Изобразительные искусства
В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к Библии (ее перевод с латинского появился лишь в 16в.) главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, которые в цельной, образной форме давали представление о красоте божественного. Главным (церковным) жанром становилась иконопись. Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная и неграмотным массам. Впрочем, «светская» живопись этого периода практически не существует или же сливается с церковной, выступая как немая проповедь. Ее главные герои – святые, мученики, Богоматерь, библейские сцены. Главным в изображении являются глаза (зеркало души), фигуры же воспринимаются «бесплотными», оторванными от земли. Живопись средневековья изображает мир двухмерным, плоским, дает ирреальную трактовку пространства (обратная перспектива), художники пренебрегают фоном, практически не изображают пейзажа. Особенно интересна попытка средневековых художников передать на плоскостной картине временное развертывание событий. Например, на одной и той же картине мы видим разворачивающиеся события (сюжет, конечно, на библейскую тему): перед царем Иродом стоит Иоанн Креститель, рядом – палач отсекает ему голову, а рядом – Иродиада подносит царю Ироду голову казненного Иоанна Крестителя. Кроме икон и картин на библейские темы, изобразительное искусство средневековья представлено так же росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами. В отличие от живописи, последние (особенно мозаика и витражи), а так же скульптура, гораздо в большей степени определяются стилевыми особенностями художественных предпочтений эпохи. Они достаточно ярко показывают развитие и специфические особенности романского и готического стиля. Вероятно, это связано с тем, что вышеуказанные виды искусств воспринимались не самостоятельно, а в неразрывной связи с архитектурой, как украшающие ее и воздействующие на эмоции верующих. А поскольку архитектура, как уже говорилось выше, в эпоху средневековья развивалась от романского к готическому стилю, то и сопутствующие ей изобразительные искусства повторяли эти особенности.
Так, романский стиль в художественной культуре эпохи характеризовался, прежде всего, подчиненным положением и неразрушимым единством произведений скульптуры, живописи с архитектурой. Формы романской культовой архитектуры в частности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрывающая поверхность капителей. В композициях преобладает плоскостное начало. Фигуры располагаются в пределах вертикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины. Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда. Композиция строго подчинена принципу иерархии - центром является расположенная по главной оси и занимающая всю высоту фигура Христа, причем если фигура Христа симметрична и неподвижна, то вокруг него все исполнено бурного движения. Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом «косной материи». В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. Средствами выразительности здесь становится скорее некоторая грубость форм, символизм, «встроенность» в архитектурной декор, нежели пластичность, динамизм и психологизм. В многочисленных многофигурных композициях преобладающее место занимают темы Нового Завета (и прежде всего Страшный суд), выраженные пластическим языком, имеющим довольно мало общего с античными образцами.
Развитие «строгого стиля» в романской скульптуре (преимущественно в Германии) можно проследить на примере многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные, линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода; сама фигура аскетична и неподвижна - Христос здесь не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым прославленным является «Распятие Имервальда», по имени мастера его выполнившего. Несмотря на сугубо церковный характер изобразительного искусства, в романскую скульптуру, живопись, росписи и т.д. проникали элементы мирского мироощущения, гротеска и сатиры. Например, достаточно характерные изображения кентавров, полу ящеров, получеловеков, львов, др. животных и растений, встречающиеся в романских соборах. Это вызывало резкий протест отцов церкви. Бернар Клервоский писал о прихожанах: «Им интереснее разглядывать эти изображения, чем читать священные книги…» [32] Произведения изобразительного искусства эпохи господства готического стиля носят отпечаток его особенностей - большей раскрепощенности (по сравнению с романским), яркости, красочности, некоторого изящества. Изобразительное искусство этого периода представлено не только скульптурой, живописью, в основном, церковного характера; все большее значение приобретают многоцветные витражи (украшавшие великолепные готические соборы), гобелены, иллюстрации, манускрипты, воплотившие идеалы и вкусы аристократической верхушки.. Непосредственно же в церковном изобразительном искусстве готический стиль проявился в отражении культа Девы Марии с характерным противопоставлением мистической экзальтации и жизнерадостных мирских мотивов.
Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: · во- первых, на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светского начала, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет. · Во-вторых, появляется и приобретает доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также. Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался «Страшный суд», однако иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан «История святого Стефана» на портале собора Парижской Богоматери. Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер. Единство готического стиля не препятствовало возникновению множества национальных и региональных вариаций готики: англ. «перпендикулярной», фр. «пламенеющей», нем. «кирпичной» и т.д. Литература Развитие средневековой литературы происходит в русле взаимодействия и противопоставления 2-х культур – светской и духовной (религиозной). Духовная литература, безусловно, поддерживаемая церковью и властью, носит религиозный характер. Здесь преобладают произведения, построенные на библейских сюжетах; это, как правило, жития святых, писавшиеся на официальном языке церкви – латыни. В противовес религиозной литературе в средние века все большее значение приобретает светская литература. Ее основные виды – героический эпос, лирика, романы.
