Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектор и скульптор Брунеллески




Архитектура проста по форме (использует античную древнегреческую традицию), светская по духу. Декоративность им изящество.

Его произведения до сих пор удивляют гармоничностью пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала. Элементы античного ордера у Брунеллески переосмыслены по-новому, как бы превращены в прелестную декорацию. Наиболее точно характеризуют творчество Брунеллески – капелла Пацци с воздушным легким портиком и Воспитательный дом во Флоренции, в котором весь нижний этаж оформлен в виде приветливой открытой лоджии-галереи. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Эти палаццо, обычно трехэтажные, сложенные из грубо отесанных (рустованных) каменных квадров, с фасада выглядят довольно суровыми, имитируя крепостной замок, но их внутренние дворы изящны. Есть особенная поэтичность в этих двориках, окруженных двойным ярусом колоннад, где современному посетителю чудятся тени Ромео и Джульетты.

Наряду с Флорпнентийской школой – центральной «кузницей» ренессансного искусства, можно говорить и о искусстве средней и северной Италии. Так, венецианская школа – пристрастие к деталям («детализирующее видение»), обязательный пейзажный фон - Пьеро делла Франческа [40] (рождение живописного портрета), Карло Кривелли, Андре Мантень, Леон Батиста Альберти ( арх-р и треоретик и скусства )

Одна из самых ярких фигур, отражающих противоречивые тенденции искусства раннего возрождения - флорентийский живописец Сандро Боттичелли. В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные, гармоничные образы, типичные для зрелого кватроченто. Потом появляется неповторимое нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. (интерес более к линии, чем к цвету и объему) В пору своего расцвета Боттичелли создает прославившие его картины – «Весна» и «Рождение Венеры», пишет множество мадонн, расписывает фресками стены Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрирует «Божественную комедию» Данте. Античная и христианская мифология для Боттичелли одинаково приемлема, по крайней мере в лучшем периоде его творчества. Пишет ли он Венеру в окружении нимф или богоматерь с ангелами – они похожи друг на друга, как сестры.

В «Рождении Венеры» изображена богиня любви, появившаяся из морской пены. Она плывет в раковине, зефиры дуют, направляя ее к земле, на берегу Венеру встречает нимфа, готовясь накинуть на нее затканное цветами покрывало. И в воздухе летают цветы. Все это в светлых, матовых тонах, золотистых, зеленоватых, светло-голубых. У богини идеальное женское тело, но лицо подростка, лицо, не разбуженное для жизни, с кротким затуманенным взором. В ее младенческой чистоте сама себя не осознавшая чувственность – все та же “vaghezza” Фиренцуолы. Золотые волосы Венеры, извилистые, льнущие к телу, напоминающие шевелящийся клубок змей; эта невольная ассоциация придает драматический оттенок образу богини любви: как-будто предчувствие разрушительных страстей, которое принесет с собой на землю это безгрешное и бездумное существо, бледно-золотой цветок, поднявшийся из морских глубин.

Группа трех граций в картине «Весна» – очень характерна для понимания творчества этого художника. Он любил создавать такие колеблющиеся позы незаконченного, длящегося движения, длинные гибкие фигуры, едва касающиеся земли, их сплетения и изгибы. Любил легкие сквозные покрывала на фигурах, причем драпировки у него обладают одной приметной особенностью: они падают не прямо, а волнообразно, как бы несколько раз подхваченные на своем пути. Их рисунок напоминает струи ручья, бегущему по каменистому ложу, - струи задерживаются, завиваются около встретившегося камея и потом бегут дальше. Такой прерывистый волнистый ритм вообще отличает манеру Боттичелли – это внешнее выражение его трепетного, беспокойного духа. Тяготение к готике было поэтому для него органичным. Но живую красоту он любил, как истинный художник Возрождения и находил ее повсюду.

Удивительна судьба творчества Боттичелли. Плоть от плоти своего времени, оно вместе с тем оказалось неожиданно близким и прошлому и будущему. Готическому прошлому и далекому будущему Х1Х века, когда «прерафаэлиты» заново открыли Боттичелли и положили начало его вторичной славе. Но здесь не только случайная заслуга прерафаэлитов: искусство Боттичелли действительно в чем-то созвучно мироощущению современников Бодлера и Эдуарда Мане (достаточно вспомнить вполне современную по духу и стилю изображения картину «Покинутая»). Наиболее точно отразил творчество Ботичелли Н.Бердяев в своих словах: «Ботичелли – самый прекрасный, волнующий, поэтический художник возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигающий классической завершенности…»

Чиквиченто в искусстве (высокое возрождение):

16ст. в Италии – экономический и политический кризис в 1530г. итал. города окончательно потеряли независимость – подчинены габсбургской монархии – только Венеция сохраняет свободу). Но – всплеск в духовной жизни и прежде всего в искусстве (творчество величайших мастеров Ренессанса, особенность – известны всемирно, в отличие от мастеров кватроченто, популярность которых распространяетмя только на Италию. Одновременно, рядовые мастера чиквиченто менее известны.).

