Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизм и развитие его идей. (проявляется в философии, литературе, публицистике, науке)




Гуманизм можно назвать идейной основой культуры эпохи Возрождения. Термин от лат. Humanus – человечный. Гуманизм развивается как идейное движение, захватывая почти все круги общества, проникая как в высшие религиозные сферы, так и в политику, оставляет глубокий след в народной поэтике. Под влиянием идей гуманизма складывается новая светская интеллигенция, которая их пропагандирует (организовывают кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей).

Идеи - вера в безграничные возможности человека, для гуманистов не существует более иерархического общества, выступают против всякой цензуры, формируют идеал нового человек – господина своей судьбы.

Формирование нового взгляда на мир и нового идеала человека – бессмертное творчество Данте Алигьери (проторенессанс, зарождение гуманистических идей, но и сильна связь с религиозным мировоззрением средневековья). «Последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени» (1265 – 1324). Знаменитая «Божественная комедия» (своеобразный синтез поэзии, философии, теологии, науки) – первый гимн достоинству человека, из всех проявлений божественной мудрости человек для него «величайшее чудо». – «путешествие» в ад, рай, частилище. (Ад – 9 кругов).

Два другие родоначальника гуманизма – (проторенессанс) – Франческо Пертрарка, Джованни Бокаччо. Петрарка – философ, лирический поэт; сыграл огромную роль в становлении гуманистического антиаскетического движения. Стихи, посв. Лауре – сложные и многообразные чувства нового ренессансного человека. Труды по изучению античного философского наследия – стремление примирить идеи христианства с античной философией (прежде всего изучение трудов Платона). Джованни Бокаччо – новое смелое слово в литературе, антирелигиозность, антиаскетизм – Декамерон (сто повестей, рассказанных на протяжении 10 дней 7-ю дамами и 3-мя юношами), проявил дух свободной Флоренции.

Развитие идей гуманизма в Италии связано с именами Карло Солютати, Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандоллы, Эразма Ротердамского, Марсилио Фичино, Помпонацци и др.:

· Антропоцентризм (представление о человеке как единстве разумного и чувственного, единстве души и тела). Прекрасен весь мир, созданный богом для человека, но вершиной божественного творения явл. человек (Бокаччо, Манетти, Альберти), приоритетная роль человека во Вселенной.

· Интерес к проблемам этики, человеческой добродетели (напр., Лоренцо Валла – трактат «О наслаждении»)

· Антиклерикализм (но не антирелигиозность). Валла «О морнашеском обете» – рискует выступать и против папы (по его мнению власть папы над народами – тирания и он не имеет права заменять власть божию). Выступления против монахов (Бруни, Бокаччо).

· Христианский гуманизм (даже свое учение Эразм часто именовал философией Христа) – заострен против католической церкви и даже нацелен на ее реформу. Призвание к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно погребенных под грудой обрядового формализма. Призывает к знакомству со Священным писанием -–перевод последнего на народные языки.

· Антисхоластическая направленность – Эразм Роттердамский (Похвала глупости) – госпожа Глупость прославляет сама себя, все подчиняются ей (и монахи, и чернь, и шарлатаны и т.д., не последнее место среди глупцов занимают монахи и богословы). Все в человеческом обществе подчинено глупости, все делается дураками и среди дураков… Глупость богата и коллективными проявлениями (самое печальное из них – война) О «схоластической дребедени» – о схоластике как чисто словесной премудрости. Сравнение глупость человеческого общества и мудрость природы.

· Гуманистический эпикуреизм (пренебрежение к толпе, наука о наслаждении) – с 15в.

· Гуманистические идеи воспитания и образования: Воспитание гармоничного образованного человека - считали необходимым изучать не только латинский, но и греч.языки, античную художественную литературу[35] м мифологию. Возвращаясь к античному идеалу гармонично-развитого человека, педагоги эпохи Возрождения уделяли внимание физическому образованию (отводя большое место играм), выступали против телесных наказаний (распространенных в средневековых схолях). – итал. Верджерио, Л.Бруни, фр.Монтень, Рабле. Система studia humanitas – в основе моральность. Итак, идеал ренессансного человека – высокоморальный, с энциклопедическими знаниями и духовно развитый. Кружки гуманистов – многое для распространения гуманистических идей образования. Отвращение к «варварской латыни», на которой говорили в церквях и университетах - новые переводы, поиски и популяризация античных произведений. Внимание к «волгаре» – язык, на котором говорил простой народ. Крупнейший педагог эпохи Вохрождения итал. Гуманист Витторио де Фильтре (оганизовал в 1424г. новую школу – «Дом радости»)

