Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Технологии сбора информации




3. ТЕХНОЛОГИИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

ПРИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКЕ

Сбор информации – это процесс целенаправленного извлечения и анализа данных о предметной области, в роли которой может выступать тот или иной процесс, объект и т. д. Цель сбора - обеспечение готовности информации к дальнейшему продвижению в информационном процессе. Поскольку эта фаза начинает цикл оборота информации, она очень важна, от качества ее исполнения во многом зависит качество сведений, которые будут использоваться потребителем при решении целевых задач информационной технологии. Цель состоит не в том, чтобы собрать миллионы строк, а в том, что­бы собрать только те строки, которые являются необходимыми и цен­ными.

3. 1. Сбор, работа с открытой информацией

Для начала необходимо составить опись имеющейся информации, а так­же осуществить быстрый синтез имеющихся сведений. Желательно максимально четко сформулировать проблему. Затем систематизировать то, что имеется по данному вопросу. Не стоит забывать, что у многих сотрудников компании уже есть элементы информации, собрав кото­рые можно составить общую картину. Далее стоит определить, чего не хватает для решения поставленной проблемы. Это уже направления поиска. Затем необходимо перейти к быстрому получению дополнительной информации. При этом возможно использование следующих технологий:

• сбор данных об объекте интереса из Интернета (новостные агентства, специализированные сайты);

• консультации с экспертами в данной области;

• изучение прессы по данной теме;

• использование внутренних сотрудников компании;

• изучение проспектов, брошюр.

Целесообразно получение информации у юриста. Он может быть поле­зен в исследовании как прошлых, так и настоящих судебных тяжб по интересующей или сходной теме. Он может объяснить, как по­лучить информацию из государственных органов, а также выяснить, подавали ли конкуренты заявки на участие в выполнении заказов.

Многие изданные источники трудно найти, и их получение за­нимает много времени. Поэтому материалы, требующие более дли­тельного времени поиска и доставки, нужно заказывать настолько быстро, насколько это возможно:

• ежегодные отчеты;

• литература по продукции тех компаний, которые будут анали­зироваться;

• запросы о любой доступной информации у федеральных, ре­гиональных и местных источников (органов власти);

• ряд материалов, доступных через профессиональные ассоциа­ции, союзы, общества или другие отраслевые источники.

Категории открытых источников, которые являются по сути пу­теводителями и позволяют быстро сориентироваться, следующие:

1. Каталоги компаний. Они обеспечивают информацию о происхождении, прошлой деятельности, профиле основных крупнейших компаний во всем мире.

2. Каталоги ассоциаций. Такие издания обеспечивают информа­цию о менее известных ассоциациях, которые могут обслужи­вать вашу отрасль.

3. Каталоги периодических изданий. Предоставляя информацию о газетах, журналах и профессиональных изданиях, эти ката­логи могут помочь вам отыскать менее известные издания, ко­торые могут содержать информацию о ваших рынках. Кроме того, стоит установить отношения с редакторами и ав­торами, чтобы максимизировать ваши усилия по постоянно­му сбору информации.

4. Каталоги " Кто есть Кто" [10].

Много сведений может быть собрано путем компьютерных по­исков, включая такие виды информации, как:

• открытие и закрытие производственных объектов;

• размер компании;

• коммерческая и финансовая информация;

• объявления о новой продукции компаний;

• информация о торговых марках и патентах;

• результаты исследования рынка;

• деятельность, связанная со слиянием компаний и их приобре­тением;

• прошлая деятельность и послужные списки ключевых управленцев;

• речи и высказывания ключевых управленцев;

• будущие стратегии;

• деятельность по НИОКР;

• выставочная деятельность. (смотри п. 2. 2. 5. )

 

