Организация власти в древнерусском государстве - Киевской Руси, период удельной Руси и золотоордынского ига.
Организация власти в древнерусском государстве - Киевской Руси, период удельной Руси и золотоордынского ига. Проблема соотношения центров и периферии.
1. Организация раннефеодальной государственности в древнерусском государстве - Киевской Руси (862-1159) А) Отступление о мистификации происхождения государственности: легенда о призвании князей и формирование; местных центров и очагов власти. 2. Особенности раздробления государственности в удельной Руси (1159- 1240). 3. Два способа организации власти на Руси: вечевой строй и удельная система пожалований. 4. Организация власти в условиях золотоордынского ига: иго или симбиоз (1240-1480)? Основные понятия: Вервь, местное самоуправление, центры власти, духовная власть, митрополия, метрополия, периферия дальняя, норманнская теория, антинорманисты, призвание князей, род Рюриковичей, боярская дума, вече, гридь, дети боярские, уделы, удельный князь, феодальная республика, Орда, улусы, баскаки, ярлык на княжение, кодификация, династический брак, посадники, тысяцкие, тиуны, ябетники, дань, пошлины, Русская Правда, Правда Ярославичей, местное законодательство, церковный канон Литература 1. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов вузов. М. 1983. С. 23-101 2. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. С. 11-48 3. Ключевский В. О. Курс русской истории. / Ключевский В. О. Сочинения в 8 тт. Т. 1. М. 1956. С. 163-224 (другие издания – лекции 9-13) 4. Ключевский В. О. Курс лекций по источниковедению. / Ключевский В. О. Сочинения. М. 1959. Т. 6. С. 183-232 (другие издания – лекции 5-7) 5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М. 1960 Кн. 1. Т. 1С. 222-275 (другие издания – Гл. 8)
6. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М. 1960 Кн. 2. Т. 4. С. 615-159 7. Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства (любое издание). 8. Карамзин Н. М. История государства Российского (любое издание). Т. 1. Гл. 10. Т. 2. Гл. 3 9. Сказание о битве новгородцев с суздальцами. // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. М. 1981. С. 448-453 10. Покровский М. П. Русская история с древнейших времён (тома 1 и 2). / Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 1. 1966. С. 332-335 11. Вернадский Г. В. Древняя Русь. Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. - Тверь. –М. – 2004. С. 17-25 12. Медведев Н. П. Политическая регионалистика. М. 2002. С. 17
Организация раннефеодальной государственности в древнерусском государстве - Киевской Руси (862-1159). Евразиец Г. В. Вернадский полагал, что начинать необходимо не с девятого, а со второго века, с антов [11, 17]. Следует избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» или «изначальная панславянская родина» [11, 20]. В шестом веке Иордан различает три общности славян – венетов, склавенов и антов. Скорее всего скифами и сарматами называли не только сами эти народы, но и местные племена, расселённые на обширных территориях. Некоторые проторусские группы несомненно присутствуют в причерноморских степях «под сарматским контролем». Вернадский обозначает славянские общности как западных, средних и восточных славян [11, 21]. Западные славяне на средней и верхней Висле, средние от Карпат к среднему Днепру, а восточные на Левобережной Украине и Слобожанине (Харьковская, Курская, Полтавская, Воронежская губернии). Некоторые группы проникали в низовья Дона. От 500 г. до н. э. до 500 н. э. обнаруживается культурная преемственность. Идентификация лингвистических признаков с расовыми в случае славян ошибочно. Антропологический диапазон шире [11, 22]. Средние и восточные славяне могут рассматриваться как предки русского народа. Скандинавы быстро ассимилировались. Вариация русской знати антропологически восходит к предводителям варягов и аланов, включает в целом польскую, литовскую. Украинскую (! ), немецкую, шведскую, монгольскую, татарскую, грузинскую и монгольскую кровь. Гетерогенные элементы приняли русский язык и русскую культуру. Уже во времена Прокопия язык жителей Причерноморья был славянским. Средние славяне были в контактах с фракийцами. Следы в стране оставили также племена готского, кельтского, иранского, тюркского, монгольского происхождения. Средние и восточные славяне имели главным занятием земледелие, на юге они скотоводы, в лесах бортники и охотники [11, 23]. Тип общины земледельцев можно отождествить с задругой. Иной тип у охотников и рыболовов. «…Рискнувшие уйти на юг в степи и используемые сарматскими предводителями как воины, были, возможно, организованы в коммуны позднего казацкого типа». Территория распространения двух групп славянства совпадала «с той местностью, что позднее стала известна как Украина». Около 8 века они заполнили то, что теперь Европейская Россия, но что лучше именовать как Западная Евразия, ибо «понятие «Евразия» объединяет регионы европейской и азиатской России воедино». Западная Евразия для Вернадского «древняя и средневековая стадия русской экспансии, а Евразия как целое в качестве её второй и завершающей стадии» [11, 25].
