Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие науки изучают культуру




Социология культуры

Зав. редакцией Е.А. Рязанцева

Редактор А. В. Заиченко

Художественный редактор A.M. Павлов

Корректор Е.Е. Андреева Компьютерная верстка Ю.Н. Петрина

ЛР № 020832 от 15 октября 1993 г. Подписано в печать 16.07.2004 г. Бумага
офсетная № 1. Формат 70xl00 1/16. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 34,3.
Уч.-изд. л. 24,9. Тираж 3000 экз. Зак. № 2196. Изд. № 322.

ГУ ВШЭ. 125319, Москва, Кочновский проезд, 3

Тел.: (095) 134-16-41; 134-08-77

e-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов

на Книжной фабрике № 1 МПТР России.

144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru




УЧЕБНИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

Л.Г.Ионин
Социология КУЛЬТУРЫ

Четвертое издание, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки

521200 «Социология»

Издательский дом ГУ ВШЭ
Москва 2004

УДК 316.7(075) ББК 60 56

И 75

Рецензент доктор исторических наук, профессор Л..М. Дробижева

ISBN 5-7598-0252-6

© Л.Г. Ионин, 2004 © Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



Электронное оглавление

Электронное оглавление............................................................................................ 3

ОГЛАВЛЕНИЕ............................................................................................................ 6

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА........................................................................................ 9

1. Глава. КУЛЬТУРА И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ............................................... 11

1.1. История слова "культура"........................................................................................................................ 11

1.2. Какие науки изучают культуру.............................................................................................................. 13

1.3. Культурный шок......................................................................................................................................... 15

1.4. Колонизация и модернизация.................................................................................................................. 17

1.5. Путешественники и ученые...................................................................................................................... 18

1.6. Антропологическая революция.............................................................................................................. 20

1.7. Эволюционистская парадигма............................................................................................................... 20

1.8. Человек как культурное существо......................................................................................................... 21

1.9. Культура как музей.................................................................................................................................... 22

 

1.10. Культура и цивилизация......................................................................................................................... 23

1.11. От культуры к культурам....................................................................................................................... 25

1.12. Все еще непреодоленный культурный шок....................................................................................... 27

1.13. Логика модернизации.............................................................................................................................. 28

Универсализм (в этом контексте)............................................................................................................. 29

Диффузность........................................................................................................................................... 29

1.14. Критика теорий модернизации............................................................................................................. 31

1.15. Теории модернизации как вершина эволюционистской парадигмы......................................... 32

1.16. Определения культуры............................................................................................................................ 33

2. Глава. КУЛЬТУРА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ...................... 36

2.1. Три культуры и герменевтика.................................................................................................................. 36

2.2. Начиная с Конта......................................................................................................................................... 38

2.3. Репрезентативная культура..................................................................................................................... 39

2.4. Объективизм.................................................................................................................................................. 41

2.5. Понимающая социология......................................................................................................................... 42

2.6. Протестантская этика и дух капитализма........................................................................................... 44

2.7. Две социологии............................................................................................................................................ 48

2.8. Определение ситуации.............................................................................................................................. 49

2.9. Принятие роли другого............................................................................................................................. 50

 

2.10. Социальная феноменология.................................................................................................................. 52

2.11. Жизненный мир......................................................................................................................................... 52

2.12. Когнитивная микросоциология............................................................................................................. 54

2.13. Познание как творчество мира............................................................................................................. 55

2.14. Социологическое понятие культуры................................................................................................... 57

3. Глава. ЛОГИКА И ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.................................. 59

3.1. "Мастер и Маргарита" как experimental design.................................................................................. 59

3.2. Конечные области значений................................................................................................................... 61

3.3. Интерпретация как защита повседневности....................................................................................... 62

3.4. Проблемные ситуации............................................................................................................................... 66

3.5. Механизм повседневной типизации...................................................................................................... 67

Постулат взаимозаменяемости точек зрения:........................................................................................ 67

Постулат совпадения "систем релевантностей":.................................................................................... 67

3.6. Структура понимания................................................................................................................................ 68

3.7. Типологическое понимание..................................................................................................................... 69

3.8. Повседневные типы как жанры речи..................................................................................................... 70

3.9. Логика повседневности. Абдукция........................................................................................................ 71

 

