Тематический план. Объем часов. ЛЕКЦИИ. Государство как организация власти.. Проблема происхождения
Тематический план
ЛЕКЦИИ. Тема 1: Государство как организация власти. Проблема происхождения
1. Объект, предмет и метод курса. А) Отступление о концепции происхождения государственности на Руси, единстве и борьбе социальных институтов и государственных учреждений. 2. Особенности формирования общественных союзов и первых государственных образований как ступени перехода к государственности. 3. Источники властных отношений и типологии государственных образований. 4. Первые документальные свидетельства о власти в Киевской Руси - древнерусском государстве: князь, его окружение согласно «Русской Правде». Основные понятия: Государство, происхождение государства, сущность государственной власти, аппарат насилия, естечственное право, договорный характер права, правовые основания властной организации, почин, завоевание, захват, самоуправление, община, вече, князь, бояре, чёрные люди, роль церкви и духовенства, в преобразовании государства Литература 1. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королёв В. К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. –СПб. 2010. С. 122- 138 2. Тойнби А. Постижение истории. М. 2008. С. 113-119 3. Ключевский В. О. Терминология русской истории. / Ключевский В. О. Сочинения в 8 тт. Т. 6. М. 1959. С. 129-143 9другие издания – лекция 1) 4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. С. 114-118 5. Руссо Ж. -Ж. Рассуждение о происхождении неравенства между людьми. / Руссо ж. -Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя и другие сочинения. М. 2006 (серия «Золотой фонд мировой классики»). С. 742-786 (по другим изданиям часть Вторая и примечания автора)
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Сочинения. Т. 21. М. С. 23-178 (Любое другое издание) 7. Покровский М. П. Русская история с древнейших времён (тома 1 и 2). / Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 1. Изд-во «Мысль». – 1966. С. 30-31
Греки долго считали славян полуголыми дикарями. Их социальные институты не доросли до государственности. Некоторые историки, впрочем, связывают государственность с поздними союзами племён. Так пишут о дулебах на Волыне как государстве славян задолго до Киевской Руси. Государство защищает собственность. «Но по класса собственников не было, пишет М. Н. Покровский, - ещё не образовалось, всякий защищал себя сам и соседям и у них искал защиты. Что нужна какая-то власть, которая бы хватала, сажала, наказывала, - это не приходило в голову» [7, 30]. Образование и закрепление сословных различий, их отражение в «Русской Правде». В позднейших списках «Русской Правды» преступления против собственности – разбой, поджог и казнокрадство караются смертью, откупиться за них нельзя, ибо это нападение на собственность, а разбой – нападение вооружённое. Запрещалось платить всей деревней за разбойника: «очевидно, что крестьянство смотрело на него другими глазами, чем богатые люди: ему казалось, что разбой можно откупить, как и обыкновенное убийство в те времена». Если деревня укрывала разбойника, то взыскивали со всех жителей по круговой поруке [3, 31]. Государство должно быть понято с точки зрения построения учреждений как ответ на искомые признаки, формы и функции. В самом общем смысле государство – политическая организация общества, обладающая властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая социально значимые для всего общества задачи. Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К таким признакам относятся:
1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и должностных лиц; 2) территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию; 3) государственный суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами; 4) организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата, армии, полиции и осуществление функций государства; 5) монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные акты, общеобязательные для населения всей страны; 6) монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы. Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она может зависеть от двух взаимосвязанных элементов: от формы правления и от формы административно - территориального государственного устройства. Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоотношения друг с другом. Известны две основные формы правления: монархия и республика. Хронологические рамки курса оставляют вне зоны нашего внимания монархический период. Периодизация курса касается этапов формирования и особенностей развития республиканской формы правления на территории нашего государства. При республиканской форме правления верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Для нас особый интерес представляют следующие формы республик: советская, социалистическая, парламентская, президентская. Под формой государственного устройства понимается политическое и административно-территориальное деление государства, взаимоотношения между его составными частями. Из истории известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. В нем действуют единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы. Федерация – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований - субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система налогов и т. д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Она, как правило, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т. д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфедерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются функциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы - охранительные и регулятивные. К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Регулятивные функции государства достаточно объемны - это: а) экономическая функция - разработка экономической политики, установление правовых основ хозяйственной и финансовой деятельности, управление государственными предприятиями и т. д.; б) социально культурная функция - определение политики в области здравоохранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т. п. Кроме того, применительно к современному государству правомерно выделять в качестве самостоятельной функции экологическую - деятельность, направленную на охрану окружающей среды, восстановление и улучшение природных условий жизни людей. Внешние функции заключаются в основных направлениях деятельности государства на международной арене. Это, в первую очередь, оборона страны от внешнего нападения и международное сотрудничество.
Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений. Государство осуществляет свои задачи по управлению различными сферами жизни общества при помощи специально созданного механизма - государственного аппарата, который представляет собой разветвленную систему государственных органов, состоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства. У каждого государственного органа есть свои задачи, для решения которых он наделяется определенным объемом полномочий — компетенцией и соответствующими материальными средствами. Структурными единицами государственного аппарата являются государственные органы. К государственным органам относятся не только учреждения, но и отдельные должностные лица (президент, губернатор и т. д. ), которые также обладают властными полномочиями и могут иметь свой собственный аппарат. Современная система государственных учреждений представляет собой разветвленную структуру. Поэтому были выработаны принципы классификации государственных органов. Наиболее существенное практическое значение имеют два варианта классификации: а) по главным направлениям деятельности государственного аппарата; б) по месту государственных органов в системе государственного аппарата. Главными направлениями деятельности государственного аппарата являются законодательство, управление и правосудие, каждому из которых соответствуют законодательные (законосовещательные), исполнительные (административные) и судебные государственные органы. Тема2:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|