Вечевой строй в Новгородский и Псковской феодальных республиках, организация местного самоуправления во Владимиро-Суздальской Руси и в других удельных княжествах говорят о том, что князь не был единственным государствообразующим фактором. Местные центры не тяготели к единству изначально, имея основания подозревать любого хозяина в злоупотреблении их вольностями. О различных возможностях организации и развития власти свидетельствуют многочисленные конфликты прерогатив и полномочий, нарушения обычая и готовности обновить властные договоры или почины. И во Владимире, куда Андрей Боголюбский стремился перенести центр княжеской власти. Былди сторонники не только централизации, и убившие князя бояре боялись такого сосредоточения власти в одних руках.
Так источники описывают столкновение двух способов на частном примере «Сказания о битве новгородцев с суздальцами». Оно повествует о событиях 1169 года, когда не захотели жители Двинской земли платить дань Новгороду. Новгородцы в отместку послали к ним сборщика дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца новгородского по сто мужей. Тогда, порешив искать покровительства и защиты, перешли двиняне под власть Андрея Суздальского. Тот рать направил в 1500 мужей, что застали новгородцев на Белоозере и устроили битву. Дело заладилось в пользу новгородцев, убили они 800 воинов Андрея, а остальные разбежались. У новгородцев же пало пятнадцать мужей. Разгневался Андрей и послал на Новгород сына Романа, но ещё смолян, торопичей, муромцев, рязанцев да и всю землю Русскую. 72 князей против Новгорода послал! Стояли в осаде под Новгородом они три дня. Архиепископ Новгородский вышел на стену в ночь осады и молился [9, 449]. Голос услышал: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». Послал за иконой диакона, но икона с места не сдвинулась. Тогда сам пошёл молить икону со множеством народа. И понесли икону на острог, город прикрывался им от нападавших, туда, где ныне монастырь Богородицы на Десятине. И наступил шестой час и начали наступать русские полки. Стрелы словно дождь и икона повернулась ликом к городу. Слёзы по ней потекли и приняли это за чудо [9, 451]. Покрыла тьма полки русские, начали они биться между собой и вышли к ним новгородцы, одних побили, других захватили в плен. «Так минула слава суздальская и честь, Новгород же был избавлен от беды молитвами святой богородицы» [9, 453]. Такие усобицы не только аргумент в пользу сильной княжеской власти для одних и оправдание самостоятельности других. То, что скрыто за чудом, есть на самом деле наличие местных очагов власти и местных центров управления, отслоившихся от самоуправления. Великодержавие суздальцев разбилось о республику – империю Господина Великого Новгорода.
Всюду, кроме Новгорода, они с корнем, по словам М. Н. Покровского, вырвали городскую свободу. Вече стало значить бунт, а вечник – бунтовщик. Татарский способ раскладки тягла по сохам (сошное письмо) продержится на Руси до середины XVII века. «Мы увидим дальше, - пишет историк, - как объединение Руси около Москвы было на добрую половину татарским делом». Собственные грабежи раздирали Русь рядом с татарами. Страна превратилась в деревенскую страну, отстав от Европы, с которой ранее она шла вровень [3, 34]. Из ростовщика и торговца боярин превращается в сельского хозяина. Сельская челядь при нём численно растёт. «Только падение городов прочно усадило боярина в его усадьбе и окончательно сделали его» барином», помещиком». Князья не только грабили, но увлекались литературой, строительством храмов, воинской славой и так далее. Западно-русские земли основали вместе с литовцами собственное большое государство дабы избежать зависимости от Орды [10, 35]. Организация раннефеодальной государственности в древнерусском государстве - Киевской Руси (862-1159). Евразиец Г. В. Вернадский полагал, что начинать необходимо не с девятого, а со второго века, с антов. Следует избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» или «изначальная панславянская родина». В шестом веке Иордан различает три общности славян – венетов, склавенов и антов. Скорее всего скифами и сарматами называли не только сами эти народы, но и местные племена, расселённые на обширных территориях. Некоторые проторусские группы несомненно присутствуют в причерноморских степях «под сарматским контролем». Вернадский обозначает славянские общности как западных, средних и восточных славян. Западные славяне на средней и верхней Висле, средние от Карпат к среднему Днепру, а восточные на Левобережной Украине и Слобожанине (Харьковская, Курская, Полтавская, Воронежская губернии). Некоторые группы проникали в низовья Дона. От 500 г. до н. э. до 500 н. э. обнаруживается культурная преемственность. Идентификация лингвистических признаков с расовыми в случае славян ошибочно. Антропологический диапазон шире. Средние и восточные славяне могут рассматриваться как предки русского народа. Скандинавы быстро ассимилировались. Вариация русской знати антропологически восходит к предводителям варягов и аланов, включает в целом польскую, литовскую. Украинскую (! ), немецкую, шведскую, монгольскую, татарскую, грузинскую и монгольскую кровь. Гетерогенные элементы приняли русский язык и русскую культуру. Уже во времена Прокопия язык жителей Причерноморья был славянским. Средние славяне были в контактах с фракийцами. Следы в стране оставили также племена готского, кельтского, иранского, тюркского, монгольского происхождения. Средние и восточные славяне имели главным занятием земледелие, на юге они скотоводы, в лесах бортники и охотники. Тип общины земледельцев можно отождествить с задругой. Иной тип у охотников и рыболовов. «…Рискнувшие уйти на юг в степи и используемые сарматскими предводителями как воины, были, возможно, организованы в коммуны позднего казацкого типа».
Тема3:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|