3.10. Эксперт как обыденный деятель.......................................................................................................... 72

3.11. Шерлок Холмс и (псевдо)дедуктивный метод.................................................................................. 75

3.12. Повседневность и наука.......................................................................................................................... 77

3.13. Три трактовки историзма повседневности........................................................................................ 80

3.14. Эволюция конституирующих элементов повседневности............................................................ 82

3.15. Историческое развитие социальности............................................................................................... 86

3.16. К антропологии повседневности.......................................................................................................... 89

3.17. Повседневность как тема........................................................................................................................ 90

4. Глава. РИТУАЛ -СИМВОЛ - МИФ................................................................... 92

4.1. Ритуалы и ритуализм................................................................................................................................. 92

4.2. Ритуалы и социальные институты......................................................................................................... 94

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



4.3. Определения ритуалов.................................................................................................................................... 96

4.4. Дюркгейм о религии и ритуалах.................................................................................................................... 97

4.5. Типы и функции ритуалов.............................................................................................................................. 99

Ритуалы презентации.......................................................................................................................... 101

4.6. Rites de passage.............................................................................................................................................. 101

Rites de passage (ритуалы перехода).................................................................................................. 101

Обрезание............................................................................................................................................ 101

Подрезание.......................................................................................................................................... 101

4.7. Что такое символ?......................................................................................................................................... 102

4.8. Современная символизация......................................................................................................................... 103

4.9. Мифологическая символизация.................................................................................................................. 105

 

4.10. Миф как жизненная реальность................................................................................................................ 107

4.11. Наука как миф и ритуал............................................................................................................................. 108

4.12. Миф: энергия и функции............................................................................................................................ 111

4.13. Национальный миф.................................................................................................................................... 113

Мифологический национализм.......................................................................................................... 114

4.14. Жизненный мир.......................................................................................................................................... 115

5. Глава. ТРАДИЦИЯ -КАНОН - СТИЛЬ.......................................................... 116

5.1. Понятие стиля............................................................................................................................................... 116

5.2. Этюд о стилягах............................................................................................................................................ 116

5.3. Стиль, традиция, канон................................................................................................................................. 116

5.4. Советский политический канон.................................................................................................................... 118

5.5. Гибель культуры........................................................................................................................................... 119

5.6. Идея жизненной формы............................................................................................................................... 120

5.7. Жизненные формы у Шпрангера................................................................................................................. 121

Теоретический человек....................................................................................................................... 122

5.8. Жизненный стиль и Lebensführung.............................................................................................................. 125

5.9. Стилевая дифференциация........................................................................................................................... 125

 

5.10. Что такое моностилизм.............................................................................................................................. 126

5.11. Категории моностилистической культуры............................................................................................... 127

Иерархия.............................................................................................................................................. 128

Канонизация........................................................................................................................................ 128

Упорядоченность................................................................................................................................ 128

Тотализация........................................................................................................................................ 128

Исключение......................................................................................................................................... 128

Упрощение........................................................................................................................................... 129

Официальный консенсус.................................................................................................................... 129

Позитивность...................................................................................................................................... 129

Телеология.......................................................................................................................................... 129

5.12. Сакральное ядро моностилистической культуры.................................................................................... 129

5.13. Категории полистилистической культуры................................................................................................ 132

Деиерархизация.................................................................................................................................. 132

Деканонизация..................................................................................................................................... 133

Неупорядоченность............................................................................................................................ 133

Детотализация..................................................................................................................................... 133

Включение........................................................................................................................................... 133

Диверсификация.................................................................................................................................. 133

Эзотеричность..................................................................................................................................... 133

Негативность....................................................................................................................................... 133

Ателеология....................................................................................................................................... 134

5.14. Новые культурные модели........................................................................................................................ 134

5.15. Культурные инсценировки......................................................................................................................... 135

5.16. Культурный фундаментализм................................................................................................................... 136

6. Глава. ИНСЦЕНИРОВКИ В КУЛЬТУРЕ...................................................... 139

6.1. О теории трансформации.............................................................................................................................. 139

6.2. Трансформация как культурная реорганизация......................................................................................... 140

6.3. Культурный разрыв...................................................................................................................................... 142

6.4. Биография и культура.................................................................................................................................. 143

6.5. Идеология как культура............................................................................................................................... 145

6.6. Культура в латентном существовании........................................................................................................ 146

