Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрелое искусство периода среднего и начала Нового царства -




Наиболее полно все изменения культурной жизни Египта периода Среднего – первой половины Нового царства отразились в художественной культуре. Зрелая древнеегипетская архитектура не только развивает сложившиеся каноны, но и создает новшества. Таков, например, новый тип заупокойного храма (храм, построенный фараоном Ментухотепом I). В этих постройках сливаются воедино 2 архитектурные тенденции – древняя мемфисская и местная фиванская,

или обелиск - форма, так же рожденная зрелым египетским искусством, символизировавшая, как и пирамиды, представления, связанные с почитанием солнца и обожествлением царя, их величие и незыблемость.

Пирамиды эпох среднего и нового царства гораздо менее грандиозны, нежели Древнего царства. Они выполняются не только меньших размеров, но непрочны и их конструкции, строительный материал. Возводятся они не сплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных пересекающихся стенок. В пространстве между этими стенами специально оставленные пустоты засыпали обломками камня, щебнем и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла пирамиды от быстрого разрушения. Для данного периода интересна архитектура гробниц номархов (знатных людей Египта), которые вырезались в известняковых скалах – они иногда воспроизводили архитектурные формы, применявшиеся в жилых постройках.

В период нового царства вновь изменилось построение гробниц фараонов. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоса I, все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни “Долина”, или “Врата царей” (например, знаменитая гробница фараона Тутанхамона, умершего в детском возрасте). От гробниц окончательно отделились заупокойные храмы, представляющие собой зачастую тщательно скрытые тайники-сокровищницы. Примером крупных, отделившихся от гробниц храмовых комплексов могут служить храмы в Карнаке и Луксоре (характерно большие гипостильные залы, перед фасадом – огромный парадный двор, грандиозные колонны – массивные четырехгранные столбы)

При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме. В Фаюме же, в районе, где находится временное поселение Хавара, был сооружен около 1800г. до н.э. погребальный комплекс Аменемхета III, включавший кирпичную пирамиду и грандиозный по размерам заупокойный храм (площадь 72000кв.м). По масштабам, а так же, вероятно, по плану, он был новым словом в архитектуре Древнего Египта. Позднее этот храм греки назвали Лабиринтом. Лабиринт может быть назван апогеем архитектурного строительства времен Среднего царства (символически выражал идею расцвета и единства страны). Этот уникальный ансамбль до наших дней не сохранился, по свидетельству античных авторов, он представлял собой пантеон многочисленных богов страны. Необычайное увеличение роли и масштабов заупокойного храма и пластических изображений фараона произошло в связи с тем, что в эту эпоху усилилось прижизненное возвеличивание владыки страны, а культ обожествленного после смерти царя начали трактовать как культ всего государства.

В украшениях храмовых комплексов, гробниц преобладающее место наряду с рельефами занимают росписи; характерно, что последние уже в меньшей степени подчинены архитектуре (например, настенные росписи “Танцовщицы”, “Пахота” в гробнице визиря Антифокера в Фивах). Помимо традиционных религиозных сюжетов о гибели и воскресении Осириса, богине Исиде и Анубис, сцен из жизни фараона, появляются новые, более вольные сюжеты – например, приход в долину Египта кочевников-азиатов. В целом, росписи отличаются от древнейших более интенсивными линиями, тональным единением изображаемого с фоном. Большая освобожденность творческой фантазии художников сказалась в употреблении чисто живописных приемов (тоновые переходы, сочетание цветов).

В скульптуре зрелого периода искусства Древнего Египта заслуживают особого упоминания царские статуи. Фигуры этих статуй делали в общем массивными, монументализированными, статичными (например, хеб-седная статуя фараона Ментухотепа I). В официальных скульптурных изображениях царей, чтобы придать им необходимое величие, использовали средства, проверенные художественной практикой предшествующей эпохи Древнего царства. Кроме хеб-седных и заупокойных статуй, которые замуровывали в тайниках, с самого начала XII династии скульптурные изображения фараонов начали устанавливать так же в храмах и рядом с ними под открытым небом, такие статуи были посвящены богам и служили для прославленных живых владык Египта.

Ко времени возвышения XII династии закрепился тип изваяний с подчеркнуто суровой и напряженной психологической характеристикой. Лица этих статуй проработаны особенно тонко и анатомически достоверно. Для сообщения лицам жизненной выразительности использованы эффекты игры света и тени (статуя Сенусерта III, сфинкс из Таниса фараона Аменемхета III и др.)

В мелкой пластике появляется много конкретных реалистических штрихов. Например, в статуэтке богини Исиды с сыном богом Гором подобно стилю эпохи Древнего царства обобщены формы, однако уже очень естественна поза сидящей богини. В целом, мелкая пластика Среднего и Нового царства отличается несколько более стройными, нежели в предыдущую эпоху пропорциями, более мягкими силуэтами, раскраска их остается традиционной, но оживляется раскраской орнаментов одежды, рисунков на щитах и пр. К середине периода Нового царства в древнеегипетской скульптуре нарастают мотивы изысканной утонченности, декоративности, изящества (например, фигура жреца Аменхотепа и его жены Раннаи).

