Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации. «Развитие речевых и познавательных способностей через сказку». Введение. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение Детский сад №7 «Василёк»

 

 

                                 

Методические рекомендации

«Развитие речевых и познавательных способностей через сказку».

 

Выполнила воспитатель:

Юдина Елена Михайловна

 

Осинниковский городской округ 2022г.

Введение

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.

                                                        Д. Родари

          Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

            Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Поэтому педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире, научить ориентироваться в нем. Самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

         Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В. А. Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

          В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным Микки - Маусами, электронными Фирби и обращаемся к более " человекоподобным" и по-настоящему сказочным " Ежику в тумане", " Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

     Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

     Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

    Цель - обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом речевых,  творческих  и познавательных способностей в частности.

 

          Основным средством формирования познавательных способностей, мы выбрали сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

       Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувстви­тельно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-но­рушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказ­ки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. А так же приобретает новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, чтохорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

        В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рас­сказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитыва­ются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели.

          Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педа­гогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного вос­питания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

       Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые ино­гда кажутся детям неразрешимыми в жизни.                 Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, автор этой книги предлагает использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подго­товки к обучению в школе.

      Конспекты занятий по сказкам, приведенные в приложении, послужат педагогам, гувернерам и родителям основой для обучающих и развивающих занятий с деть­ми среднего дошкольного возраста.

     Здесь приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказ­кам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям — есть среди них сказки о животных, наделенных человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки.

     Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребен­ке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слу­шателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

     Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников являет­ся умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

     Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста — воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.

     В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире, тем самым развивают познавательную способность. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Ма­лыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения.

      На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. Поначалу юные математики пересчиты­вают и сравнивают количество однородных предметов (например: «один, два, три — всего три кубика»), затем считают разнородные предметы (например: «ку­бик, мячик, кукла, машинка — всего четыре игрушки»).

      Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и помо­жет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа.

     В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашива­ют, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине.

    Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидакти­ческие игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольни­ков, такие как «Найди лишний», «Чьи следы? », «Чем отличаются? », «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка? », «Будь внимате­лен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие.

      Когда слуховое внимание сформируется хорошо, приступают к развитию фо­нематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Детей 4-5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда малыши научатся безошибочно различать речевые звуки, начинается новый этап — знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки — это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению также предусматривает необ­ходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

        Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообраз­ные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и ученика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...