Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм анализа стихотворения




СТРОФИКА

Стихотворная строка существует не изолированно, а только во взаимодействии с другими стихами. Строфа (от гр. strophē – кружение, оборот) – это сочетание двух или нескольких стихов, объединенных по определенным правилам (системой рифм, общей интонацией), обычно повторяющееся в стихотворении. В зависимости от количества в строфе стихов можно различать

двустишие (дистих, александрийский стих) – рифмуются соседние строки (аа бб вв гг…– в этих схемах мы будем обозначать лишь порядок рифмующихся строк, употребляя только строчные буквы), каждую последующую пару автор отделяет от предыдущей графически:

Дитя гармонии – александрийский стих,

ты мед и золото для бедных губ моих.

Я истощил свой дар в желаньях бесполезных.

Шум жизни для меня, как звон цепей железных...

Г. Иванов

трехстишие (терцет, терцина) – в первой терцине рифмуются первый и третий стих, второй рифмуется с обрамляющими стихами следующей терцины, и так может продолжаться произвольно долго, замыкает построение одиночный стих (аба бвб вгв гдг дед … мнм н):

В те дни, когда на нас созвездье Пса

Глядит враждебно с высоты зенита,

И свод небес, как тяжесть, оперся

На грудь земли, и солнце мглой обвито,

Жжет без лучей, и бегают стада

С мычанием, ища от мух защиты, –

В те дни любил с друзьями я всегда

Собора тень и вечную прохладу,

Где в самый зной дышалось без труда…

А. Толстой

четверостишие (катрен) – наиболее распространенная строфа в русском стихосложении (схема: аабб, абаб, абба):

Ангел непогоды

Пролил огнь и гром,

Напоил народы

Яростным вином...

М. Волошин

пятистишие – это четверостишие, в котором одна рифма удвоена (схема: аабба, абааб, абаба, абабб):

Любовь, владычица сердец,

Как быть, научит наконец:

Любовь своей наградой платит

И даром стрел своих не тратит;

Как быть, научит наконец.

И. Богданович

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

А. Пушкин

Напрасно!

Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,

Напрасно.

А. Фет

шестистишие (секстина) – комбинаций рифм в шестистишиях может быть много. Приведем некоторые примеры.

аабввб:

Как весенний цвет листвы,

Так и Вы

Нежным веете апрелем

В дни, когда в тени ветвей

Соловей

Предается сладким трелям...

С. Соловьев

абабвв:

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас сокрыла прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

М. Ломоносов

аабввб:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…

А. Фет

абабаб:

Он был поэт: беспечными глазами

Глядел на мир и миру был чужой;

Он сладостно беседовал с друзьями;

Он красоту боготворил душой;

Он воспевал счастливыми стихами

Харит, вино, и дружбу, и покой.

Н. Языков

ааабаб:

О скромный, маленький цветок,

Твой час последний недалек.

Сметет твой тонкий стебелек

Мой тяжкий плуг.

Перепахать я должен в срок

Зеленый луг.

Р. Бернс, перевод С. Маршака

семистишие (септима) – редкая форма, часто образуется из шестистишия аабввб с добавлением одной рифмы – аабвввб:

Жизни податель,

Светлый создатель,

Солнце, тебя я пою!

Пусть хоть несчастной

Сделай, но страстной,

Жаркой и властной

Душу мою!

К. Бальмонт

восьмистишие (октава) – комбинаций рифм здесь также может быть много, но самых употребительных типов два:

1) соединение двух четверостиший (абаб + вгвг или абаб + вггв и т. д. ):

Век шествует путем своим железным,

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

Е. Баратынский

2) собственно октава (абабабвв):

Четырехстопный ямб мне надоел;

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

А. Пушкин

девятистишие (нона) – форма, редко встречающаяся в русской поэзии:

Медлительной своей ревнителей пера

Давно порадовать хотелось мне поэмой.

Лирических стихов прелестная игра,

Одной спокон веков очерченная схемой,

Мне надоела. Их душа всегда стара,

А к новой юности и к новой красоте мой

Стремится дух. Кончать октаву мне пора,

Но я обычным здесь не подчинюсь законам

И дерзкие стихи расположу по «нонам»...

В. Пяст

десятистишие (децима, одическая строфа) – наиболее известна форма абабввгддг (четверостишие + шестистишие):

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедне,

В покое сладки и в труде.

М. Ломоносов

Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают сложные строфы. Разновидностей стихов твердой формы немало, мы же рассмотрим триолет, рондо, сонет, онегинскую строфу.

