Веды как основа древнего пласта индийской культуры.
Ведическая культура (ранние цивилизации) В сер. 2-го тыс. до н.э. в Индию с севера пришли племена ариев, говоривших на индоевропейских языках. Индоарии этого периода преимущественно сельские жители, но формировали укрепленные пункты на случай вражеского нашествия. Веды ( букв. тайное знание) написаны на санскрите. Помимо религиозных мифов включали и сведения по земледелию, медицине, геометрии, ремеслам. В качестве составляющих включали – Ригведу (книгу гимнов – самхита, распадается на 10 книг, содержащих в целом 1028 гимнов), Самаведу (сборник ритуалов и песнопений – в целом, повторяет ригведические тексты, но с указанием, как они должны исполняться)), Яджурведу ( молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарваведу (сборник песнопений и заклинаний). комментарии к Ведам – Группу ведических текстов заключают Упанишады (букв. «сидеть у ног учителя); включают Брахманы (комментарии к Ведам), Араньяки (лесные книги). Литература священного содержания, основанная на Ведах включала сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила дом.жизни, основы законодательства и обычного права). Махабхарата и Рамаяна – эпические поэмы, основанные на Ведах. Махабхарата – о великом войске потомков Бхараты, состоит из 107 тыс.двустиший. Махабхарата – в основе сюжета лежит вражда между 2-мя царскими родами Куру и Панду. Братья Панду – положит. Герои; в итоге – жестокая битва между воюющими сторонами, длившаяся 18 дней и законыившаяся победой Пандавов. Рамаяна – сказание о подвигах Рамы (24 тыс.двустиший) – в частности, его подвиги связаны с похищением его жены Ситы. Самые «употребимые» здесь имена божеств – Индра, Варуна, Агни; бог Яма (владыка царства мертвых); первочеловек Пуруша – тысячеглазый, тысяченогий, тысячерукий. Индра – центр. фигура, царь богов, антропоморфен. Далее – 3 сферы Вс. – соответственно 3 группы богов: 1-я – сурья (Солнце), Ушас (Заря), Варуна (божество вод и миропорядка); 2-я – жертв.огонь Агни…; 3-я – бог ветра Ваю, дождя Парджанья, грозы Рудра и молнии грома, стихии Индра. Варуна – самодержец, царь над миром, связь с космическмими водами. Кубера – бог богатства и повелитель якшей, стерегущих богатство. Демоны (асуры) – дайтви и данавы, затем акшасы, пишаги.
Брахманизм – получил оформление в брахманах и араньяках. Космогоническая теория: творец Вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на 2 части – небо и землю. Затем формируются стихии (вода, земля, воздух, эфир, а так же боги, звезды, время, рельеф и т.д.; люди, животные и пр.). Нет единой иерархии богов – в каждой местности свой, особо почитаемый (Шива – воплощение разрушительных сил природы, Вишну – бог хранитель всего существующего). Ключевой момент брахманизма – сансары. (санксритс. блуждание, переход) – теория перерождения (согласно этому учению со смертью человека душа перерождается в новое существо – человека, растение, животное, эта цепь перевоплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы). Карма предопределена свыше, но может быть скорректирована поступками человека (в случае недостойного поведения, напр., пьяница превращается в моль, убийцы – в хищных животных, воры – в крысу и т.п.) Эпоха маурьев (начало расцвета Индии. Нач. сер 1 тыс до н.э. – 1 в до н.э.) Начинают складываться новые религиозные системы: Джайнизм (основатель Джин Махавир – 599 =- 528 г. до н.э.), аскет, на 13-м году аскетичной жизни стал джайной. Средство освобождения от кармы – аскетизм (стремление к достижению нирваны), аскетизм как полдлинный религиозный подвиг. Мир состоит из 2-х вечных категорий – джива (душа, духовное начало) и аджива (неодуш., материальное начало). Человек как сумма дживы и адживы может достичь совершенства посредством личных усилий, направленных на избавление от адживы. 3 заповеди: совершенная убежденность в истинности учения, правильное познание – познать себя и с помощью гуру (учителя) понять свою цель (освобождение от перерождений), праведная жизнь (все члены общины принимают на себя обеты)
Буддизм (политика династии Нандов, а затем маурьев – поддержка нетрадиционных религий) – самая древняя из 3-х мировых религий. Основатель – реальная историческая личность – называют разн.фольклорные источники его разными именами (Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Бхагаван, Будда и т.д.). Большинство исследователей считают годами его жизни 564 – 483 до н.э. Реальная биография: Сидхартха, наследный принц, жил с женой и сыном в полной роскоши, готовясь стать правителем. Так случилось, что царевич, дотоле не видевший невзгод, узнал о существовании на земле страданий (болезней, старости, нищеты). Он покинул дом и отправился странствовать в поисках путей освобождения человечества от страданий. В местности Гая на него снизошло просветление и отныне он для всех стал Будда, т.е. «просветленный» - учитель, указавший человечеству путь избавления от страданий и путь к спасению. Будда начал проповедовать свое учение, он и его последователи основали перв.монашескую общину – санха., заповеди и правила в которой провозгласил сам Будда. Вместе с учениками он 40 лет бродил по Индии, проповедуя свое учение. Умер в возрасте 80- лет в местечке Кушинагара (сожжено тело и прах поделили между собой его ученики). – все получившие свою часть захоронили прах и воздвигли ступы. С точки зрения буддизма Будда перерождался на Земле в виде разных существ 50 раз, но поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения боги сочли, что ему пора родиться человеком и начать проповедовать, указывая человечеству путь спасения. Буддийский канон – «Трипитака» (3 корзины), представляющего систематизированное собрание поучений Будды («Виная питака» – собрание дисциплинарных правил – как обязанности буддийских монахов; Сутта-Питака – сб.молитв и проповедей, Абхидхамма-питака – религиозно-этическое толкование основных положений буддизма).