6.7. Культурная инсценировка как механизм изменения................................................................................. 148

6.8. Структура культурных инсценировок......................................................................................................... 148

6.9. Повседневное теоретизирование.................................................................................................................. 150

 

6.10. Элементы культурной формы................................................................................................................... 152

6.11. Case-study: казаки....................................................................................................................................... 154

6.12. Case-study: политики.................................................................................................................................. 155

7. Глава. КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА................................ 157

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



7.1. Социальная структура и социальное неравенство......................................................................... 157

7.2. Вертикальные классификации.............................................................................................................. 158

7.3. "Модернистский проект"........................................................................................................................ 160

7.4. Марксизм и модернизм............................................................................................................................ 162

7.5. Модернизм в изучении социальной структуры............................................................................... 164

7.6. Экскурс: российская реидеологизация............................................................................................... 165

7.7. Критика модернистского подхода к изучению неравенства....................................................... 166

7.8. Новые дифференциации.......................................................................................................................... 167

7.9. Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России........................................... 168

7.10. Социальное распределение стилей.................................................................................................. 171

Целостность.......................................................................................................................................... 171

Добровольность.................................................................................................................................... 172

Характерность...................................................................................................................................... 172

Распределение шансов стилизации...................................................................................................... 172

Распределение стремлений к стилизации............................................................................................. 172

7.11. Новая парадигма социоструктурного подхода............................................................................ 173

8. Глава. МОДЕРН - ТРАДИЦИЯ -КОНСЕРВАТИЗМ................................... 176

8.1. Конкретное понимание собственности.............................................................................................. 176

8.2. Абстрактное понимание собственности............................................................................................ 178

8.3. Земля как собственность......................................................................................................................... 179

8.4. "Вишневый сад". Сопространственники и современники............................................................. 179

8.5. Структура идеологий.............................................................................................................................. 181

8.6. Свобода, равенство, братство............................................................................................................... 184

8.7. Конкретная свобода................................................................................................................................. 185

8.8. Свобода в "левом" дискурсе.................................................................................................................. 188

8.9. Свобода в советском и постсоветском марксизме........................................................................... 189

 

8.10. Экскурс: была ли свобода в СССР.................................................................................................... 190

8.11. Правовые идеологии.............................................................................................................................. 196

Позитивное право................................................................................................................................. 196

8.12. И. Ильин: государство как корпорация и учреждение................................................................ 197

Резюме:................................................................................................................................................. 199

8.13. Всеобщность прав и российские частности................................................................................... 200

8.14. Парадокс мирового информационного порядка........................................................................... 202

8.15. Консервативное решение?................................................................................................................... 204

9. Глава. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ПОСТМОДЕРНА.......................................... 206

9.1. Факторы постнаучного развития......................................................................................................... 206

"Онаучивание" жизни и мира................................................................................................................ 206

9.2. Новая повседневность............................................................................................................................. 208

9.3. Виртуальное и реальное......................................................................................................................... 209

9.4. Постмодерн и витальность..................................................................................................................... 212

9.5. Постмодерн и время................................................................................................................................. 213

9.6. Постмодерн и личность........................................................................................................................... 214

9.7. Социальность грядущей эпохи............................................................................................................. 215

9.8. Заключение: "clean ist wieder in ".......................................................................................................... 216

Библиографический список................................................................................... 217

Именной указатель.................................................................................................. 222


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора......................... 10

Глава 1. Культура и науки о культуре............ 13

1.1. История слова "культура"................. 13

1.2. Какие науки изучают культуру............. 17

1.3. Культурный шок....................... 22

1.4. Колонизация и модернизация.............. 25

1.5. Путешественники и ученые............... 27

1.6. Антропологическая революция............. 31

1.7. Эволюционистская парадигма........... 32

1.8. Человек как культурное существо........ 33

1.9. Культура как музей..................... 35

 

1.10. Культура и цивилизация.................. 37

1.11. От культуры к культурам................ 41

1.12. Все еще непреодоленный культурный шок... 45

1.13. Логика модернизации.................... 48

1.14. Критика теорий модернизации............. 53

1.15. Теории модернизации как вершина эволюционистской парадигмы 55

1.16. Определения культуры................... 57

Глава 2. Культура в социологической традиции..... 61

2.1. Три культуры и герменевтика.............. 61

2.2. Начиная с Конта.......................... 66

2.3. Репрезентативная культура................ 68

2.4. Объективизм.......................... 71

2.5. Понимающая социология................. 72

2.6. Протестантская этика и дух капитализма..... 78

2.7. Две социологии........................ 85

2.8. Определение ситуации................... 87

2.9. Принятие роли другого................... 89

 

