Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация культурных этапов и их общая характеристика




Древнеегипетская культура в своем генезисе, “зрелости” и упадке прошла ряд важнейших этапов, обладающих своей спецификой и разделивших историю Древнего Египта на несколько сменивших друг друга периодов. Это:

· додинастический период – время разложения родового строя и становления классового общества, постепенное сложение форм древнеегипетского искусства (конец 5 – 4 тысячелетие до н.э.) Культурные проявления этого периода во многом близки еще первобытному обществу, хотя многие основные принципы древнеегипетской культуры и искусства, в частности, складываются именно тогда. Раскопки свидетельствуют о простейших жилищах египтян в этот период, а лишь позже – о применении для строительства кирпича-сырца. Так же и погребения – вначале простые прямоугольные ямы, выстланные циновками в подражание жилищам людей; обращает на себя внимание схожесть в планировке жилищ, святилищ, гробниц (поскольку все они мыслились обиталищем людей, духов, мертвых). С этим, вероятно, связано и позднейшее сходство в планировке дома, храма, гробницы в Древнем Египте. Вызревание древнеегипетской культурной традиции в додинастическую эпоху связано с постепенным переходом к ирригационному земледелию, скотоводству и т.д. в поселениях длины Нила.

· раннее царство (3000 до 2800г. до н.э.) - Во второй половине 4 тыс. до н.э. на территории Египта образовались два больших государственных объединения - северное и южное, а около 3000 г.до н.э. юг подчинил себе север и возникло единое египетское государство. В этот период (Раннего царства) формируется первоначально примитивное рабовладельческое общество. Специфической чертой культуры раннего царства являлось причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Именно в этот период закладываются основы будущей загадочной египетской культуры – возникают все виды знакового египетского письма, появляются первые попытки мумификации, оформляется система счета и строгий канон египетского искусства.

· древнее царство (28 – 23 вв. до н.э.) - С начала времени Древнего царства можно говорить о сложившейся государственно-религиозной системе Древнего Египта, характеризовавшейся сильной властью фараона и его общегосударственным культом. Политическая система определяется как рабовладение, важнейшей особенностью общественного производства становится ирригационное земледелие, которое необходимо требует сильной централизованной власти. В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государством (черты централизованной деспотии), распространявшим свое влияние на области Синайского полуострова, Южную Палестину, Нумибию. В период Древнего царства египетская культура не только сумела приобрести неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов. Этой эволюции способствовали значительные успехи социально-культурной жизни: самими египтянами эпоха древнего царства воспринималась как время могущественных царей и великих мудрецов (полубог Имхотеп, Джедефхор). Даже ослабление власти фараонов в конце 5 династии – братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, а так же последующее нашествие и столетнее владычество гиксосов не могли остановить развития древнеегипетской культуры. Ее основные черты и достижения, сформированные в эпохи раннего и древнего царства продолжали развиваться в своих лучших традициях.

· среднее царство (21 – 18 века до н.э.) - усложнившаяся обстановка в стране (борьба центральной власти с народными волнениями, резкое увеличение роли средних слоев рабовладельцев) повлекла за собой изменение умонастроений древнеегипетского общества. Сложные политические тенденции, связанные с проблемами распада и послнедующего объединения страны ярко отразились в литературе (например, “Поучение Аменемхета I”, “Разговор разочарованного со своей душой”, “Песнь арфиста” и др.) Во многих этих произведениях проявилась официальная идеология «эпохи смут» – стремление возродить политическое и духовное единство страны, призвание к восстановлению культа богов; однако, здесь же рассматриваются и новые идеи – например, увещевание «праздновать прекрасный день» (в отличие от постоянного ожидания заупокойного воздаяния). Культура этого периода чрезвычайно сложна – с одной стороны она следует сложившимся в эпоху Древнего царства идеям и канонам, с другой – не стоит на месте, развивается и усложняется. Эпоху Среднего царства нередко называют временем классической культуры Египта – именно тогда окончательно сложился древнеегипетский язык, происходит расцвет научного знания (математические, медицинские тексты – например, большой медицинский папирус Эберса), сохранились древнейшие записи обмера страны этого периода, списки созвездий на саркофагах и т.д.

· новое царство (16 – 11 века до н.э.).

