Анализ стихотворения. Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров
Стр 1 из 13Следующая ⇒ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему. Русский народный стих – тонический. Ранний литературный стих (XVII–нач. XVIII в. ) – силлабический или виршевый. Классический литературный стих от В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова до конца XIX века – силлабо-тонический. В стихе XX века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих. Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем.
Чем же стихи этих эпох отличаются друг от друга?
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения. Силлабическое стихосложение (от гр. syllabē – слог) – система стихосложения, преобладавшая в России в XVII – нач. XVIII в. в творчестве таких писателей, как Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. В основу этого стихового строя было положено одинаковое число слогов в стихотворной строке (11–13-сложник), с отчетливым ударением в середине строки (на 6-м или 7-м слоге перед цезурой – паузой, которая делит стих) и на предпоследнем слоге в стихе. Стихи были связаны между собой смежной женской рифмой:
«Расколы и ерес / науки суть дти; Больше врет, кому далсь / больше разумти; Приходит в безбожие, кт / над книгой тет», – Критон с четками в рукх / ворчит и вздыхет. А. Кантемир. «К уму своему» В каждой строке этого отрывка содержится 13 слогов, в середине, после 7-го слога, – пауза. Рифмуются соседние строки: дети – разумети, тает – вздыхает, а предпоследние ударные слоги создают женскую рифму.
Силлабо-тоническое стихосложение (от гр. syllabē – слог, tonos – ударение) – система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735–1739 гг. Было предложено составлять каждую стихотворную строку, ритмически чередуя ударные и безударные слоги. Чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест в стихе) называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный, называются двусложными, а трехсложные стопы состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Названия стоп и их обозначения были заимствованы из античной метрики(учение о стихотворных размерах). Однако в древнегреческом языке и латыни ударение было признаком второстепенным. Слоги сопоставлялись по долготе и краткости: долгие графически обозначались –, краткие È. Один долгий слог приравнивался к двум кратким. В русском языке долгий слог соотносится с ударным, краткий с безударным. Рассмотрим несколько стихотворных строк: Бря мглю нбо крет… Если обозначить ударный слог знаком -, а безударный знаком È, то получится следующая схема: -È -È -È -È (1) В этой строке каждому ударному слогу соответствует один безударный. С больнм сидть и днь и нчь… È -È -È -È - (2) Схема почти такая же, но здесь безударный слог предшествует ударному. В полном разгаре страда деревенская… Схема обнаруживает чередование одного ударного и двух безударных слогов в стихе:
-È È -È È -È È -È È (3) Не втер бушет над бром…– в этом стихе ударный слог как бы «окружен» двумя безударными: È -È È -È È -È (4) Что так ждно глядшь на доргу… È È -È È -È È -È (5) – данная строка также состоит из трехсложных стоп, но ударение стоит в конце стопы.
Рассмотренные стихотворные примеры дают нам образцы основных метров в силлабо-тонике. Их пять: 1) - È хорей 2) È - ямб 3) - È È дактиль 4) È - È амфибрахий 5) È È - анапест
Если мы сравним метрические схемы стихов, то окажется, что при одинаковой внутренней структуре и двух- и трехсложные размеры отличаются друг от друга наличием или отсутствием безударных слогов перед первым ударным в начале стихотворной строки: хорей - È - È - È - È - È - È ямб È - È - È - È - È - È - дактиль - È È - È È - È È - È È амфибрахий È - È È - È È -È È - È анапест È È - È È - È È - È È - Этот ритмический зачин, включающий в себя безударные слоги, называется анакрузой.
В зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр имеет несколько размеров: 1) трехстопный хорей: Грные вершны Спт во тьм ночнй… четырехстопный хорей: Мй костр в тумне свтит, Искры гснут на лет… пятистопный хорей: Выхож одн я на доргу; Сквзь тумн кремнстый пть блестт… шестистопный хорей: Тмной нчью на расптьи трх дорг Я колднью млодую подстерг… 2) двухстопный ямб: Люб, Адль, Мо свирль. трехстопный ямб: К чем бесплтной тни Две рзы, дв слез? четырехстопный ямб: Я хал к вм: живе сн За мнй вилсь толпй игрвой… пятистопный ямб: Слыхли ль в за рщей в чс ночнй Певц любв, певц свой печли? шестистопный ямб: Мой глос для теб и лсковый и тмный Тревжит пзднее молчнье нчи тмной. 3) двухстопный дактиль: Кбок янтрный Плон давн… трехстопный дактиль: Рз у отц в кабинте Сша портрт увидл… четырехстопный дактиль: Тчки небсные, вчные стрнники! Стпью лазрною, цпью жемчжною… 4) двухстопный амфибрахий:
О, бйные втры, Скоре, скорй! трехстопный амфибрахий: Средь шмного бла, случйно, В тревгах мирскй сует… четырехстопный амфибрахий: Гляж, как безмный, на чрную шль, И хлдную дшу терзет печль… 5) двухстопный анапест: Так и рвтся душ Из груд молодй! трехстопный анапест: Что ты ждно глядшь на доргу В сторон от веслых подрг? четырехстопный анапест: Он у кменной бшни стол под стенй; И я пмню, на нм был кафтн дорогй… Это основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов. Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно. Например: Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. М. Лермонтов Это стихотворение написано разностопным (трех- и четырехстопным) хореем. Переменный размер создает ощущение качания колыбели. В другом стихотворении Лермонтова чередование трех- и пятистопного амфибрахия призвано отразить душевное смятение лирического героя: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы! М. Лермонтов Особая категория – вольные стихи(чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи: Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая!.. И. Крылов В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным ямбом, третий – четырехстопным и четвертый – трехстопным ямбом. Следует заметить, что деление стиха на стопы несколько искусственно. Мы слышим их только при скандировании, т. е. при таком мерном чтении, когда стихотворение произносится подчеркнуто ритмически, делаются не смысловые, а «междустопные» паузы, расставляется добавочное ударение в словах. Например:
Вхо – ж о – дн я – н до – ргу… Такое чтение не имеет ничего общего с выразительным чтением, его часто можно услышать, когда маленькие дети читают стихи наизусть, попадая больше под власть ритма, нежели смысла стихотворения.
В приведенных выше примерах видно, что количество стоп в стихах не всегда совпадает с количеством ударений: ударений зачастую бывает значительно меньше, чем стоп. Метрическая система нарушается особенно в двусложных размерах – хорее и ямбе. В случае пропуска метрического ударения появляется особая вспомогательная стопа из двух безударных слогов – пиррихий (È È ), которая способна замещать стопу как ямба, так и хорея. Стихов с пиррихиями в русском языке больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем на три слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать только полноударными двусложниками, пришлось бы употреблять лишь короткие слова. Но такая речь была бы искусственной и сильно ограничивала словарь поэта. Пиррихии, сочетаясь в различных комбинациях с полноударными стопами, делают разнообразным ритм стихов, написанных двусложными размерами. Например, в четырехстопном ямбе теоретически возможны 8 ритмических форм, из которых практически употребляются только 6: 1) Я хал к вм: живе сн È -È -È -È - 2) Не отход ни шгу прчь È È È -È -È - 3) Позвльте познакмить вс È -È È È -È - 4) Кон, полцрства за кон! È -È -È È È - 5) редчайшая È È È È È -È - 6) Адмиралтйская игл È È È -È È È - 7) Как плменно красноречв È -È È È È È - 8) Не употребляется È È È È È È È - Кроме пиррихия, встречается еще одна особая стопа в двусложных размерах – стопа, имеющая два сверхсхемных ударения (- -). Она получила название спондей: Швд, рсский, клет, рбит, ржет - -È -È -È -È Это пример четырехстопного ямба, осложненного спондеем в первой стопе. Вс знть, вс чвствовать, вс вдеть - - - -È È - -È Этот четырехстопный ямб осложнен спондеем в первой, второй и четвертой стопах, а также пиррихием в третьей стопе.
