытия он был создан не как реальный человек, а как духовная сущность и был до времени помещен в ствол дерева жизни).
Сущность зароастризма – · поклонение огню и вера в справедливую борьбу добра и света со злом и тьмой. (В Иране большое количество храмов огня, име.щих свою иерархию, самый великий и почитаемы храм огня Бахрама - символа правдивости; внутри храм представляет собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте-алтаре помещался священный огонь.) · этическая триада: благие мысли – благие слова – благие дела. Выполнение ее – обязательное условие правильного образа жизни (по учению Заратуштры душа человека уже через 3 дня после смерти идет к месту возмездия на суд, где все деяния человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу: праведников ожидает блаженство, грешников – страшные муки и ожидание окончательного наказания на последнем суде в конце мира). [4] · главное божество зароастрийского пантеона Ахурамазда, носитель злого начала – Азриман, символ плодородия Сенмурава (существо, изображаемое в облике собаки-птицы), богиня любви красавица Анахиту. Искусство – светское и придворное, в нем нет жестоких мотивов, свойственных искусству ассирийцев; распространенные изображения животных – крылатые быки, львы, грифы. При Сасанидах развитие декоративно-прикладного искусства: роскошное внутренне убранство дворцов (фрески, ковры – напр., один из ковров покрывал пол всего парадного зала дворца Так–и-Кеспра в Ктесифоне). ЕГИПЕТ Древняя история развивалась не только во времени, она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса…, потом новые подхватывали эту эстафету, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником твердыни их…” [5].
Происхождение египетского народа: или семитско-хамитская группа (особый тип характера и языка, черты псих. склада, характерные и для европ. народов – настойчивость, инициативность, оригинальность) или родственники негритянских народов. Уже в 4 тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность – первая мощная держава. ( Одна их древнейших мировых цивилизаций зародилась в восточной Африке, в долине Нила. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» (черная земля). По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемоо плодородия и основой всей хозяйственной деятельности Египта.[6])
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|