Героический эпос основывался на мифологических преданиях, фольклорных сюжетах и поэтических приемах. Ярким приемом произведения подобного жанра может служить эпическая поэма «Песнь о Роланде» (французский эпос), «Песнь о Нибелунгах» (германский героический эпос), «Песнь о моем Сиде» (Испанский эпос), «Беовульф» (англосаксонский эпос). Например, французская «Песнь о Роланде»: взаимоотношения действующих лиц в поэме определяется идеями феодального общества и, в частности, идеалами рыцарства: преданностью вассалов своему сюзерену, а так же борьбой с врагами христианства. В основе поэмы лежит исторический факт – поход Карла Великого в Испанию (788), но наряду с историческими лицами и фактами в поэме много вымышленного. Из летописных источников известно, что «Песнь о Роланде» была особо широко распространена в Европе в середине Х1ст. «Песнь о Нибелунгах» (ок. 1200г.) – крупнейший памятник немецкого народного героического эпоса. В основе ее лежат древние германские сказания, восходящие к событиям периода варварских нашествий. Исторической основой поэмы является гибель бургундского царства, разрушенного в 437г. гуннами. В поэме, сложившейся около 1200 года, эти события получают новое осмысление, да и весь бытовой колорит «песни» гораздо в большей мере связан с феодально-рыцарской Германией XII века, чем с жизнью варварских племен V века. Рыцарские обычаи, как это изображается в поэме, царят при дворе бургундских королей. В облике юного рыцаря выступает храбрый и великодушный Зигфрид, полюбивший прекрасную Кримхильду. При всем том, блестящие картины рыцарского быта – это только внешняя сторона «Песни». Под этой блестящей оболочкой таятся события, исполненные глубокого трагизма (трагична судьба молодого Зигфрида, Кримхильды, бургундских королей, погибающих на чужбине). В «Песне» проявляется связь поэмы с традициями немецкого былевого эпоса (Например, здесь выступает ряд персонажей, известных по другим средневековым героическим поэмам – Хаген, Дитрих Бернский, Хильдебранд). Величайший памятник испанского героического эпоса – «Песнь о моем Сиде» – сложился в атмосфере большого патриотического подъема (борьба против арабских завоевателей). В «Песни» изображены подвиги знаменитого испанского воителя XI века Руя (Родриго) Диаса де Бивар, прозванного Сидом. Но интересно, что, в отличие от реального прототипа (который принадлежал к высшей кастильской знати), Сид Компеадор рисуется инфансоном, т.е. рыцарем, не принадлежащим к феодальной аристократии (он всем обязан своей храбрости и доблести). Сид Компеадор становится воплощением народного нравственно-героического идеала. Исторические данные «Песни о моем Сиде» несравненно точнее, чем данные «Песни о Роланде», а том более «Песни о Нибелунгах» (Так, из родичей и вассалов Сида историческую реальность имеют довольно многие имена)
Англосаксонский «Беовульф» сложился, вероятно, в VIII-XI столетии. Герой поэмы – так же бесстрашный витязь, всегда готовый прийти на помощь людям. (Он бесстрашно вступает в битву с кровожадным чудовищем Гренделем, который в течение долгого времени пожирал приближенных датского короля Хротгара). В поэме встречаются как отзвуки языческих сказаний, так и картины начавшегося разложения родового строя, вместе с тем, поэма проникнута духом христианства. Однако, христианский элемент отнюдь не играет в поэме ведущей роли, он растворяется в старинных народных былях, могучих эпических образах, овеянных героическим духом. Особым явлением средневековой литературы была рыцарская литература (куртуазный эпос), включавшая в основном лирику (куртуазную поэзию) и роман. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о слове, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме. «Рыцарская литература» – определение довольно условное, поскольку она создавалась отнюдь не только рыцарями (по происхождению), но и бродячими трубадурами (менестрелями), некоторыми горожанами, говорившими о приключениях, любви, победах. Эти произведения использовали живой разговорный язык (а не «мертвую» латынь), а прославляемые идеалы были понятны не только рыцарям, но и простому народу. Прежде всего «рыцарская литература» воспевала дух войны, вассального служения. К числу знаменитых средневековых романов относятся романы Кретьена де Труа («Эрек», «Ивейн»), «Тристан и Изольда» Гетфрида Страсбургского, произведения Гартмана фон дер Ауэ, Вольфрама фон Эшенбах и мн. др. Интересно, что в произведениях дер Ауэ, фон Эшенбаха (Парцифаль) светский рыцарский идеал неотделим от идеала религиозного. В этом выразилась трудность «отрыва» светской литературы от религиозных идей, господствующих в средневековом обществе; а так же попытки более широкого взгляда на мир, нежели исключительно сквозь призму куртуазно-рыцарских отношений. Так, дер Ауэ требует, чтобы в основе рыцарского подвига лежали не эгоистические, но гуманные побуждения, вступая, таким образом, в противоречие с реальной действительностью, основанной на частном феодальном интересе и жестоком кулачном праве. Стремясь преодолеть это