Особый период в жизни страны – реформы Эхнатона: В истории культуры древнего Египта особняком стоит 20-тилетний период правления Ахетатона (Эхнатона). Его попытки провести в стране государственную и духовную реформу, ослабить власть касты жрецов не могли не отразиться на духовной культуре общества. Фараон Аменхотеп IV в 1368 – 1351 году до н.э. предпринял государственную и духовную реформу, целью которой была некоторая унификация религиозного культа (включавшая и нововедения – например, борьба против культа Амона), а так же усиление влияние светских лиц и, соответственно, ослабление диктата жрецов. Аменхотеп поменял свое имя: от Аменхотепа (угодный Амону) на Эхнатон (Атон доволен); и даже перенес государственную столицу из Фив (оплота жрецов Амона и вельмож) в Ахетатон (Небосклон Амона), воздвигнутый на восточном берегу, в долине Нила. Сама реформа до сих пор воспринимается как спорная и неоднозначная. С одной стороны, это попытка обновления древнего солярного монотеизма, традиционного для Египта, с другой – полное игнорирование осирических представлений о загробной жизни, попытки устранить само слово «бог», что придает реформе оттенки богоборчества. Но эти реформы были недолговечны и все изменилось со смертью Эхнатона – вернулся старый культ и на старое место перенесена столица.

Новое царство не только продолжило внутреннее развитие культуры Древнего Египта, но и небывалое развитие его «вовне». Расширение географического горизонта, взаимодействия с культурами других народов не только способствовало распространению египетской культуры, но и обогащению ее за счет культурных заимствований (например, появление новых божеств – воинственные азиатские боги Решеф, Иштар и др.)

Культуру эпохи Среднего и Нового царства можно было бы назвать (по аналогии с древнегреческой) “классикой” древнеегипетской культуры. Это – период наивысшего расцвета искусства, религиозно-магических представлений, научного и эзотерического знания (получить которое мог далеко не каждый, да и то лишь у жрецов, пройдя сложнейшие испытания – посвящения).

· поздний период (11 – 7 век н.э.) –6 в. до н.э. Егтипет завоеван персами (властвуют до 4в. дон.э). Затем – целая цепь завоеваний. С 332г. о н.э. – македоняне во главе с А. Македонским – начинается процесс эллинизации Египта и его культуры. Главным городом становится Александрия (порты, знаменитый Александрийский маяк, Муссейон - академия наук). С 36 г. до н.э. Египет рассматривается как римская провинция. Такая ситуация (экономическое и политическое – и в целом культурное давление сор стороны Рима – сохраняется до 7 в. н.э., когда Египет завоеван арабами, принесшими туда ислам).

Искусство Характеристика древнеегипетской культуры была бы далеко не полной вне исследования древнеегипетского искусства, поскольку об этой великой цивилизации мы судим, в основном, именно по произведениям художественной культуры, донесших до современного человека ее предпочтения, великие философские идеи, понимание красоты и гармонии, замечательное техническое мастерство древних творцов. Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше 4 тыс. лет. Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками. Египет первый в мире дал культуре монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, ремесленные изделия высокого художественного мастерства. Египетские зодчие и скульпторы владели искусством обработки различных пород камня (об этом ярко свидетельствуют созданные ими гробницы фараонов – пирамиды, обширные колонные залы храмов, огромные обелиски и пр.) Путем длительных поисков и накоплений навыков до высочайшего мастерства довели египтяне и художественные ремесла (резьбу по дереву и кости, ювелирные работы и т.д.)

Египетское искусство характеризуется рядом общих черт, как то – каноничность, контрастность и четкость, монументальность, символизм, сдержанность, что подтверждает и особый художественный язык – язык знака, контура, предельно обобщенных объемов. Главная идея его образов – поиск вечного и неувядающего в быстротекущем потоке жизни. Строгой каноничности творчества мастеров уделялось первостепенное внимание (считалось, что лишь точное соблюдение формы старых образцов обеспечивает полное соответствие основным религиозным идеям). Соблюдение канонов вызвало необходимость создания письменных руководств для художников (“Предписание для стенной живописи и канона пропорций”, найденной в списке книг библиотеки храма в Эдфу), Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров (например, применение сетки для точного перенесения на стену нужного образца).

