Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество художников «Четыре искусства». Творчество К.С. Петрова – Водкина.




В противовес остовской, молодежной по своему составу группе другая, занимавшая важное место в художественной жизни тех лет творческая группа – «4 искусства» - объединила в себе мастеров старшего поколения, творчески сложившихся еще в дореволюционное время. Общество художников «Четыре искусства», было основано в 1924 году в Москве главным образом бывшими членами «Мира искусства» и «Голубой розы», и включало живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов. Среди живописцев – П.В. Кузнецов (председатель), К.Н. Истомин (секретарь общества), К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, Н.П. Ульянов, Н.М. Чернышев, А.В. Фонвизин и др; графиков – А.П. Остроумова – Лебедева, В.А. Фаворский (заместитель председателя), В.В. Лебедев, А.И. Кравченко, Н.Н. Купреянов, П.В. Митурич, И.И. Нивинский, П.Я. Павлинов, Л.А. Бруни, Н.А. Тырса, А.Д. Гончаров, и др.; скульпторов – В.И. Мухина, А.Т. Матвеев, И.М. Чайков; архитекторов – В.А. Щуко, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский. Многие из них были известные еще до революции, это были зрелые мастера. Собирая их под свое крыло, выставки общества «4 искусства» возрождали традиции «серебренного века» на новом тематическом материале. Его члены провозглашали приоритет высокого профессионального мастерства и эмоциональной содержательности произведений. Художники общества выдвигали на первый план вопросы специфики искусств, взаимодействия различных видов искусств, выразительности художественной формы. Ставили задачу «содействия росту художественного мастерства и культуры изобразительных искусств». В Декларации общества говорилось: «Художник показывает зрителю прежде всего художественное качество своей работы. Только в этом качестве выражается отношение художника к окружающему миру… В условиях русской традиции считаем наиболее соответствующим художественной культуре нашего времени живописный реализм. Самой для себя ценой считает французскую школу, как наиболее полно и всесторонне отражающую основные свойства искусства живописи» [12, 230].

Общество «4 искусства» - было организацией художественной, ставившей перед собой художественные задачи. Но ведущая тенденция времени толкало к другому, идеологический нажим на культуру требовал «определиться», и позиция, подобная общества «4 искусства», с ее защитой самостоятельной ценности высказывания художника, не устраивала. Общество «4 искусства» упрекали в увлечении формальными задачами, «эстетизме», в уходе от социальных проблем и прочее. Журнал «Искусство в массы» - рупор «ахровцев» - называл деятельность этой организации «художественной контрреволюцией» и «контрабандой». Критика имела последствия – в резолюции Наркомпроса, составленной в 1930 году по докладу о состоянии московских художественных объединений, содержался призыв к «радикальной перестройке общества» «4 искусства» и «чистке его рядов» [120, 342]. Под воздействием жесткой критики общество самоликвидировалось. В начале 1931 года группа художников общества (К.Н. Истомин, В.Ф. Рындин, А.В. Фонвизин, Н.М. Чернышев и др.) вошли в АХРР.

Среди художников общества «4 искусства» выделим фигуру К.С. Петрова-Водкина. Искусство в его понимании требовало от художника «полной гибели всерьез». Постоянно размышляя о своем деле, Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира», свой изобразительный язык и творческий метод.

Свой метод впервые художник продемонстрировал работой «Купание красного коня», на выставке «Мира искусства» в 1912 году. Характерной чертой работ Петрова-Водкина является символизм, символическое наполнение образов. Мать и дитя, всадник и конь, обнаженные купальщицы и красноармеец являются своего рода знаками, перерастают изобразительный мотив, не осознаются в своей конкретности, зритель вовлекается в действие иного рода, где женщины, дети, река, юноша-всадник, яблоко, зеркало, толпа, искривленное пространство становится инструментами для включения ума, сердца и интуиции в некий высокий разговор, к размышлению о жизненно важных духовных категориях. (Понятие гармонии, «сдержанности, улаженности между тонами», Петров-Водкин связывал с принципами искусства старых «изографов», умевших переводить обычные явления в высший духовный план). Петров-Водкин ищет собственный стиль символической трактовки живописного пространства. Отсюда использование созданной художником теории «сферической перспективы» (выгибающая изображение и объединяющая взгляд на сцену с разных сторон), наклона кадра на зрителя, взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого – так называемой «трехцветки». Художник утверждал, что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит, живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать «вечность». Неслучайно «Красный конь» был воспринят уже в то время как символический образ «Судьбы России». «Так вот почему я написал «Красного коня»!» - воскликнул художник, когда узнал о начале первой мировой войны. Петров-Водкин трактовал эпоху в аспекте особой судьбы России и, соответственно, в формах, укорененных в национальной пластической традиции. Иконный способ обобщения человеческого облика, иконописное отношение к пространству и цвету были характерны для творческого почерка художника. Это была система переноса современности в разряд вечности, выработанная в течение тысячелетия, но «перечитанная» самостоятельно. Стиль Петрова-Водкина своеобразно объединяет классику и современность, соединяет традиции византийской и древнерусской иконописи, живописи Раннего Возрождения с постимпрессионизмом (цветовая пластика Гогена и Матисса) и с французским символизмом.

