Отсутствует часть книги: Радищев - поэт-переводчик 17 глава
"1817". Тот же водяной знак и на восходящей к этому тексту ранней копии П. П. Свиньина (РНБ. Ф. 679 П. П. Свиньина. № 133). Но автограф из собрания Полторацкого содержит два текстовых пласта. Если верхний дает нам редакцию 1817 г., то нижний (сначала представлявший бе- ловой автограф) - авторская копия более раннего текста. Возможно, предположительно его можно отнести к 1814 г. Приведем этот текст:
1 Ср. надпись на одном из ранних автографов (РНБ): "Сочинена в 1817 осенью 1814 года", что, видимо, следу- ет истолковывать как указание на начало и конец работы над первой редакцией. Истоки замысла, возможно, уходят и в более раннее время. Г. В. Ермакова-Битнер пишет: "Первые черновые наброски "Дома сумасшедших", возможно, относятся еще к началу 1810-х гг. 9 августа 1812 г. Ба- тюшков пишет Дашкову: "Я и сам на днях отправляюсь в Москву. Я увижу и Каченовского, и Мерзлякова, и весь Парнас, весь сумасшедший дом кроме нашего милого, доброго и любезного Василия Львовича"". И заключает: "Это письмо Батюшкова свидетельствует о том, что уже в 1812г., по-видимому, существовали наброски поэмы Воей- кова. И Каченовский, и Мерзляков попали в "Дом сумас- шедших", в самый первый вариант, и Василий Львович Пуш- кин сначала там находился, но потом на его место был помещен Хвостов" (Поэты-сатирики конца XVIII - начала XIX в. Л., 1959. С. 673). К сожалению, исследовательни- ца, видимо, ошибочно истолковывает цитируемое ею пись- мо: говорить на его основании о существовании какой-ли- бо рукописи не приходится. Во-первых, никаких упомина- ний о такой рукописи в переписке и других документах окружения Воейкова не имеется (сам Воейков свидетельст- вовал, что Вяземский в 1815 г. в Дерпте был первым чи-
тателем его сатиры; зачем Воейков стал бы долгие годы прятать произведение, весь смысл которого заключался в игре на скандальной актуальности текста?). Во-вторых, перечень имен в письме Батюшкова не совпадает с сатирой Воейкова: Мерзляков в ней упоминается, но не как житель "желтого дома", а включение имени В. Л. Пушкина, как это видно из анализа текста, вторично и, видимо, дати- руется 1815 г. До и после этого эпизода его устойчиво заменял граф Хвостов. Однако из этого письма следует, что определение русского Парнаса как "сумасшедшего до- ма" бытовало в литературном окружении Воейкова. В 1807 г. в "Послании моему старосте" Воейков сравнивал писа- ние стихов с возможностью "в сумасшедший дом в жару не залететь". Этот, видимо, принятый в дружеском кругу образ стал зерном, из которого вырос замысел са- тиры. 2 Цит. по копии РГБ. Ф. 53 (А. В. Висковатов). Ед. хр. 6334. Л. 258-280. Аналогичная надпись имеется и на ряде других списков, например: РНБ. Ф. 37 (Артемьев). Ед. хр. 250.
I редакция. 1814-1817
Други милые, терпенье, Расскажу вам чудный сон. Не игра воображенья, Не случайный призрак он. Нет - то мщенью предыдущий И страшащий с неба глас, К покаянию зовущий И пророческий для нас.
Ввечеру, простившись с вами, В уголку сидел один И Кутузова стихами Я раскладывал камин, Подбавлял из Глинки сору, И твоих, о Мерзляков! Из "Амура" по сю пору Недочитанных стихов.
Дым от смеси этой едкой Нос мне сажей закоптил Но в награду крепко, крепко И приятно усыпил. Снилось мне, что в Петрограде Чрез Обухов мост пешком Перешед, спешил к ограде И вступаю в желтый дом.
От любови сумасшедших В список бегло я взглянул И твоих проказ прошедших Длинный ряд воспомянул, О, Кокошкин! Долг романам И тобою заплачен; Но, сказав "прости" обманам, Ты давно уж стал умен.
Ах! и я... Но сновиденье Прежде други расскажу: Во второе отделенье Я тихохонько вхожу. Тут - один желает трона, А другой - владеть луной, И портрет Наполеона Намалеван, как живой.
Я поспешными шагами Через залу перешел И увидел над дверями Очень четко: "Сей отдел Прозаистам и поэтам, Журналистам, авторам; Не по чину, не по летам, Здесь места по нумерам".
