Византия – связующее начало между западной и восточной цивилизацией.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Термин «средние века» возник в Италии в 15 – 17 вв в кругах гуманистов. Темное время, культурный упадок или великая символическая культура, «во главу угла» поставившая духовность? Периоды западноевропейского средневековья и их политико-экономическая характеристика: – к.5 – 9в. Раннее средневековье. Это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры.Феодализм только складывается как господствующий способ производства. Варварские племена и их культура, испытывают влияние великой античной культиуры. Племена находятся на различных уровнях развития. Наиболее культурно-прогрессивные – франки (приняли христианство в католическом варианте в 496г.). Франкское гос-во – гос-во Каролингов. Последняя треть периода – формирование крупных, но непрочных гос.объединений, подобных Империи Карла Великого. – 10–13в. – зрелое средневековье. Период развитого феодализма, феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Основные черты феодального строя Зап. Европы складываются к к. 11 в (Италия, Франция – 10в., Англия – 11 в, Германия – 12в.) Материальную основу средневековой европейской культуры составляли феодальные отношения: феодал «держал» феод – землю с крестьянами на правах владения, получаемого от сеньора (вышестоящего феодала) Крестьяне были лично и экономически зависимы от феодала, сам же он зависел от своего сеньора, связанный жесткими установками прав и обязанностей. Феодальная земельная собственность в виде вотчины (крупная вотчина – сеньория, как маленькое независимое гос-во; сеньор в своих руках держит судебную администрацию, военные и полит.силы). Отношения сюзеренитета – вассалитета (принцип 0 «вассал моего вассала – мой вассал»). Передача земли (феода) вассалу – инвестура. Политическое существование – в виде мелких политических образований (княжеств, герцогств, графств), иногда номинально объединялись под властью сильного короля.
– 13 – 15 в. (иногда вплоть до 17 в.) – позднее средневековье. ( позднее средневековье связывают хронологически с эпохой Возрождения - если в Италии оно совпало с периодом проторенессанса, то во многих северно-европейских странах (Англия, Германия) о средневековье говорят иногда вплоть до XV-XVI века.). Характеристика - процесс централизации государств, форма – сословная монархия. В период позднего средневековья социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, торговля. Религия и церковь Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии, с чем связаны общемировоззренческие установки средневекового человека. Христианская религия выступает как выражение запроса на «святую чистую» жизнь, возникающего у человека, утомленного эстетическим идеалом плотского активизма поздней римской античности. Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, земными радостями, к аскету, устремленному к духовному единству с богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека.Основы средневекового западного христианства заложил «отец церкви» Аврелий Августин. (Концепция церкви как иерархической, со строгой дисциплиной организации. Концепция христианской мировой истории – «О граде Божьем»). Особое значение приобретает литургия (богослужение) Мистика – в эпоху средневековья особую роль приобретают религиозно-философские мистические воззрения. Начала мистицизма – Веданта (вечный несотворимый Брахман – безликое божество); философский мистицизм (пифагорейцы древней Греции) – в целом, мистицизм попытка понять и объяснить мир иррационально, через магическое «проникновение» в тайны мира. Религиозный мистицизм – религиозная практика,имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом. Идеи:
· с помощью разума нельзя познать истинно сущее, ибо разум инструментален по своей природе и ориентирован на фрагментарность восприятия · интуитивность и неизреченность мистических состояний – не могут быть переданы в словах человеческого языка (мистический опыт нельзя подвергнуть рассудочному анализу, его нужно пережить). · Передать мистические идеи и откровения можно не в словах, а в символах (центральный из которых – смерть), либо в неадекватном намеке или молчании. Внимание к простейшим фигурам и символам, сочетаниям слов (молитвы). · Предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (инд.йога и дхьяна; «умное делание» православных монахов и т.д.). Религиозный мистицизм - западноевропейская церковь (Бернард Клервосский), исламский суфизм (идея полного отречения от индивидуальной воли; идея мистической любви с использованием символики классической персидской поэзии), исихазм (хар-но для Византии – проведует единение человека с богом через «очищение сердцаслезами», сосредоточение сознания в себе самом), каббала (среди приверженцев иудаизма – бог бесконечен, а мир вещей есть истечение божественных сил; мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита). Философский мистицизм – теософия. Интересный феномен культуры средневековой Европы, связанный с христианством, - формирование монашества. Различные монашеские ордена играли огромную роль в средневековой жизни: наиболее известные и влиятельные: Доминиканский орден (главная его цель – борьба с еретиками), Францисканский орден (подражали нищенской жизни Христа на Земле и проповедовали отказ от материальных благ), Бенедиктинский (характерная особенность его - практическое милосердие, высокая оценка труда, прежде всего физического). Уже по примеру деятельности монашеских орденов видно, что «святая» церковь интересовалась не только вопросами веры, но и значительное место отводила политике и борьбе за власть. Ярким проявлением таких притязаний церкви на власть стали крестовые походы – попытки силой, с помощью меча, объединить и расширить христианский мир под властью папства.