Обобщая, можно сказать, что, несмотря на большую освобожденность, яркость и даже некоторую вольность, искусство Древнего Египта периода Среднего и Нового царства следовало стилевым особенностям и канону, выработанному в периоды Раннего и Древнего царства.

Вторая половина Нового царства, а так же Поздний период (11до н.э. -7 века н.э.) могут рассматриваться как закат древнеегипетской культуры (и искусства в частности).

В искусство, например, привносятся многие чуждые для более древних пластов формы и сюжеты, наблюдается постепенный отход от принятых канонов, нарастают мотивы декоративности, изнеженности, изящества, так мало свойственные древнему и зрелому древнеегипетскому искусству.

Вместе с тем, реформа Эхнатона не прошла бесследно для египетской культуры. Наиболее полное свое выражение она нашла в искусстве этого периода, которое наполняется светскими мотивами, становится более живым, интересующимся чувствами простых людей, показывающим фараона не живым воплощением божества, а простым человеком (например, произведения живописи “Дочери Эхнатона”, “Эхнатон с женой”, голова Нефертити скульптора Тутмоса и т.д.). Безусловно, эти более свободные и светские тенденции сами по себе были связаны с некоторыми особенностями развития искусства Древнего Египта (о чем упоминается при характеристике искусства Среднего и Нового царства), но в целом, они противостояли древнему каноническому, статичному и монументальному искусству. Это уже были новые веяния, развитые впоследствии древнегреческий культурой и мало отвечавшие философской подоплеке древнеегипетского творчества. Этот так называемый «амаранский» период был кратким, но важным для культуры периодом древнеегипетской истории. И хотя после смерти Эхнатона вновь усиливается преобладающая значимость сакрального искусства, в противоположность светскому, в нем все явственнее проступает этический элемент, появляются вольнодумные настроения (в литературе – разнообразназные многожанровые произведения, использующие осовремененный язык).

В противоположность вышеназванному периоду в последние годы Нового царства древнеегипетские мастера возвращаются к наследию и традициям архаики, стремясь наиболее полно воплотить древние каноны и техники изображений, строений. В скульптуре даже преобладает тяжесть форм, подчеркнутая массивность (например, статуя Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле). Правда, и здесь не обходится без нововведений – в дополнение к чисто скульптурным приемам проводится проработка одежды, волос скульптуры, рассчитанная на живописную игру света и тени. В этом сказывается сближение различных видов изобразительного искусства, поиск новых путей выразительности.

Продолжает быть актуальной тесная связь искусства с заупокойным культом. Живой характерностью силуэтов, объемов, движений отличаются лучшие работы скульпторов Позднего периода (бык Апис, богиня Баст в образе кошки), однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, декоративно отделанных, в образном отношении пусты и холодны.

Настенные росписи, рельефы, скульптуры Позднего периода сохраняют реалистические традиции древнеегипетского искусства, но появляются и мотивы нехарактерные - украшательство, чрезмерная легкость, словно бы отрицающая незыблемость и величие вечности.

Архитектура Позднего периода представлена достаточно мало, в связи с частой сменой центральной власти и нехваткой средств., В поздний период возводится ограниченно число монументальных построек, хотя они имеют своеобразное отличие – усиливается «гигнантомания» (из наиболее ярких можно назвать постройку гигантского пилона в храме Амона в Карнаке, а также монументальную колоннаду с капителями посреди двора фараона Шешонка I). Планы храмов после завоевания греко-македонцами в 332г. до н.э. в деталях становятся более сложными. Колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжеленных, эклектичных форм, что свидетельствует о позднейшем времени их создания. Появление в египетском зодчестве таких “композитных”, то есть сложных капителей, ранее было невозможно и произошло под влиянием древнегреческой архитектуры.

Мощное давление древней самобытной египетской культуры сказывалось в период греко-македонского господства. Даже в эллинистическое время были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облика храмов Нового царства – храм Исиды на острове Филе, бога Себека в Ком-Омбо и т.д. Общий облик их был менее грандиозен и приподнято торжественен, однако пропорции и формы основных архитектурных частей и декора, рельефов и круглой скульптуры по-прежнему сгармонированы так, что образуют, как и в классическую эпоху Нового царства, органичное целое.

Анализируя развитие культуры Древнего Египта в период второй половины Нового царства – поздний период неверно оценивать его исключительно как архаизацию, эпигонство, эклектуру. Эти тенденции вполне оправданы развитием истории и культуры – с одной стороны, привнесением завоевателями в Египет иной культурной традиции и, естественно, появлением новых эклектичных форм. С другой стороны, чрезмерная архаизация может быть объяснена стремлением Египта отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания, усилившейся ассимиляцией культур.

