Как запрограммировать успех в обучении — подобно тому, как это делается в бизнесе
Иногда бывает так, что вас вдруг осеняет гениальная мысль, и вы постигаете некую великую истину, а порой одно короткое высказывание передает очевидную истину яснее, чем тысяча книг. Или однажды у нас словно с глаз падает повязка, и мы поражаемся — как же раньше мы не понимали таких простых и очевидных вещей. Проанализировав разные истории достижения успеха, мы пришли к следующим простым выводам: · Лучшие системы в мире запрограммированы на успех. · Большинство современных образовательных систем запрограммировано на неудачу. Они, конечно, запрограммированы на неудачу не всех, но значительной доли учащихся. В некоторых случаях — до 50%, а что ты планируешь, то ты, в конце концов, и получаешь. Мировые авиакомпании рассчитывают на стопроцентно безопасное приземление самолетов. Неудача, случающаяся один раз на миллион полетов, справедливо рассматривается как трагедия. Ведущие автомобилестроительные компании тратят огромные суммы на то, чтобы снизить производственный брак с 2% до 1%. Но большинство школ ожидают и планируют такой «процент брака», который разорил бы любой бизнес. В бизнесе используются компьютеры для проверки правописания, чтобы каждая написанная буква и слово в документах стояли на своих местах. Бухгалтерские фирмы используют калькуляторы и компьютерные программы для того, чтобы обеспечить стопроцентную точность финансовых отчетов и налоговых деклараций своих клиентов. Любой человек, изучающий компьютер, непременно обращается за советом к друзьям, если заходит в тупик. Но учащиеся, использующие во время экзаменов аналогичный подход, продиктованный здравым смыслом, будут немедленно выдворены из класса за подсказку.
Подчеркнем, что мы НЕ являемся противниками оценок и экзаменов. Отнюдь. Напротив, по нашему мнению, большинство школьных стандартов чрезвычайно низко. Q Во всем мире, в любом бизнесе, 20%-ный уровень брака рассматривался бы как финансовое бедствие*. Школы — единственные организации, которые считают такой результат вполне допустимым. * Единственным исключением, которое мы знаем, является производство заготовок кремниевых микросхем. Поскольку они могут выпускаться по цене всего в несколько центов за штуку, некоторые компании планируют достаточно высокий процент брака в обмен на высокую скорость производства. Однако затем контролеры проверяют каждый чип, дабы убедиться в том, что в качестве «мозга» компьютера стоимостью в несколько тысяч долларов чип будет работать правильно. Q Более половины американской молодежи, «оканчивая школу, не знают основ, которые позволили бы им получить и сохранить хорошую работу», говорится в отчете под названием «Что требуется от школ» (What Work Requires of Schools)*, подготовленном SCANS". Если вы американец, пожалуйста, еще раз прочтите последнее предложение — и порыдайте над участью половины детей богатейшей страны в мире, которые по окончании школы оказываются абсолютно непригодными для достойной работы. * «Секретарская Комиссия по достижению необходимых навыков» (The Secretary's Commission on Achieving Necessary Skills), действовавшая под руководством Секретаря по вопросам труда в рамках программы «Америка 2000» экс-президента США Буша. · «Эти молодые люди заплатят очень высокую цену. Перед ними — весьма мрачная перспектива тупой, неинтересной работы, прерываемой лишь периодами безработицы», — из того же отчета. · «По утверждению SCANS, менее половины молодых людей овладели этими [требуемыми] минимальными основами грамотности — чтением и письмом; еще меньшее количество усвоило основы математики, а навыки восприятия информации на слух и грамотной речи развиваются сегодня в школе лишь опосредованно, случайным образом».
