Основные подходы к исследованию массовой информации
Основные подходы к исследованию массовой информации Начало исследований массовой информации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. Он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Обеспечение массово-информационной безопасности в демократическом обществе. (9) Информационная безопасность – практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая). Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации. В демократическом обществе существуют такие принципы как: доступность информации, право информации, свобода информации. Это все признаки демократического общества в сфере информации. Массовая информационная безопасность влияет на ментальные коды, на привычное восприятие. Поэтому, с одной стороны, информация о человеке, его личной жизни, должны быть защищены в рамках открытого информационного общества, с другой стороны сам человек (ребенок и взрослый) не должны получать информацию, способную причинить вред здоровью.
Например, маркировка информационной продукции с точки зрения восприятия, возраст. Например: сцены насилия, запрещены для просмотра детям. На государственном уровне это обеспечивается нормативными документами: Официальная «Концепция национальной безопасности РФ (1997, с уточнениями 2000 г. ), базирующаяся на положениях Закона «О безопасности» закономерно получила продолжение и развитие в «Доктрине информационной безопасности РФ» (2000 г. ). Основа понимания сущности массово-информационной безопасности – характеристика оптимального состояния объектов защиты (государства, общества, граждан) с указанием характера опасностей и угроз и их источников. Затем требуется выяснение путей и средств обеспечения безопасности и устранения опасностей и ликвидации угроз, а также определить организационные формы и структуры, функции которых – мониторинг и анализ состояния информационной безопасности, разработка и реализация мер по сохранению и укреплению безопасного функционирования СМИ. В «Доктрине» под «информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства», и выделяются основные общезначимые составляющие. Это необходимость духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала. Это укрепление механизмов правового регулирования, обеспечение свободы массовой информации и недопущение цензуры, противодействие пропаганде и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Это необходимость «расщирять международное сотрудничество РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов», а также соблюдение государственной тайны и «противодействие угрозе противоборства в информационной сфере». В связи с этим интересы личности заключаются в реализации конституционных прав на доступ к информации и использованию ее в интересах физического, духовного, интеллектуального развития человека и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Характеризуя в целом опасности и угрозы, «Доктрина» отмечает, что уровень информационной безопасности «не в полной мере соответствует потребностям общества, государства, личности. Прежде всего это проявляется в несовершенстве нормативного правового регулирования в области массовой информации и слабости усилий по формированию единого информационного пространства, принятия различными органами власти правовых актов, ущемляющих права граждан в области информационной деятельности. К угрозам причисляется и «стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснение ее с внешнего и внутреннего информационных рынков, угроза применения «информационного оружия», разработка рядом государств концепции информационных войн. У различных социальных сил, исходящих из приоритета «частных» интересов, могут быть различающиеся представления об информационной безопасности. Но тем важнее ясное понимание всеми ее общезначимой сущности и проблем, которые необходимо решать в конечном счете совместными усилиями, преодолевая расхождения «частных» представлений в целях обеспечения общесоциальных и общенациональных интересов. Формирование единого общепризнанного представления об информационной всех социальных субъектов в национальных и глобальных масштабах тем более важно, что существует точка зрения, будто цель информационной безопасности – обеспечение необходимой степени собственной информационной безопасности и снижение ее уровня у противоположной стороны. Обеспечение массово-информационной безопасности осуществляется совместными усилиями обеих составляющих демократической структуры – государственных институтов и гражданами – участниками разнообразных институтов гражданского общества. Задача объединить и тем более – действовать совместно государственные органы и институты гражданского общества при учтете интересов различных сил, разумеется, необычайно трудна. Но «иного не дано», и в обществе не может не укорениться идея необходимости совместных усилий, «коалиционных» действий в общенациональных, общенародных, общегосударственных целях построения «общества ХХI века».
Высшей государственной структурой является Совет безопасности, который по должности возглавляет Президент РФ. Однако в разработке требований и действий по обеспечению информационной безопасности наряду с государственными структурами важнейшая роль должна принадлежать общественным организациям. Немалую роль могут и должны играть различные журналистские организации (Союз журналистов России, Медиасоюз, различные гильдии и ассоциации, Фонд защиты гласности и др. ). Общественные организации в своих документах отражают вопросы национальной безопасности, так, они имеют отражение в Хартии поведения журналиста, разрабатываемой под эгидой Национального совета по СМИ. Проблем здесь множество, но положение дел в журналистике, реалии «информационного порядка» таковы, что требуется ускорение процессов документальных определений. Вопросы нормотворческой деятельности перетекают в систему проблем контрольной деятельности. Возникает вопрос о соответствующих институтах контроля, как государственного уровня, так и общественного. Один из вариантов решения – обобщающие предложения по формированию государственной (национальной) политики в области СМИ. Разумеется, первейшая забота предполагаемого государственно-общественного Совета – концептуальное, организационное и творческое участие в деятельности общественных СМИ – третьего социального типа журналистики (наряду с частными и государственными СМИ). Если «частные» СМИ видят общенародные интересы сквозь призму интересов частной группы, слоя, партии, а государственные СМИ (второго типа) трудно избежать искушения подправлять общенародные позиции в зависимости от интересов стоящих «за» власть сил, то общественные в максимальной мере способны играть роль «всеобщего представителя». И гарантия тому – это их деятельность от имени и под контролем Национального совета по СМИ с его ролью выразителя общих интересов, главной силы в поиске общественного согласия через диалог в СМИ, ведущий к оптимальным решениям с учетом интересов каждого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|