Пушкин и М.А. Дмитриев-Мамонов
В обширной и хорошо изученной теме "Пушкин и декаб- ристы" есть еще недописанные страницы. К ним относится история отношений Пушкина с Орденом Русских Рыцарей. Этот сложный вопрос имеет много аспектов. Одна его сто- рона связана с Кишиневом, ибо, вопреки распространенно- му мнению, можно полагать, что в Кишиневе Пушкин столк- нулся не с каким-то одним, хорошо организованным, еди- ным декабристским обществом, а с несколькими и даже да- леко не всегда взаимно скоординированными отголосками движения декабристов. Так, до сих пор остается неясным, какую декабристскую организацию представлял в Кишиневе Михаил Орлов: был ли он в эту пору связан с Орденом Русских Рыцарей, как представлял он себе отношение Ор- дена и одного из его руководителей, графа М. А. Мамоно- ва, к его кишиневской деятельности. Эти и многие другие вопросы требуют специального рассмотрения. В настоящей работе мы сосредоточим внимание на относительно частной проблеме: на том впечатлении, которое произвела на Пуш- кина личность графа Мамонова. Пушкин никогда не встречался с Дмитриевым-Мамоновым и, более того, видимо, не имел достаточно проверенных, точных сведений о его личности и деятельности. Казалось бы, у него были прямые пути получить на этот счет самую подробную информацию. В годы, когда интерес к Ордену Русских Рыцарей у Пушкина проявлялся особенно заметно, то есть в конце 1820-х - начале 1830-х гг., Пушкин встречался с одним из организаторов Ордена, близким сотрудником Мамонова, Михаилом Орловым. Однако эта те- ма, видимо, не была затронута в разговорах Пушкина с Орловым, и даже если Пушкин поднимал ее когда-либо, то совершенно очевидно, что Орлов не был склонен даже с
близкими друзьями обсуждать этот вопрос. Дело в том, что положение Орлова после восстания было исключительно трудным и двусмысленным. С одной стороны, ему приходи- лось из тактических соображений подчеркивать, что он не был непосредственным участником заговора, что он якобы, несмотря на неоднократные приглашения членов общества, порвал с ним и непосредственно действий, которые можно было бы трактовать как криминальные, не совершил. Поэ- тому он был не расположен касаться тех сторон, которые представлялись особенно преступными в глазах правитель- ства и остались за пределами внимания следствия. С дру- гой стороны, Орлов болезненно переживал то недоверие, которое выказывали ему его вчерашние соратники, видев- шие, что один из крупных деятелей движения непонятным образом оказался подвергнутым сравнительно малым реп- рессиям. Это ставило Орлова в двусмысленное положение, было предметом его мучительных душевных переживаний и двусторонне обусловливало нежелание его касаться тех вопросов, которые могли показаться особенно щекотливы- ми. Можно, не опасаясь нарушить истину, предположить, что ни с кем, в том числе и с Пушкиным, затрагивать эту щекотливую тему в конце 1820-х - начале 1830-х гг. Ор- лов не был расположен. Пушкин, вероятно, заинтересовался судьбой Мамонова, столкнувшись с многочисленными слухами, которые повто- рялись, особенно в Москве, еще долгие годы и носили, как правило, фольклоризированный характер'. Но у Пушки- на была возможность получить, и в достаточной мере, полную информацию из близкого источника - князя П. А. Вяземского. Отношение Вяземского к Мамонову было специфическим. С одной стороны, Вяземский, казалось, был очень осве- домлен. Имение Вяземского находилось в близком соседс- тве с имением Мамонова - их разделяла лишь неглубокая
река Вязьма, и земли соприкасались. Это было поместье, где Мамонов строил свою крепость и где в строгой изоля- ции, под величайшим секретом совершалась мамоновская деятельность по несколько фантастическому плану созда- ния в центре России опорного военного пункта для буду- щего революционного действия. Мамонов как близкий сосед и как источник многочисленных фантастических слухов еще в первой половине 1820-х гг. вызывал любопытство Вя- земского. Мы знаем, что Вяземский делал попытки лично познако- миться с Мамоновым и посетить его в поместье. Известно, что обычная попытка, принятая в помещичьем кругу, - приезд соседа с дружеским визитом - натолкнулась на резкий отпор. Вяземский не был даже допущен в дом и вы- нужден был уехать, не встретившись с Мамоновым. Тогда он использовал окружной путь для знакомства. Он обра- тился к Орлову с просьбой рекомендовать его. Сама по себе ситуация своеобразная: для того чтобы познакомить- ся с соседом по поместью, надо получить рекомендацию от человека, живущего за сотни верст от поместья. Однако Орлов в мягкой форме отказал Вяземскому, прибегнув к тому способу, который между Орловым и Мамоновым был уже обговорен. Свое собственное посещение Мамонова Орлов скрыл следующим образом: распространил слух, что он то- же не был допущен к Мамонову, что Мамонов не видится ни с кем ("Как посетить невидимого?" - писал Орлов Вяземс- кому) и что он, Орлов, проник к Мамонову только силой, сломав дверь. Этот конспиративный слух отсекал возмож- ность знакомства с Мамоновым по рекомендации Орлова. Однако Вяземский продолжал интересо-
См.: Дельвиг А. И. Полвека русской жизни: Воспоми- нания. М., 1930. Т. 1. С. 40.