· «В Великобритании большинство рабочих не обладают достаточным образованием, необходимыми навыками и должной квалификацией», — говорится в аналогичном большом труде под названием «"Что-то большее" означает "что-то иное"», написанном сэром Кристофером Боллом (Sir Christopher Ball, More Means Different}. · Болл сообщает, что 47% процентов британцев, потенциально способных работать в промышленности, не обладают необходимыми для этого навыками. Если вы англичанин, остановитесь, еще раз прочтите последнее предложение и порыдайте над участью своих сограждан, а также над будущим своей страны. Экономические результаты и так уже весьма плохи. Но еще хуже то, что уязвленные до глубины души люди, выброшенные на обочину этой безумной системы, зачастую всю оставшуюся жизнь получают извещения об увольнении как постоянное напоминание о неудаче, позоре, бессилии, рождающих озлобленность. Мы твердо уверены, что ни коем случае не следует продолжать то, что делается сейчас. Правильного ответа в рамках системы, заранее запрограммированной на неудачу, найти нельзя. Было бы мошенничеством заявлять, что даже самые блестящие новые методики обучения смогут полностью компенсировать недостатки общества, которое само запрограммировано на неудачу многих своих членов. Оптимальный процесс обучения не может проходить без обеспечения необходимого уровня физической и эмоциональной безопасности учеников, а сейчас даже богатейшая страна в мире не обеспечивает это для своей молодежи. Из 65 млн американцев в возрасте до 18 лет 13 млн — один из пяти — живут в бедности. Около 14,3 млн воспитываются в неполных семьях. Почти три процента растут вообще без родителей. Дети родителей-одиночек больше всего подвержены риску. В Америке три четверти из них живут в нищете, по крайней мере несколько из первых восьми лет жизни. У детей из неполных семей, как минимум, в два раза чаще появляются поведенческие и эмоциональные проблемы, и способности к обучению на 50% ниже, чем у детей из благополучных семей. Вероятность быть отчисленными из института у них выше в два раза.
Около 3,4 млн американских детей школьного возраста ежедневно после занятий в школе предоставлены самим себе. В Америке один из самых высоких процентов подростковой беременности среди развитых стран. Кроме того, в США и Новой Зеландии высок процент детей, рожденных от родителей, не состоящих в браке. Этот процент исключительно высок в случае национальных меньшинств — две трети маленьких афро-американцев и новозеландцев племени маори рождаются у родителей, не состоящих в браке. И большинство этих детей в дальнейшем воспитывается в неполных семьях. Замкнутый круг лишений и нищеты! Болгарский психиатр и специалист в области ускоренного обучения доктор Георгий Лозанов называет это «суггестивной социальной нормой» — комплекс социальных условий, обуславливающих наш успех или неудачу. Генри Форд много лет назад выразил эти идеи в более простой форме: «Если вы думаете, что вы можешь, — вы правы; если думаете, что нет, — тоже правы». Другие люди тоже приходили к подобным мыслям: «Мы есть то, что мы о себе думаем. Мы становимся такими, какими думаем, что станем». Конечно, мы не говорим о глупых фантазиях вроде «не печалься ни о чем, просто подумай чуть-чуть, помечтай, и ты обязательно разбогатеешь». По нашему мнению, самоуважение должно прочно опираться на реальные достижения, а они, в свою очередь, основываются на самоуважении. Чтобы полностью использовать свой потенциал, надо достичь чего-то конкретного. Недостаточно просто «замечательно себя чувствовать», хотя это тоже очень важно. Ваше самоощущение должно определяться и быть основано на достижениях в чем-нибудь, что вы можете действительно делать хорошо: решать задачи по математике и другим естественным наукам, готовить вкусные блюда, шить, читать, заниматься карате, играть на пианино, заниматься спортом, петь, танцевать... Впрочем, как утверждает Лозанов, не менее важен и другой аспект: слишком часто мы становимся такими, какими нас хотят видеть окружающие, и если пожелания и ожидания родителей и учителей, постоянно передаются нам — через слова, отношение, атмосферу и жесты, — то их ожидания становятся для нас своего рода ограничениями.
Спорт представляет нам бесчисленные примеры противоположного эффекта. В начале 1960-х гг. три спортсмена из города Окленда в Новой Зеландии выиграли золотые олимпийские медали и побили мировые рекорды в забегах на все средние дистанции: 800 ярдов, 800 метров, 1000 метров, 1500 метров, одна миля, 5000 метров и три мили*. Только один из них, — Питер Снелл, трижды завоевывавший золотую медаль, — был прирожденным атлетом. У другого, олимпийского чемпиона в забеге на 5000 метров Мюррея Нолберга, была увечная рука. Они достигли таких результатов, стали золотыми медалистами благодаря тому, что их тренер, Артур Лидьярд, помог им развить чувство уверенности в себе, в своих силах, и хорошо подготовиться к соревнованиям. Как говорил Лидьярд, «они не обладали исключительными способностями. Стать чемпионом может каждый. Главное — желание». * 1 ярд = 91,44 см, 1 миля = 1,609 км (Прим. перев.). Естественно, не каждый спортсмен может стать Карлом Льюисом, Джоном Уолкером или Майклом Джорданом, но никто не должен быть запрограммирован на неудачу. 50 лет назад общество еще могло терпеть существование таких по сути своей провальных систем обучения, но тогда время было другое. Наши же школы должны служить совсем другому обществу. В большинстве развитых странах школы проделали хорошую работу, подготовив людей, из которых потом выросли менеджеры и профессиональные работники: бухгалтеры, адвокаты, врачи, учителя, администраторы, ученые — в общей сложности это были, наверное, 20 — 30% населения. Школы также приложили немалые усилия, подготовив квалифицированный или полуквалифицированный персонал — ремесленников и продавцов, машинисток и кассиров (преимущественно женщин), которые помогали менеджерам (преимущественно мужчинам). Во многих странах общество проводит некоторую селекцию детей самого юного возраста, отделяя несколько групп «технического образования»: учеников плотников, водопроводчиков, электриков, печатников, механиков и других ремесленников. В середине XX века начальные школы, в лучшем случае, были способны подготовить оставшихся учеников для выполнения работ, не требующих высокой квалификации. Детям преподавали основы чтения, письма и арифметики — такая программа получили название «трех R». Наши школы были запрограммированы готовить работников, требовавшихся промышленной экономике, и они делали то, на что были запрограммированы — то, чего от них ждали. Система школьных экзаменов тоже была разработана таким образом, чтобы получать нужную обществу пропорцию «профессионалов/техников/рабочих».
