Художественная деятельность Общества станковистов (ОСТ)
В художественной жизни 1920-х годов параллельно с деятельностью АХРР и в полемике с ней существовала творческая группировка – Общество станковистов (ОСТ), организованная в 1925 году. Соперничество двух влиятельных группировок уходило корнями в отношении их к наследию (ахрровцы считали себя последователями передвижников, остовцы возражали против развернутой повествовательности) и к современным исканиям (ахрровцы были в оппозиции к левым, остовцы же увлеченно использовали арсенал современных пластических принципов). ОСТ объединило художественную молодежь, выпускников первого советского художественного вуза - ВХУТЕМАСа. Среди членов – учредителей живописцы Александр Дейнека, Петр Вильямс, Николай Денисовский, Аркадий Лабас, Юрий Пименов, Давид Штеренберг, Константин Вялов, скульптор Лазарь Вайнер. Председателем правления был избран Д. Штеренберг. В выставкахОСТ участвовали Андрей Гончаров, Иван Клюн, Сергей Лучишкин, Александр Тышлер, Соломон Никритин, Ниссон Шифрин, Георгий Нисский и др. Кроме того, ОСТ привлекал творческую молодежь (в первую очередь выпускников московских художественных институтов), был организацией постоянно растущей. Объединение показало четыре выставки в Москве (1925-1928), где экспонировало произведения живописи, журнальной и станковой графики, плаката, сценографии (театр, кино), скульптуры. Основной задачей объединения художники ОСТа, как и «ахрровцы» считали возрождение и развитие станковой картины на современную тему. Однако творческие устремления и методы художников ОСТ обладали характерными отличиями. Художники предлагали отказ от абстрактных, отвлеченных форм и чисто-формальных задач в пользу непосредственного контакта с реальной формой в современной жизни, но и не отказывались от использования формальных достижений в построении станковой картины. «Резкость очертаний физиономии ОСТа прежде всего формальная: остовцы – антиподы правоверного натурализма, столь заметного в тенденциях АХРРа»— писал Игнатий Хвойник. [120, 194].
Идейная платформа ОСТ была сформулирована в уставе, зарегистрированном в сентябре 1929: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры (…) Линин, по которым должна идти работа: а) отказ от отвлеченности и передвижничества в сюжете; б) отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма; в) отказ от псевдосезанизма как явления, разлагающего дисциплину рисунка и цвета; г) революционная современность и ясность в выборе сюжета; д) стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры, в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет; е) стремление к законченной картине; ж) ориентация на художественную молодежь» [12, 211]. «Остовцы» стремились передать образ современности с установкой на ее героизацию. Они утверждали своими работами некий юношеский оптимизм: не вводили в изобразительную канву драматические моменты, имевшие место в окружающей действительности,– только молодость страны, только ее радостные перспективы были предметом искусства этих художников. «Лет до ста расти / нам без старости, / год от года цвести/ нашей бодрости, / славьте, молот и стих, / землю молодости!» - финал поэмы Маяковского «Хорошо» (1927) может служить словесным выражением настроения, которое вызывали выставки ОСТ. Главной их темой стала индустриализация России, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека. Можно выделить популярнее сюжеты строительства, промышленные темы, увлечение авиацией. Другой важной темой была жизнь города и городского человека XX века. Третьим кругом сюжетов выделим спорт, который стал характерной особенностью жизни советского общества. Причем спорт был чем-то большим, чем обычный спорт, а спортсмены, соответственно воплощали широкую идею молодости, борьбы, победы, испытания и веры в будущее.
В поисках языка, выражавшего их образно-тематические устремления, «остовцы» обратились уже не к передвижничеству, а к традициям европейского экспрессионизма с его динамизмом, остротой, выразительностью; к конструктивизму с его четкостью формы и к современным традициям плаката и кино. Новые образные задачи определяли и новые выразительные приемы. Одним из принципов композиционного построения картины становится фрагментарность пространства. Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивали их динамическую мощь. Для живописи характерна обостренная лаконичность формы, ритмичность и динамика композиции, графическая четкость рисунка, схематизм и декоративность цветового решения. При всей разнице творческих почерков, картины ОСТ объединяет некий общий тон – это монументальное по содержанию и языку искусство, оно рассчитано на широкое общественное обозрение, просится на стены общественных зданий, залов, где проводится представительные собрания, «торжественные заседания» и т.п. Самой крупной фигурой Общества станковистов был А.А. Дейнека. Наиболее близкими декларации ОСТ являются его картины: «На стройке новых цехов» (1926), «Перед спуском в шахту» (1924), «Футболисты» (1924), «Текстильщики» (1926). Центральным произведением Дейнеки остовского периода стала картина «Оборона Петрограда», написанная в 1928 году для тематической выставки «10 лет РККА». Это произведение выявляет основной пафос и смысл новаторских традиций ОСТа. Композиция построена на четком ритме разнонаправленного движения, (мерный ритм – нижних рядов вооруженных людей, идущих на фронт защищать Петроград, и рваный, с паузами – группы раненых на мосту), острая выразительность линий силуэта, графическая четкость и экспрессивность рисунка, лаконизм изображения, скупость, даже схематизм цветовой гаммы.
Из числа членов ОСТа наиболее близки Дейнеке по характеру своих произведений и по стилевым признакам Юрий Пименов («Даешь тяжелую индустрию»(1927)), Петр Вильямс («Акробатка»(1927), портрет В.Э. Мейерхольда (1925)), Аркадий Лабас («Дирижабль и детдом» (1930)), Сергей Лучишкин («Я люблю жизнь»(1926), «Шар улетел»(1926)). Разумеется, неверно было бы сводить все, что делалось в лоне ОСТ в годы их существования, только к «оптимистическому» направлению. К числу организаторов ОСТ принадлежал Давид Штеренберг, среди активных членов был Александр Тышлер, Андрей Гончаров, Ниссан Шифрин – ни тематически, ни формально они в линию Дейнеки не входили, в их работах преобладало живописность и лирическое начало. Позже «несходство» вызвало раскол ОСТ. В 1931 году из организации вышли П. Вильямс, Ю. Пименов, Е. Зернова, Г. Нисский и ряд их единомышленников, образовавших новую группу под названием «Изобригада». Еще за два года до того ОСТ покинул А. Дейнека, примкнувший к возникшему в 1928 году объединению «Октябрь». Аналогом ОСТ в Ленинграде было общество «Круг художников», и здесь молодые мастера ставили целью включить в образ новой по характеру станковой картины опыт формальных исканий предшествующих лет, отвергали «литературщину и сведения картин к агидсредству» [120, 91-93]. Из художников «Круга» можно выделить имена Александра Самохвалова, Василия Денисова, Владимира Малагиса, Георгия Траугота. Пик высказываний этих художников, как и мастеров ОСТ падает на 1920-е годы и на первую половину 1930-х гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|