противоречие, Гартман переносит вопрос о рыцарском долге в сферу религиозных представлений, видя в благочестии и христианском смирении путь к преодолению феодального эгоизма. Главная мысль романа Эшенбаха «Парцифаль» так же в апофеозе осознанной естественной человечности. Лишь соприкоснувшись с горем людей, Парцифаль уразумел, что в мире есть нечто более высокое, нежели заветы рыцарской куртуазии. Горожанин Готфрид Страсбургский решительно выступал против «темного», насыщенного мистическими образами и мотивами стиля многих литераторов. Под пером Готфрида старинное народное сказание («Тристан и Изольда») превращается в волнующую повесть о пылкой любви, на пути которой стоят обычаи и представления феодального общества. В его истолковании любовь Тристана и Изольды не адское наваждение (как трактовала церковь), а великое чувство, естественно овладевающее всем существом человека. Обращение к реальным человеческим чувствам, волнующей красоте мира, женской красоте – одно из важных реальных достижений куртуазного эпоса, предвосхитившего идеологию гуманизма. Куртуазный стиль в литературе характеризовался легкостью и изяществом. Особого упоминания при анализе средневековой литературы заслуживает куртуазная поэзия. Создание стихов, поэм, сонетов посвященных прекрасной даме, в эпоху средневековья было довольно распространено. И, естественно, часто они писались по определенному «шаблону», выступая одним из обязательных условий служения прекрасной даме. Некоторые из них, впрочем, подымались до высокохудожественной лирики, положив начало новому светскому жанру поэзии. В Германии такая поэзия получила впоследствии название «миннезанг», во Франции - поэзия трубадуров и труверов (у менестрелей -- в вокальном исполнении). Естественно, несмотря на сходные черты, вызванные самой тематикой и стилем, поэзия такого рода имела в разных странах неодинаковое влияние и распространение, предпочтения, свои особенности. Так, в немецкой куртуазной поэзии чувственный элемент играет значительно меньшую роль, чем в поэзии романской. Немецкие поэты более склонны к рефлексии, морализации, перенесению житейских проблем в сферу умозрительных спекуляций. Однако, несмотря на свою абстрактность, миннезанг, подобно поэзии романской, сыграл все же известную роль в деле секуляризации (отрыва от церкви) средневековой культуры. В произведениях миннезангеров, трубадуров, труверов слышалось живое биение простого человеческого сердца, нередко звучали в этих произведениях не только напыщенно-куртуазные мотивы, но и живые голоса природы Большая часть этих лирических произведений осталась анонимной – в основном приписывалась знатным (и не очень) рыцарям, а так же бродячим трубадурам и менестрелям. Светское мировоззрение и тенденция обращения к «земной жизни» выразилась не только в «рыцарской литературе». Особенно в период так называемого «зрелого средневековья», когда центрами культуры становятся уже города, а не монастыри, и все большее значение приобретает светская школа, расцветает поэзия вагантов. Ваганты – молодые школяры и бродячие монахи-клирики распевали повсюду на латинском и родном языках любовные песни, пародии на псалмы и молитвы, сатирические куплеты. Хотя в поэзии вагантов отчасти была представлена и лирика, основной ее жанр – сатира. Неуемное веселье и ирония вагантов была бунтом против официальной «угрюмости». Во многом именно жизнелюбие и сомнение, – несовместимые с догматизмом, столь характерные для поэзии вагантов, и подготовили тот взрыв, который произошел в европейской культуре в эпоху Возрождения. В целом можно сказать, что развитие средневековой литературы прошло 2 сменивших друг друга периода. Первый – совпавший с ранним средневековьем и господством в искусстве сурового романского стиля – безусловное преобладание церковной религиозной литературы. Из светских литературных жанров этого периода развивается лишь героический эпос. 2-й период – господство в искусстве готики и развитие светских начал жизни, рост культурного значения городов – преимущественное развитие светской литературы. Появляется уже не только жанровое разнообразие, но и настоящие литературные шедевры. Обращает на себя внимание характерное сочетание в этот период различных литературных течений – куртуазная поэзия, поэзия вагантов, рыцарский роман, объединявший в себе как героические военные, так и любовные приключения. Теория «двух культур»: возникла уже в ХХ веке. Средневековье – синтез 2-х культур (аристократической и народной). Существенное влияние приобрела точка зрения, что у единой средневековой культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты и культурные традиции простонародья, конденсированные в фольклорном творчестве (культура «безмолвствующего большинства» или «карнавальная» или «смеховая»). Особенно ярко эта «двойственность» проявилась в развитии искусства, которое впитало в себя специфические особенности обеих этих тенденций (хотя и развивалось преимущественно представителями «духовной элиты»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|