Даже в Новой Зеландии, заслужившей много похвал за свое лидирующее положение в области раннего образования, на протяжении многих лет в средней школе обдуманно повышали уровень сложности заданий на экзаменах по основным предметам — неудивительно, что 50% учеников, как правило, получали неудовлетворительные оценки. Даже несмотря на заметный рост среднего национального уровня, 50% студентов, проучившихся в средней школе по меньшей мере три года, обязательно проваливаются на экзаменах. Следующие поколения будут оглядываться на это время с ужасом и недоумением. Раньше большинство «неуспевающих» могло получить не требующую высокой квалификации работу, и часто даже хорошо оплачиваемую. Сегодня все большему числу выпускников в этом отказано. Они не имеют работы, погружены в уныние, чувствуют свое бессилие — и зачастую ведут себя агрессивно. Любой из изученных нами и заслуживающих доверия прогнозов на будущее подтверждает, что такое положение вещей — не единственный вариант. Мы живем в мире, где возможно почти все, где самые блестящие результаты — достижимы, но чтобы подавляющее большинство людей приобщилось к благам новой эпохи, подавляющее число выпускников наших школ должно получать такое же образование, какое получали ранее только 20 — 30% лучших учеников. Болл говорит в своем отчете: «Меняется сама природа работы. Она становится более интенсивной в плане использования способностей мозга, более осмысленной и непредсказуемой. Тонкая сила мозга заменяет вымуштрованную силу мускулов. Объем неквалифицированной или низкоквалифицированной работы быстро уменьшается. В то же время работодателям требуется все большее количество работников с высокими профессиональными, техническими и управленческими навыками. Успех конкурирующих экономических систем в будущем будут зависеть от того, насколько успешно сможет система образования обеспечить общий высокий уровень подготовки для большинства людей, — а не только для небольшой элитной группы руководителей». В отчете Болл призывал Великобританию увеличить количество студентов в своих высших учебных заведениях, колледжах, политехнических училищах и университетах на невероятную цифру — 50%. Кроме этого, он призывал также более решительно объединять академическое образование с практическими занятиями. Как и Болл, мы считаем, что «"Что-то большее" означает "что-то иное"». В следующих главах мы расскажем о разных способах достижения высоких результатов, но эти способы неприменимы в системе образования, допускающей в своих планах неудачу хотя бы одного учащегося. Как и в спорте, это не означает, что каждый ученик должен закончить школу с золотой медалью — каждый должен просто иметь возможность однажды в чем-то стать лучшим, а в чем-то добиваться высоких результатов регулярно. Конечно, мы не говорим о замечательных школах, существующих в разных странах мира. Мы говорим о норме. Как правило, что общество или школы ожидают — и что они планируют — то они и достигают. Планируйте «двойки» — и вы получите «двойки». Сравните их с другими системами, которые запрограммированы на успех — и которые достигают совершенства: · Например, вооруженные силы США, где никто бы не закрыл глаза на 50%-ный уровень «брака». Каковы бы ни были ваши собственные взгляды на войну в Персидском заливе в 1991 г., ракеты, управляемые электроникой и градом сыпавшиеся на вооруженные силы Саддама Хусейна, во всеуслышание провозглашали превосходство США в военной мощи — в технологии, стратегии, эффективности и мастерстве. · Диснейленд, где даже новичок-уборщик не может начать драить пол, не пройдя серьезный недельный курс по философии этого парка развлечений, системе ценностей и аттракционам. И где каждый посетитель является гостем, а каждый работник — партнером, всеми силами старающимся быть органичной частью ежедневного фантастического представления, в котором совершенство улыбается вам на каждом углу. · Или пионер Силиконовой долины, компания «Хьюлет-Паккард», где не имеющие высокой квалификации сборщики компьютеров работают, едят, занимаются спортом и развлекаются бок о бок с докторами наук — системными дизайнерами; где всех без исключения призывают брать домой компьютеры, чтобы придумывать вместе со своими семьями новые решения; где все являются партнерами в движении к совершенству; где большинство сотрудников имеет право свободно отрабатывать нужное