Нормы повседневной жизни
- Культ строго повиновения старшим (даже слепое повиновение), категория «сяо» – сыновняя почтительность[11] (из книги «24 примера сяо» – бедняк, продавший сына, чтобы накормить, умирающую от голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью – «за твое сяо») -культ семьи и клана (проблема любви в семье не стоит – задача деторождение; мужчина мог выбрать себе наложницу и жена никогда не препятствует). Для мужчин высшая цель и принцип поведения – неукоснительное выполнение долга и несение службы. Для женщин – смирение, послушиние (мужу, свекрови), ее обязанности – труд и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, способная следовать за мужем даже в могилу. -Тенденции к нерасчлененной большой семье, после смерти родителей образовывались кланы сородичей, которые обладали большими юридич. правами. - -культ грамотности (согласно конфуцианству разделение общества соответственно знаниям и добродетели, а не знатности и богатству). Изначальное воспитание – прежде всего в духе конфуцианства (приучение к нормам сяо, изустное распространение и заучивание фраз из классических конфуцианских произведений). Особенно значима подготовка знатоков конфуцианства (по сути идеологов и богословов), тогда как все дисциплины негуманитарного цикла не считались достойными серьезного внимания. Единственным путем войти в состав правящей элиты – пройти систему экзаменов (по результатам экзаменов присваивались по 1-му экз – 1-я степень, по 2 – 2, по 3 – 3-я, именовались – шэньши) -Строгая регламентация быта: торговцам и ростовщикам запрещено одеваться в богатые парчовые одежды (это только привилегия аристократиии). - В целом, не поощряется любое новшество, любое изменение традиции (изменить традицию считалось – «потерять лицо»; решительное нет экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика). Склонность к догматизму и конформизму (истины как догмы подлежало выучивать наизусть; новая мысль – только как комментарий к старым изречения мудрецов).
-Человек как личность не представлял самостоятельной ценности (личность – ничто перед гос-вом и коллективом). в центре внимания – общество и государство, а не личность. Иерархия ценностей китайской культуры: государство, конфуцианское знание, иерархия (социальная), ритуал, мир, порядок, традиции. Духовная культура Наука – к знаниям и учености относились с большим уважением. (интересно, что наиболее престижным считалось гуманитарное знание, в остальном – шло только эмпирическое накопление истин, которые теоретически не обобщались). Математика – знаменитый трактат «Математика в 9 главах», суммирующий математическое знание. Ввели понятие отрицательных чисел, действия с дробями, сокращение, задачи на %, уравнения, арифметич.прогрессия. Астрономия – делили год на 12 мес., 1 мес – 4 недели. Составили перв. В мире звездный каталог (800 светил), регистирировал солнечные затмения, в книгах по астрономии – карты звездного неба (известный астроном Чжан Хэн – первый создал небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел). Медицина – уже в 1 тыс. до н.э. широко применяли в лечебной практике наркотики. Самая древняя книга о лекарственных средствах – 2в. до н.э. (авторство приписывают Шэнь Нунцу, основателю кит. фармакологии). 1 в. н.э. – каталог мед.книг (рецепты лечения болезней). Из методов лечения – широкое развитие и изучение иглоукалывания и прижигания. Кит.врач Бянь Цао – учсение о пульсе, операции под наркозом, используя для этого спец. напиток Техника – магнитный прибор (предшественник компаса). – 3в. до н.э., водяная мельница, водоподъемная машина (насос), сконструировали первый в мире сейсмограф.