Часто в конце стихотворной строки встречаются усеченные и удлиненные стопы. Завершающая усеченная стопа может состоять из одного слога, обязательно ударного, если стихотворение написано хореем:
Спт во тьм ночнй… - È - È - или дактилем: Сша портрт увидл… - È È - È È - Несмотря на то, что в данных строках в последних стопах «не хватает» одного (хорей) или двух (дактиль) безударных слогов, мы говорим, что это трехстопный хорей и трехстопный дактиль. Усеченная стопа в трехсложных размерах может быть двусложной: Пздняя сень. Грач улетли. - È È - È È - È È - È Перед нами – четырехстопный дактиль с усеченной последней стопой. В тревгах мирскй сует… È - È È - È È - Это пример трехстопного амфибрахия, осложненного усеченной стопой.
Удлиненные стопы могут быть практически во всех метрах. Следует помнить, что удлинять стопу могут лишь безударные слоги, выходящие за пределы метрической схемы. Например: Мой глос для теб и лсковый и тмный È - È - È - È - È È È - È На схеме последняя стопа похожа на стопу амфибрахия, но это шестая удлиненная стопа ямба. Еще один пример шестистопного хорея, осложненного удлиненной стопой: Втки, тмным балдахном свшивающиеся, - È - È È È - È - È È È È È È Шмы рчки, с дльней псней смшивающиеся… - È - È - È - È - È È È È È È Последняя стопа осложнена дополнительными пятью безударными слогами. Сочетание различных двусложных стоп, разное количество стоп в стихотворной строке придают стиху неповторимость звучания, помогают обозначить поэтическую интонацию, создают неповторимую ритмическую игру внутри строки.
Для называния окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин. Это клаузула. Окончание на ударный слог принято называть мужской клаузулой (бл), на один безударный слог – женской клаузулой(селнье), на два безударных слога – дактилической(затанные), на три и больше – гипердактилической(вздргивающие).
Созвучие клаузул в стихотворении называется рифмой. Выделяют четыре типа рифм, которые связывают стихи между собой (рифмующиеся строчки принято обозначать одинаковыми буквами): мужская – с ударением на последний слог в стихе (обозначается строчными буквами – аа) – Он возвратился и по пл, Как Чацкий, с коробля на бл … А. С. Пушкин женская – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается прописными буквами – АА) – Оставил он свое сел нье, Лесов и нив уедин нье. .. А. С. Пушкин дактилическая – с ударением на третьем от конца стиха слоге (последние три слога стиха напоминают дактилическую стопу; обозначается прописными буквами со штрихом А’А’) – Клятвы, днем глубоко зата нные, И еще, – еще глаза влюбл нные … гипердактилическая – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге (обозначается прописными буквами с двумя штрихами А’’А’’) – Ветки, темным балдахином свшивающиеся, Шумы речки, с дальней песней смшивающиеся … Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк выделяют следующие основные виды рифмовок, организующих структуру стихотворения в целом: парная или смежная (это наиболее простой случай, когда рифмуются две соседние строки: аа) – Редеет облаков летучая гряд; Звезда печальная, вечерняя звезд… перекрестная (стихи рифмуются через строчку: АбАб) – Мой дядя самых честных првил, Когда не в шутку занемг, Он уважать себя заствил И лучше выдумать не мг… А. С. Пушкин кольцевая или опоясывающая (смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА) – Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Над морем город основался… Таким образом, определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1) каким метром