Двери настежь Надзиратель Отворя, мне говорит: Нумер первый - ваш приятель, Каченовский здесь сидит Букву Э на эшафоте С торжеством и пеньем жжет, Ум его всегда в работе - По крюкам стихи поет,
То кавыки созерцает, То обнюхивает гниль, Духу роз предпочитает, То сметает с книжиц пыль И, в восторге восклицая, Набивает ею рот: "Сор славянский, пыль родная! Слаще ты, чем мед и сот!"
Вот на розовой цепочке Спичка Шаликов в слезах Разрумяненный, в веночке В яркопланжевых чулках. Прижимая веник страстно, Кличет Граций здешних мест И, мяуча сладострастно, Размазню без масла ест.
Нумер третий: на лежанке Истый Глинка восседит, Перед ним дух русский - в склянке Нераскупорен стоит. Книга кормчая отверста И уста отворены, Сложены десной два перста, Очи вверх устремлены:
"О, Расин! Откуда слава! Я тебя, дружок, поймал, - Из российского Стоглава Ты "Гафолию" украл. Чувств возвышенных сиянье, Выражений красота В "Андромахе" - подражанье "Погребению кота"!"
"Ты ль. Хвостов? - к нему вошедши, Вскликнул я. - Тебе ль здесь быть? Ты дурак - не сумасшедший, Не с чего тебе сходить!" - В Буало я смысл добавил, Лафонтеня я убил, Я Расиня обесславил, - Быстро он проговорил.
И читать мне начал оду. Я искусно улизнул От мучителя, но в воду Прямо из огня юркнул. Здесь старик с лицом печальным Букв славянских красоту, Мажет золотом сусальным Пресловутую фиту,
И на мебели повсюду Коронованное кси, Староверских книжиц груду И в окладе ик и пси. Том в сафьян переплетенный Тредьяковского стихов Я увидел изумленный И узнал, что то Шишков.
Вот Сладковский восклицает: "Се, се Россы, се сам Петр! Се со всех сторон сияет Молния из тучных недр! И чрез Ворсклу при преправе Градов на суше творец С твердостью пошел ко славе И поэме сей конец".
Вот - Жуковский в саван длинной Скутан, лапочки крестом, Ноги вытянув умильно, Дразнит черта языком, Видеть ведьму вображает И глазком ей подмигнет, И кадит, и отпевает, И трезвонит, и ревет.
Вот Кутузов: он зубами Бюст грызет Карамзина, Пена с уст течет ручьями, Кровью грудь обагрена. Но напрасно мрамор гложет - Только время тратит в том, Он вредить ему не может Ни зубами, ни пером.
Но Станевич в отдаленьи, Увидав, что это я, Возопил в остервененьи: "Мир! Потомство! За меня Злому критику отметите, Мой из бронзы вылив лик. Монумент соорудите; Я заслугами велик!"
-Как! И ты бессмертьем льстишься? О червяк! Отец червей! - Я сказал, - и ты стремишься К славе из норы своей? И тогда как свет не знает Точно где, в каких местах Храбрый Игорь почивает, Где Пожарского скрыт прах,
Где блистала Ниневия И роскошный Вавилон, Русь давно ль слывет Россия? Кем наш север заселен? "Двор читал мои творенья, - Молвил он, - и государь Должен в знак благоволенья..." - Стой, дружок. Наш добрый царь
Дел без нас имеет кучу: То мирит, смятенный мир, От царей отводит тучу; То дает соседям пир. То с вельможами хлопочет, То ссылает в ссылку зло, А тебя и знать не хочет, Посиди - тебе тепло.
Чудо! Под окном на ветке Крошка Батюшков висит В светлой, проволочной клетке; В баночку с водой глядит, И поет певец согласный: "Тих, спокоен сверху вид, Но спустись туда - ужасный Крокодил на дне лежит".
Вот Грузинцев, и в короне, И в сандалиях, как царь, Горд в мишурном он хитоне, Держит греческий букварь. "Верно Ваше сочиненье", - Скромно задал я вопрос. - Нет, Софоклово творенье,- Отвечал он, вздернув нос.
Я бежал без дальних споров. - Вот еще, - сказали мне. Я взглянул: Максим Невзоров - - Углем пишет на стене: - "Если б так, как на Вольтера, Был на мой журнал расход, Пострадала б горько вера: Я вредней, чем Дидерот".
