Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематический план. Объем часов. ЛЕКЦИИ. Государство как организация власти.. Проблема происхождения




Тематический план

№ п/п

Название темы

Объем часов

Очная форма Заочная форма
Государство как организация власти.
Организация власти в древнерусском государстве-Киевской Руси, период удельной Руси и золотоордынского ига. -
Организация власти Московской Руси, период петровских реформ и Российской империи первых десятилетий.
Организация государственной власти Российской империи на стадии наибольшего могущества. -
Предпосылки крушения государственного аппарата Российской империи и переход к Республике в условиях революционного двоевластия (3 июня 1907 – 25 октября 1917). -
Становление государственного аппарата Советской России в условиях Гражданской войны -
       
Образование Советского Союза и организация государственных учреждений победившей власти согласно Конституции 1924 года. -
Организация государственных учреждений новой власти согласно Конституции 1936 года. -
Организация государственных учреждений предвоенных лет в области внешней политики и безопасности. -
Военно-мобилизационная организация власти в годы Великой Отечественной войны. -
Учреждения государственной власти послевоенных лет. -
Конституция 1977 года. Перемены в организации власти. -
Государственный аппарат и его изменения в период перестройки. -
Крушение Советской государственности. Становление нового национального государственного пространства. -
Органы и учреждения авторитарной политической культуры. -
Государственность Российской Федерации после 1993 года. Система органов власти и госужреждений согласно новой Конституции. -
Изменение государственного строя России и стран СНГ в условиях рыночной экономики, представительной власти и культурного плюрализма.
Государственные учреждения на современном этапе: система и разнообразие. Проблема обеспечения вектора прогрессивного развития.    

Итого:

 

ЛЕКЦИИ.

Тема 1:

Государство как организация власти.

Проблема происхождения

 

1. Объект, предмет и метод курса.

А) Отступление о концепции происхождения государственности на Руси, единстве и борьбе социальных институтов и государственных учреждений.

2. Особенности формирования общественных союзов и первых государственных образований как ступени перехода к государственности.  

3. Источники властных отношений и типологии государственных образований.

4. Первые документальные свидетельства о власти в Киевской Руси - древнерусском государстве: князь, его окружение согласно «Русской Правде».

Основные понятия:

Государство, происхождение государства, сущность государственной власти, аппарат насилия, естечственное право, договорный характер права, правовые основания властной организации, почин, завоевание, захват, самоуправление, община, вече, князь, бояре, чёрные люди, роль церкви и духовенства, в преобразовании государства

Литература

1. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королёв В. К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –СПб. 2010. С. 122- 138

2. Тойнби А. Постижение истории. М. 2008. С. 113-119

3. Ключевский В. О. Терминология русской истории. / Ключевский В. О. Сочинения в 8 тт. Т. 6. М. 1959. С. 129-143 9другие издания – лекция 1)

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. С. 114-118

5. Руссо Ж. -Ж. Рассуждение о происхождении неравенства между людьми. / Руссо ж. -Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя и другие сочинения. М. 2006 (серия «Золотой фонд мировой классики»). С. 742-786 (по другим изданиям часть Вторая и примечания автора)

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Сочинения. Т. 21. М. С. 23-178 (Любое другое издание)

7. Покровский М. П. Русская история с древнейших времён (тома 1 и 2). / Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 1. Изд-во «Мысль». – 1966. С. 30-31

 

Греки долго считали славян полуголыми дикарями. Их социальные институты не доросли до государственности. Некоторые историки, впрочем, связывают государственность с поздними союзами племён. Так пишут о дулебах на Волыне как государстве славян задолго до Киевской Руси. Государство защищает собственность. «Но по класса собственников не было, пишет М. Н. Покровский, - ещё не образовалось, всякий защищал себя сам и соседям и у них искал защиты. Что нужна какая-то власть, которая бы хватала, сажала, наказывала, - это не приходило в голову» [7, 30].

