Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-политическая система, быт, нравы




Формирование полисной системы - города-государства[18] (можно выделить 2 типа полисов – сельско-хоз.аграрный полис с олигархическим устройством и малой долей рабского труда и демократический полис (Афины)- большая доля рабского труда. Для него характерно республиканское устройство, верховная власть и законодательство осуществлялось народным собранием, Совет и должностные лица избирались на опред.срок. (В классический период полис управлялся народным собранием, которое собиралось каждые 8-110 дней, повестка дня объявлялась заранее. Все права получали граждане мужс.пола с 18-ти летнего возраста (но только те, у которых отец и мать природные и полноправные жители Афин). Выборные управляющие органы и должностиареопаг ( рассмотрение дел об убийствах, право отменять решения общего собрания); совет пятисот; стратеги ( 10 человек) – избирались не жребием, а открытой подачей голосов; архонты – ведали каждый в своей области жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и пр.)

В классический период возрастает значение Афин – центр союза 4-х ионийских племен. В период правления Перикла Афины становятся духовным центром всего греческого мира. Процветают идеалы гражданственности, патриотизма, высокое значение имеет ораторское искусство (необходимо для выступления на собраниях и убеждения сограждан) – расцвет деятельности софистов (Прокл, Гиппий, Горгий…) – большое значение уделяли вопросам логики, риторики, учителя ораторского мастерства. Именно софисты заложили основы новой школы – зачастую опровергавшей традиционные взгляды, основы критики и анализа.

Особый статус – Спарта: Спарта – процветало военное дело. Спартанцы – аристократия занимались только военным делом, остальное обеспечение ремесел, с.х. – илоты. Все взромслое мужское население составляло ополчение, каждый спартанец (от 20 до 60) обязан был ежедневно являться на военный плац и заниматься военными упражнениями. Власти вмешивались в быт, браки, воспитание юношества. Интересно, что прирождении детей старейшины производили над ребенком экспертизу и решали – выйдет ли из него удовлетворит.воин (если неьт – кидали в глубокий овраг

Дети оставались в родительском доме до 6 лет, затем – детс.лагеря «агеллы», где обучали гос. педагоги. (закалка, физическое развитие детей – главное). Обучение чтению и письму сведено до мин. Мальчиков приучали лаконично излагать свои мысли (всякий намек на ораторское искусство – как недостойное мужчины и гражданина)Девушки – гармоническое развитие (прежде всего физическое), чтобы могли становиться матерями здорового потомства. По сравнению с др. греческими гос-ми спартанки воспитывались наравне с мужчинами, пользовались большой свободой и значительным уважением в гос-ве. В формах брака – сохранились архаичные черты (муж при бесплодии жены мог брать вторую, несколько братьев могли брать себе одну общую жену, жене не вменялась в обязанность супружеская верность)

Мифология и ее формирование – справедливо до нек.степени замечание Геродота, что Гомер и Гесиод (5 в. до н.э. -) создали греческих богов (основа – мифы протогреческой культуры и раннего дорического периода, затем – «литературная» обработка) боги живут на Олимпе, бессмертны, но едят, пьют,ссорятся как живые люди. Миф о рождении мира – из хаоса выделилсь Уран (небо) и Гея (земля) породили титанов и циклопов (сторуких гекатохейеров, которых потом сбросили в Тартар. Верховный бог – Кронос (поедал всех детей, которых рождала его супруга Рея)Спасен Реей Зевс – рос на о-ве Крит в пещере под опекой горных нимф и питался молоком горной козы Амалтеи. В итоге – борьба Зевса с Кроносом, заставил Кроноса выпустить детей, выпустил из Тартара гекатонхейеров, титанов и стал верховным богом. Человек – создал один из титанов Прометей из глины и слез (душу дал из небесного огня, украв несколько искр из солнцевой колесницы)В отместку за самостоятельность человек – боги послали им «дар» (ящик или бочка Пандоры – приданое прекраснейшей женщины, открыв которую, люди выпустили на свет нужды, болезни, горе, несчастье).

Особо почитаемые боги др.греков – Древнейшие культы – Деметры (миф о Деметре и ее похищенной Аидом дочери Персефон е), Диониса (первоначально даже не входил в пантеон олимпийских богов. Позже сравнялся с Аполлоном – даже год делили на 2 части аполлонийскую и дионисийскую.)

Старшие(3 брата) - Зевс (Юпитер), Посейдон(владыка моря), Аид (владыка подземного царства мертфых).

Из Гомера (Илиада):

Славный земли колебатель (Посейдон) промолвил в ответ…

Трое нас братьев Кронидов на свет родилося от Реи

Я и Зевс и Аид, кто царит над тенями умерших,

Натрое все поделив, получили мы каждый удел свой,

Жребий бросив. И мне для обитеи вечной досталось

Море седое, Аиду – жилище кромешного мрака,

Зевсу – пространное небо среди облаков и эфира.