· Политические взгляды и идеи: Макиавелли – знаменит. Трактат «О государе». Один из самых «трезвых» умов Ренессанса: неискоренимый эгоизм человеческой природы с необходимостью требует учреждения гос.организации как высшей силы, способной поставить ему более или менее жесткие пределы. Проблема отделения политики от морали. Идея нового государя –«мудрый правитель государства обязан по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Правитель должен сочетать в своей личности и действиях качества льва (способного расправиться с врагами) и лисицы (способной провести самого изощренного хитреца). Томас Мор,– утопические идеи нового справедливого бескласового общества. Мор об острове Утопия (место, которого нет – возможно перевести название как «нигдея», само название стало нарицательным словом) – нет собственности у жителей, нет денег, золото не имеет ценности (из него изготовляют здесь ночные горшки)всеобщий физический труд (ремесленный и сельскохозяйственный), наличие рабов – в них обращаю тяжких преступников, живут одной большой семьей, науками занимаются только особо одаренные, нор и все остальные читают, развиваются духовно (даже есть общие предрассветные чтения). Томазо Компанелла – город Солнца, где народ решил вести «философский образ жизни общиной». Здесь нет частной собственности, всеобщий труд, которому придаются с радостью. Принципиальное равенство людей. Разделение труда. Управление – аристократия специалистов всех начальствующих в городе солнца только 40чел. Нет моногамной семьи, рождение детей – точный подбор соответствующих пар (включая учет расположения звезд) [36]. Проблемы воспитания и образования детей – проблемы гос-ва. Нет рабов, свободное время – изучение наук)естественнонаучные занятия). В их экономике большая роль научно-технических изобретений. Краткое и ясное законодательство [37]. Высокая моральность. Борется с маккиавелизмом – считая его «чумой» своего времени, непримиримый враг индивидуализма.

Естественно-научная мысль эпохи Возрождения – особый интерес и развитие математики (флорентийский математик Лука Пачоли – по его представлению математика суть всеобщая закономерность, применимая ко всем вещам) – математика способна придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, делающую возможной точное практической применение найденной истины.

Ученые-энциклопедисты, изобретатели (механика)– Леонардо да Винчи – (внебрачный сын нотариуса из местечка Винчи и простой крестьянки; не получил классического воспитания и не обучался в университете)Сам себя называл человеком «без книжного образования». Называют нередко «пионером современного естествознания». Механику разрабатывает как прикладное искусство конструирования,основанное на математических выкладках. – проекты и изобретения в области военного дела (напр., идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (планер, идея парашюта), гидротехника (напр.,идея шлюзов)Почти все его идеи далеко обгоняли технические возмлжности и потребности его эпохи и по достоинству оценены не были. Главное – обращение к опыту, а не к схоластической учености (мудрость есть дочь опыта, опыт – наставник из наставников).

Астрономия – всплеск интереса, Николай Коперник (польс.астроном, учившийся в Италии). Господство геоцентрической системы Аристотееля-Птолемея. Коперник опровергает – новая гелиоцентрическая система. (земля не есть центр Вселенной, к тому же не неподвижна, а вращается вокруг своей оси, установил, что Луна вращается вокруг Земли)Упрощение схемы движения планет вокруг нового центра мира. Дальнейшее развитие астрономии – Иоганн Кеплер -противоречивость научных взглядов (отдавал много времени астрологии) – открытие законов движения планет (движутся вокруг солнца не по идеально круговым орбитам, а по эллипсу; неравномерность скорости движения планет вокруг солнца)

Медицина и натурфилософия – Парацельс (нем)- неудовлетворенность состоянием современной медицины (большинство врачей к величайшему вреду для их пациентов слишком рабски прикованы к словам Гиппократа, Галена, Авиценны и др., как если бы они были оракулами…Таким путем истинным доктором не станешь – врачу потребно глубочайшее знание вещей природы и ее тайн.) Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму (ртуть соотв.духу, соль – телу. Сера – душе) - отсюда убеждение, что от любого заболевания модно найти лекарство в природе. Убеждение всеобще й одушевленности природы; интерес к алхимии и магии.

Философия – Ник. Кузанский, Монтень, Телезио, Дж. Бруно… всеобщая одушевленность мира, бог –синоним природы (пантеизм); механицизм (мир – машина, которая работает по законам математики); разделение плзнавательных способностей человека на чувственные, рассудочные, разумные и высшие (интуиция, ум). Разделение предметов философии и богословия.