Образование и закрепление сословных различий, их отражение в «Русской Правде». В позднейших списках «Русской Правды» преступления против собственности – разбой, поджог и казнокрадство караются смертью, откупиться за них нельзя, ибо это нападение на собственность, а разбой – нападение вооружённое. Запрещалось платить всей деревней за разбойника: «очевидно, что крестьянство смотрело на него другими глазами, чем богатые люди: ему казалось, что разбой можно откупить, как и обыкновенное убийство в те времена». Если деревня укрывала разбойника, то взыскивали со всех жителей по круговой поруке [3, 31].

Государство должно быть понято с точки зрения построения учреждений как ответ на искомые признаки, формы и функции. В самом общем смысле государство – политическая организация общества, обладающая властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая социально значимые для всего общества задачи. Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К та­ким признакам относятся:

1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и дол­жностных лиц;

2) территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;

3) государственный суверенитет, т. е. верховенство государствен­ной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;

4) организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата, армии, полиции и осу­ществление функций государства;

5) монополия на правотворчество, подразумевающая исклю­чительное право государства издавать законы и иные акты, обще­обязательные для населения всей страны;

6) монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы.

Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она может зависеть от двух взаимосвязанных элементов: от формы правления и от формы административно - территориального государствен­ного устройства.

Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоот­ношения друг с другом. Известны две основные формы правле­ния: монархия и республика. Хронологические рамки курса оставляют вне зоны нашего внимания монархический период. Периодизация курса касается этапов формирования и особенностей развития республиканской формы правления на территории нашего государства.

При республиканской форме правления верхов­ная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для нас особый интерес представляют следующие формы республик: советская, социалистическая, парламентская, президентская.

Под формой государственного устройства понимается политическое и административно-территориальное деление государ­ства, взаимоотношения между его составными частями. Из исто­рии известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство – это единое государство, со­стоящее из административно-территориальных единиц, не имею­щих политической самостоятельности. В нем действуют единая система высших государственных органов и единые законодатель­ная, судебная, налоговая и денежная системы.

Федерация – это союзное государство, состоящее из несколь­ких государственных образований - субъектов, обладающих от­носительной самостоятельностью. В федеративном государстве со­существуют федеральный государственный аппарат и государствен­ный аппарат субъектов, федеральная правовая система и право­вая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система на­логов и т. д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации.

Конфедерация - это союз суверенных государств, обра­зованный для обеспечения их общих интересов. Она, как прави­ло, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т. д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфе­дерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются.

            Основные направления деятельности го­сударства по решению стоящих перед ним задач называются фун­кциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы - охранительные и регулятивные. К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Регулятивные функции государства достаточно объемны - это: а) экономическая функция - разработка экономической политики, установление пра­вовых основ хозяйственной и финансовой деятельности, управление государственными предприятиями и т. д.; б) социально культурная функция - определение политики в области здравоохранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т. п. Кроме того, примени­тельно к современному государству правомерно выделять в каче­стве самостоятельной функции экологическую - деятельность, направленную на охрану окружающей среды, восстановление и улучшение природных условий жизни людей. Внешние функции заключаются в основных направлени­ях деятельности государства на международной арене. Это, в пер­вую очередь, оборона страны от внешнего нападения и междуна­родное сотрудничество.

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений.

Государство осуществляет свои задачи по управлению различ­ными сферами жизни общества при помощи специально созданного механизма - государственного аппарата, который представ­ляет собой разветвленную систему государственных органов, со­стоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных власт­ными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства. У каждого государственного органа есть свои задачи, для решения которых он наделяется определенным объе­мом полномочий — компетенцией и соответствующими матери­альными средствами.

Структурными единицами государственного аппарата являются государственные органы. К государственным органам относятся не только учреждения, но и отдельные должностные лица (президент, губернатор и т. д. ), которые также обладают власт­ными полномочиями и могут иметь свой собственный аппарат.

Современная система государственных учреждений представляет собой разветвленную структуру. Поэтому были выработаны принципы классификации государственных органов. Наиболее существенное практическое значение имеют два варианта классификации: а) по главным направлениям деятельности государственного аппарата; б) по месту государственных органов в системе государственного аппарата.

Главными направлениями деятельности государственного ап­парата являются законодательство, управление и правосудие, каж­дому из которых соответствуют законодательные (законосовеща­тельные), исполнительные (административные) и судебные го­сударственные органы.

Тема2:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...