Тема 5: Предпосылки крушения государственного аппарата Российской империи и переход к Республике в условиях революционного двоевластия (3 июня 1907 – 25 октября 1917).
1. Третьиюньская монархия и незавершённость преобразования самодержавия в конституционную монархию. А/ Отступление об организация государственной Думы и ограниченность её полномочий де-факто и де-юре. 2. Государственные учреждения и общество в период революционного подъёма и мировой войны. 3. Реорганизация аппарата в связи с революционной угрозой и подготовкой войны. 4. Формирование и деятельность составов Временного правительства. Возрождение Советов и их деятельность в марте – октября 1917 года.
Основные понятия Третьиюньская монархия, Государственная Дума. Конституционная монархия, избирательные курии, Союз 17 октября; Партия народной свободы, Советы рабочих и солдатских депутатов, мировая империалистическая война; де-юре, де-факто, казус бейли; модус вивенди, предпарламент, парламент; Земгор, земгусары, карательные экспедиции, Временное правительство; лозунг Учредительного собрания. комиссары Временного правительства, двоевластие, почин как источник власти, Петроградский Совет, местные (низовые) советы, военно-революционные организации, белый террор, самовооружение народа.
Литература: Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.: Проспект, 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru Зуев М. Н. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов 2013. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/9866. Кириллов В. В. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по неист. спец. М.: Юрайт, 2011. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/6171.
Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru Покровский М. П. Русская история с древнейших времён (тома III и IV) /. Избранные произведения. Кн. 2. Изд-во «Мысль». - 1965 – С. 450-492 Покровский М. П. Русская история в сжатом очерке /. Избранные произведения. Кн. 3. Изд-во «Мысль». - 1968 – С. 497-548 Всемирная история. В 10 тт. М. 1960. Т. VII. С. 454-477 История отечественного государства и права. Ч. 1. / Под ред. О. И. Чистякова. М. 2008. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru В январе-феврале 1917 г. общенациональный кризис обострился. Угроза революционного взрыва становилась все реальнее. Император имел возможность предотвратить революцию путем компромисса с думской оппозицией, и тогда Россия какое-то время еще существовала бы в виде конституционной монархии. Однако, 22 февраля Николай II, так и не договорившись с Государственной Думой, убыл из Петрограда в Ставку Верховного главнокомандующего, находившуюся в Могилеве. Последний шанс предотвратить назревавшую революцию был упущен. Политическая обстановка в Петрограде накалялась. 23 февраля стихийно вспыхнули уличные выступления и беспорядки, треть рабочих столицы объявили забастовку. 24 и 25 февраля демонстрации и уличные беспорядки продолжались, забастовка стала всеобщей, выдвигались экономические, антивоенные и антиправительственные лозунги. Стали создаваться стачечные комитеты, началась подготовка к выборам в советы рабочих депутатов. 26 февраля правительственные войска против демонстрантов применили оружие. Однако уже на следующий день политические настроения военнослужащих запасных частей Петроградского гарнизона резко изменились, и 27 февраля до 20 тыс. вооруженных солдат покинули казармы и примкнули к рабочим. Восставшие сожгли Окружной суд, заняли Финляндский вокзал, тюрьму «Кресты» и освободили арестованных, а затем двинулись к Таврическому дворцу - резиденции Государственной думы.
В этот же день император издал указ о перерыве в работе Думы и Государственного совета до апреля, а Совет министров перестал существовать, подав царю прошение о коллективной отставке. Члены Думы подчинились царскому указу, но собравшись на неофициальное заседание, они образовали Временный комитет Государственной думы «по сношению с учреждениями и лицами для водворения порядка в столице». Одновременно меньшевики и представители других социалистических партий образовали Временный исполнительный комитет Петроградского совета рабочих депутатов, который назначил немедленные выборы депутатов Совета от предприятий и воинских частей. В ночь на 28 февраля Временный комитет Государственной думы во главе с председателем Думы М. В. Родзянко объявил о решении взять на себя осуществление власти в Петрограде и приступить к формированию Временного правительства, о чем начал переговоры с исполкомом Петроградского совета, который возглавлял Н. С. Чхеидзе. 1 марта 1917 г. Петросовет принял решение о передаче власти Временному комитету Государственной думы. Одновременно Совет издал Приказ № 1, которым подчинил себе войска столичного гарнизона. Данным приказом предписывалось: создание во всех частях и подразделениях комитетов, выбранных из представителей от нижних чинов; подчинение всех воинских частей Петросовету; исполнение только тех приказов военной комиссии Государственной думы, которые не противоречили постановлениям Совета; содержание всего оружия под контролем комитетов и запрещение выдачи его офицерам даже по их требованию; упразднение титулования офицеров, отдания им воинской чести вне строя, воспрещение обращаться к солдатам на «ты». 2 марта 1917 г. в Пскове Николай II подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата Михаила Александровича, но тот отказался от престола и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России Учредительному собранию.