Искусство

Общее

Искусство играло в ее жизни слишком важную роль: оно шло впереди науки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального познания.

· Покровительство искусствам (меценатство ) – папы, герцоги, короли, во Флоренции – Козимо и Лоренцо Медичи. Художников высоко ценили. Процветавшее в этот период в Италии меценатство во многом послужило расцвету искусства, литературы. философии. Например, члены семейства Медичи, фактически властвовавшие во Флоренции, были меценатами и неподдельными ценителями искусства (особенно Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный). Римские папы, герцоги, иностранные короли, оспаривали друг у друга честь приглашения итальянских художников к своему двору. Но искусство не становилось придворным и не затворялось только в гуманистических кружках. Оно щедрой волной разливалось по жизни городов-государств, отдавая себя на всеобщее обозрение и всеобщий суд.

· Освобождение от диктата церкви (светские произведения), на первый план выходит живопись, рождение картины.

· Рождение нового художественного языка – связано с изучением анатомии, перспективы, математики и механики. наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Особое внимание уделяется законом искусства, обеспечению наибольшего соответствия действительности (обладание пространственными закономерностями. Внимание ку рельефности произведения.Человек Возрождения отвергает все зыбкое, аморфное как «варварское»: он прежде всего хочет ясности. Художник этого периода буквально вооружается циркулем и отвесом, чертит перспективные линии и точку схода; трезвым взглядом анатома постигает механизм движений тела, классифицирует движения страстей и все, доступное взгляду, расчленяет, заключает в строгие обрамления и ставит на твердую землю. Впрочем, такая отточенность отнюдь не вызвана душевной сухостью или недостатком изобразительных средств. Сама «трезвость» эстетики Ренессанса была изнутри романтической: она диктовалась не просто жаждой точного познания, но и жаждой совершенства, верой в достижимость совершенства, вдохновенными «поисками абсолюта». К своим наукообразным методам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях; в пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.

· Большое количество трудов по изучению специфики разных видов искусств, техник, эстетике (идеал, мера, прекрасное)

Кватроченто – создание нового языка искусства Возрождения. Кватроченто – этап раннего Возрождения в Италии, его принято обозначать хронологическими рамками 15 века (примерно1410-1500годы). Его особенность – триумфальное шествие искусства, в котором отразились все тенденции культуры итальянского ренессанса, именно в этот период окончательно складывается изобразительна система Ренессанса. Поражает щедрость художественного творчества, «хлынувшего как из рога изобилия». Кажется, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. Впрочем, это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, - все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Он был высок и в средние века, но там искусство было плодом коллективного гения, а Возрождение рассталось со средневековой безымянностью. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Однако, сделав искусство индивидуальным, Возрождение удержалось на той грани, за которой начинается размежевание художественных индивидуальностей на выдающиеся и посредственные. Конечно, и в то время были художники, литераторы более крупные и менее крупные, были гении и были просто таланты, были пролагатели путей и были их последователи, но категория «посредственность» к художникам Возрождения неприменима. Эта эпоха знала честолюбцев, стяжателей, но не знала поставщиков художественных суррогатов.

По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства Раннего Возрождения считаются три великих мастера изобразительных искусств. Это - художник Мазаччо, скульптор Донателло и архитектор Брунеллески.

Флорентиец Мазаччо (живописец) – собирает воедино все новшества художественной изобразительности (в частности перспективное изображение, появившееся еще в проторенесансе у Джотто) – создает живописную систему Ренессанса[38]. Девиз – «изображать так, как изображает поверхность зеркала».

художник мужественного, энергичного стиля, умер совсем молодым, но успел стяжать славу основоположника живописи раннего Возрождения своими росписями капеллы Бранкаччи. В них он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, подхватив угасавшую традицию Джотто (представителя проторенессанса, основоположника художественной системы ренессансной живописи), довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства. Скульптор Донателло прожил довольно долго и успел сказать новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики:

-тип самостоятельно стоящей круглой статуи (как в античности), а не подчиненной собору.

-школа мастеров «картинного рельефа», покрывающего фризы зданий.

(Ст.Давида, конная статуя кондотьера Гатемаллы, ст. Евангелиста Марка[39])

Прославился он и как автор конного монумента кондотьера Гаттамелаты и портретов-бюстов, напоминающих римские портреты. Стилевой диапазон Донателло широк: он умел быть и безмятежно-ясным, почти идиллическим в декоративных рельефах, например в «Танцующих путти», и резким, патетическим (например, в деревянной статуе кающейся Марии Магдалины, созданной им на склоне лет).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...