Общей для всех осталась земля до вершина Олимпа.

Гера (Юнона) – жена Зевса (волоокая – пережитки тотемизма, так же как лань Артемиды, или сова Афины), Афина (Миневра) – мудрости, воительница; Аполлон – покровитель поэтов,прорицатель; Артемида (Диана) – царица лесов; Гермес (Меркурий) – бог воров и торговли; Гефест (Вулкан) – неб.кузнец; Гелиос (Феб) – солнце; Афродита (Венера) и Эрот (Амур); Посейдон –владыка морского царства; Аид (Плутон) – владыка царства мертвых, Цербер (цепной пес Аида); Танатос (бог смерти) и Гипнос (бог сна); Мойры (дочери ночи), прядут нить человеческой жизни; Дикэ – богиня справедливости.

Боги вели праздную жизнь на Олимпе, наслаждались амброзией и сладким нектаром, дарующим бессмертие и внимая сладкому пению муз. Часто – ссоры (напр., Зевс, разгневавшись на Геру, подвесил ее между небом и землей и бичевал молниями 3 дня, а заступившегося за мать Гефеста столкнул с Олимпа, отчего тот и стал хромым)Прометей – один из титанов, жалеющий людей. Он добыл для них огонь, после чего наказан Зевсом – прикован к скале в горах Кавказа и хищная птица (орел) терзал каждый день прикованного странника (выклевывал у Прометея печень).

Наука и философия - Если бы мысль древних греков остановилась исключительно на религ. верованиях, вероятно, культурные достижения греков принципиально не отличались бы от того, чем славились народы Востока. Греческая культура вступила на путь рационалистического мышления (этому способствовали след.исторические условия – не было особой замкнутой касты жрецов, устойчивых религ.догматов, греч. боги – суть бессмертные люди, наделенные чудесной силой, кроме того, распространение научных знаний – что убеждало в рациональном устройстве мира).

Философия ( по греч. – любовь к мудрости ) – в Греции раннего архаического периода этопротонаука, объединявшая отдельные частные отрасли знания. Первоначально мысль греч. мудрецов обратилась к поиску конечных причин или начал мироздания (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Одновременно – впервые диалектические идеи о всеобщем движении и изменении (Гераклит). Интересный вариант мистико-философской традиции – учение Пифагора (в основе Вс. и всех ее процессов – число)

Классический период – Сократ (Ницше назвал его отцом европейского рационализма), Демокрит (зачатки материализма, мир как состоящий из частиц – атомов), Платон[19] и Аристотель[20] – заложили основы 2-х основных типов европейского философствования (рационально-логического, науного и иррационально-поэтического) - знаменитые философские школы.

Образование – дети до 7 лет в полисах жили дома, затем обучались в частных школах, с 15 до 18 юноши обучались в палестрах или гимназиях, где молодежь занималась спортивно-гимнастической тренировкой. Кроме военной и гимнастической одготовки – умственное и художественное развитие.

Искусство в целом:

· Антропоморфно (соразмерно человеку), главный герой – человек, с присущими ему слабостями, чертами характера

· Гармония (понимается как мера, мсорпазмерность); отсутствие излишеств. У человека – гармония души и тела. Перикл: Мы любим красоту без изнеженности и мудрость без излишеств. Солон: Жизненный принцип эллинов – ничего лишнего

Литература и театр – Архилох, Гесиод (Труды и дни), Анакреонт (певец дружеских пиров и любви), Солон, Тирей (континентальная Греция) - гражданское звучание, поэтесса Сапфо

Греческий театр - главное место в театре занимает трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид), в классический период появляется комедия (Аристофан). Обязательные хоровые сопровождения, актеры выступают в масках.

Музыка эпоха архаики знала хоровую лирику. Зачинателями считались Орфей, Амфеон, а перв.муз.инструмент (лиру), согласно мифу,изготовил сам бог Гермес и отдал ее своему брату Аполлону

Изобразительные искусства

Архитектура

- складывается система ордеров ( строгая соразмерность частей здания, четкое разделение несущих и несомых частей, использование колонн, органическое включение архитектурного сооружения окружающий ландшафт)Можно выделить 3 типа ордеров – дорийский, ионический, коринфский. Дорический – стремление к монументальности серьезности, совершенству. Дорическая колонна копировала природные формы, нижняя ее часть покоилась прямо н основании, а кверху колонна расширялась. Древнейшие дорические престили характеризуются как обнесенные со всех сторон колоннадой, значительное превышение длины над шириной (т.е. вытянуты в длину_ - напр., храм Аполлона в Сиракузах. Ионийский ордер – легкость,изящество, прихотливость линий. Со временем этот стиль склонялся ко все большей декоративности, пышности,украшательству (напр., хорам Дидимайон в Милете). Коринфский стиль – смешение 2-х вышеназванных стилей: соединение центричности и декоративности.