2.10. Социальная феноменология............... 92

2.11. Жизненный мир......................... 93

2.12. Когнитивная микросоциология............. 97

2.13. Познание как творчество мира............. 99

2.14. Социологическое понятие культуры......... 102

Глава 3. Логика и история повседневности....... 104

3.1. "Мастер и Маргарита" как experimental design. 104

3.2. Конечные области значений.............. 109

3.3. Интерпретация как защита повседневности... 111

3.4. Проблемные ситуации.................. 116

3.5. Механизм повседневной типизации......... 118

3.6. Структура понимания................... 120

3.7. Типологическое понимание............... 123

3.8. Повседневные типы как жанры речи........ 126

3.9. Логика повседневности. Абдукция.......... 127

 

3.10. Эксперт как обыденный деятель........... 129

3.11. Шерлок Холмс и (псевдо)дедуктивный метод. 135

3.12. Повседневность и наука................. 138

3.13. Три трактовки историзма повседневности.... 144

3.14. Эволюция конституирующих элементов повседневности. 148

3.15. Историческое развитие социальности...... 156

3.16. К антропологии повседневности........... 163

3.17. Повседневность как тема................ 164

Глава 4. Ритуалсимволмиф.............. 166

4.1. Ритуалы и ритуализм................... 166

4.2. Ритуалы и социальные институты.......... 170

4.3. Определения ритуалов.................. 174

4.4. Дюркгейм о религии и ритуалах........... 176

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

4.5. Типы и функции ритуалов............... 180

4.6. Rites de passage........................ 184

4.7. Что такое символ?..................... 187

4.8. Современная символизация............... 189

4.9. Мифологическая символизация............ 192

 

4.10. Миф как жизненная реальность............ 195

4.11. Наука как миф и ритуал................. 198

4.12. Миф: энергия и функции................. 204

4.13. Национальный миф.................... 207

4.14. Жизненный мир....................... 211

Глава 5. Традиция — канонстиль............ 213

5.1. Понятие стиля........................ 213

5.2. Этюд о стилягах....................... 213

5.3. Стиль, традиция, канон................. 215

5.4. Советский политический канон............ 218

5.5. Гибель культуры....................... 220

5.6. Идея жизненной формы................. 222

5.7. Жизненные формы у Шпрангера........... 224

5.8. Жизненный стиль и Lebensführung.......... 231

5.9. Стилевая дифференциация............... 232

 

5.10. Что такое моностилизм.................. 234

5.11. Категории моностилистической культуры.... 235

5.12. Сакральное ядро моностилистической культуры 240

5.13. Категории полистилистической культуры.... 245

5.14. Новые культурные модели................ 248

5.15. Культурные инсценировки............... 250

5.16. Культурный фундаментализм........... 252

Глава 6. Инсценировки в культуре............. 258

6.1. О теории трансформации................ 258

6.2. Трансформация как культурная реорганизация. 261

6.3. Культурный разрыв.................... 265

6.4. Биография и культура................... 267

6.5. Идеология как культура................. 270

6.6. Культура в латентном существовании...... 272

6.7. Культурная инсценировка как механизм изменения... 276

6.8. Структура культурных инсценировок........ 277

6.9. Повседневное теоретизирование........... 281

 

6.10. Элементы культурной формы............. 285

6.11. Case-study: казаки...................... 288

6.12. Case-study: политики.................... 290

Глава 7. Культура и социальная структура........ 293

7.1. Социальная структура и социальное неравенство 293

7.2. Вертикальные классификации............. 296

7.3. "Модернистский проект"................ 300

7.4. Марксизм и модернизм.................. 305

7.5. Модернизм в изучении социальной структуры 307

7.6. Экскурс: российская реидеологизация....... 309

7.7. Критика модернистского подхода

к изучению неравенства................. 311

7.8. Новые дифференциации................. 313

7.9. Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России.......... 316

 

