Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние здоровья современных школьников




Раздел I.

Состояние здоровья современных школьников

 

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России…», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000; «Аналитические материалы Госкомстата…, 2002; Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году», 2002), показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне.

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов (А. А. Баранов, 1999, 2000; Г. В. Римарчук, 1995, 2000).

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, среди детей уже дошкольного возраста особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др. ), а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. У детей и подростков страдает не только соматическое, но и психического здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

Здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения России.

Поэтому важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т. е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Тенденции здоровья населения, в первую очередь детей и подростков, достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни. Важнейшими факторами формирования здоровья населения России в современных условиях являются следствия кризисного состояния страны, охватывающие значительные массы населения. Прежде всего, это социальная напряженность, которая, по-видимому, не будет разрешена в ближайшее время в условиях активных процессов социальной дифференциации, формирования имущественного неравенства, нерешенных вопросов социальной защиты.

Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детского, является заболеваемость. Заболеваемость – это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии среди населения, является результатом взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой (в широком понимании этого слова), проявляющегося в различных формах в конкретных условиях существования. Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни («К здоровой России... », 1994).

По данным Госкомстата России («Демографический ежегодник России…», 1995, 1996, 1997) с 1990-1991 гг. в стране стало отмечаться значительное сокращение числа рождающихся ежегодно детей и с 1992 г. показатель смертности населения стал превышать показатель рождаемости, т. е. нарушился процесс достаточного воспроизводства населения. С этого же времени стало отмечаться значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, замедление развития – ретардация, возникли проблемы профессиональной и воинской пригодности значительной части молодежи, гражданской и правовой дееспособности лиц молодого возраста и т. п.

В конце 90-х гг. произошло дальнейшее усиление негативных тенденций в состоянии здоровья школьников: уменьшение численности абсолютно здоровых детей и подростков до 3-8 % при увеличении 2-й группы здоровья до 35-38% и 3-4-й группы здоровья до 59-62%. В течение последнего десятилетия отмечался рост общей патологической пораженности учащихся. Указанный показатель достиг в 2000 г. 3500‰, в том числе распространенность функциональных отклонений составляет 2500‰, а хронических заболеваний – 1000‰. Только за период с 1995 г. по 2000 г. абсолютный прирост показателя патологической пораженности составил 670‰, что соответствует темпу прироста +23, 5% (Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др., 2002)

Для понимания сегодняшних тенденций формирования здоровья подрастающего поколения, важно отметить, что основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни - во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка и во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери. Родителями детей, родившихся в 2000-2002 гг., стали бывшие подростки начала и середины 90-х годов, на которых пришелся основной «удар» экономико-политического кризиса России. Снижение общего уровня здоровья подростков непременно сказалось отрицательно на состоянии их репродуктивной функции.

Эта тенденция проявляется и в настоящее время. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН каждая третья девочка имеет нарушение становления менструальной функции, каждая пятая – выраженную патологию женской половой сферы (В. Р. Кучма, 2001).

Показатель материнской смертности в России в 5-10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира. В течение года от осложнений беременности, родов и послеродового периода умирают 560-570 -женщин («Здравоохранение в Российской Федерации …», 2000).

В 19998-1999 годах показатель младенческой смертности составил 16, 5 на тысячу родившихся, смертность детей первого года жизни в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах мира.

Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин (патология беременности и родов) является причиной неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый второй ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождаемости недоношенных и незрелых детей.

Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. В последствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка, либо иных нарушений функции центральной нервной системы (ЦНС). По имеющимся анамнестическим данным (М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова и др., 1998, 1999) в первые три года жизни различные отклонения в состоянии нервной системы выявлены у 39, 3% детей. Обычно у детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология.

Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (Г. Н. Сердюковская, А. А. Баранов, 1996; И. С. Песчаная с соавт., 1999; А. М. Черных, 1999; Н. Н. Куинджи, 1999; Т. И Стукалова., 1999).

Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2, 7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15, 6 до 5, 7%), в тоже время в 2, 3 раза возросла численность 3-й группы здоровья (с 11, 8 до 26, 9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей – 1-2 отклонения. Вызывает тревогу рост числа детей, имеющих пять и более морфофункциональных отклонений (М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова и др., 1998, 1999; Н. О. Березина, 2002)

По-прежнему на первом месте находятся отклонения со стороны костно-мышечной системы (в основном за счет нарушений осанки, уплощения стопы, последствий перенесенного рахита). Нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% дошкольников. Увеличилось число детей с выраженной слабостью мышц живота. По мнению авторов (Юрко Г. П. и др., 1991; Березина Н. О., 1997, 2002: М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова и др., 1998, 1999) в структуре морфофункциональных отклонений в течение всего дошкольного возраста нарушения осанки занимают второе и первое места. С возрастом отмечается неблагоприятная динамика нарушений костно-мышечной системы у детей.

Второе ранговое место занимают отклонения со стороны органов пищеварения (кариес), которые отмечаются у 54-60% детей. На третьем ранговом месте находятся отклонения со стороны систем кровообращения: у 42-56% дошкольников диагностируются: систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии. За десятилетний период отмечено двукратное увеличение распространенности функциональных отклонений со стороны данной системы. Отмечена тенденция роста распространенности отклонений нервно-психического здоровья (астено-невротические проявления, тики, вегетативные нарушения) и развития (Г. М. Насыбулина с соавт., 1999), а также значительное увеличение аллергических проявлений. Распространенность морфофункциональных отклонений у детей возросла с 152, 1 до 247, 5 на 100 обследованных.

Анализ острой заболеваемости по показателю кратности заболеваний выявил, что большинство дошкольников болеют эпизодически –1-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих детей в ДОУ колеблется от 5 до 16, 7%. Также возросла с начала 90-х годов распространенность хронических заболеваний у детей с 24, 8 до 45, 7 на 100 обследованных (Г. В. Римарчук с соавт., 1999; Т. М. Механчук, 1999).

Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13, 5% случаев выявлены отклонения в физическом развитии. При этом в их структуре в 10, 5% имеет место дефицит массы тела, в 8, 3% - ее избыточность, в 1, 7% - низкорослость. В дошкольный период у детей в 90-х годах диагностирован наименьший прирост тотальных размеров тела (А. М. Черных, Е. А. Губарев, 1999). По данным А. А. Баранова (1998) недостаточность питания у дошкольников возросла с 8. 8 до 12, 4%, а низкорослость - с 2, 2 до 4, 2%.

Таким образом, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно ухудшает их возможности успешного получения образования.

По данным официальной статистики (таблица 1), в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1. 5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...