Северное возрождение
Самобытный характер северного Возрождения (Германия, Нидерланды Франция) – центры Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам, Париж. – по времени начинается тогда, когда в Италии период Высокого Возрождения, и продолжается несколько позднее итальянского. Начало – рубеж 15-16ст. – исторически совпадает со временем Реформации и во многом с ней связано. (так, в Германии Возрождение во многом связано с идеями Лютера и, в частности, переводом им Библии на нем.язык; во Франции и Нидерландах сильны мотивы католической реакции) – значительное влияние оказала крестьянская война – гораздо меньший, нежели в Италии, интерес к античности. – искусство: больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства: оно ближе к готике, нежели е ренессансным итальянским традициям. Много символики, условно по форме. Основные жанры в живописи – портрет, пейзаж, появление бытовой картины. – Особенность – обращение северных мастеров к итальянскому Ренессанесу. Итальянское искусство оказывало огромное влияние: оно влекло ясной соразмерностью и совершенством формы, стройной системой норм и правил (Рим в этот период стал подлинным средоточием всех классических устремлений Севера). И хотя итальянизирующие тенденции поддерживались зачастую в придворно-аристократической среде, противопоставляясь более демократичному пути национального искусства, тем не менее ни поэты, ни художники, привязанные к родной почве традициям, не заговорили классическим языком итальянского искусства, сколько бы ему ни подражали. Взаимодействие классической художественной системы итальянского Ренессанса и Северного Возрождения отнюдь не исчерпывает содержание последнего. Национальный колорит, специфический художественный язык, синтетичность восприятия действительности и ее возвышенная идеализация, экспрессивность в изображениях – вот отличительные черты творчества великих мастеров Северного Возрождения.
Огромную роль сыграл экономический фактор – развитие товарно-денежных отношений, промышленности; включенность в общеевропейские рыночные процессы. Нидерланды. Уже в 15 веке великими мастерами Нидерландов были разработаны основы нового искусства (иногда называемого реализмом «ars nova»), соединившего средневековые готические тенденции с новым ренессансным мировидением. Наиболее полно ренессансные тенденции в искусстве проявились в живописи Братья ван Эйк (Губерт и Ян) -«отцы» Северного Возрождения. Именно с их творчеством связывают распространение станковой картины. Картины ван Эйков и примыкающих к ним нидерландских художников 15 века заметно отличаются от картин выполненных в традиционной темперной технике особым эмалевидным сверканием красок и глубиной тонов. Это не что иное как масляная живопись, известная еще в средние века, но применявшаяся исключительно в декоративных работах. Новая техника, возникшая в непосредственной связи с разработкой новых реалистических способов изображения, значительно расширила возможности правдивой живописной передачи зрительных впечатлений. Так в знаменитой картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» живописная техника удивительно передает струящийся из верхних окон свет. А в написанном позже миниатюрном триптихе (с изображением Мадонны – в центре, св. Михаила с заказчиком и св.Екатерины – на створках) впечатление уходящего вглубь пространства и осязательный характер изображения доходит порой до полной иллюзии. Одна из особенностей искусства Яна ван Эйка состоит в том, что присущая ему детализация никогда не заслоняет целого. Например. в шедевре «Мадонна канцлера Ролена» детально прописанный пейзаж, архитектура ничуть не заслоняют, а только дополняют обрисовку канцлера Ролена – холодного, расчетливого и корыстного государственного деятеля. Важнейшее место в творчестве ван Эйка принадлежит портрету («Тимофей», «Портрет неизвестного в красном тюрбане», «Портрет кардинала Альбергати» и др.).