Письменность – иероглифическое письмо в 3 в. до н.э. уже существовало более 18000 иероглифов. Перешли от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму на шелке натуральными красками и спец. кисточкой. 105г. до н.э. – изобретение бумаги (варили из древесной коры, тряпья, конопли) – автор изобретения Цай Лунь. Использовали и составляли словари. Литература – знаменит. «Книга песен» и «Книга перемен» - 1 тыс. до н.э. Поэты (2в. до н.э. – 2 в. н.э.) – Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сунь, Тао Юань Минь. Тао Юань Минь: В мире жизнь человека не имеет корней глубоких Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль… Я же хочу одного – чтобы старости вовсе не узнать Чтоб родные мои собирались под единою крышей, Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мною Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной, И попозже вставал и пораньше ко сну отходил. Исторические произведения – «Исторические записки» (автор – Сыма Цянь, работал 10 лет над этим произведением). «История» Бань Гу (охватывает 230 лет истории поднебесной – до рубежа новой эры). Искусство Расцвет живописи и ваяния – более всего связано с буддийскими храмами. Особенно развита живопись тушью на бумаге, шелке, а так же искусство фресок. Расцвет прикладного творчества – тонкая резьба украшает бронзовые зеркала (отполированные с одной стороны и инкрустированные золотом и серебром с др. – на них изображались целые сцены из кит.жизни), резьба по нефриту (играл роль серебра и золота, привозили в Китай из горных речек Монголии), кости. Китайский фарфор. Архитектура – уже в 1-м веке до н.э. строили здания в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей. Принципы градостроительства с четкой планировкой городов, обнесенных высокой глинобитной стеной и разделенных прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами. Здание состоит из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенную крышу – пагода (напр., Большая пагода диких гусей – Да-Янь-та в Сиане). Возводились из кирпича, железа, дерева (пагода Бай-Ма-Сы, п. В Таньяне) 3 вв. до н.э. – более 700 имп.дворцов (в одном из них – главная зала на 10000 чел.). Великая Кит. Стена – тянулась на 4000 км (221 – 207г. до н.э.)
Музыка – изготовление муз.инструментов (барабан, бубен, дудки, метал.колокольчики, струнные щипковые, духовые из бамбука глины). Трактат о музыке «Юэнцзы» (здесь музыка рассматривается как космическая сила; отдельные тоны отождествляются с первоэлементами, тоны звукорядов – иерархический порядок в гос-ве). 2 в. до н.э. сформирована придворная муз.палата Юэфу (здесь производится спец.подготовка музыкантов, задача – организация муз. сопровождения церемоний. При дворе небольшой штат музыкантов и танцовщиков. Получило развитие и цирковое искусство (мимы, акробатика), театр кукол и теней. ИНДИЯ Сер. 4 тыс. до н.э. – 6 век н.э. Индия – один из древнейших очагов культуры человеческой цивилизации. На протяжении почти 5 тыс. культура Индии находится в непрерывном историческом процессе развития. Культуру Индии можно разделить на несколько периодов: древняя культура - Хараппской цивилизации и ранних гос-в, культура периода Мурьев, культура в Кушано-Гуптский период. Культура 6 – 17 в. охватывает 3 исторических периода – период раздробленности, период Делийского султаната, период империи Великих Моголов. Культура Индии 18 – 19 века охватывает период, когда страна постепенно теряет свою независимость, в обществе – глубокие изменения, связанные с пробуждением самосознания и развитием нац.движения. Древнейшая Индия – хараппская культура (4 – сер. 2-го тыс. дон.э.)в долине р. Инд. Устройство городских поседений (2-х этажн.кирпичные дома, перпендикулярная планировка улиц, система керамич.труб под землей – самая совершенная канализационнная система Др.Востока). Каменные, медные, бронзовые орудия труда, ювелирные изделия, игровые комплекты типа шахмат (4 вида войск) и шашек. Письменность – более 400 пиктографов.Середина 2-го тыс.дон.э. – упадок Хараппской культуры (вероятно, природная катастрофа – землетрясение с последующим изменением русла р.Инд и ее разливом, кроме того, в результате мощных передвижений кочевых племен вливается новый этнический элемент – кочевые скотоводческие племена ариев). Особенность искусства – нет грандиозных памятников (скульптуры, архитектуры) – в основном, малые формы. Другая характерная черта цивилизации этого периода – слабое развитие военно-оборонительной техники (не выдерживает никакого сравнения с уровнем развития хозяйственных орудий). После гибели Харпаппскрй цивилизации культура словно делает «шаг назад»: на месте опустевших городов возводят свои лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|