От досады и от смеху Утомлен, я вон спешил, Горькую прервав утеху, Но смотритель доложил: "Ради ль вы или не ради Но указ уж получен, Вам отсель нельзя ни пяди
И указ тотчас прочтен:
- Тот Воейков, что Делиля Столь безбожно исказил, Истерзать хотел Эмиля И Виргилию грозил, Должен быть как сумасбродный В цепь посажен в желтый дом; - Темя все обрить сегодня И тереть почаще льдом".
Прочитав, я ужаснулся, Хлад по жилам пробежал, И, проснувшись, не очнулся И не верил сам, что спал. Други, вашего совету; Без него я не решусь: Не писать - не жить поэту, А писать начать - боюсь.
Верхний слой автографа из собрания Полторацкого, ко- торый образует редакцию 1817 г., отличается тем, что все строфы снабжены номерами (арабские цифры), а в текст внесены следующие изменения:
Други милые! Терпенье! Нет - но мщенью предыдущий И грядущий с неба глас, Я в углу сидел один
Я растапливал камин Недоконченных стихов И в награду крепко, крепко Перешед, спешу к ограде Я тихонечко вхожу } Я чинехонько вхожу } (оба варианта не зачеркнуты) Тут портрет Наполеона Прямо из огня нырнул И в окладе икс и пси.
К редакциям 1814-1817 гг. следует отнести варианты, извлекаемые из списков ИРЛИ, РНБ, РГБ, РГАЛИ и ГИМ (первая цифра обозначает номер строфы, вторая - стиха):
1,4. Не паров скопленье он 4,5. О, Каверин, долг романам Карамзин! О, долг романам 12,1. "Пушкин, ты? - к нему вошедши 16,6. Тихо в гроб к себе зовет
В ряде списков стихи 5-8 в строфе 19 и 1-4 в строфе 20 отсутствуют, зато после строфы 24 введены:
Слог мой сладок, как микстура Мысли громки без ума, Толстая моя фигура Так приятна, как чума.
Строфа 16, посвященная Жуковскому, видимо, в наибо- лее раннем тексте 1814 г. отсутствовала и появилась при одной из промежуточных переработок (вернее всего, ее следует связать с 1815-1816 гг. - арзамасскими пародия- ми и полемикой вокруг баллады "Людмила"). В наиболее ранних списках она, как правило, не встречается. В списке РГАЛИ (Ф. 1346. On. 1. Ед. хр. 569) имеются строфы, которые могут быть отнесены лишь к промежуточ- ным редакциям 1815-1816 гг.:
Вот и Герман, весь в чернилах Пишет план воздушный свой И толкует, как в горнилах Плавят золото с сурьмой. И тогда же в исступленьи Бросив свой мундир в камин, Он хохочет в восхищеньи И шагает как павлин
Но, узрев меня, несчастный Сделал два раза прыжок И запел он несогласно: "Гибельный, жестокий рок!
Так иду на поле славы, Но в карманах пустота; О, гусары величавы! Я их строев красота!"
Основания для датировки следующие: Герман Федор (Фридрих) Иванович (1789-1852), сын известного геолога. В 1815 (или 1816?) г. после смерти отца, испытывая де- нежные затруднения, оставил Горное ведомство. По свиде- тельству В. Штейнгеля, "когда генерал Эссен назначен
был военным губернатором в Оренбург, он взял его в адъ- ютанты. По этому случаю Герман вступил в военную службу и вскоре переведен был в лейб-гвардии гусарский полк"'. Вступление Германа в гусары датируется 1817 г. Следова- тельно, время создания строф - между 1815-1817 гг. Дру- гих свидетельств о знакомстве Воейкова с Германом не имеется. Второй этап создания текста - редакция 1818-1822 гг. - реконструируется нами на основании вычленения из бо- лее поздних списков строф, бесспорно датируемых этими годами.
II редакция. 1818-1822 Други милые! Терпенье! Расскажу вам чудный сон. Не игра воображенья, Не случайный призрак он. Нет - но мщенью предыдущий И грозящий с неба глас К покаянию зовущий И пророческий для нас Ввечеру, простившись с вами, Я в углу сидел один И Кутузова стихами Я растапливал камин, Подбавлял из Глинки copy И твоих, о Мерзляков!