Среди целой плеяды талантливых нидерландских художников несколько особняком стоит творчество Иеронима Босха (ок. 1450-1516), его полотна – не похожи ни на какие другие, отличаются не только колоритом, но и сюжетами, фантастичностью образов. Мировоззрение Босха проникнуто глубоким пессимизмом моралиста, бичующего зло и пороки, погрязшего в грехах мира. В его картинах, большей частью написанных на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей (например, «Корабль дураков», «Воз сена»). Даже самые страшные аллегории выписаны с таким удивительным колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Хиеронимуса (Иеронима) Босха ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов. Завершающим аккордом нидерландского Возрождения можно считать творчество знаменитого Питера Брегейля (ок. 1525/30-1569). Иногда его называют выразителем идей романизма (течения в изобразительном искусстве северной Европы этого периода, характеризующегося обращением к итальянскому искусству и попытки перенесения его на нидерландскую и германскую почву). Впрочем, как истинно гениальный художник, Брегейль не копировал произведений итальянских мастеров и их манеру, хотя, безусловно, подвергся их сильному влиянию. В целом, в отличие от творчества романистов, его искусство национально по форме и содержанию. Проникнутые глубокими философскими и социальными идеями, произведения Брегейля органично связаны с культурой нидерландского гуманизма (особенно заметно влияние идей знаменитого прозаика и философа Эразма Роттердамского). В 1556-1559 годах он создает ряд аллегорических и сатирических композиций, гравированных Коком, в которых обращается к образам народной фантазии («Осел в школе», цикл «Семь грехов» и др.). Большое влияние на него в этот период оказывает творчество Босха. Впечатление от творчества последнего наблюдается и в картине «Падение ангелов»: все пространство картины заполнено летящими ангелами и существами, созданными фантазией художника. Интересно творчество Брегейля на религиозные темы («Несение креста», «Избиение младенцев»). Брегейль сознательно переносит библейские эпизоды в современную ему обстановку, воплощая в форме евангельских легенд события современной жизни. Поэтому его картины всегда имеют иносказательный смысл. (Так, в картине «Избиение младенцев» перед зрителем словно бы оживают сцены расправы с еретиками). К идеям связи с современностью сюжетов живописных произведений Брегейль вернется в последние годы жизни, когда отзвуки тревожных современных ему событий (Крестьянского восстания и его поражения, Реформации) проникают в его полотна («Танец под виселицей», «Слепые»).
Обращаясь к пейзажу, картины природы Брегейль изображает в тесном единстве с жизнью людей («Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Марина» и др.). В своих пейзажах Брегейль достигает огромной силы обобщения, проявляя изумительной композиционное мастерство (в построении «силуэта» картины, направлении линий и т.д.) Искусство Брегейля можно считать завершающим этапом развития искусства Нидерландов в течении 2-х столетий северного ренессанса. В его творчестве отразились практически все особенности нидерландской живописи этого периода – фантастичность и аллегоричность образов, отношение к природе как арене деятельности людей, показ современности через религиозные сюжеты, в так же черты романизма – влияния итальянского ренессансного искусства. Среди мастеров нидерландского возрождения необходимо так же назвать Клауса Слютера (скульптор, представитель раннего возрождения, связывавший средневековые традиции с идеалами ренессансного искусства), Рогира ван ден Вэйдена ( обогатил живописное искусство Нидерландов яркой передачей движений и чувств), Квентина Массейса, Иоахима Патинира, Яна Госсарта, Яна Скореля и др.
Германия так же как и в Нидерландах среди других видов искусств в период Возрождения лидировала живопись. крупнейшим мастер Альбрехт Дюрер (1471-1528). Отто Бенеш считает его ярчайшим представителем Северного высокого Возрождения и даже утверждает, что собственно ренессансная традиция начинается на севере Европы именно с творчества Дюрера. Он выделялся не только широтой своего дарования, но и широтой интересов и разносторонних знаний. Дюрер, первый из художников Германии, оставил помимо гравюр и картин, богатое литературное наследие. В его трактатах изложены научные основы искусства, и, прежде всего, теория пропорций человеческого тела и теория перспективы. Дюрер воплотил в себе новый тип художника-ученого. Специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможности как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные. Сюда же можно отнести и портрет матери – в письме к брату сделан набросок изможденной болезнями женщины. До сих пор пленяет графика Дюрера – на дереве и металле. В гравюре на дереве Дюрер достиг невиданной ранее выразительности, благодаря смелой реформе традиционной манеры и использованию некоторых приемов, сложившихся в гравюре на металле (например, серия гравюр «Апокалипсис»). Смелость художественных приемов сочеталась у Дюрера с богатством содержания. Используя традиционные религиозные сюжеты, он придавал им современное звучание. Понять графику мастера часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить. Но разгадки этих завораживающих изображений нужно искать в эпохе Реформации. Эти листы ярче всего отразили стойкость духа людей, готовность отвергнуть любые искусы, но и горестные сомнения в конечном результате борьбы («Меланхолия», «Смерть, черт и рыцарь»). Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно отнести цикл гравюр «Жизнь Марии», вдохновивших в19 веке Рильке на цикл стихов. В своих живописных работах (например, «Праздник четок», «Рождество Христово» на алтаре, «Адам и Ева», «Вознесение Марии» и др.)художник стремится к верной передаче пространства (линейная перспектива), точному композиционному решению. Соприкосновение с нидерландским искусством (в результате поездки 20-х годах 16 ст.) вызвало возрождение интереса к портретному искусству. Интересное нововведение Дюрера в этой области – профильные гравюрные портреты знаменитых людей (Альбрехт Бранденбургский, «Большой кардинал», Эразм Роттердамский и др.), очевидно, по замыслу ориентированные на памятные медали.