3. 1. 1. Внутренние и внешние источники информации

Внутренние источники информации при ведении конкурентной разведки

Неоткрытые (неопубликованные) источники существуют как в пределах компании, так и вне. Они состоят из хорошо осведомлённых людей, которые желают делиться информацией, если их об  этом попросят. Часто очень полезные сведения находятся прямо в собственной компании. Большая часть из того, что хочет узнать компания о конкурентах, - это зачастую истина для кого-то (сотруд­ника) внутри вашей компании. Сотрудники компании посто­янно работают в том же информационном поле, что и конкуренты, с теми же клиентами, что и конкуренты, с теми же поставщиками. По­этому нет ничего удивительного в том, что какая-то информация о конкурентах просачивается к ним. И это происходит без усилий. А если приложить немного усилий для получения столь важной для вас информации о конкурентах? Но здесь возникает несколько момен­тов, требующих особого внимания. Во-первых, необходимо, чтобы со­трудники захотели делиться информацией и добывать информацию. Во-вторых, сотрудников необходимо научить, как это де­лать, в том числе на что обращать внимание, как общаться, как не привлекать внимания и не настораживать и т. п. В-третьих, сотрудникам долж­но быть удобно передавать информацию - должен быть простой и эффективный механизм обмена информацией. В-четвертых, сотруд­ники должны видеть, какое влияние оказывает предоставленная ими информация. Если удастся это реализовать, компания получит неис­черпаемый источник информации. Останется лишь наладить ее на­копление, систематизацию и анализ.

Первичная задача при создании такой информационной сети  ком­пании состоит в том, чтобы определить, кто в организации об­ладает информацией о конкурентах. Большая часть информации обыч­но бывает похоронена в ящиках столов, архивах, кабинетах с папками и в умах сотрудников.

Задача состоит в том, чтобы активно ра­зыскивать эту информацию и превращать ее в полезные сведения [19].

Для налаживания информационного обмена можно использовать формализацию некоторых процедур. В первую очередь определяет­ся, при каких действиях у сотрудников компании могут появиться ин­тересующие вас сведения. А затем разрабатывается способ формали­зации данных действий - их документирования. Ниже приведен спи­сок отчетов, которые могут содержать информацию о конкурентах.

Отдел продаж

• Отчеты менеджеров о командировках.

• Отчеты менеджеров о переговорах.

• Отчеты менеджеров о существующих клиентах

Отдел маркетинга

• Отчет маркетологов об изменениях ценовой политики конку­рентов.

• Отчет маркетологов об изменениях рекламной политики кон­курентов.

Маркетинг и продажи

Маркетинговый и торговый персонал обычно обладает обширны­ми знаниями по своим отраслям. Они способны снабдить вас кон­курентной информацией по следующим темам:

• Число торговых и маркетинговых сотрудников.

• Практика продаж.

• Дистрибьюторские каналы.

• Программы обучения/подготовки.

• Методы компенсации/оплаты.

• Области дифференциации продукции.

• Ценовая практика и тенденции.

• Набор мер по продвижению товара.

• Программы по развитию маркетинга и клиентской сети.

• Определенные стратегии на будущее.

Отдел закупок

• Отчет об изменениях в ценовой политике поставщиков.
Отдел юридический

• Отчет об изменениях в российском законодательстве по налогообложению и таможенной политике.

Остается разработать такую форму отчета по каждому направле­нию, чтобы сотрудник мог легко ее заполнить и при этом поделить­ся столь важной для вас информацией. Помимо указанных, есть еще масса элементов в компании, где может находиться интересующая вас информация.

Производственные операции

• Характер производственных процессов.

• Производственные объекты/установки.

• Состав производственного персонала.

• Тенденции себестоимости.

• Производительность.

• Состояние технологии.

• Производственные мощности и их использование.
Отдел кадров

Между другими прочими вещами у них могут иметься руковод­ства конкурентов по трудоустройству, руководства по кадрам, спра­вочники персонала, руководства по обучению и профсоюзные конференции специа­листов, сотрудники отдела кадров видят изменения в поиске персо­нала у конкурентов (по объявлениям).