количество часов в неделю в любое удобное для них время, а не по жесткому графику. · Или японская компания «Мацушита», сотрудники которой подают около шести миллионов рационализаторских предложений в год: 90% из них используются в ходе непрерывного поиска способов поощрения каждого человека для того, чтобы он чувствовал свой вклад в постоянное развитие производства. · «Макдоналдс», чей «университет гамбургеров» стоимостью 40 млн долл. является тренировочной площадкой для самой большой в мире сети предприятий быстрого питания. · Японская компания «Сони», в которой немедленно, как только новый работник принят в компанию, его прежний уровень образования забывается, потому что каждый здесь рассматривается как инноватор, «исследователь неведомого», делающий свой вклад в процесс построения лучшего мира. · Компания Andersen Consulting (в настоящее время — Accenture) — крупнейшая в мире консалтинговая фирма по менеджменту, которая ежегодно тратит более 400 млн долл. для того, чтобы заново подготовить 10 000 выпускников лучших университетов мира, имеющих дипломы МВА. · «Дженерал Электрик», крупнейшая компания в мире, которая тратит более 800 млн долл. в год на различные тренинги и образовательные программы. Спросите ее бывшего исполнительного директора Джека Уэлча, каким, по его мнению, станет компания через 20 лет, и он ответит: «Надеюсь, это будет самая большая образовательная организация в мире». Или возьми любую компьютерную систему: это пример борьбы за совершенство как норму. Например, программа, которая используется при наборе данной страницы. В нее заранее включена автоматическая проверка орфографии. Когда работа над отдельной главой заканчивается, программа — если ее «попросить» — проверит каждое слово и отметит возможные ошибки. Ожидание — 100%-ный успех. Благодаря такому уровню ожиданий, а также программе, которая делает его достижение возможным, в издающихся книгах нет орфографических ошибок. Более того, компьютерная проверка орфографии становится нашим учителем! Даже не слишком грамотные авторы с ее помощью могут проверять свои тексты, находить ошибки, а также видеть на мониторе правильные или альтернативные варианты. Они ожидают 100%-ного результата. А поскольку они ожидают именно этого и знают, как получить такой результат, приходит успех. О нем они судят по конечному результату, а не по тем ошибкам, которые они по ходу дела учатся не допускать. Иными словами, они учатся правописанию не на неудачах, а на успехе. Томас Эдисон как-то раз сказал другу, который хотел его утешить после 10 000 неудачных экспериментов с электрической батареей: «Что ты, все хорошо. Я просто нашел 10 000 вариантов, как это не будет работать». В большинстве современных систем образования Эдисон был бы неуспевающим. На самом деле, он действительно посещал школьные занятия только три месяца — но при этом стал, возможно, величайшим изобретателем за всю историю человечества, запатентовав 1093 изобретения. Наверное, не все из нас могут стать Эдисонами. Но каждый ребенок, ощущающий заботу и поддержку окружающих, имеет ту же ненасытную жажду исследований и приключений, которая движет великими учеными и изобретателями. Д-р Томас Армстронг, автор книги «Пробуди в своем ребенке естественную гениальность» (Thomas Armstrong, Awakening Your Child's Natural Genius) говорит об «экстраординарной» открытости дошкольников, готовности впитать новое. В два или в три года, по словам Армстронга, обычный ребенок буквально «осуществляет прорыв» в области языка и обучения. Лучше всего дети учатся в идеальной атмосфере, — когда они окружены любовью, теплотой, поддержкой. Если то же самое отношение сохранится и в школе, то и здесь учеба будет столь же радостной и легкой. Как мы увидим позже, существует масса возможностей радикально улучшить процесс обучения. Но важнее всего следующее: все изученные нами наиболее прогрессивные теории образования начинаются с самоуважения — или с позитивного представления о себе. Это уважение воспитывается там, где школа, подобно передовым промышленным компаниям, постоянно стремится к совершенству, где каждого ученика зовут к успеху. По словам Колин Роуз, британской предпринимательницы, которая выпустила самый покупаемый в мире курс быстрого изучения иностранного языка, «среди всех открытий, сделанных в ходе нашего исследования, вероятно, самым важным является