ваться Мамоновым и, видимо, накопил в своей памяти мно- го слухов. Вероятно, это и был самый первый, ближайший источник, если не считать каких-то предшествующих ту- манных сведений и слухов, из которого черпал Пушкин ма- териалы о таинственном затворнике. В отношениях Вяземского и Мамонова имел место еще один не лишенный интереса эпизод. Вяземский, собирая в Москве деньги на выкуп крепостного музыканта, обратился с соответствующей просьбой и к миллионеру Мамонову. Ма-
монов, однако, резко отказал, заявив, что звук каждой ноты в концерте освобожденного музыканта будет ему враждебен. Смысл этого парадоксального заявления таков: Вяземский считает возможным и желательным скорейшее проведение освобождения крестьян вне зависимости от ог- раничения самодержавия и организует антикрепостническую политическую акцию. Мамонов исходит из того, что осво- бождение крестьян до конституционного преобразования России лишит дворянскую революционность народной под- держки и безгранично усилит власть правительства. По его мнению, крестьяне должны получить свободу только из рук дворян-революционеров. Тогда политической свободе будет обеспечена народная поддержка. Сравните, казалось бы, парадоксальное, как у Мамонова, утверждение Пушки- на: "...остерегайтесь уничтожать рабство, особенно в государстве деспотическом" (XII, 194, 481). В то время, когда Пушкин заинтересовался Мамоновым, судьба последнего, уже вступившего на свой трагический путь, для незнакомого посетителя выглядела приблизи- тельно так. Мамонов находился в своем московском двор- це, но, считаясь безумцем, одновременно подвержен был не только аресту, но и очень строгой изоляции. Свиданий с ним практически не имел никто, кроме группы надзира- телей, специально подобранных докторов, а также дове- ренных политической полиции и мальчика-безумца, которо- го Мамонов воспитывал, держал при себе, любил и который был единственным существом, коему Мамонов доверял. Вероятным откликом Пушкина на слухи о судьбе Дмитри- ева-Мамонова является загадочное стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума...". Стихотворение это, впервые опубликованное в девятом томе посмертного издания (1842), условно датируется 1833 г. Датировка принадлежит П. В. Анненкову' и осно- вывается на содержании. Можно предположить, что тема сумасшествия и противопоставление романтического безу- мия трагической реальности навеяны не только мыслями о Батюшкове, тем более что реалии стихотворения не напо-
минают условий, в которых находился больной Батюшков. В стихотворении создается трагический образ сумасшедшего, подверженного насильственному лечению:
Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь, как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака
I См.: Пушкин А. С. Соч. / Изд. П. Анненкова. СПб., 1855. Т. 3. Примеч. С. 39.