7.10. Социальное распределение стилей......... 322

7.11. Новая парадигма социоструктурного подхода. 325

Глава 8. Модерн — традицияконсерватизм..... 331

8.1. Конкретное понимание собственности....... 332

8.2. Абстрактное понимание собственности..... 336

8.4. Земля как собственность.................................................... 337"

8.5. Вишневый сад". Сопространственники и современники.. 338

8.6. Структура идеологий.................... 341

8.7. Свобода, равенство, братство............. 348

8.8. Конкретная свобода.................... 350

8.9. Свобода в "левом" дискурсе.............. 356

8.10.Свобода в советском и постсоветском марксизме 358

 

8.10. Экскурс: была ли свобода в СССР.......... 361

8.11. Правовые идеологии.................... 371

8.12. И Ильин: государство как корпорация и учреждение.. 374

8.13. Всеобщность прав и российские частности... 378

8.14. Парадокс мирового информационного порядка... 383

8.15. Консервативное решение?................ 387

Глава 9. Повседневность постмодерна........... 389

9.1. Факторы постнаучного развития...... 389

9.2. Новая повседневность.............. 394

9.3. Виртуальное и реальное............ 396

9.4. Постмодерн и витальность......... 402

9.5. Постмодерн и время............... 403

9.6. Постмодерн и личность............ 405

9.7. Социальность грядущей эпохи........ 407

9.8. Заключение: "clean ist wieder in"........... 409

Библиографический список................... 412

Именной указатель......................... 422

Моей любимой жене Алле

8.3.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Четвертое издание "Социологии культуры" лишь незначительно отличается от
предыдущего, вышедшего в свет в 2000 г. под названием "Социология культуры: путь в
новое тысячелетие". Снята глава, посвященная геополитике и глобализации; эта тема, на
мой взгляд, требует более детального и глубокого исследования, которое я надеюсь
осуществить к выходу следующего, пятого издания, если оно, конечно, состоится. Кроме
того, добавлена глава, дающая краткий очерк истории изучения культуры.

Мне представляется, что книга по-прежнему остается актуальной. На чем
основывается эта уверенность? Еще в предисловии к первому изданию я писал, что
развитие в современном мире идет в сторону размывания и уменьшения значимости
крупномасштабных структурных образований, которыми традиционно занималась и
продолжает заниматься социология. Параллельно и одновременно возрастает роль
культуры в регуляции поведения и создании новых структур иного плана, происхождения
и иной степени жесткости и объективности.

Это теоретические суждения. Но помимо этого есть еще и окружающая повседневная
реальность, присмотревшись к которой, видишь, насколько "окультурилась",
наполнилась культурными содержаниями жизнь. У человека как бы исчезает наивная
вера в объективность и предопределенность общественных процессов. И вместе с нею
"рассасываются" и самые разные структуры и системы, в которые люди "вставлены" чуть
ли не от рождения неумолимой рукой судьбы. Исчезают объективно значимые системы
стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций
занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в
поведении, господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают
в основном культурную мотивацию. Все эти явления как раз и свидетельствуют о том,
что культура прогрессирующим

образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и
развития.

Меняется роль культуры в обществе, и при этом меняется само понимание культуры.
Она уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов
поведения, сколько их активная "форма". "Кодируя", "драматизируя" свое поведение,
соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для
организации и нормализации собственной деятельности. Именно эти с каждым годом
становящиеся все более самоочевидными факты дают основание считать, что науки о
культуре неизбежно выйдут на первый план в изучении социокультурного развития. Но я
не хочу здесь говорить об этом и отсылаю читателя к пятой и шестой главам книги, в
которых как раз ставятся и рассматриваются эти вопросы.

Строение книги соответствует задачам как исследовательского, так и учебного
характера. Первые две главы носят преимущественно исторический характер, хотя в них
решаются и теоретические задачи: вводятся идеи и понятия, демонстрируются проблемы,
с которыми сталкивается дисциплина, показан процесс выработки социологического
понятия культуры. Следующие главы ("Логика и история повседневности", "Ритуал —
символ — миф" и "Традиция — канон — стиль") представляют три альтернативные
методологии подхода к решению одной и той же проблемы — проблемы исторического
изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического
развития. Практически речь идет о трех наиболее, с моей точки зрения, важных и
перспективных теоретико-методологических подходах в социологии культуры. Две
следующие главы ("Инсценировки в культуре" и "Культура и социальная структура")
посвящены анализу социокультурного творчества, т.е. созданию новых структур и групп
из "мягкого" материала культуры. И наконец, заключительные главы ("Модерн —
традиция — консерватизм" и "Повседневность постмодерна") суть попытки использовать
выработанные в предыдущих главах подходы и методологии для анализа острых
актуальных проблем современного развития, привлекающих ныне всеобщее внимание.