1 Колесников В. П. Записки несчастного, содержащие путешествие в Сибирь по канату / Примеч. В. Штейнгеля. СПб., 1914. С. 33. Ф. И. Герман - личность мало извест- ная. По свидетельству Вигеля, отличался необыкновенным умом, а декабрист Штейнгель говорит о благородстве его характера. В "Северной пчеле" (1852. 8 июля. № 151. С. 602. Стб. 1) в некрологе читаем: "Ф. И. Герман был ода- рен острым умом, необыкновенно счастливой памятью и ревностно занимался литературой. Нам обещаны отрывки из его сочинений". В 1823 г. по доносу был переведен в ар- мию, что, вероятно, следует связать с общей волной реп- рессий, задевших и оренбургский кружок. Из "Амура" по ею пору Недоконченных стихов. Дым от смеси этой едкой Нос мне сажей закоптил И в награду крепко, крепко И приятно усыпил. Снилось мне, что в Петрограде Чрез Обухов мост пешком Перешед, спешу к ограде И вступаю в желтый дом. От любови сумасшедших В список бегло я взглянул И твоих проказ прошедших Длинный список вспомянул, Карамзин, Тит Ливии русский, Ты, как Шаликов, стонал, Щеголял, как шут французский. Ах, кто молод не бывал? Я и сам... но сновиденье Прежде, други, расскажу. Во второе отделенье Бешеных глупцов вхожу. "Берегитесь, здесь Наглицкой! Нас вожатый упредил, - Он укусит вас, не близко!.." Я с боязнью отступил. Пред безумцем на амвоне Кавалерских связка лент, Просьбица о пенсионе, Святцы, список всех аренд, Дач, лесов, земель казенных И записка о долгах, В размышленьях столь духовных Изливал он яд в словах: "Горе! Добрый царь на троне, Вер терпимость, пыток нет!.. Ах, зачем не при Нероне Я рожден на белый свет! Благотворный бы составил Инквизиции проект, В масле бы варить заставил Философов разных сект. Заподжарив, так и съел бы И родного я отца. Что ми дасте? Я поддел бы Вам небесного творца. Я за деньги - христианин, Я за орден - мартинист, Я за землю - мусульманин, За аренду - атеист!" Други, признаюсь, из кельи, Уши я зажав, бежал... Рядом с ней на новосельи Злунич бегло бормотал: "Вижу бесов пред собою, От ученья сгибнул свет, Этой тьме Невтон виною И безбожник Боссюэт. Полный бешеной отваги Доморощенный Омар Книги драл, бросал тетради В печку на пылавший жар. Но кто сей скелет исчахший Из чулана кажет нос? - То за глупость пострадавший Ханжецов... Чу, вздор понес! 1Вариант: "При себе бы сечь заставил Философов разных сект". 2Вариант: "Я, как дьявол, ненавижу Бога, ближних и царя; Зло им сделать - сплю и вижу. В честь Христова алтаря!" 3Вариант: "Локк запутал ум наш в сети, Геллерт сердце обольстил, Кантом бредят даже дети, Дженнер нравы развратил!" Вариант: "Локк запутал ум наш в сети, Галлер сердце обольстил, Кантом бредят даже дети Дрекслер нравы развратил!"
"Хочешь мельницу построить, Пушку слить, палаты скласть, Силу пороха удвоить, От громов храм божий спасть, Справить сломанную ногу, С глаз слепого бельмы снять, Не учась, молися богу И пошлет он благодать. К смирненькой своей овечке Принесет чертеж, размер, Пробу пороха в мешечке, Благодати я пример! Хоть без книжного ученья И псалтырь одну читал, Я директор просвещенья И с звездою генерал" Слыша речь сего невежды Сумасброда я жалел И малейшия надежды К излеченью не имел. Наш Пустелин недалеко Там в чулане заседал И, горе воздевши око, Исповедь свою читал: "Как, меня лишать свободы И сажать в безумный дом? Я подлец уж от природы, Сорок лет хожу глупцом И Наглицкий вечно мною, Как тряпицей черной, трет, Как кривою кочергою Загребает или бьет!" Я дрожащими шагами Через залу перешел И увидел над дверями Очень четко: "Сей отдел