Народная религиозность – -усвоение христианства со слов священника и через искусство (массовая неграмотность и невозможность прочесть Библию) -идеи «святой бедности». -культ девы Марии -культ страждущего Христа-искупителя -Альтернатива христианству – «языческое наследие». Альтернативой (по большей части в простонародье) выступало «языческое наследие». Оно не могло не наложить свой отпечаток на культуру. Это языческое мировоззрение (например, популярность ворожбы, колдовства, суеверия), мифологичность мышления отразились как в искусстве, так и в особенности восприятия мира средневековым человеком. Наука и образование Еще одна важная сфера жизни средневекового европейского общества, которую так же в целом контролировала религия. Безусловно, ведущими науками были богословие и схоластическая философия, но потребности хозяйствования побуждали к изучению металлов, почв, наблюдению природы. В идеологии научного поиска все большее значение начинает приобретать эксперимент, опыт, вероятно, это одна из причин популярности алхимии. Несмотря на ее «мистическую» подоплеку, пути получения знаний были достаточно прогрессивны и давали ученым опыт «расколдовывания» мира. Средневековое образование в Западной Европе, в основном, осуществлялось в соборных (приходских) монастырских школах. Богословские знания доминировали и в светских учебных заведениях – городских школах, университетах (появились в IX веке). Однако, к 15 веку, когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них, кроме богословия, изучали право, медицину, искусство, в дальнейшем и естественные науки философия тесно связана с христианством, а специфику философских проблем определяют теолого-философские принципы монотеизма (единобожия), креационизма (сотворения мира богом), откровения. Философию воспринимают как «служанку богословия», призванную разъяснять и развивать догматы церкви. Поскольку библия в тот период воспринималась как полный свод законов бытия и повелений бога, особое значение приобретала экзогетика – искусство толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была экзегетична в своих формах, обосновывая возможности личного спасения, воскрешения из мертвых, коечного торжества истины христианства в космических масштабах. Именно такой предстает философия в трудах Аврелия Августина, Ансельма Кентеберийского, Фомы Аквинского и мн. др. Отождествление знания божественных истин при земном существовании человека с философией послужило основанием для развития мощного течения средневековой философии – схоластики (Боэций, Эриугена и др.). Его представители отстаивали мысль, что разум необходим или желателен для веры, а философия или тождественна религии, или необходима для нее. Тезис «понимаю, чтобы верить» (в отличие от тезиса Августина «верю, чтобы понимать»), стремясь примирить религию и философию, не умаляя роли последней, выдвинул Пьер Абеляр. И, наконец, в XIII веке Фома Аквинский соглашается, что возможно частичное обоснование веры с помощью разума и по сути восстанавливает арабскую теорию двойственности истины. Мистическое направление (Бернард Клервосский) развивало идею независимости веры от разума, ее абсолютного превосходства и на этом основании ненужности философии. Кроме вопросов соотношения веры и знания, средневековая философия ставила вопросы возможности познавательных способностей человека, номинальном или реальном существовании общих понятий (абстракций), о божественной и человеческой воле, истории, добре и зле. Таким образом, средневековая западноевропейская философия в своем развитии повторяет этапы становления культуры этого периода. Раннее и зрелое средневековье характеризуется безусловным превалированием в философии собственно религиозной проблематики и подчинением философии богословию, в эпоху же позднего средневековья все чаще ставятся вопросы разделения философии и религии, решения специфических философских проблем – путей и способов познания мира человеком.
Искусство Идеалы христианской религии нашли свое отражение не только в принципах и установках мировоззренческой ориентации средневекового человека, но и в специфических идеях и установках искусства: традиционализм (канон), ретроспективность, символизм (который справедливо было бы назвать аллегорико-символическим), дидактизм (установка на «поучение», энциклопедичность), а так же рефлективность и психологическая углубленность.