В каждой главе, при рассмотрении любой проблемы я старался в максимально
возможной степени учитывать историю' вопроса и современные подходы. Поэтому книгу
можно рассматри-

вать как учебное пособие применительно к целому ряду дисциплин и курсов:

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



культурологии, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии и
этнологии, искусствознанию, литературоведению, политологии, социальной и
политической психологии и, разумеется, социологии во многих ее субдисциплинах. Но
главное, что могут извлечь студенты из этого пособия, — не набор сведений об истории и
современном состоянии науки, а своеобразная методология подхода к культурным
изменениям — концепция культурного инсценирования, представленная наиболее
выпукло в шестой главе книги. Также заслуживает внимания и преподавателей и
студентов концепция повседневности как особой сферы опыта и ее исторического
развития, изложенная в третьей и девятой главах. На оригинальность именно этих
концепций обратили внимание читатели предыдущих изданий "Социологии культуры".

Особая благодарность тем читателям и коллегам, которые высказали критические
слова в адрес книги. Я постарался учесть их замечания.

Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427

с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru



1. Гл а в а. КУЛЬТУРА И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
1.1. История слова "культура"

Культура — одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в практическом и
научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную
языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных
понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

О том, как формировались и развивались разные значения слова культура, рассказал
языковед Р. Уильямс [193, р. 76—82]. Появлению этого слова в различных европейских
языках непосредственно предшествовало латинское cultura, происходившее от colere.
Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать,
поклоняться, почитать и т.д. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные
термины, хотя и с частично перекрывающими друг друга значениями. Так, значение
"населять" через латинское colonus трансформировалось в колонию, а "почитать",
"поклоняться" через латинское cultus — в культ. В английском языке слово culture
первоначально имело смысл "развивать", "культивировать", хотя и с оттенком
"служения", "почитания", при этом в средневековом английском оно иногда прямо
употреблялось как служение. Во французском, точнее в старофранцузском, латинское
cultura преобразовалось

в слово couture, позже приобретшее совершенно самостоятельное значение, и лишь
затем в culture.

Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс
культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. Это привело
к появлению дополнительных значений слова, таких, как английское coulter — лемех,
происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция
связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании с
естественных процессов на человеческое развитие, причем агрикультурный,
сельскохозяйственный смысл долгое время сохранялся. Так, Френсис Бэкон говорил о
"культуре и удобрении умов", а в середине XVIII в. английский епископ, сетуя на
недостатки современного воспитания, писал, что "люди благородного рождения и
воспитания не хотят растить своих детей для церкви" (словами "люди... рождения... и
воспитания" мы постарались передать словосочетание "persons of either birth or culture").

Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становилась все более
привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься
прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура,
относящееся к частным процессам, все чаще использовалось при характеристике
процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию
термина. Именно с этого на рубеже XVIII—XIX вв. и началась многообразная и
запутанная современная история слова культура.

Тогда же, в конце XVIII — начале XIX вв. сформировалось устойчивое значение
самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинских civis
гражданин и civilis — принадлежащий, относящийся к гражданину. В результате
довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его
достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же
время сначала во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном
числе — стали говорить о цивилизациях.

Примерно те же процессы (правда, с определенными задержками) отмечаются и в
русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре
иностранных слов, изданном Н. Кирилловым в 1845 г., но особого распрост-

ранения оно не имело и не встречается даже у "властителей дум" — Добролюбова,
Писарева, Чернышевского и др. Еще в 1853 г. И. Покровский в "Памятном листке ошибок
в русском языке", опубликованном в "Москвитянине", объявил это слово ненужным. Но
уже в 60-е гг. XIX в. оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в
1880-е гг. и позже получает широкое распространение, причем в том же богатстве
значений, что и в западноевропейских языках. Согласно В. Далю, культур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...