Искусство Древнего и Раннего царства: формирование его основных характеристик и черт началось еще в додинастический период и продолжилось в эпоху Раннего царства. Главным творческим процессом эпохи становится процесс разработки техник, сюжетов, композиций и оформление основных идей, которые несет все древнеегипетское искусство, – как эстетических, так и общефилософских. Если в додинастический период только зарождались предпосылки позднейшего грандиозного расцвета творческой деятельности египтян, то в период Раннего царства и особенно Древнего царства складываются основы, формируются каноны всего последующего древнеегипетского искусства и культуры в целом, оформляется и новый художественный язык, характеризующийся экономностью графического знака, строгой и ясной линией, композиционным обобщением объемов.

В искусстве рабовладельческого Египта всегда сохранялись черты, которые восходили к искусству доклассовому и были закреплены традицией как канонически обязательные. Таковы, например, изображения предметов, фактически не видимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (рыбы, крокодилы под водой); изображение предмета путем схематического перечисления его частей, сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (например, животное изображается профильно, а рога его в - фас).[7]

Важная группа памятников древнейшего периода – плитки. Это небольшие (10-15 см. длиной) плоские пластины из серо-зеленого камня (граувакки). Они служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся для проведения магических обрядов. Вначале их в целях украшения лишь исполняли разной формы, позже стали оформлять культовыми композициями. Общемировое значение имеет плита фараона Нормера. Это сооружение в честь победы Южного Египта над Северным. Рельеф на обоих сторонах плиты включает 5 сцен, расположенных поясами. В этом памятнике изобразительного искусства проявилась окончательно сформировавшаяся манера изображения тела на плоскости, которая сохранится и более зрелом искусстве древнего Египта, канонически закрепившись как наиболее гармоничная и ясная. Эта особая манера изображения тела на плоскости заключалась в том, что человеческое лицо передают в профиль, с глазом, прорисованным в фас, верхняя часть тела – в фас, нижняя – в легком повороте (примерно на три четверти), а ноги – в профильном изображении.

Еще со времен раннего царства ведущее место в искусстве Древнего Египта заняла архитектура. Особое значение уделялось усыпальницам фараонов: ставилась задача увеличения их площади. С этой целью архитекторами предложена “ступенчатая пирамида”; первое сооружение такого типа – усыпальница фараона III династии Джосера в Саккаре (созданная зодчим Имхотепом). Пирамида Джосера была первой в целом ряде надгробных сооружений, в которых постепенно складывался архитектурный тип пирамиды. Здесь проявляются новые элементы каменной архитектуры, зачастую служившие своеобразной смысловой декорацией. Например, введение в постройку изображений растений, считавшихся в Древнем Египте священными – папируса и лотоса. Подобную роль выполняли и полуколонны. Полуколонны эти не являлись отдельно стоящими несущими элементами архитектурной конструкции, они были единым целым с каменными блоками кладки стен. Стены некоторых погребальных помещений могли декорироваться своеобразными панно из зеленых фаянсовых плиток, цвет и рельефный рисунок так же воспроизводит плетенку из тростника.

Пирамиды можно рассматривать как “дом вечности”[8], как говорили египетские жрецы,– и сам смысл обряда погребения поддерживал эту идею: тело фараона бальзамировалось и располагалось в специальном помещении пирамиды (так как обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела), то, что могло “пригодиться” погребенному после смерти – утварь, скот, украшения и т.д. – так же помещалось в пирамиде (или изображалось в ее настенных росписях). Постепенно пирамиды превратились в целые погребальные комплексы, которые состояли непосредственно из пирамиды - усыпальницы фараона, окружавших ее усыпальниц знатных вельмож, заупокойного храма у самого берега Нила, связанного с пирамидой длинным коридором (ныне, как правило, не сохранившиеся)