написано стихотворение; 2) каким размером; 3) тип рифмы; 4) особенности рифмовки; 5) осложнено ли стихотворение пиррихиями, спондеями, удлиненными или усеченными стопами. Определим особенности построения стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии…»: На хлмах Грзии лежт ночня мгл; Шумт Аргва предо мню. Мне грстно и легк; печль мо светл; Печль мо полн тобю… А. С. Пушкин Схема стихотворения будет следующая: È - È - È È È - È - È - È - È - È È È - È È - È È È - È - È - È - È - È - È - È - È Это стихотворение написано разностопным ямбом (нечетные стихи – шестистопным, четные – четырехстопным). Схема рифмовки: аБаБ; это означает, что 1-й и 3-й стих соединены мужской рифмой, 2-й и 4-й – женской рифмой и рифмовка в стихотворении перекрестная. Стихотворение осложнено пиррихиями (3-я стопа в 1-м и 2-м стихах, 2-я стопа в 3-м стихе) и удлиненными стопами во 2-м и 4-м стихах. Обратите внимание на то, что для определения особенностей стихотворной структуры мы использовали 4 стихотворные строчки, поскольку четверостишие – минимальный отрезок стихотворной речи для выявления метрической закономерности. В приведенном примере лишь 4-я строка построена как «чистый» ямб, три другие осложнены пиррихиями, затрудняющими определение метра. Мы также смогли сказать, что здесь используется разностопный ямб, поскольку обнаружили в отрывке по два четырехстопных и шестистопных стиха. Разберем еще один пример: Мсяц зеркльный плывт по лазрной пустне, Трвы степне унзаны влгой вечрней, Рчи отрвистей, срдце опть суеврней, Длнные тни вдал потонли в ложбне. Схема: - È È /- È È /- È È /- È È /- È - È È / - È È / - È È / - È È / - È - È È / - È È / - È È / - È È / - È - È È / - È È / - È È / - È È / - È Это стихотворение А. Фета написано пятистопным дактилем, схема рифмовки АББА, это означает, что все рифмы женские и стихи соединены опоясывающей рифмовкой. Стихотворение осложнено усеченными стопами во всех стихах. Упорядоченность рифм в конце стиха, чередование ударных и безударных слогов внутри стиха порождают ощущение рифмического и ритмического ожидания в рамках силлабо-тонической системы. На это в присущей ему иронической манере указывает А. С. Пушкин в четвертой главе «Евгения Онегина»: И вот уже трещат морзы И серебрятся средь полй... (Читатель ждет уж рифмы рзы: На, вот возьми ее скорй! ) Этот текст написан четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой, с использованием женской и мужской рифмы (схема: АбАб). Рифмическое ожидание требует в конце третьей строки слова, заканчивающегося на -зы (стрекзы, рзы, угрзы). Ритмическое ожидание подсказывает слуху, что третья строка, рифмующаяся с первой, должна заканчиваться ударением на предпоследнем слоге, но никак не на последнем или третьем от конца (кверзы, туз). От того, насколько подтверждаются или не подтверждаются эти ожидания, зависит художественный эффект стихотворения в целом. Тоническое стихосложение (от гр. tonos – ударение) – система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Это общий родовой признак русского стиха, на который опирались сочинители и сказители былин: Вы постйте-тко за вру, за отчество, Вы постйте-тко за слвный-стольный Кев-град, Вы постйте-тко за црквы ты за Бжии, Вы поберегте-тко кнзя Владмира И со тй Опрксой королвичной! «Илья Муромец и Калин-царь» Ритм здесь задавался равным количеством ударных слогов в строке (по 3 в каждой строке) и усиливался напевным исполнением былины, когда безударные слоги пропевались более быстро, а ритмообразующие ударные произносились более напевно и долго.