В тот же день по соглашению с Петросоветом Временный комитет Государственной думы сформировал Совет министров, который по своему составу оказался однородно-буржуазным. В своем обращении к гражданам России 3 марта 1917 г. правительство приняло на себя обязательства по отмене смертной казни и ограничений в правах, проведению политической амнистии и выборов в органы местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права, а также о невыводе из Петрограда революционных воинских частей. Вместе с тем, о провозглашении демократической республики, на чем настаивал Петросовет, не упоминалось. Председателем Совета министров и министром внутренних дел стал князь Г. Е. Львов. 7 марта 1917 г. на заседании Сената Совет министров принял присягу, тем самым подчеркивая свою преемственность и легитимность. Но уже 8 марта он был переименован во Временное правительство. Было установлено правило, согласно которому каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату, но в дальнейшем оформление новых министров через Сенат превратилось в чистую формальность. Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть, ранее распределенную между императором, Советом министров, Думой и Государственным Советом. Оно должно было осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания, которое предполагало окончательно определить форму правления и конструкцию власти в стране. Однако, положение Временного правительства в 1917 г. было крайне неустойчивым. Политические кризисы вели к переформированию его состава. Однородное буржуазное правительство просуществовало всего 2 месяца. 5 мая было образовано первое коалиционное (с участием представителей умеренных социалистических партий) правительство, 24 июля – второе и 25 сентября – третье. Первоначально Временное правительство состояло из девяти министров: внутренних дел, иностранных дел, военного и морского, путей сообщения, торговли и промышленности, финансов, просвещения, земледелия и юстиции. За время своей деятельности оно включило в свой состав ряд новых министров: труда, продовольствия, государственного призрения, по делам вероисповеданий (вместо упраздненного в августе 1917 г. Синода).
При Временном правительстве сохранились и продолжали действовать чрезвычайные органы военного времени - Центральный военно-промышленный комитет и особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). В целях разработки общих планов организации народного хозяйства и регулирования хозяйственной жизни страны были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет, для координации законотворческой деятельности министерств – Юридическое совещание, для выработки основ управления на местах – Совещание по реформе местного самоуправления, для подготовки выборов Учредительного собрания – Особое совещание по выработке избирательного закона. Формируя буржуазную государственность, Временное правительство под давлением революционных масс пошло на упразднение некоторых звеньев старого государственного аппарата. После падения самодержавия оно ликвидировало Министерство императорского двора и царскую канцелярию. Были упразднены Департамент полиции, Отдельный корпус жандармов, охранные отделения. В составе Сената упразднялись Особое присутствие и Высший дисциплинарный суд. В марте 1917 г. при Министерстве юстиции учреждается Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров и других высших должностных лиц. По результатам её работы был издан сборник документов «Падение царского режима». Однако, комиссия не нашла оснований для суда над царем, а многие арестованные ранее чиновники были освобождены по мотивам отсутствия в их действиях состава преступления. В апреле 1917 г. вместо полиции создается милиция (в составе МВД образуется Главное управление по делам милиции), на которую возлагались функции охраны, общественного порядка и содействия административным, военным и судебным органам власти. В июле в Петрограде начинает работать Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда. Государственный совет после Февральской революции практически не функционировал. Что касается Государственной Думы, то с февраля 1917 г. она в полном составе не собиралась, действовал только ее Временный комитет, а также «частные совещания», пытавшиеся влиять на правительство. 6 октября 1917 г. Дума была распущена, тогда же были распущены выборные члены Государственного совета. Произошли изменения и в организации местного управления. Вместо упраздненных должностей генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников вводились должности губернских, городских и уездных комиссаров Временного правительства. Комиссары назначались постановлениями правительства в основном из числа буржуазных и мелкобуржуазных элементов и подчинялись министру внутренних дел. С сентября 1917 г., когда было, наконец, обнародовано положение о комиссарах, их назначение осуществлялось по согласованию с «комитетами общественных организаций»
Демократизация общественной жизни активизировала деятельность и расширила компетенцию органов местного самоуправления. Этот процесс был закреплен изданием в мае 1917 г. нового Временного положения о земских учреждениях. В уездах и губерниях сохранялись земские собрания, составляемые на три года из гласных от сельской местности и городов, в городах – думы. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский земский союз, а городскими (районными) думами – Совет дум. Положение о Союзе было принято в июне 1917 г. За деятельностью органов местного самоуправления надзирали комиссары Временного правительства как представители власти на местах. Исполнительным органом земств стала милиция, которая подчинялась земским и городским управам.
Тема 6:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|