Мифологическая символизация
Мифологические символы не указывают на что-то другое и не отсылают к чему-то
другому. Если говорить точно, то они в своем чувственном качестве являются чем-то
другим.
В гл. 3, посвященной формированию типологических структур повседневности, речь
шла, в частности, о бразильском племени бороро, члены которого гордились тем, что
являются красными попугаями арара. "Бороро совершенно спокойно говорят, что они
действительно являются красными арара, и это не имя, которое они себе присваивают, и
не родство, на котором настаивают. Они утверждают о полном тождестве существ" [14, с.
139]. Эта идентичность, т.е. одновременное бытие собой и другим, и составляет
характерное качество мифологической символизации.
Особенную природу ее разъяснил А.Ф. Лосев. В книге, вышедшей в свет в 1930 г., он
писал:
...Мы (в мифологическом смысле) находим полное равновесие между
"внутренним" и "внешним", идеей и образом, "идеальным" и "реальным". В
"образе" нет ровно ничего такого, чего не было бы в "идее". "Идея" ничуть не
более "обща", чем "образ"; и "образ" не есть нечто "частное" в отношении идеи.
"Идея" дана конкретно, чувственно, наглядно, а не только примышляется как
общее понятие. "Образ" же сам по себе говорит о выраженной "идее", а не об
"идее" просто; и достаточно только созерцания самого "образа" и одних только
"образных" же средств, чтобы тем самым схватить уже и "идею"....В символе все
"равно", с чего начинать; и в нем нельзя узреть ни "идеи" без "образа", ни "образа"
без "идеи". Символ есть самостоятельная действительность. Хотя это и есть
встреча двух планов бытия, но они даны в полной, абсолютной неразличимости,
так что уже нельзя указать, где "идея" и где "вещь". Это, конечно, не значит, что
в символе никак не различаются между собой "образ" и "идея". Они обязательно
различаются, так как иначе символ не был бы выражением. Однако они
различаются так, что видна и точка их абсолютного отождествления, видна сфера
их отождествления [49].
Если прислушаться к Лосеву, то в отношении образа и идеи в символе обнаруживается
нечто вроде бы из совсем другого времени и совсем другой категориальной системы, а
именно: нечто от репрезентативной культуры. Мы определяли репрезентативную
Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427
с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru
культуру (вслед за Ф. Тенбруком) следующим образом: это такие идеи, мировоззрения,
системы мысли, которые либо активно признаются людьми, т.е. поддерживаются
практическим поведением, либо пассивно принимаются, т.е. не вызывают активного
сопротивления, активного неприятия. Принимая этот образ культуры, можно сказать, что,
хотя общество и культура различаются, но они различаются так, что видна и точка их
абсолютного отождествления, видна сфера их отождествления. (Напомню, как Тенбрук
выражал эту мысль: он говорил, что между обществом и культурой бесшовное
соединение.)
Точка абсолютного отождествления культуры и общества находится там, где идея,
"активно поддержанная" действием, превращается в реальность; как следует из теоремы
Томаса, идея
оказывается реальностью, потому что реальна по своим последствиям. Точка
абсолютного отождествления вещи и идеи в символе оказывается там, где с вещью
обращаются таким образом, как будто она и есть то, что она символизирует.
В современных системах символизации политического или какого-то иного рода
никто и никогда не отождествляет символ с тем, что он символизирует. У австралийского
аборигена не так: чуринга — это и есть его жизнь; не так в русских сказках: яйцо — это и
есть жизнь Кащея Бессмертного: когда яйцо разбивают, Кашей умирает.
Таким образом, взаимоотношения мифологических символов и элементов
репрезентативной культуры свидетельствуют об их очевидном гомологизме. Гомологизм
не следует понимать как тождество, но о тождестве мы речь и не ведем. В биологии
гомологичными называют органы, которые имеют одинаковое происхождение,
одинаковое строение, а также иногда исполняют одинаковые функции (хотя последнее не
обязательно); так, рука человека, рука обезьяны, передняя лапа собаки и крыло птицы —
гомологичные органы. "Органы" социокультурной жизни — мифологический символ и
элемент репрезентативной культуры — гомологичны, ибо сходны и функционально, и по
происхождению, и по строению (в последнем случае я имею в виду бесшовный способ
соединения в одном и том же феномене и общества, и культуры).
Разумеется, правильнее и последовательнее было бы говорить о гомологизме не
мифологического символа и элемента репрезентативной культуры, а самого мифа и
самой репрезентативной культуры. Но об этом — несколько позже. Пока же я
использовал идею гомологизма, чтобы продемонстрировать специфику понимания
символа Лосевым.
Но вернемся к блестящему лосевскому описанию. Из этого описания совершенно ясно
следует отличие символа в его современном толковании, приводимом в словарных
определениях, от мифологического символа. В определении мифологического символа
отсутствует и обозначающий, и обозначаемый, этот символ не играет роль "знака" чего-
то другого, заместителя или представителя чего-то другого. По словам Лосева, действие
или предмет, выступающий в роли символа в ритуалах, связанных с мифами, является
одновременно и самим собой, и другим, и обозначающим, и обозначаемым, и идеей, и
вещью; например, бороро
являются арара, надрезанный мужской член является Змеей-Радугой, а рассыпанная
песчаная насыпь — яйцами страуса эму.
Именно на таком символизме основаны процедуры магических воздействий. Так, для
участников ритуала и для общины рассыпанная насыпь — тело эму — реальное
прибавление поголовья птиц, точно так же как для женщины, прокалывающей иголкой
куклу — фигурку соперницы, это действие означает реальную paну в сердце
отсутствующей.
Мифологический символизм означает соединение плана реальности и ментального
плана. Ритуал не является бессмысленным актом, т.е. лишенным смысла, лежащего вне
его самого. Для каждого ритуала существуют обосновывающие мифы, например, миф о
Змее-Радуге и ее роли в сотворении человека, а назначение и смысл каждого действия и
каждого предмета, используемого в ритуале, могут быть подробно объяснены его
участниками. Но это объяснение будет заключаться не в том, что данное действие и
данный предмет символизируют что-то другое, а в том, что предмет является именно
этим другим. Смысл присутствует не отдельно от чувственного материала, а в нем самом.
Поэтому для австралийских аборигенов ритуал — это сама жизнь, а не искусственная
Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427
с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru
конструкция для воздействия на жизнь, которая течет где-то в стороне и сама по себе.
Поэтому им чуждо представление о ритуализме, так же как чуждо представление о
символе, "указывающем" на что-то, "отсылающем" к чему-то.
Воспользуйтесь поиском по сайту: