Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация государственной власти Российской империи на стадии наибольшего могущества. Проблема коренной реформы как подрыва основания империи.




План

1. Необходимость и готовность политических деятелей к реформам после поражения в Крымской войне.

А / Отступление об организация государственной власти в стране и на местах, а также о том, что «Россия сосредотачивается…» в дипломатическом и военном отношении.

2. Особенности государственного устройства России после реформ Александра Второго.

3. Организация власти при последнем самодержце: невозможность сохранения прежней системы и радикальные проекты.

4. Организация государственного управления и законотворческая деятельность Российской империи в условиях первой русской революции: зародыш новой невиданной власти в самом народе.

Основные понятия:

Самодержавие неограниченное, конституционная демократия, Государственная Дума, реформы Столыпина, либеральное правительство Витте, Советы рабочих депутатов, гапоновщина, Зубатовщина, Азеф, социалисты революционеры (эсеры0, социал-демократия, меньшевизм, большевизм, кадастр, аграрная реформа

 

Литература

1. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1983. Электронная библиотека МГИМО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. mgimo. ru/publications/ehd

2. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

3. Ключевский В. О. Курс русской истории. / Ключевский В. О. Сочинения в 8 тт. Т. 5. М. 1958. С. 283-308 (другие издания Ч. 5– лекция 86 ),

4. Покровский М. П. Русская история в сжатом очерке /. Избранные произведения. Кн. 3. Изд-во «Мысль». - 1968 – С. 170-219

5. Покровский М. П. Русская история с древнейших времён (тома III и IV) /. Избранные произведения. Кн. 2. Изд-во «Мысль». - 1965 – С. 327- 450

6. Всемирная история. В 10 тт. М. 1959. Т. VI. С. 492-503

Лорис – Меликов сочетал репрессии и демагогию: отпустил несколько заключённых, уволил непопулярного министра народного просвещения Дмитрия Толстого, заигрывал с образованным обществом, намекал на некую конституцию, гно с крамолой расправлялся беспощадно. Царь ни о какой конституции не думал, но образованное общество «поймалось на удочку и ждало с разинутым ртом» [4, 193]. 80-е годы были тёмным десятилетием для России и русской культуры. Народовольцы стояли на ложном пути, убийство не привело к переменам к лучшему [4, 196]. Благополучие помещика и торговой буржуазии зависело всецело от положения на всемирном хлебном рынке, а с начала 70-х цены стали «слабеть». В 1871 один ц пшеницы стоит при вывозе за границу 8 р. 78 коп., ржи – 4 р. 76 коп., но в 1896 уже соответственно 4 р. 51 коп. и 3 р. 29 коп. «В этих цифрах вся «философия истории» эпохи Александра III». В последнее пятилетие его царствования Россия вывозила хлеба в 22 раза больше, чем в 1840 году ( 7, 2 млн. т против 330 тыс. т). С 1877 пошлины за иностранные товары брались золотом, а не бумажными деньгами. Курс бумажного рубля на треть ниже номинала, а это означало повышение пошлин на треть. Россия возвратилась к покровительственной системе своему производству, что было оставлено в 1857 году [4, 197]. Но платил за это по каждой пдкове или топору крестьянин, ведь покровительствегнная система была не для него. Реформа в чернозёмных губерниях отрезала у него треть земли. Отрезки давались за отработки, барщина под другим именем давала хозяину дополнительный доход [5, 198]. В 1884 из 9 млн. крестьянских хозяйств 2, 5 млн. безлошадные. За 1888-1899, то есть за 11 лет Крестьяне Орловской губернии потеряли 20 % рабочего скота. Вместе с тем царское правительство не желало пролетаризации крестьян6 в 1881-83 пересмотрели и уменьшили выкупные платежи; в 1882-83 – отменили подушную подать, в 1886 стеснили крестьянские разделы земли; в 1893 объявили крестьянский надел неотчуждаемым [4, 199]. К концу века чистый пролетариат достиг 10 млн. Банковские ссуды крестьянам доступны только кулачеству, а значит значительную часть пролетариев оставляли в сельском хозяйстве. В 1889 вернулись крепостнические порядки в лице земского начальника. Барин мог сажать крестьянина в холодную и пороть через волостной суд, а над всем этим беззаконием стоял земский начальник [4, 202]. Тёмная полоса 80-х годов памятна восьмидесятником, образ которого – образ человека разочарованного, уныло опустившего руки, погружённого в обывательское существование. Это чеховский Ионыч, Иванов, доктор Астров, дядя Ваня«Народная воля» не боролась против буржуазии и эксплуатации вообще, её задача – политический переворот путём заговора с ниспровержением царской власти и созывом учредительного собрания. Центром заговора стал исполком партии в несколько десятков наиболее решительных террористов. 26 августа они решили ограничить цель одной личностью – государя. Царизм ответил полевыми судами: с августа 1878 по декабрь 1879 казнено, правда, 17 человек. От популярности царя ничего не осталось и общество смотрело на покушение как на травлю зверя. Сочувствие к террористам росло. Но основным способом борьбы царизм избрал ссылку в глухие районы сотен интеллигентов. Программа включала замену царской власти «народоправлением», то есть республикой. Провозглашалась и национализация земли: «вся земля переходит в руки рабочего народа и считается народной собственностью». Таким радикализмом отличался только Пестель [5, 192]. В 1884 приняли университетский устав, студентов одели в мундиры, чтобы лучше следить за ними.

 Создание государственного аппарата казалось русской буржуазии главной, основной частью исторического процесса, «становым хребтом истории». Все историки рассказывали историю как историю государства. Крепостное хозяйство делало русского помещика консерватором. «Охранителем». Величайший русский историк Карамзин был консерватором в политике. Он восстал даже против мысли Александра Первого о цензовой конституции [5, 234]. В его труде по мнению Покровского сохранили значение только примечания, где он собрал источники [5, 235]. Новые вопросы поставили только под влиянием гегелевской социологии, то есть его учения о человеческом обществе. Древнейшая форма объединения людей была семья, а древней властью – власть патриарха. Личность выделяется из семьи и история наполняется хаосом личности. Родовой быт становится гражданским обществом. Тип такого общества для историка-гегельянца будет общество феодальное, где каждый рыцарь воображает, что действует на свой страх и риск [5, 236]. Следующий шаг – централизованное государство. Личность теряет часть своей свободы и получает место в государственном коллективе. Целью развития становится буржуазная демократия, ибо при абсолютизме личность не только не имеет свободы, но и власти. Но до конца этой истории не мог договориться даже Гегель, не говоря о его русских подражателях. Байер, Шлёцер, Миллер,. Рейц и Эверс –немцы, писавшие русскую историю. Один из них – Эверс в 1826 году издал «Древнее право руссов» - работу, доказывающую, что русские жили в десятом – одиннадцатом году родовым бытом и их отношения следует рассматривать как отношения в семье, что соответствует схеме Гегеля. Эверса его последователи вспоминать не любят, но Кавелин и Соловьёв по сути его ученики [5, 237]. История Соловьёва до Петра Великого – пересказ архивных материалов, значительной частью до сих пор не опубликована. Переход от родового быта к государственному по сути пропускает у него гражданское общество. Государственное начало воплощают московские цари, а Пётр у него воплощеие внеклассовой государственности [5, 238]. Взгляды Соловьёва на историю – это взгляды сверху, со стороны командующих классов, а не снизу, со стороны классов угнетённых. Действительная история у него – это развитие правовых понятий, а не реальных вещей, которые эти понятия отражают, он – историк – идеалист. Служилые люди находились в состоянии готовности для боя, а тяглые сословия должны содержать служилых людей [5, 239]. Государство ради общего блага закрепостило общество, а победа над степью создала условия для раскрепощения. У Милюкова, Любавского, Кизеветтера та же схема закрепощение и раскрепощение. Объективные причины внешней политики, уступки исторического материализму делали Чичерин, Градовский ( 1841 – 1889) и Ключевский, но и «Истрия русской общественной мысли» Плеханова почти целиком базируется на схеме Чичерина – Градовского - Ключевского [5, 240]. Крепостное право наступало из Новгородской земли, где оно дальше всего было от Степи, на краю которой в казачьих станицах его не было и откуда «волны демократической революции докатывались иногда до самой Москвы». Ещё в 15 веке московские помещики были расквартированы в побеждённом Новгороде и там же обнаруживаются следы крестьянской крепости. Ключевский доказывал, что крепостное право вовсе не было установлено сверху, а стало итогом из будничной борьбы крестьян и помещиков в течении многих десятилетий [5, 241].  Помещики из консерваторов переходят в крайние ряды на платформе ликвидации барщины и создания батрацкого хозяйства. Тогда последыши славянофилов становятся защитниками государственности похлеще западников Чичерина и Соловьёва. Наиболее значимые историками-славянофилами М. Н. Покровский называет помещиков Константина Аксакова (1817-1860) и Юрия Самарина (1819 – 1876). К ним в университетах отношение в основном отрицательное, примкнул разве что Беляев с его «Курсом истории русского права». Кроме западников им противостояло и мелкобуржуазное направление в лице А. П. Щапова (1830-1876). Первое же его публичное выступление в Казанском университете стоило ему и пребывания на кафедре и места учёного за нелицеприятное разоблачение роли царя освободителя в крестьянском вопросе. Он занял место полулегального публициста [5, 243]. До «Очерков истории русской культуры» Милюкова никто не рисковал цитировать Щапова. Только первая русская революция позволила напечатать полное собрание его сочинений. Щапов – материалист в духе шестидесятников. Его основная мысль – человек есть часть природы, неразрывно связанный с материальной средой. Историю создают материальные потребности человека. Климат очертил границы русскому земледелию, а поход за зверем в Сибирь ограничивал движение распространением пушного зверя. Вместо списков князей Щапов помещал в своих работах нормы температур – средней летом или зимой, а также расчёты тепловых единиц калорий для вызревания ячменя или картофеля [5, 244]. Последний период истории Покровского связан с одним событием (1897-1929): Октябрём. «Но всё предшествующее готовило Октябрь, а всё последующее было защитой завоеваний Октября» [5, 253]. «Мировой Октябрь е кончился, и очень не скоро кончится, а с ним вместе не кончилась и борьба, начатая русским Октябрём» [5, 254]. Новые повороты нашей дороги могут выявить новые стороны Октября, которые мы раньше не замечали, признаётся историк. При любой точке зрения речь идёт о Великой русской революции. Революции заканчиваются либо низвержением старого порядка, либо его уступками, которыми старое откупается от нового. Революцию второго типа буржуазная историография иногда возносит лишь бы это не была первого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...