-Форма храма – периптр (периптр, псевдопериптр, центрическая постройка)

-архитектурные уловки (создаюи зрительные иллюзии) – напр., угловын колонны смещают, чтобы издали смотрелись с такими же промежутками, как и центральные.

-убранство скульптурой (фриз, фронтон)

-воплощение в архитектурных деталях идеи борьбы тяжести и опоры

-Храмы раскрашивались.

-Храмы возводились в честь одного или группы богов, богослужение проводилось не внутри храма, а снаружи.

Наиболее известные храмы (архаика) – храм Артемиды в Эфесе, Геры на Самосе, храм в Коринфе и т.д.

Классический период – расцвет архитектуры (напр., арх.ансамбль Акрополь в Афинах – комплекс включал в себя неск. архитектурных сооружений; в том числе центр. Храм Парфенон, малый храм Эрехтейон, Пропилеи и т.д.В центре находилась 8-ми метровая статуя Афины-воительницы, созданная из золота и слоновой кости знаменитым скульптором Фидием. Акрополь – не только грандиозность сооружения. Но, прежде всего гармоничность, четкость, конструктивность). Уже к 4 в. до н.э. греч.архитектура чаще выражала себя в постройках светского характера – театр Диониса на Афинс.Акрополе, Скивотека в Пирее…

Скульптура старейшие памятники – фигурки из бронзы, тарракоты, слоновой кости. С. к. 7в. до н.э. возникает монументальная пластика – школы в Аргосе, Коринфе, островные – на о-ве Наксос и Парос. Характерные произведения – «куросы» (юноши) – условность изображения (напоминает древнеегипетскую пластику) – именуются «архаическими аполлонами» (напр, Аполлон из Тенеи). Женские статуи (богини) – никогда не изображаются обнаженными (наоборот, в длинных, ниспадающих одеждах) – красота обнаженного женскогго тела воспевается только с 4 в. до н.э.. Общее – так называемая «архаическая улыбка».

Идея: язык тела – язык души. Герои изображаются молодыми, сильными, красивыми.

Знаменитые скульпторы – Фидий (монументальность, торжественность, часто исполняеьт статуи богов), Мирон (дискобол). Новые идеалы – стройные, грациозные, хрупкие, мягкие и нежные лица и фигуры богов и богинь – Кефисодот, Пракситель. Скопас – полные динамизма и чувств фигуры. Лесипп – невиданная ранее свобода в изображении объемов чел. тела. (пластическая совершенство скульптуры).

Декоративно-прикладное творчество Форма сосуда – амфора. (внизу круглая устойчивая подставка, переходящая в горло вазы, по бокам – 2 симметричные ручки0 ( особенно известна древнегреческая роспись ваз): открытие человека, его обыденных занятий. Известны 2 типа росписи - чернофигурная (черн.фигуры на светлом фоне) и краснофигурная (красные фигуры на темн.фоне)_.

· Период эллинизма – 4в.до н.э. – 1в. н.э.

«Греция, пленницей став, победителей грубых пленила» (Гораций) Древнегреческая культура, достигнув своего наивысшего расцвета «идет на спад». Исторически – это период насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира в единую систему гос-в (начинается с 334г. до н.э. с завоеваний А.Македонского и условно заканчивается завоеванием римлянами последнего эллинистического гос-ва). Характеризуется кризисом полисной системы и, одновременно, кризисов древневосточных политический деспотий. В большинстве гос-в процветает так называемая «эллинистическая монархия», сочетающая элементы полисной системы и древневосточных деспотий. Интересный период экспансии сравнит. молодой. гармоничной и демократичной греч.культуры на гораздо более древневосточные культуры

Много достижений (философия, искусство, наука – связано ее бурное развитие с полит.ситуацией и завоевательными походами), но, в целом – изменяются идеи – более приземленные и обыденные. Изменяется театр (в основном, сатира, маски или вообще отсутствуют или очень реальны, из постановок исключается хор) Философия (не интересуется проблемами бытия, познания – исключительно проблемы этики, счастья – киники, киренаики, эпикурейцы). Литература (поселилась при дворах местных властителей и не решает глобальных проблем, волнующих общество). Искусство (трудно назвать период годами упадка – большое число шедевров – размах градостроительства, напр., основанная Александром Александрия Египетская, на острове Фарос маяк, кот-й можно видеть за 40 км от берега, высота – примерно 50ти этажный небоскреб).

Наука и техника – военная (наступательные и осадные орудия)Эвклид и его геометрия. Архимед – мат-ка и физика. Астрономия – Эратосфен, Гиппарх (о солнце как центре Вселденной). Хирургия – Гераклит Теренский (обезболивание при операциях)

Развитие пластики в прежние периоды в большей степени связано с работами аттических мастеров, теперь новые центры – Родос, Пергам, Александрия, Антиохия. (статуя Ники Самофракийской - работа Пифократа, группа Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями, знаменитая Венера Милосская (Афина), Колосс Родосский, статуя Зевса в Таренте).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...