Также должен быть выработан такой механизм обмена информа­цией, чтобы сотрудники могли легко сообщать новые данные. Мож­но использовать ряд методов. Компании используют различные фор­муляры и графики, но многие из этих подходов оказываются неудов­летворительными. Предпочтительными являются те способы обмена информацией, которые наиболее удобны сотрудникам, например:

• специально выделенный номер телефона, лучше с автоответ­чиком;

• электронная почта;

• внутренняя локальная сеть;

• различные программы для передачи быстрых сообщений.

 

Внешние источники информации при конкурентной разведке

К таким источникам следует отнести (рис. 11):

• СМИ (периодические издания, радио, телевидение);

 

 

 

 


Рис. 11. Схема внутренних и внешних источников информации

 

• Интернет;

• эксперты и консультанты;

• выставки и конференции.

СМИ

К средствам массовой информации следует отнести все перио­дические издания, телевидение, радиовещание. По большому счету и Интернет - такое же средство массовой информации, но в силу специфических особенностей его стоит рассмотреть отдельно.

В мире огромное количество самых разнообразных изданий. Все они имеют свои особенности. Но всех их объединяет то, что они име­ют бумажную основу. Эта их особенность является причиной опре­деленных свойств:

• некоторая задержка в подаче информации, вызванная необхо­димостью редактирования материала, печати и распростране­ния;

• наличие типографии или договоренность с оной.

Безусловно, удобнее получать информацию с листа - это привыч­нее, с таким носителем можно поработать (что-то пометить и т. п. ), но именно бумажный носитель делает данную группу СМИ менее поворотливой. Поэтому в настоящее время данный тип СМИ ори­ентируется не столько на подачу оперативной информации, сколь­ко на аналитику, рассуждения и т. п. Хотя и новости в них присут­ствуют, но с задержкой, необходимой для издания и распространения. С этой точки зрения необходимо оценивать периодические из­дания и определять их нишу в информационном портфеле. Радио и телевидение можно рассматривать вместе, поскольку их общая черта и основная особенность - это донесение информации до конечного пользователя посредством электромагнитных колеба­ний. Эта особенность соответствующим образом отражается на их свойствах:

• задержка в передаче информации может быть сведена к мини­муму;

• наличие передающей аппаратуры или ее аренда.

Но и работать с данным источником несколько труднее - необ­ходимо фиксировать полученные данные и переводить их в удобо­варимый для компьютера вид, с которым впоследствии будет удоб­но работать (искать, цитировать, объединять и т. п. ). А это исключи­тельно текст. Поэтому за оперативность получения приходится пла­тить дополнительными затратами на перекодировку. Хотя необхо­димо отметить, что многие центральные каналы и станции имеют свои сайты, на которых выкладывается необходимый материал, а иногда с минимальной задержкой [22].

Интернет

По сути своей Интернет и есть хранилище информации. Конеч­но же, со своими особенностями, требующими внимания:

• Интернет - это распределенное хранилище информации;

• только часть, причем меньшая часть информации, выложен­ной в Интернете, индексируется поисковыми машинами.

В Интернете информация хранится несколькими, интересными для нас, способами:

• общедоступно на сайте;

• общедоступно, но на отдельном сервере;

• в закрытых зонах (на закрытых страницах сайта и в закрытых серверах).

Та информация, что выложена на общедоступном сайте, доступ­на и поисковым роботам и видна любому посетителю этого сайта. Именно эту информацию видим, когда вводим запрос в поиско­вый сервер и затем просматриваем результат. Сложнее обстоит дело с общедоступной информацией, находящейся не на сайте, а на от­дельном сервере (например, в базе данных). Эту информацию поис­ковик не видит и соответственно не выдаст по запросу, хотя она и общедоступна. И совсем недоступна информация, находяща­яся в закрытых зонах.

 Р ассмотрим информационные сервисы, которыми мо­жно воспользоваться в Интернете. Их немного:

• поисковые машины;

• каталоги Интернета;

• информационные агентства;

• сайты иных СМИ;

• форумы и чаты;

• специализированные базы данных.