Тонический стих сменился силлабическим, а последний – силлабо-тоническим сложением. Однако сквозь строгую урегулированность силлабо-тоники постепенно проступает и к началу XX века вновь набирает силу тонический стих. Формой стиха, отклоняющейся от силлабо-тоники, является трехсложник с переменной анакрузой или с вариациями анакруз: Зачем я не птица, не ворон степной, È - È È - È È - È È - Пролетевший сейчас надо мной? È È - È È - È È - Зачем не могу в небесах я парить È - È È - È È - È È - И одну лишь свободу любить? È È - È È - È È - М. Лермонтов Первый и третий стих здесь написаны четырехстопным амфибрахием, второй и четвертый – трехстопным анапестом. В целом такой размер мы назовем трехсложником с чередованием односложных и двусложных анакруз. Следующим типом отхода от принципа силлабо-тоники является нарушение внутренней урегулированности трехсложников. Впервые это проявилось в размере, созданном В. К. Тредиаковским – русском гекзаметре, где допускалось чередование стоп дактиля и хорея. Это дало возможность А. Н. Радищеву назвать Тредиаковского «дактилохореическим витязем». В гекзаметре Тредиаковского двухсложные интервалы между ударными слогами иногда заменялись односложными (в современной терминологии замена трехсложной стопы двусложной называется стяжением междуударных промежутков), в таком построении слышалась интонация античного стиха: Древня размера стихом пою отцелюбного сына… - È È - È È - È - È È - È È - È В этом стихе 1-я, 2-я, 4-я и 5-я стопы – дактиль, а 3-я и 6-я – хорей. В тоническом стихосложении в XX веке возникли такие свободные размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих и свободный стих или верлибр. Большинство литературоведов, анализируя тонический стих, предпочитают делить стихотворные строки на икты, т. е. на сильные места, или сильные слоги, и слабые места (слабые слоги). В зависимости от количества иктов в стихе, амплитуды колебаний междуударных интервалов можно определять размеры тонического стихосложения. Дольник – это такой размер, в котором стопу заменяет доля. Термин «доля» имеет более широкий смысл, чем «стопа», поскольку стопы в силлабо-тонике всегда равносложны, а доли могут быть то двусложны, то трехсложны. Дольник является переходной формой от силлабо-тонической системы к тонической. Длину стиха в нем измеряют не числом стоп, а числом иктов, интервалы между которыми колеблются от одного до двух слогов (не больше! ). Ег встречли повсду На лицах в снные дн. Он шл и нс свое чдо, Спотыкясь в морзной тен. А. Блок È - È - È È - È 1 - 1 - 2 - 1 È - È È - È È - 1 - 2 - 2 - È - È - È È - È 1 - 1 - 2 - 1 È È - È È - È È - 2 - 2 - 2 - Это стихотворение А. Блока написано 3-иктным дольником с переменными анакрузами и клаузулами (в 1-м, 2-м, 3-м стихах анакруза односложная, в 4-м – двусложная, в 1-м и 3-м стихах клаузула односложная, во 2-м и 4-м – нулевая). Используется перекрестная рифмовка с женской и мужской рифмами (АбАб). Интервалы между иктами переменны (то один, то два слога). Для схем дольников и других тонических размеров используется иная схема, чем в силлабо-тоническом стихосложении. Икты (сильные слоги) также обозначаются горизонтальными черточками, а количество слабых слогов между ними – цифрами. Наиболее часто встречаются 3-иктные и 4-иктные дольники, редкими считаются 2-иктные и вольные дольники. Общую схему дольников можно представить следующим образом: (2/0) – 2/1 – 2/1 – (2/0). Дробные цифры между иктами показывают, что интервалы между ними могут быть 1- и Рассмотрим еще одно стихотворение А. Блока: Двушка пла в церквном хре - 2 - 2 - 1 - 1 О всх устлых в чужм кра, 1 - 1 - 2 - 1 - О всх