Основные идеи – жизнь есть страдание и существует путь к спасению. 4 истины буддизма: -существует страдание (винить за свои страдания некого – принимать этот мир таким, как он есть), поэтому смиренно сноси все мучения и старайся избежать их в будущем. Бытие определяется 3-мя качествами – непостоянством, страданием, неотделимостью «я» от других форм жизни. -имеются причины страдания: это желания. Человек, воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе хорошую или плохую карму. Но даже добрые дела и намерения не спасают его от перевоплощений и, след-но, от страданий. -можно прекратить страдание – полное искоренение и добрых и дурных желаний – соответствует состояние нирваны (когда человек выключается из процесса перерождений). Нирвана – конечная цель существования. Нирвана – не самоуничижение, а состояние освобождения от своего «Я», полное уничтожение эмоциональной активности человека. -существует путь к уничтожению страданий (это «благородный восьмеричный путь») – правильно понимание, прав.намерения, прав.речи, прав.поведение, прав.жизнь, прав. Усилия, прав. отношение, прав. сосредоточение. Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации Путь Буддизма по достижению истины – «серединный» – пролегает между добром и злом, между ведийской религией и аскетами-отшельниками Др.Индии. Развитие буддизма – разделение на 2 школы (махаяна – большая колесница и хинаяна – малая колесница). Первая – более «упрощенная», учение о бодхисатвах (святых подвижниках, отказывающихся вступить в нирвану, чтобы облегчить страдания людям). Центр буддизма хинаяны преместился в Шри-Ланку. Мифологические символы буддизма: мандала – колесо времен (круг, вписанный в квадрат, который тоже вписан в круг) – взаимосвязь Вс. И человека, освоение человеком мира. Шамбала – легенда о стране всеобщего благоденствия (живущие здесь люди проникли в глубины самого сокровенного знания, путь в Шамбалу могут найти только те, кто овладел знаниями глубоко и преодолел в себе чувственную привязанность к жизни. Все прочие могут пройти рядом и не заметить Шамбалы).
Свящ. Растения и животные – дерево бодхи (из рода фикусов – под ним Будда обрел просветление), лотос (символ чистоты, сострадания, духовного просветления), змеи и газели. Буддизм в мире и распространение: мессионизм со времени Ашоки, изначально присущая веротерпимость[12], просветительская работа на местных языках и адаптация канонических текстов., культовая парадность. Кроме того, вместе с буддизмом народы заимствовали достижения более развитых цивилизаций (тибетцы заимствовали грамматику, медицину, астрономию; Азия – лит-ру, живопись). китайский буддизм – чань б. (не следует стремиться к туманной нирване, а обратить свои взоры к жизни и научиться праведно жить. Уметь радоваться жизни и красоте.) японский буддизм – дзен-буддизм (строгие принципы, суровая школа, самоконтроль, стремление к цели и умение добиваться ее: кодекс самурайской чести, тенденции к гедонизму, идея возвышенной жертвенной любви, в иск-ве – минимальность в украшениях, строгость). А так же Шри-Ланка (конец тыс. до н.э.), Корея (4в.), Тибет (7в.), Монголия (13-14в.), юго-восточная Азия – со 2в., проникновение в Европу и Америку – 19-20в. результат соперничества буддизма (не мог преодолеть кастовости инд.общества) и брахманизма – оформление индуизма. Оформление индуизма (одной из основных древнеиндийских религиозных систем) – 1-2 в. н.э.: сочетание положений брахманизма (основывавшегося на Ведах), буддизма. Объединяющие догматы – учение о карме, сансаре, кастах (варнах). Особо почитаемая триада богов – Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (воплощение космич. Энергии, иногда – бог-разрушитель: на изображениях 3 глаза, змеи вдоль тела, черепа вокруг шеи; иногда он же – покровитель любовных утех, покровитель искусств и учености.), Брахма (созидающая энергия) С Шивой связывается мужская животворящая энергия. Связан с его культом и распространявшийся культ камы: искусство любви; возведен в Индии на ступень серьезного соц. значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|