Поисковые системы - это особая группа сервисов в Интернете. По своей сути это базы данных, в которых содержится информация о других сайтах Интернета. Для максимально эффективного использования данной службы необходимо знать особенности ее работы. Первая особенность заключается в " строении" такой системы. Она состоит из автомати­ческой поисковой системы, базы данных и интерфейса для доступа пользователей к базе данных. Автоматическая поисковая система (она же робот, или паук) постоянно следит за  появлением новой информации, т. е. обходит все сайты и индекси­рует их содержимое, после чего складывает собранную информацию в базу данных. Вторая особенность заключается в необходимости некоторого времени для того, чтобы робот обошел весь Интернет и составил индекс найденных сайтов. Это время немалое. Учитывая объемы информации в Интернете, нужно говорить об одном-двух месяцах. Соответственно и задержка в предоставлении ин­формации. Если упростить ситуацию, то может оказаться так, что, задав запрос, вы получаете информацию по состоянию на месяц на­зад. Но нужно сделать оговорку, что сервисы, ориентированные на оперативность, сами предоставляют наиболее известным поискови­кам свой индекс, специальным образом подготовленный, и делают это достаточно часто (до нескольких раз в день).

Каталоги - это специальным образом упорядоченная информа­ция о сайтах. Как правило, информация в каталогах сгруппирована в рубрики по конкретным темам. Принцип отнесения к той или иной категории заключается в тематике самого сайта. Каталоги хороши для ознакомительного поиска или для поиска популярной инфор­мации. Сайты со специфической информацией просто не попадают в каталоги.

Информационные и новостные агентстваспециализируются на оперативном предоставлении информации, чаще всего новостей. Наиболее крупные агентства аккумулируют в себе практически все новости и имеют возможность тематического просмотра и рассыл­ки. Эта группа сервисов наиболее полезна для постоянного мониторинга ситуации, поскольку поступление новостей происходит с минимально возможной задержкой и без лишних комментариев.

Многие СМИ имеют свои сайты, на которых можно найти последний номер и архив. Поэтому после выбора подходящей периодики - вполне возможно, у нее есть двойник в Интернете, тогда меньше сил нужно будет тратить на получение данных и их перевод в электронный вид. Но не стоит забывать о дискретности выхода номеров (раз в сутки, раз в неделю, раз в месяц) и связанной с этим задержкой в подаче информации.

Форумы и чаты,   их основ­ное назначение - общение между людьми. Учитывая, что такое об­щение обезличено, возникает множество способов получения необ­ходимой информации [18].

Специализированные базы данныхпредставляют собой посто­янно пополняемые базы информации по определенной тематике. Доступ к ним бывает открытый, бывает платный. Есть базы средств массовой информации, есть базы котировок на биржах, есть базы от­четов эмитентов - их много, вопрос в том, что нужно для достижения поставленной цели.

Знание имеющихся в Интернете сервисов позволяет определить способы получения необходимой информации:

• свободный поиск;

• наблюдение за изменениями на сайтах;

• подписка на новости;

• общение в сети;

• работа в специализированных базах данных.

Свободный поиск осуществляется с помощью поисковых систем и каталогов.

Наблюдение за изменениями на сайтах позволяет отслеживать активность конкретных организаций или изменение некой ситуации. Такое слежение можно делать вручную, когда подконтрольных сайтов немного, а периодичность просмотра достаточно велика. Но луч­ше использовать для этих целей специализированную программу, которая сама с определенной периодичностью проверит выб­ранные сайты и просигнализирует в случае изменений либо сохра­нит в своей базе эти изменения.

Подписка на новости позволяет без особых усилий быть в курсе, но при этом отнимает некоторое время, необходимое на чтение этих новостей. Помимо простой подписки новости можно получать, используя специальное программное обеспечение.

Общение в сети позволяет выяснить мнение других людей по ин­тересующей теме, получить дополнительную информацию, спро­воцировать общение на интересующую вас тему между другими людьми и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...