1 Вариант: "Видишь, грамоте не знаю, Не учился, не читал, А россиян просвещаю И с звездою генерал". Прозаистам и поэтам, Журналистам, авторам, Не по чину, не по летам Здесь места - по нумерам". Двери настежь надзиратель Отворя, мне говорит: "Нумер первый, ваш приятель Каченовскии здесь сидит, Букву Э на эшафоте С торжеством и лики жжет; Ум его всегда в работе: По крюкам стихи поет; То кавыки созерцает, То, обнюхивая гниль, Духу роз предпочитает; То сметает с книжек пыль И, в восторге восклицая, Набивает ею рот: "Сор славянский! Пыль родная! Слаще ты, чем мед и сот!" Вот на розовой цепочке Спичка Шаликов, в слезах, Разрумяненный, в веночке, В ярко-планшевых чулках. Прижимая веник страстно, Ищет граций здешних мест И, мяуча сладострастно, Размазню без масла ест. Нумер третий: на лежанке Истый Глинка восседит; Перед ним дух русский в склянке Неоткупорен стоит, Книга кормчая отверста И уста отворены, Сложены десной два перста, Очи вверх устремлены. "О Расин! Откуда слава? Я тебя, дружка, поймал: Из российского Стоглава Ты "Гофолию" украл1. Чувств возвышенных сиянье, Выражений красота, В "Андромахе" - подражанье "Погребению кота"" "Ты ль. Хвостов? - к нему вошедши, Вскликнул я. - Тебе ль здесь быть? Ты дурак, не сумасшедший, Не с чего тебе сходить!" - В Буало я смысл добавил, Лафонтена я убил, А Расина переправил! - Быстро он проговорил И читать мне начал оду... Я искусно ускользнул От мучителя; но в воду Прямо из огня юркнул. Здесь старик с лицом печальным - Букв славянских красоту - Мажет золотом сусальным Пресловутую фиту. И на мебели повсюду Коронованное кси, Староверских книжек груду И в окладе ик и пси2. Том, в сафьян переплетенный Тредьяковского стихов Я увидел изумленный - И узнал, что то Шишков. Вот Сладковский, восклицает: "Се, се Россы! Се сам Петр! Се со всех сторон зияет Молния из тучных недр! И чрез Ворсклу при преправе, Градов на суше творец С драгостью пошел ко славе, А поэме сей - конец!" 1 Вариант: ""Федру" ты свою украл". 2 Вариант: "И в окладе юс и пси".
Вот Жуковский! В саван длинный Скутан, лапочки крестом, Ноги вытянувши чинно, Дразнит черта языком, Видеть ведьму вображает: То глазком ей подмигнет, То кадит и отпевает, И трезвонит, и ревет. Вот Кутузов! - Он зубами Бюст грызет Карамзина; Пена с уст течет ручьями, Кровью грудь обагрена! Но напрасно мрамор гложет, Только время тратит в том, Он вредить ему не может Ни зубами, ни пером! Но Станевич в отдаленьи Усмотрев, что это я, Возопил в остервененьи: "Мир! Потомство! За меня Злому критику отметите, Мой из бронзы вылив лик, Монумент соорудите: Я велик, велик, велик!" Чудо! - Под окном на ветке Крошка Батюшков висит В светлой проволочной клетке, В баночку с водой глядит И поет он сладкогласно: "Тих, спокоен сверху вид, Но спустись на дно - ужасный Крокодил на нем лежит". Вот наш Греч: рукой нескромной Целых полгода без сна, Из тетрадищи огромной Моряка Головнина Он страницы выдирает И - отъявленный нахал - В уголку иглой вшивает Их в недельный свой журнал. Вот Измайлов, автор басен, Рассуждений, эпиграмм. Он пищит мне: "Я согласен, Я писатель не для дам. Мой предмет - носы с прыщами, Ходим с музою в трактир Водку пить, есть лук с сельдями, Мир квартальных есть мой мир". Вот в передней раб-писатель, Каразин-хамелеон! Филантроп, законодатель, Взглянем, что марает он? Песнь свободе, деспотизму, Брань и лесть властям земным, Гимн хвалебный атеизму И акафист всем святым. Вот Грузинцев! Он в короне И в сандалиях, как царь; Горд в мишурном он хитоне, Держит греческий букварь. "Верно, ваши сочиненья?" - Скромно сделал я вопрос. "Нет, Софокловы творенья!" - Отвечал он, вздернув нос. Я бегом без дальних сборов... "Вот еще!" - сказали мне. Я взглянул: Максим Невзоров Углем пишет на стене: "Если б, как стихи Вольтера Христианский мой журнал Расходился. Горе! Вера, Я тебя бы доконал!" От досады и от смеху Утомлен, я вон спешил Горькую прервать утеху, Но смотритель доложил: "Ради вы или не ради, Но указ уж получен; Вам нельзя отсель ни пяди!" И указ тотчас прочтен: "Тот Воейков, что Делиля Столь безбожно исказил, Истерзать хотел Эмиля И Виргилию грозил, Должен быть как сумасбродный В цепь посажен в желтый дом; Темя все обрить сегодня И тереть почаще льдом". Прочитав, я ужаснулся, Хлад по жилам пробежал, И, проснувшись, не очнулся - И не верил сам, что спал. Други, вашего совету! Без него я не решусь: Не писать - не жить поэту, А писать начать - боюсь!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|