Само положение и роль искусства в духовной культуре средневековой Европы было довольно сложно и противоречиво, что связано с единством искусства и христианской религии. Главное внимание художники средневековья должны были уделять миру потустороннему, Божественному, а их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Переход из пространств внешнего мира во «внутреннее «пространство» человеческого духа – вот главная цель искусства по мнению богословов, выраженная знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя»[29]. Таким образом, в средневековой западноевропейской культуре безусловно преобладает церковное искусство, хотя уже в период «зрелого» средневековья наблюдаются тенденции появления новой светской по духу художественной культуры. Конечно, последняя в первую очередь так же была пропитана религиозными идеями, однако, здесь отразились и идеи простонародной культуры (особенно в фольклорных мотивах), присутствовала гораздо большая раскрепощенность и свобода воплощения замысла (в противовес строгой каноничности церковного искусства). Средневековая художественная культура имела свои наиболее характерные и представительные формы в каждом виде искусства, например: в архитектуре - это собор, в живописи – икона, в скульптуре –рельеф, в литературе (церковной) – жития святых, а светской – куртуазная (рыцарская) поэзия. Хотя этими «излюбленными» жанрами разнообразие художественной культуры Средневековья отнюдь не исчерпывалось. В целом же, прочерчивая определенную линию стилевого развития художественной культуры периода, можно говорить о преемственности последовательно сменяющих друг друга стилей – романского и готического, наложивших свой отпечаток на все виды искусств. Наиболее же ярко эти стили проявляются через характеристику средневековой архитектуры. Использование этих художественных стилей можно применить к искусству средневековья в целом, но в архитектуре они выразились наиболее ярко и полно. Романский стиль (от лат. romanus - римс.) был господствующим в западноевропейском искусстве Х-Х11 веков (в ряде стран до Х111века). Он выразил стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет римской империи. В Западной Европе возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии в проповедях церкви. В сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. Романский стиль – стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XII века (в ряде стран так же XIII века). Характеризуется органичным слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций – каменных, массивных, лишенных чрезмерного украшательства. Романский стиль полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов, располагавшихся на возвышенностях и благодаря этому господствовавших над местностью. По словам французского ваятеля Родена романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимаясь как тяжелое, давящее великое молчание[30]. Программный характер романского стиля, пронизанного стремлением отразить пугающее могущество божества, ясно выражен в надписи на портале собора Х11 века в Отене (Франция): «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур»[31]. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного или византийского или арабского искусства. Храм романского стиля чаше всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В архитектурном плане это - латинский крест, внешний облик отличает простота, мощь и некоторая суровость. К числу архитектурных характеристик храма – крепости (а именно храм, воспринимаемый как незыблемый оплот христианства и «корабль веры», был основным видом архитектурного строительства этого периода) относятся следующие: · сводчатые перекрытия; · доминанта продольного корпуса; · уподобление храма кораблю, за счет того, что боковые нефы строились ниже центрального; · массивная башня над среднекрестием; · выступающие с востока вперед полукруглые аспиды; · наличие 4-х узких башен (по 2 с востока и запада.) Ярчайшим примером подобной архитектуры могут служить 3 храма на Рейне: Вормс, Шпейер и Майнез, пятинефная монастырская церковь в Клюни. Готический стиль (от итал. gotico – готский, варварский) – стиль в западноевропейском искусстве Х11-ХV века (XVI), завершивший развитие средневекового искусства. Сменившее романский стиль готическое искусство, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым и так же характеризовалось неразрывным единством архитектуры и скульптуры. Готика воплотила эстетические вкусы феодальной верхушки общества, в эпоху крестовых походов соприкоснувшейся с изощренностью искусства Востока. Готическое искусство – искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика). Соборы готического стиля возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Сменившее романский стиль, готическое искусство, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым: оно отличалось высоким художественно-стилевым единством, господством линий, вертикализмом композиций, виртуозной деталировкой, подчинением логике целого. За легкость и ажурность произведения готического стиля называли застывшей или безмолвной музыкой – «симфонией в камне». Ведущим типом архитектуры готики стал городской собор, что связано с борьбой городов за независимость и перемещением культурных центров из монастырей в города. Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т.д.), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. В полной мере специфика готического стиля отразилась в архитектуре собора Парижской Богоматери, Реймском, Кельнском. Внутреннее убранство готического собора заслуживает особого упоминания. Готический собор – целый мир, который может быть назван «Энциклопедией средневековой жизни» (Например, собор в Шартре, украшенный символическими картинами земного и небесного миров, воплощал как бы прообраз вселенной; Реймский собор, служивший для коронования королей, в своем убранстве больше отражал идею всей французской государственности – значительное место здесь отведено портретам французских королей.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|