И сквозь решетку, как зверка, Дразнить тебя придут (III, 322-333). Условия заключения Батюшкова, столь далекие от этой ужасной картины, были Пушкину хорошо известны: поэт по- сетил больного Батюшкова, окруженного заботой и попече- нием, и, конечно, не вынес впечатлений, напоминающих описанные в стихотворении. Пушкину могли быть известны глухие слухи о жестокой расправе с Дмитриевым-Мамоно- вым, который предвосхитил судьбу Чаадаева в самом страшном ее варианте: он был не только объявлен сумас- шедшим, но и подвергнут грубому насильственному "лече- нию", в конечном счете действительно сведшему его с ума. Это был первый случай "карающей медицины" в исто- рии России. Интерес Пушкина к судьбе Мамонова подсказал ему не только образ безумца в тюрьме: он был источником еще двух творческих сюжетов. Размышления о судьбах России в 1812 г. неожиданно переплелись у Пушкина с мыслями о Мамонове. В повесть "Рославлев" Пушкин ввел упоминание о нашумевшем в том году событии, являвшемся первым проявлением политичес- кой активности Дмитриева-Мамонова: "Везде повто- ряли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожерт- вовавшего всем своим имением. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених, но мы все были от него в восхищении" (VIII, 154). Пушкин обошел ту сторону выступления Мамонова, кото- рая придавала ему политическую остроту и высоко подни- мала над длинным рядом патриотических речей этого пери- ода. Указанный текст Мамонова до нас не дошел, но мы можем судить о нем по косвенным данным: Мамонов ставил - конечно, в осторожной форме - патриотические жертвы дворянства в зависимость от получения сословием полити- ческих прав: дворянство, выполняющее, по его убеждению, ведущую роль в спасении Отечества, должно получить пра- ва, ограничивающие самодержавие, и сделаться "помощни- ком" царя в управлении. Выступление Мамонова не получи- ло поддержки со стороны собравшихся в Москве представи- телей дворянства, но мстительный Александр I его не за- был. Эпизод этот интересным образом отразился в "Войне и мире". Л. Н. Толстой разделил поступок Мамонова на две части. Одну из них он сохранил за историческим лицом, а другую передал Пьеру Безухову (образ Пьера Безухова -
богача-магната, масона и декабриста - вобрал в себя, бесспорно, некоторые черты М. А. Дмитриева-Мамонова). В романе есть упоминание о том, что "граф Мамонов жертву- ет полк"2, и этот патриотический поступок толкает Пьера на аналогичные пожертвования. Политическую сторону ак-
Расправа с Т. Е. фон Боком при Александре I хотя и была предварением подобных действии правительства, но все же имела несколько иной характер: Т. фон Бок был осужден за дерзкий поступок, но освобожден из крепости, когда действительно сошел с ума (см.: Записка Т. Е. Бо- ка / Публ. А. В. Предтеченского // Декабристы и их вре- мя. М.; Л., 1951). Мамонова же не освободило от заклю- чения даже безумие: он умер, как и жил, под замком. 2 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 104.
тивности Мамонова Толстой полностью передал своему ге- рою: "Пьер с раннего утра был в волнении: необык- новенное собрание не только дворянства, но и купечества - сословий, etats generaux - вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social и французской революции". Толстой влагает в уста Пьера речь в пользу дарования дворянству ограниченных конституционных прав: "Я пола- гаю, - говорил он, воодушевляясь, - что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владель- цев мужиков, которых мы отдаем ему, и... chair a canon, которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со... со... совета"2. Пушкин еще раз вспомнил имя Мамонова в "Рославлеве": жених Полины "вступил в Мамоновский полк" и погиб на Бородинском поле (VIII, 154). Исторически мамоновцы не принимали участия в Бородинском сражении (Мамонов лично был на Бородинском поле, но полк его еще только форми- ровался). Однако Пушкину, видимо, было важно связать жениха Полины с именем этого популярного в Москве пол- ка. Другой "мамоновский" замысел Пушкина связан с его устной импровизацией "Уединенный домик на Васильевс- ком". Текст этой повести дошел до нас в записи (и, воз- можно, в некоторой обработке) В. П. Титова, опублико- вавшего ее в 1829 г. в альманахе "Северные цветы" за подписью "Тит Космократов". Текст не был мгновенным капризом фантазии Пушкина: известны по крайней мере два случая его исполнения автором - в доме Карамзиных и у Дельвигов. Повесть впервые рассмотрена А. А. Ахматовой, убедительно пока- завшей ее органичность в творчестве Пушкина3. Если до Ахматовой исследователи склонны были считать основным автором Титова, отводя Пушкину весьма скромную роль, то после ее статьи связь "Уединенного домика" с сокровенными пушкинскими замыслами сделалась очевидной. Для интересующего нас сюжета особенно важны те наблюде- ния исследовательницы, которые касаются эпилога повес- ти: "Безумие Павла совпадает с реальным "безумием" М. А. Дмитриева-Мамонова. Политический характер не то гам- летовского, не то чаадаевского помешательства"4. Эпизод этот А. А. Ахматова охарактеризовала как таинственный. Таким он и остается для исследователей. Ключом к пони- манию может быть наблюдение самой Ахматовой, связавшей окончание "Домика" с обстоятельствами жизни Дмитрие- ва-Мамонова. После смерти Веры Павел замыкается в стро- гом уединении, ведя таинственную и странную жизнь, в которой отчетливо выступают детали реальной биографии Дмитриева-Мамонова. Вместе с тем не все утверждения А. А. Ахматовой ка- жутся одинаково убедительными. Так, исследовательница настойчиво подчеркивает мысль о том, что в пейзаже "Уе- диненного домика" зашифровано описание места захороне- ния казненных декабристов. Напомним, что Б. В. Тома- шевский придерживался иного мнения, связывая географию "Домика" с окраинами Пе-
1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 6. С. 98. 2 Там же. С. 100. 3 Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2. 4 Там же. С. 173.