Одно из самых знаменитых произведений художника – написанная в дар городскому совету Нюрнберга картина «Четыре апостола». Она представляет собой 2 высоких панно, в которых попарно изображены фигуры апостолов Иоанна, Петра, Павла, Марка. Кажется, что эти огромные фигуры с трудом умещаются в тесных рамках узких панно и полны непреодолимой силы. В период борьбы против лжепророков и лжеучений, Дюрер воплощает в картине образы мужественных и страстных поборников истины. Картина «Четыре апостола» может быть названа вершиной возрожденческого гуманизма (в живописном его проявлении). Матиаса Грюневальда (настоящее имя – Матиас Нитхард - 1460-1528). Чуждый рационализму и теоретическим увлечениям Дюрера, далекий от стремления создания канона прекрасного, он, однако, не менее ярко, чем Дюрер, выразил настроение своего времени. Например, известная работа Грюневальда – базельское «Распятие»: здесь Христос совсем не похож на прекрасного Христа Дюрера – этот образ скорее страшен и уродлив и поражает силой выраженного в не страдания. Главное произведение Грюневальда – «Изенгеймский алтарь» (1512-1515г.),написанный для госпиталя Св.Антония в Изенгейме. Он выделяется своей экспрессией: экспрессия картины в значительной степени построена на использовании эмоционального воздействия цветовых отношений (здесь мрачные тона пейзажа оттеняют кричащие краски стоящих перед крестом людей). Главное в картинах Грюнвальда – чувство, страдание, страсть. Как живописец Грюневальд увлекает прежде всего эмоционально насыщенным экстатическим колоритом, фантазией, умелым включением полных смысла пейзажей и натюрмортов в большие картины. Хотя мастер и опирался в технике на позднеготическое искусство, но драматизм, острота индивидуализма, проникновенное изображение природы делают его поистине типичным мастером Северного Возрождения. Лукас Кранах Старший (1472--1553). Он принадлежал к тому поколению, усилиями которого было преобразовано искусство Германии. В отличие от Дюрера, Кранах был эмоциональнее в своей живописи, окрашенной чертами романтического восприятия мира, а подчас и сказочной фантастикой. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника. Они несколько излишне хрупки, но зато наряжены в роскошные модные платья, у них сложные ренессансные прически и великолепный цвет лица, говорящий не столько о природном здоровье, сколько о выхоленности. Художник был блестящим колористом, замечательным мастером портрета. Лукаса Кранаха Старшего считают одним из создателей европейской пейзажной живописи (например, а картине «Отдых на пути в Египет», где фигуры Марии, Иосифа и Христа расположены среди сказочного лесного пейзажа, фигуры играют гораздо менее активную роль, чем пейзаж). Явную связь с античной мифологией демонстрирует написанная в1509г. стоящая нагая Венера с амуром. Она сложена по всем канонам классического идеала, но этот образ лишен языческой жизнерадостности. В нем еще живет отзвук средневекового страха перед именем Венеры, служившей символом греховности и соблазна. При всей красочности картины, чуждость античного сюжета художнику Северного Возрождения выступает очень ярко. В поздний период творчества искусство Лукаса Кранаха Старшего во многом переродилось в «маньеризм», но его лучшие работы остаются образцом искусства живописи. Последним художником немецкого Возрождения называют Ганса Гольбейна Младшего ( 1497-1543). Он выделяется ясностью и спокойствием своих работ, «классичностью» и далек от позднеготической патетики. Отлично его творчество и по тематике работ – так, у Гольбейна Младшего мало работ религиозного содержания, в основном, он посвятил себя искусству портрета. Его портреты отличаются неприкрашенной правдивостью, он никогда не становился на путь идеализации (портреты жен короля Джейн Сеймур, Анны Клевской, самого Генриха VIII, Томаса Мора и т.д.) Говоря о величайших мастерах германского Ренессанса нельзя не упомянуть дунайскую живописную школу (Л.Хубер, Х.Лаутензак, Альбрехт Альтдофер), литературные достижения Ханса Сакса ( может считаться создателем совр. нем. Языка – продолжатель народных традиций в литературе), музыкальное творчество К.Паумана, П.Хофхаймера, Г.Шютца ( органная музыка – сочинения светские и церковные. Шютц – перв.нем.опера «Дафна» и перв.нем.балет»Орфей и Эвридика») и т.