Леонардо да Винчи – 1452 – 1519. Универсал (живописец, скульптор, архитерктор, талантливый ученый экспериментатор и конструктор). Сохранилось мало живописных работ,многие незаончены, много замыслов в эскизах. «Леонардески» – работы учеников, выполняемые по наброскам леонардло (сам только проходил по ним кистью).

Раннний период – до 80-х г. (учитель Андреа Вероккьо – ученик написал голову белокурого ангела в картине Вероккьо «Крещекние Христа» и затмил учителя).

Мадонна Липпи, Мадонна в гроте,Тайная вечеря (написана на узкой стене большой продолговатой залы трапезной монастыря Санта Мария делла Грация, фигура Христа в центре – только что произнес «один из вас предаст меня». Работал над фреской 16 лет. Крайние персонажи даны в профиль – замыкают композицию), Мона Лиза (Лиза де Антонио Мария Динальдо Геральдини. Спекуляции насчет картины – загадки, трудности копирования, психологическая закадка Моны Лизы – руки замкнуты, не «пускает к себе»)

Рафаэль Санти ( 1483 – 1520). Прожил всего 37лет – гаврсоничны1й и ясный художник. Последоывательно решает все вопросы, применяет техники, разработанные Ренессансом. Главное – Мадонны, фрески, украсившие стены Ватикана.

Мадонна Конестабиле, Мадонна со щеглом, Сикстинская мадонна ( по имени монастыря св.Сикста)

Микеланджело Буанаротти (1 475 – 1564). – скульптор, живописец,архитектор.

Метод скульптурного творячества – постепенно «вгрызаться» в груду камня (не делал предварительных слепков). «Нон финито» – «незаконченность работ Микеланджело (иногда чисто физически не завершены, иногда – для достижения спец. эффекта. Иногда статуи даже не обработаны вкруговую). Скульптуру ставил выше всех искусств, даже в фресках выступает как скульптор.

Скульптура – Давид (5 м), скульпткура надгробий (Моисей; ночь и день, утро и вечер на гробницк Медичи)

Живопись – Святое семейство. Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане( потпрграмме хотел в фресках выразить всю историю мироздания – на пространстве 600кв.м. – неск.сот фигур.)Самая известная – фреска Страшный суд.

Архитектура – динамика, четкие и ясные линии (напр., площадка Капиталийского холма, в центре которой ст.императора Марка Аврелия)

Венецианская школа: Не чстолько Ренессанс, сколько соединениме готики с традициями Византии: огромная любовь К Венеции и ее постоянное прославление (связано с особой ролью Венеции – как Н-д на Руси), интеллектуализм.

Джорджоне ( любовь к чувственной красоте цвета и света), Паоло Веронезе, Тициан.

Позднее Возрождение: в целом, ощущение трагедии и заката большой эпохи в творчестве литераторов и художников. Кризис изобразительного искусства, но расцвет философиии,музыки,точных наук.

Упадок городского хозяйства с сер.16века: художеств.и ре есленные цехи еряют свое былое значение., цехи подчиняются княжеской власти, иногда вообще ликвидируются. Цехи становятся кастовыми, охранительными организациями, мешающими развитию творчества. Художник по статусу становится мещанином Кризис так или иначе связан с Реформацией (католики обвиняют нем Реформацию, некатолики – римскую церковь; падает количество заказов на произведения церковного искусства, начинается развитие новых жанров, не связанных с церковью – портрет, натюрморт, бытовые сцены)

В политике – феодально-католическая реакция (нет уже той свободы, инакомыслия и даже антиклерикализма).

В искусстве процветает «маньеризм»[41] – использование характерных фигур, жестов «классиков» Ренессанса (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль), но доведение этих приемов до слащавости и карикатуризма. Усложненность искусства (Бронзино, Пермиджанино) Можно выделить только Бенвенуто Челлини.

Прилив художественных сил в декоративно-прикладное творчество (воспринимаемое как ремесло) – ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, оружейное дело. Распространение «ремесленных» видов работ – тиражирование скульптурных образцов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...