тербурга в "Медном всаднике" и "Домике в Коломне". Мне- ние это представляется более убедительным. Укажем, что "Уединенный домик" не был произведением конспиративным: Пушкин публично читал его, как уже отмечалось, по край- ней мере дважды. Место захоронения декабристов, окру- женное глубокой тайной, было сюжетом, категорически запрещенным. П. А. Вяземский, хранивший дома пять щепо- чек с места казни декабристов, почел за благо не снаб- жать их никакой надписью, несмотря на то, что трагичес- кая памятка была глубоко запрятана в его кабинете. Какую цель могло иметь описание места трагического мемориала в повести, которой развлекают дам? Очевидная связь с романтическим описанием городских окраин в по- вести А. Погорельского "Лафертовская маковница" (1825), в ироническом варианте - с "Домиком в Коломне", а позже - с дьяволизмом города в "Портрете" Гоголя и "Хозяйке" Достоевского создает устойчивую жанровую традицию, объ- ясняющую замысел "Уединенного домика" гораздо лучше, чем сомнительные биографические интерпретации. Без ответа, однако, остается поставленный Ахматовой вопрос: "После смерти Веры Павел сходит с ума. Но поче- му, скажите мне, он делает это точь-в-точь как самый знаменитый московский богач Матвей Александрович Дмит- риев-Мамонов?.."' Ответа на этот вопрос А. А. Ахматова не дает (в од- ном из вариантов работы она даже высказывает малоубеди- тельное предположение, будто весь конец повести следует приписать В. П. Титову, который, "когда было нужно изобразить безумие, просто записал все слухи о Дмитрие- ве-Мамонове"2). Это неубедительно хотя бы потому, что никак не объясняет, чем связан такой конец повести с ее содержанием, кто бы ни был ее автором. Осмелимся выска- зать некоторые предположения, нимало не скрывая их су- губой гипотетичности. Известно, что Пушкина интересовал сюжет "Фауста" (или "русского Фауста") и он многократно к нему обра- щался. Если рассмотреть повесть как рассказ о предысто- рии "петербургского Фауста", сделавшегося сначала жерт- вой волшебных сил, а затем погрузившегося в чернокни- жие, то можно указать на некоторые дополнительные сооб- ражения. Основная часть сюжета повести рассказывает о торжестве нечистой силы над молодым героем, который "не со своим братом связался". Далее следует традиционное описание овладения героем колдовскими тайнами. Продол- жение "фаустовского" сюжета должно было превратить Пав- ла во владыку нечистых сил или в лицо, заключившее с ними договор. Завязанный таким образом сюжет открывал исключительные возможности для бытового или сатиричес- кого изображения в гётевском духе, а это, как известно, очень волновало Пушкина. По крайней мере, предполагая возможное развитие сюжета, нужно учитывать, что декаб- ристские связи Мамонова остались для Пушкина тайной, как они были тайной и для исследователей до последних лет. В Дмитриеве-Мамонове Пушкин видел не жертву поли- тических преследований, а таинственную фан-
Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч. Т. 2. С. 176. 2 Там же. С. 178.
тастическую фигуру "русского Фауста", чернокнижника, которого императорская реальность превратила в безумца. "Странные люди" вроде Мамонова или брата Орлова, изра- ненного в 1812 г., а позже сделавшегося разбойником, неизменно волновали Пушкина - они давали возможность увидеть бытовую реальность при свете фантасмагории, а фантасмагорию понять как бытовую реальность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|