Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бег иноходца. Луна на море. На улице




Бег иноходца

Я скачу, но я скачу иначе –

По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью – значит:

По-другому, то есть – не как все.

Мне набили раны на спине,

Я дрожу боками у воды.

Я согласен бегать в табуне –

Но не под седлом и без узды!

Мне сегодня предстоит бороться, –

Скачки! – я сегодня фаворит.

Знаю, ставят все на иноходца, –

Но не я – жокей на мне хрипит!

Он вонзает шпоры в ребра мне,

Зубоскалят первые ряды.

Я согласен бегать в табуне –

Но не под седлом и без узды!

Нет, не будут золотыми горы –

Я последним цель пересеку:

Я ему припомню эти шпоры –

Засбою, отстану на скаку!..

Колокол! Жокей мой на коне –

Он смеется в предвкушенье мзды.

Ох, как я бы бегал в табуне –

Но не под седлом и без узды.

Что со мной, что делаю, как смею –

Потакаю своему врагу.

Я собою просто не владею –

Я прийти не первым не могу.

Что же делать остается мне?

Вышвырнуть жокея моего –

И бежать, как будто в табуне, –

Под седлом, в узде, но – без него!

Я пришел, а он в хвосте плетется –

По камням, по лужам, по росе…

Я впервые не был иноходцем –

Я стремился выиграть, как все!

В. Высоцкий

г) описательную лирику – показ конкретной картины (сюда входит и лирика пейзажная);

Луна на море

Луна уже покинула утесы,

Прозрачным море золотом полно,

И пьют друзья на лодке остроносой,

Не торопясь, горячее вино.

Смотря, как тучи легкие приходят

Сквозь лунный столб, что в море отражен,

Одни из них мечтательно находят,

Что это поезд богдыханских жен;

Другие верят – это к рощам рая

Уходят тени набожных людей;

А третьи с ними спорят, утверждая,

Что это караваны лебедей.

Н. Гумилев

д) повествовательную – передача событий, вызвавших переживание:

На улице

Вор

Спеша на званый пир по улице прегрязной,

Вчера был поражен я сценой безобразной:

Торгаш, у коего украден был калач,

Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач

И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора! »

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга…

Пришел городовой, подчаска подозвал,

По пунктам отобрал допрос отменно строгий,

И вора повели торжественно в квартал.

Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой! » –

И богу поспешил молебствие принесть

За то, что у меня наследственное есть…

Н. Некрасов

2. Выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки и т. д. Это изображение динамики переживаний.

Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовные чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога. В отличие от эпоса и драмы, в лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.

3. Обозначение темы – предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.

4. Определение идеи – обобщающего значения лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.

Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, содержаться в подтексте.

5. Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею, иногда на сюжет и жанр.

6. Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

7. Характеристика образов. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

– образ лирического героя;

– аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);

– символические образы;

– образ-переживание;

– предметный мир.

8. Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя не следует отождествлять с автором.

9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.

10. Выявление организации поэтической речи:

– система стихосложения

тоническая (строки соизмеряются количеством ударных слогов);

силлабическая (равным количеством слогов);

силлабо-тоническая (строки выравниваются стопами);

– размер и ритм. Это разноплановые понятия.

Размер – метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Русская литературная поэзия знает ограниченное количество стихотворных размеров: ямб (Мой дядя самых честных правил…), хорей (Дар напрасный, дар случайный…), дактиль (Тучки небесные, вечные странники…), амфибрахий (Итак, начинается песня о ветре…), анапест (Что ты жадно глядишь на дорогу…), логаэд, дольник, тактовик; особые формы – акцентный стих и свободный стих (верлибр).

Анализируя конкретный стихотворный текст, нужно конкретизировать и размер. Для этого указывается количество стоп (например, четырехстопный ямб, трехстопный амфибрахий), количество «доль» для дольника (например, «золотыми звездами в снег» – 3-дольник), количество слогов междуударных интервалов, для тактовика (например, «Никогда не перестану удивляться» – тактовик с междуударным интервалом в три слога); количество ударений для акцентного стиха (например, 4-ударник, 5-ударник).

Ритм – это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.

Важнейшие факторы ритма – это пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Паузы:

цезура, которая делит стих;

– пауза, которая фиксирует конец стихотворной строки, ритмической единицы:

Как дымный столп / светлеет в вышине / –

Как тень внизу / скользит неуловима! …

Это пятистопный ямб с цезурой на второй стопе. Концевые ритмические паузы совпадают с логическими.

Пауза создает ритм верлибра.

Длина стиха:

«Не знай печали» (2-стопный ямб).

«Любил и я в былые годы» (4-стопный ямб).

«Проселочным путем люблю скакать в телеге» (6-стопный ямб).

«Мчатся тучи, вьются тучи» (4-стопный хорей).

«Выхожу один я на дорогу» (5-стопный хорей).

Стихи одного размера, но с разным количеством стоп воспринимаются по-разному.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...