Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центр образования и здоровья МО РФ




ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ МО РФ

Институт возрастной физиологии РАО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»

(под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина)

 

Проект: «Апробация здоровьесберегающих технологий»

 

 

Москва – 2002


Содержание

 

Введение

 

Раздел I. Состояние здоровья современных школьников

 

Раздел II. Уровень и динамика состояния здоровья учащихся 1 и 10-х классов общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте МО РФ

 

Раздел III. Методология и методические подходы к анализу форм, методов и опыта применения здоровьесберегающих технологий в учреждениях образования (или в современной школе)

 

Раздел IV. Анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, использующихся в учреждениях образования

 

Раздел V. Практические рекомендации по организациисистемной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях

 

Заключение


Методические рекомендации подготовлены:

· М. М. Безруких

· В. Д. Сонькиным

· В. В. Зайцевой

· Л. М. Кузнецовой

· Т. М. Параничевой

· Е. А. Бабенковой

· В. Н. Безобразовой


Введение

 

 

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития.

В 1904 году съезд врачей обратил особое внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности детей, обучающихся в учебных заведениях... » и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико именно потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1, 5 раза, а среди подростков – в 2, 1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.

Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.

В так называемых школах «нового типа» – гимназиях, лицеях – нагрузки настолько высоки, что в V–IX классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства (19, 3%, в массовых – 3, 8%), нейроциркуляторная дистония (10, 4 и 2, 9%), неврологические расстройства (14, 0 и 3, 2%). До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья.

Особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловленных болезней, которые выросли с 1991 по 1997 годы (например, у подростков – наркоманией в 12 раз, алкоголизмом в 24 раза, сифилисом в 21 раз).

Даже в относительно спокойные и относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний (например, туберкулеза, полиомиелита), здоровье школьников нельзя было считать удовлетворительным. И тогда можно было наблюдать резкое ухудшение зрения, осанки, росло число детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения в школе.

В России всегда, а за последние сто лет особенно, была отлаженной и сильной система государственного регулирования, государственной ответственности за здоровье детей. Отсутствие полноценного гражданского общества и недостаточно высокий уровень личной культуры населения обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству. Это определило государственный интерес к проблеме здоровья школьников, к организации школьной жизни. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т. к. через нее проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания в области разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (непри­спо­соб­лен­ные помещения и школьная мебель, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, массовое отсутствие спортзалов и т. п. ) вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин «школьных болезней».

В истории российской школы не раз предпринимались попытки изменить содержание и программы образования, методы и подходы к обучению, уменьшив перегрузку школьников академическими знаниями, научить их использовать эти знания на практике. Однако следует признать, что подобные попытки не были успешными и эффективными. Реформы постепенно сходили на нет, а нагрузка и интенсивность школьной работы постоянно увеличивались. Одна из последних реформ 1984 года предполагала, наряду с усовершенствованием программ, исключение из них излишне сложного и второстепенного материала и нормализацию учебной нагрузки. Это должно было уменьшить переутомление и снизить отрицательное лияние школы на состояние здоровья учащихся. Однако эта реформа так и не была реализована и не решила поставленных задач.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь школы. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами, учебниками, методиками, структурой школьного обучения школа раскололась на сотни разных вариативных образовательных учреждений, каждое из которых считало делом чести работать не по традиционным, а по своим программам, разработать свои учебные пособия, предлагать свои планы обучения. Любые рекомендации «сверху», критика специалистов воспринимались как «покушение на свободу». Фактически это был массовый стихийный протест, вызванный десятилетиями жесткого давления и регламентации всей школьной жизни. Однако школа – это достаточно консервативный социальный институт. Она не терпит «стихии», в ней невозможны быстрые перемены. Уже через несколько лет стало понятно, что изменения в общеобразовательном процессе должны осуществляться системно, что возможности ребенка не беспредельны, что необходимо остановиться в порыве объять необъятное и в стремлении включать новые предметы в систему обучения. Стало ясно, что многие учебники и учебные пособия, авторские методики и новые технологии просто не соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей.

Последние пять лет стали периодом стихийного роста «новых» здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам здоровья детей, появились школы-поликлиники со штатом медицинских работников, не относящихся к ведению органов образования, Центры здоровья при образовательных учреждениях, специалисты которых включаются в штатную структуру этих учреждений.

В последние годы существенно меняется оснащение учреждений образования так называемым здоровьесберегающим оборудованием. Становится распространным преобретение не только дополнительного спортивного инвентаря, тренажеров (часто не имеющих сертификатов и рекомендаций для работы с детьми различных возрастных групп)

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...