Впоследствии в советское время, продолжая разрабатывать проблемы перспективы, композиции, колористики, Петров-Водкин создал проникнутые пафосом революции тематические картины, портреты, натюрморты. В 1920-1930 гг. много работал как график и театральный художник. (Свои теоретические взгляды Петров-Водкин изложил в книгах воспоминаний «Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия»).

Среди тематических картин, созданных в советское время выделим «Петроград 1918 года» («Петроградская мадонна») (1919), «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934), а также портреты (портрет А.Ахматовой (1922), автопортрет (1918)) и натюрморты («Селедка» (1918), «Утренний натюрморт» (1918), «Черемуха в стакане» (1932)).

В работах «После боя» и «Смерть комиссара» Петров-Водкин продолжил разрабатывать проблему смерти, начатую еще в картине дореволюционного времени «На линии огня» (1916). Писатель Леонид Андреев в статье 1917 года так описывал свое впечатление от картины «На линии огня»: «Естественный центр картины – фигура умирающего прапорщика. По чистосердечной простоте выражения, по силе экстаза, по мастерству рисунка я не помню другого образа «святой смерти», который можно было бы поставить в один ряд с этим… Он жив, он смотрит, и то же время вы ясно видите, что он мертв, убит, что земля уже не служит опорой его ногам, что он весь в воздухе, без поддержки, как луч, что в следующее мгновение он рухнет, навсегда прильнет к сырой земле. Эта необыкновенная воздушность фигуры, этот полет на невидимых крыльях – удивительны» [68, 66]. Картина «Смерь комиссара» была написана для выставки «10 лет РККА». Парадоксально судьба этой картины. После выставки в 1928 году картина находилась в запасниках Центрального музея Советской Армии. В 1962 году (во времена 30-летнего забвения художника) музей выбраковал ненужные ему картины, и среди них была картина «Смерть комиссара». Директор Русского музея Пушкарев В.А. решил, что эту картину можно заполучить сравнительно легко. «Но не тут-то было, - вспоминает Пушкарев В.А. – Начальник управления ИЗО Министерства культуры РСФСР товарищ Тарасов категорически воспротивился этому из-за того, что картина принадлежала кисти Петрова-Водкина. Пришлось долго доказывать, буквально выворачиваясь наизнанку, что в Русском музее нет тематических картин, что нужен нам не Петров-Водкин, а сюжет – смерть комиссара, что это имеет идеологическое значение, что картина воспитывает патриотизм и так далее в том же духе. Под напором таких доводов Тарасов сдался. И картину наряду с другими вещами из этого же музея передали Русскому Музею» [110, 29]. Художник был «реабилитирован» в глазах общественности лишь в 1966 году, когда была открыта выставка в залах Русского музея по случаю 25-летия со дня смерти. Эта дата приходилась на 1964 год, но почти полтора года шла переписка между музеем и правительственными организациями по поводу разрешения на экспозицию картин этого мастера. Выставка, естественно, имела огромный успех. Не будучи уверены, что выставка откроется и в столице, московские художники, искусствоведы, деятели культуры приезжали в Ленинград, чтобы посмотреть эту экспозицию. Позже в несколько сокращенном варианте выставка с триумфом была показана в Чехословакии, Румынии, Болгарии, Польше, Венгрии. Петров-Водкин из полузабытого живописца к 1970-м годам предстал явлением мирового масштаба.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...