Наиболее яркие среди погребальных построек для фараонов в эпоху древнего царства - знаменитые пирамиды в Гизе (по названиям греков Хеопс, Хефрен, Микерин). Самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. В пирамидах в Гизе идея величия и мощи, всеобъемлющая и всеподавляющая, нашла свое наиболее полное воплощение. Формы и пропорции пирамид отработаны, точны, четки и лаконичны и, тем самым, предельно выразительны. Конструкции и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды основаны на пропорциях “золотого сечения” (так, пирамида Хеопса имела 146,6 м в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания – 233м.) Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которые дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера, здесь были применены крупные блоки камня. Они чрезвычайно плотно пригнаны друг к другу без использования связующего материала, вся поверхность пирамиды первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами. Эту пирамиду строили двадцать лет, а десять лет до этого прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломен. Грандиозное сооружение стоит уже 5-ое тысячелетие и мало изменилось от времени, только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, а верхушка начала разрушаться, так что пирамида понизилась на 9 м. Чрезвычайно интересны некоторые технические находки мастеров, сооружавших пирамиды, (например, чтобы защитить погребальное сооружение от давления кладки над потолком усыпальницы была устроена разгрузочная камера). Непосредственно гранитный саркофаг с мумией царя был помещен в небольшой камере, куда ведут узкие коридоры. К самой камере подводит так называемая Большая Галерея 50 м длиной, облицованная известняковыми плитами, которые вверху, на потолке, выступая друг над другом, нависают подобно ложному своду.

Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хефрена находится уникальное произведение древнеегипетского искусства – Большой сфинкс (около 60-ти метров длины). Он изображает фараона (возможно, Хефрена) в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося здесь скального выступа, фигура дополнена с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков того же известняка. Монументальностью пропорций и масс, статикой позы, величавостью образа Большой сфинкс вторит всему ансамблю пирамид. Сфинксы значительно меньшего размера были установлены по сторонам двух прямоугольных входов в нижний заупокойный храм Хефрена.

В 1953 году два египетских археолога откопали среди песков недалеко от пирамиды Хеопса тайник на глубине 17 метров, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона. Она была изготовлена для того, чтобы душа-двойник царственного покойника (“ка”) могла поплыть в ней после смерти по небесным волнам в царство мертвых. Интересно, что у древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что это делалось как по практическим соображениям (защита от расхищений), так и по религиозно-мифическим – если душа умершего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую. Кстати, такая же всесторонняя забота о “желаниях” умершего послужила причиной и бальзамирования тел фараонов, т.е. создания их мумий – на тот случай, если душа захочет вернуться в свое “сохранившееся” тело.

Особое место в искусстве Древнего Египта занимала скульптура. Формирование ее основных канонов, сюжетов и техник так же происходило в ранние эпохи, в частности, в эпоху Древнего царства. Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов. Скульптура в значительной степени подчинялась архитектуре - статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон – прислонены спиной к плоскости стены.

Для статуй характерна симметрия, уравновешенность правой и левой половины. Это правило не только строго соблюдалось при изображении сидящей и стоящей фигуры, но и при передаче ее в других позах. Последнее характерно был для древнеегипетской скульптуры всех времен. Каноничность запрещала случайные позы скульптурной фигуры. Так, например, характерна прямо стоящая или сидящая фигура мужчины. У спокойно прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. У сидящих фигур - так же фронтальная постановка: близко сдвинуты и сомкнуты колени, одна или обе руки лежат на коленях. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. Передача спокойных, устойчивых даже величавых поз отражала идею “торжественного предстояния перед вечностью”[9] Статуи раскрашивались, глаза их инкрустировались светлым и темным камнем. Наиболее яркие примеры – статуя фараона Джосера, изваяние из диорита фараона Хефрена, статуи жрецов Каапера, Ранофера и т.д. Своеобразие портретной пластики заключалось в том, что тела зачастую идеализировались, а сходство лица скульптуры с оригиналом исполнялось более конкретно. Лица могли быть в разной степени индивидуализированными, но выражение их всегда спокойно замкнуто, как бы отрешенно.

Именно в эпоху Древнего царства сложились и основные каноны в выполнении рельефов и росписей, представляющих словно бы “визитную карточку” древнеегипетского искусства. Это, в основном, рельефы 2-х видов – очень низкие барельефы и слегка врезанные рельефы (или контррельефы). Тоже можно сказать и о настенных росписях – так же 2-х видов: темперой по сухой поверхности или этой же техникой, но в сочетании с вкладками из цветных паст. Расцвечивались и те и другие минеральными красками. Если в целом говорить о принципах исполнения - это спокойная ритмика, приземистые пропорции разнообразных движений, неразрывная связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...