В средневековой устной поэзии романских народов обычны были хороводные песни с припевами. По их образцу стали сочиняться и литературные песни, которые в эпоху Возрождения постепенно трансформировались в такие твердые формы, как триолет, рондель, рондо, вилланель, баллада (Франция), ритурнель, канцона, сонет (Италия).

Триолет (фр. triolet – тройной) – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце (7-й и 8-й), а первый еще раз как четвертый (аб аа аб аб – курсивом выделены повторяющиеся строки-рефрены):

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу плески.

Пройдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зеленые мерцают блески.

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу плески.

Ф. Сологуб

Ронд ( фр. – roundeau от rond – круг) – наиболее употребительная форма состоит из двух пятистиший и трехстишия между ними. В стихотворении используются только две рифмы, после трехстишия и в конце повторяются как рефрен начальные слова первого стиха (аабба абб* аабба*, где * – повтор начала первого стиха):

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но расточительная, все пышней

Она цветет, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далеко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

М. Кузмин

Сонет – состоит из 14 стихов, разделенных на два катрена (четырехстишия) и два терцета (трехстишия). Первоначально рифмовка была перекрестной: абаб + абаб + вгв + гвг; позже появились следующие сочетания: кольцевая (опоясывающая) рифмовка в катренах и перекрестная в терцетах абба + абба + ввг + дгд; перекрестная в катренах и кольцевая в терцетах абаб + абаб + ввг + ддг; контаминированный тип абба + абба + ввг + ддг. Это так называемый сонет французского типа. В нем терцеты начинаются парой рифмованных строк, затем следуют четыре строки, зарифмованные перекрестно или опоясывающе.

Не часто к нам слетает вдохновенье,

И краткий миг в душе оно горит;

Но этот миг любимец муз ценит,

Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье

И яд во всем, чем сердце дорожит,

Забыты им: восторженный пиит

Уж прочитал свое предназначенье,

И прзренный, гонимый от людей,

Блуждающий один под небесами,

Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех честей,

Он клевете мстит славою своей

И делится бессмертием с богами.

А. Дельвиг

Сонет английского типа состоит из трех катренов и одного завершающего двустишия абаб + абаб + вгвг + дд, абба + абба + вггв + дд или абаб + вгвг + деде + жж. Последнее двустишие здесь строится как завершение-вывод.

Пример такого типа сонетов можно найти в сонетах У. Шекспира в переводе С. Маршака:

Как движется к земле морской прибой,

Так и ряды бессчетные минут,

Сменяя предыдущие собой,

Поочередно к вечности бегут.

Младенчества новорожденный серп

Стремится к зрелости и, наконец,

Кривых затмений испытав ущерб,

Сдает в борьбе свой золотой венец.

Резец годов у жизни на челе

За полосой проводит полосу.

Все лучшее, что дышит на земле,

Ложится под разящую косу.

Но время не сметет моей строки,

Где ты пребудешь смерти вопреки!

Онегинская строфа – для романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкин также использовал 14-стишие. Строфа остается неизменной на протяжении всего романа и состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмовкой и завершающего двустишия:

АбАбВВггДееДжж. Первое четверостишие, как правило, задает тему строфы, в двух последующих происходит развитие темы, в двустишии заключено разрешение темы:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Оставил он свое селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день,

И начал странствия без цели

Доступный чувству одному;

И путешествия ему,

Как все на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

А. Пушкин

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА сТИХОТВОРЕНИЯ

1. Определение жанра. Четкая система жанров существовала в античности, в эпоху классицизма. Любое поэтическое произведение вписывалось в рамки определенного жанра, вне которых не воспринималось как литература. Некоторые сохраняют самобытность в последующие эпохи (элегия, послание, эпиграмма, ода). Большая часть поэтических произведений объединяются понятием «лирическое стихотворение». Попытки более дробного, точного определения жанра уже в пушкинскую эпоху неизбежно упрощали содержание произведения. Более правомерно выделять некоторые жанровые группы. Иногда наиболее приемлем тематический принцип (любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика). В другом случае вернее учитывать природу поэтического высказывания, прежде всего – место лирического «я». Поэтому возможно выделить:

а) чистую лирику – прямой разговор о чувствах:

Я не могу без тебя жить!

мне и в дожди без тебя – сушь,

мне и в жару без тебя – стыть,

мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;

если бы время мельчить, дробя;

мне даже синий небесный свод

кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

слабость друзей, силу врагов;

я ничего не хочу ждать,

кроме твоих драгоценных шагов.

Н. Асеев

б) лирику мысли – лирическое размышление, прямое высказывание:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

А. Пушкин

в) ролевую лирику – запечатление переживаний персонажа, который сам говорит о себе; иногда персонаж – полная противоположность автору:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...