кораблх, ушдших в мре, 1 - 2 - 1 - 1 - 1 О всх, забвших рдость сво. 1 - 1 - 1 - 2 - Это стихотворение написано 4-иктным дольником. Односложная анакруза есть во 2-м, 3-м, 4-м стихах, односложная клаузула – в 1-м и 3-м. Мужская и женская рифма с перекрестной рифмовкой (АбАб). Тактовик – размер, в котором количество междуударных интервалов колеблется от одного до трех слогов. Общая схема тактовиков: (0/2) – 1/3 – 1/3 – (0/2). (Русский народный речитативный стих – былины, повествовательные песни – близок по строению к тактовику. ) Вот пример 3-иктного тактовика в лирике И. Сельвинского: Эти слзы листв упонной, 2 - 2 - 2 - 1 Где сквозтся лазрная мть, 2 - 2 - 2 - Лепестк, что раскрты удивлнно, 2 - 2 - 3 - 1 Испганно дже чуть-чть… 1 - 2 - 2 - Как в дольнике отдельные строки могут звучать правильными анапестами и амфибрахиями, так и в тактовике отдельные строки могут звучать анапестами, хореями и ямбами: чем больше расплывчат, свободен ритм стиха, тем легче он включает в себя более строгие ритмы как частные случаи. В стихотворении Сельвинского два первых стиха выглядят как правильные анапесты. Тем ярче чувствуется ритмическая и эмоциональная открытость (свобода) двух последующих строк. Тактовик и дольник – переходные формы от силлабо-тонической к чисто тонической системе стихосложения. Далее начинается чисто тоническая система стихосложения, к которой относятся акцентный стих и верлибр или свободный стих.
Акцентный стих – самая свободная форма стиха, где ритмичность определяется только счетом ударных слогов, количество безударных между ними неопределенно. Общая схема акцентного стиха: x – x – x – x – x, где x – количество безударных слогов от 0 до 8. Если в силлабо-тонике и дольниках ритмичность создается чередованием групп слогов независимо от смысла, то в акцентном стихе элементарной единицей ритма является слово. Т. е. длина акцентного стиха измеряется не числом стоп (или иктов), а числом слов, а значит и ударений: различаются 2-ударные, Мадмуазель молчала, грохот наваливал на трактир, на потолок, на нас. Это, кружа веселье карнавалово, весь в парижанках гудел Монпарнас. В. Маяковский Схема стихотворения будет следующая: 3 - 1 - 1 - 2 - 2 2 - 3 - 1 - - 2 - 1 - 3 - 2 - 2 - 2 - 2 - Здесь в 1-м, 3-м и 4-м стихах по 4 ударения, а во 2-м – 3 ударения, значит, оно неравноударное, с перекрестной рифмовкой, дактилической и мужской рифмами (А’бА’б). Данный акцентный стих включает в себя «дактилическую строку» (4), но основной единицей ритма здесь является слово, что в стихах Маяковского подчеркивается разбивкой стихотворных строк в «лесенку». Приведем пример равноударного акцентного стиха: Червонные рыбки из стеклянной обители 1 - 2 - 3 - 2 - 2 Грустно-испуганно смотрят на толпу. - 2 - 2 - 3 - «Вот замечательные американские жители - 2 - 6 - 2 - 2 Глотают камни и гвозди, как крупу! » 1 - 1 - 2 - 3 - Саша Черный Данный акцентный стих 4-ударный. Междуударные интервалы колеблются в нем от 1 до 6-ти. Рифмовка здесь также перекрестная, рифмы дактилическая и мужская (А’бА’б). Свободный стих или верлибр (от франц. vers libre) – это форма стиха, лишенная рифмы и упорядоченного ритма. Верлибр обладает только первым признаком стихотворной речи: разделенностью текста на ограниченные поэтом строчки-стихи: Читатели третьего тысячелетия Откроют повесть С тем же отрешенным вниманием, С каким мы Рассматриваем евангельские сюжеты Мастеров Возрождения, Где за плечами гладковолосых мадонн В итальянских окнах Открываются тосканские рощи, А святой Иосиф Придерживает стареющей рукой Вечереющие складки флорентийского плаща. Д. Самойлов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|