.Древнеегипетские жрецы говорили Культура древнего Египта – сложный и загадочный конгломерат: Перефразировав эти слова, можно сказать, что великая древнеегипетская цивилизация оставила нам в наследство свою грандиозную культуру – “дом вечности”, в котором она будет жить “миллионы лет”.

КИТАЙ

Культура Китая отличается не толЬко самобытностью, Но и особой жизнестойкостью (не только не ослабевала, но всегда побеждала Культуру завоевателей). И монголы, и маньчжуры были ассимилированы Китаем и, прежде всего, в культурном отношении. История и культура Древнего Китая охватывает период от 2 тыс до н.э.до 3 в. н.э. Включает неск. Культурных периодов: период династии Шан (Инь), династии Чжоу, а так же культура империи Цинь и Хань. Культура Китая 3 – 9 в. охватывает 2 ист.периода период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского гос-ва. 10 – 14в. – период пяти династий и образования империи Сун, а так же период монгольских завоеваний и правления династии юань. 15 – 19в. – период династии Мин, период завоевания маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Религиозные культы: изначально – культ природы (духи рек, озер, свящ.гор, соонца, луны); культ предков (душа человека и после смерти живет и может вмешиваться в дела людей); позднее – культ неба и обожествление царской власти (император – сын неба).

· Конфуцианство ( 6-5 в. до н.э., вначале – идеология, в 3в. до н.э. Конфуций канонизирован и конфуцианство становится господствующей официальной религией): о сновател ь -Конфуций (Кун-цзы – 551 – 479 в.до н.э.) Стремление опираться на древние традиции, идеализация древности.

Установления и идеи: строгий рационализм, конкретная гос. польза, разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного, регулярные религиозные действия (молитвы, обряды). Долг как моральное обязательство, которое человек накладывает на себя сам: «благородный человек заботится о долге, низкий думает о выгоде». Идея «восстановления имен» (вернуться к заветам предков и соответственно им строить свою жизнь) – «пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем… - доктрина абсолютной святости и непреложности древних канонов, авторитет прошлого, культурный консерватизм.

Соц. идеал: высокоморальный совершенный человек цзюнь – цзы. Главное – гуманность и чувство долга. Цзюнь – Цзы всего себя посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.

Жэнь – гуманность и чувство долга; понимается как справедливость, скромность. Сдержанность, любовь к людям, бескорыстие и т.д. Жэн – верность и искренность. Ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов.

· Даосизм (дао букв. Путь) Конфуцианство не столько религия, сколько господствующая идеология. Вне ее сферы остаетсся мистическое, иррациональное. Основатель (почти одновременнос конфуцианством) – Ла-Цзы (в переводе – старый ребенок, по преданию уже родился старым).

Идеи: Человек зависит от земли, земля от дао, дао от себя самого. Дао господствует везде и во всем, абсолютно и безгранично. Оно недоступно органам чувств, безымянно и бесформенно, дает начало и форму всему на свете. Счастье и смысл жизни – познать дао, слиться с ним (жизнь – это иллюзия, смерть – возвращение к дао). Дао проявляется через дэ (эманация дао). Человек не в силах переменить существующий порядок вещей и поэтому должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Идеал человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао («теория недеяния»)

Идея бессмертия –вера в физическое бессмертие через продление жизни; оганизм человека есть скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского (светлого) и женского (темного) начала (сил ян и инь.)Стремящийся к бессмертию должен постараться создать для духов-монад (всего их 36 тыс) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Путь к этому -ограничение в еде (в итоге научиться обходиться совсем немногим, научиться утолять голод с помощью собственной слюны),-физические и дыхательные упражнения (вплоть до инструкций к общению между полами)-моральный фактор (чтобы стать бессмертным нужно совершить не менее 1200 добрых акций. Итогом правильного и последовательного соблюдения этих правил становится дематериализация.

Попутно – интерес к волшебным снодобьям, способствующим дематериализации и вознесению на небо, даосисты становятся монополистами в области оккулльтных наук.

К пантеону даосистских божеств можно отнести большое количество фигур – главы религ. доктрин, божества, герои, даже просто добродетельные люди; кроме того Хуанди (древнекит.императоры), Сиванму – богиня Запада, Паньгу – первочеловек

Моизм – от имени основателяч (Мо Ди). Против важнейших положений конфуцианства. Программа переустройства общества на традиционных китайском принципе всеобщей любви и взаимной пользы. Все соц. беды происходят от конфуцианской обособленности. (идея – выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа). Буддизм – на кит. почве распространился с 6 в. до н.э.

Идеи конфуцианства как основа традиций китайского общества [10]:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...