д. Франция - н аиболее сложно и неоднозначно проявились ренессансные тенденции в художественной культуре Франции. Здесь можно выделить 2 господствующих направления – праздничное и радостное возрождение античности (в основном «официальный дух») и явное влияние средневекового духа (скрытая готическая тенденция). Иногда даже говорят о специфическом «галльском возрождении». Если рассматривать возрождение классической античности как существенную черту новой ренессансной культуры, то Франция в этом отношении кажется запоздавшей по сравнению с другими странами. Кульминация этого возрождения во Франции произошла примерно в середине 16 века. В рамках этой тенденции работала так называемая школа Фонтенбло. Она представлена итальянскими мастерами Россо, Франческо Приматиччо, прожившими во Франции до конца жизни. Они принесли новые представления о красоте, приобщили французов к высоким идеалам высокого Возрождения, однако сами эти мастера были типичными представителями маньеризма, холодными и изощренными виртуозами, стремившимися к элегантному утонченному искусству, нарочитым эффектам, в своих формальных исканиях отходившими от реалистических основ Возрождения. Среди собственно французских мастеров, творчество которых по праву – гордость северного Возрождения – Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Жан Кузен Старший. Франсуа Клуэ (ок.1510-1572г.) интересен прежде всего портретными работами, и особенно подготовительными рисунками к портретам (выполнялись непосредственно с модели). Здесь внимание художника сосредоточено на тонкой и тщательной фиксации индивидуальных черт. Франсуа Клуэ заслуживает быть отнесенным к числу наиболее внимательных наблюдателей человеческого лица. Крупнейшим скульптором французского Возрождения был Жан Гужон (ок 1510-1568). Во многих его произведениях сильно влияние маньеризма, выражение чувств зачастую подчинено декоративному эффекту, но вместе с тем его скульптуры, рельефы отличаются высоким мастерством, особенно в передаче драпировок, обрисовывающих формы тела (на амвоне церкви Сен-Жермен а Париже 5 рельефов – 4 фигуры евангелистов и «Оплакивание Христа», знаменитый «Фонтан нимф» и др.). В литературе это направление было ярко представлено поэтами Плеяды. Звездами «первой величины» среди поэтов Плеяды могут быть названы Пьер де Ронсар иЖоашен Дю Белле. Поэзию Плеяды отличают две основные черты: -во-первых, это ученая эрудированная поэзия, которая следует литературному идеалу. -Во-вторых, благодаря высокому мастерству, поэтическое одухотворение озаряло новым светом и человека, и природу, и мифологию, и прошлое и настоящее. Поэты плеяды знали древние языки и литературы, ввели в употребление александрийский стих, ода и сонет принадлежали к числу их излюбленных поэтических форм. Целью Плеяды было обновление французского языка, который смог бы по своей гибкости и выразительности соперничать с древними. Родной язык должен быть совершенным как музыка, и поэтому не удивительно, что стихи Ронсара были излюбленными текстами для композиторов 16 столетия. 2-е направление в искусстве Франции этого периода связано с идеями света религии, веры, потустороннего мира. Эти чувства находят свое отражение в творчестве скульптора Жермена Пилона, в гравюрах и рисунках Жака Белланжа. Жермен Пилон в молодости был связан со школой Фонтенбло, однако внес в ее стиль серьезную и торжественную ноту. Он обратился к церковной и надгробной пластике. Реализм создаваемых им образов (надгробие Генриха II и Екатерины Медичи, Надгробие Валентины Бальбиани и др.) преследует единственную цель – обращать зрителя к мыслям о потустороннем мире и напоминанать о тщете земного великолепия. Скорбящая Богоматерь (церковь Сен-Поль в Париже), преклоненная фигура Св. Франциска (церковь Сен-Жан – Сен-Франсуа) полны экстаза и в тоже время крайне реалистичны. Мрамор здесь словно пронизан внутренним светом и трепетом религиозного экстаза. Но высшая степень спиритуализации. экспрессивного преображения реальности были достигнуты в искусстве Жака Белланжа. Его работы практически не сохранились, однако, по его рисункам можно предположить, что в декоративных картинах (изображения празднеств и маскарадов) классическая красота, как в волшебном зеркале, преображается в фантастический призрачны мир. Фигуры кажутся уже не человеческими существами, но экзотическими цветами и растениями. Та же необычность появляется у Белланжа в его религиозных композициях (В превосходном рисунке «Три Марии у гроба» изображены мистические души, чьи тончайшие эмоции выражаются движением их длинных пальцев).
Литература: Не так много ярких имен как в итал.Ренессансе, но поистине титаны. Голландия – Эразм Роттердамский (см.в итал.гуманизме) Англия – Томас Мор и Уильям Шекспир (1564 – 1535). Поэти и драматург. Шекспировский канон - 37 драм, точно принадлежавших его перу. Личные драмы героев переплетаются с общественными событиями. Франция – Франсуа Рабле (1494 – 1563) – мыслитель и гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантпгрюэль». Испания (не принадлежит к сев. Возрождению) – Мигель Сервантес (1547 – 1616). О хитроумном идальго Дон Кихоте Ломанческом – пародия на рыцарский роман. Столкновение средневековых идеалов с нарождавшимися буржуазными отношениями. РЕФОРМАЦИЯ
Реформация – широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе 16в. Вожди – Мартин Лютер (1483 – 1546) и Жан Кальвин (1509 – 1564). Хронологически – 16 век, совпадает с поздним Возрождением. В целом, не проВилась ярко эпоха в науке, искусстве и пр., но – формирование новой этики, новых мировоззренческих установок, в целом – нового человека. Эпоха заложила основы будущей культуры западно-европейских обществ – рационально-практическое преобразование мира, культ труда и предпринимательства, презрение к лени, свобода совести, отделение церкви от гос-ва, предвосхищение республиканского устройства общества; нацеленность не на иррациональное общение с божеством, а толкование Св.Писания, труд и несклонность к самоуглублению (самокопанию). Реформация – глубокая трансформация христианской культуры, изменение мировоззрения (во многом под влиянием подготовившего этот процесс христианства.) Заложила основы христианской культуры нового типа. Вдохновляющая сила рационально-практического преобразования действительности. Новый тип человека – движущая сила бурного развития западноевропейской цивилизации. Культурно-исторические предпосылки реформации: - буржуазия не могла мириться с аскетизмом, ограниченностью, фанатизмом и изуверством христианской церкви. Духовенство вызывало возмущение своей алчностью, стремлением к духовному порабощению людей (критика гуманистами). Разврат и нечестивость пап.(утрачен авторитет святой папского престола) – высший пик разврата на папском престоле достигнут Борджиа Р. (папа Александр 6). Папа проводил жизнь в пирах и развлечениях, устраивал оргии. Своему сыну Чезаре в 18 лет присвоил титул кардинала. Он и сын жили с собственной дочерью, которая и родила папе Александру сына. Монастыри – вертепы разврата и порока -в изменившейся соц.-эк. обстановке (зарождение буржуазных товарно-денежных отношений) церковь стремилась ко все большему обогащению (что не прибавляло популярности) – напр., система индульгенций. Индульгенции – письменные отпущения грехов, продаваемые за деньги (можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление)[42]. Продажа индульгенций – аморальна и лишь обнажила духовный кризис общества и церкви. Покупка и продажа церковных должностей.. -в обществе распространяются стремления к изучению первоисточников – Ветхого и Нового Заветов (с неясно осознанной целью «сличить» подлинное вероучение с теми его вариантами, которые проповедуются Римом и высшей церковной иерархией). Среди третьего сословия распространились апокалиптические настроения [43] - ожидание конца света и второго пришествия Христа (т.к. люди погрязли в грехах, разврате, церковь утратила свою духовность и мессионерскую роль). -предшественники Реформации – чешс. п роф.Ян Гус – выступил за упрощение и ограничение католического богослужения, ведения его на нац. языке. Вероломно схвачен и сожжен как еретик (1415), монах Дж. Саванорола ( первый высказал предположение, что папа вовсе не христианин – закончил жизнь на костре)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|