следующее: наше представление о самих себе, самооценка, и определяет то, насколько мы хорошо учимся — или, если говорить откровенно, можем ли мы вообще хоть в чем-то быть хороши». Руководители всех школ, описанных в данной книге, согласились бы с этим утверждением. В своей практике они используют множество методов для того, чтобы самооценка каждого ребенка была максимально высока и при этом основывалась на его реальных достижениях. Q Когда доктор Дэн Янк прибыл в 1983 г. в начальную школу Норсвью в Манхэттене, штат Канзас, в качестве нового директора, он обнаружил плохие результаты тестов, низкий уровень дисциплины и потерявших энтузиазм учителей. Через семь лет съемочная группа телевизионного канала PBS застала там совершенно иную обстановку — и совершенно иные результаты. Четвероклассники изучали дроби, приготавливая пиццу, испанский язык, распевая песни, американскую историю — в песнях и играх. Они были объединены в пары с детишками из детского сада, выступая для них в качестве учителей и записывая истории, придуманные пятилетними малышами. Занятия начинались в 7 часов утра в спортивном зале. Уроки в классах были приспособлены ко всем стилям обучения: использовались одновременно и зрение, и слух, и практические действия; при этом большинство учащихся играли на музыкальных инструментах, а в программу обучения было включено множество предметов, связанных с искусством. В 1983 г. Янк нашел здесь учителей, которые за «20 лет ни разу не были в классе своего соседа». Теперь сотрудничество учителей в этой школе — норма. Когда Янк только приехал, «родители чувствовали себя неуютно. Сегодня они стали наставниками, помощниками и воспитателями для своих детей; один даже стал руководителем школьного компьютерного клуба». Из всех начальных школ штата в 1983 г. только около трети четвероклассников Норсвью имели необходимый уровень знаний. К 1990г. 97% учащихся Норсвью получили блестящие оценки при тестировании, а по некоторым предметам — даже высшие. Каков рецепт успеха «от Янка»? Тот же самый, который помог Биллу Хьюлету и Дейву Паккарду в бизнесе: «Управление методом обхода территории». «Воодушеви всех — учащихся, учителей и родителей; они должны почувствовать, что они здесь хозяева». Q Городская школа Магнет в Лоуэлле, штат Массачусетс, расположена в самом сердце старого английского промышленного города. Она была создана в начале 1980-х гг. по совместному проекту родителей и преподавателей-новаторов и стала одной из самых необычных школ в мире. Эта школа — не просто школа: это модель общества. В ней есть свой центральный банк, свой коммерческий банк, суды, валюта, адвокаты, издатели и бизнесмены. Здесь выпускаются собственная газета, журналы и ежегодник, — чтобы «сотрудники» могли научиться работать репортерами, редакторами, издателями и операторами компьютеров. «Граждане» этого общества используют свою собственную валюту при покупке друг у друга товаров и услуг. Они на практике узнают все о процентных ставках, банковских депозитах и счетах прибылей и убытков. Родители тесно связаны со школой. Один из них, консультант в области компьютеров, проводит там по два часа каждый день, но он не думает о ней, как о школе. По его словам, «все мы одна семья — школа, родители и учащиеся». В 1990 г. директор школы Сью-Элен Хоган в специальном репортаже канала PBS сказала: «Мы хотим стать интерактивным обществом». Занятия по расписанию занимают ежедневно четыре часа, после чего школа превращается в «общество в миниатюре». Но даже уроки связаны с реальным миром. Один из преподавателей говорит: «Я учу не английскому языку, а издательскому делу». При этом учащиеся усваивают оба предмета. Дисциплина? Неудивительно, что в большинстве случаев учащиеся поддерживают ее самостоятельно: сами рассматривают вопросы в «суде», — с прокурорами, адвокатами, присяжными и судьями. Гражданское право как предмет? «Это не только часть школьной программы, это часть нашей жизни». Результаты учащихся этой школы во всех стандартных тестах значительно выше среднего, но родители, преподаватели и сами ученики считают, что это самое меньшее из их достижений. Основополагающий принцип для этой школы: опыт — лучший учитель. И образование создает практическую основу для достижения успеха и обретения уверенности в собственных силах. На противоположной стороне земного шара, в крошечном городе-государстве Сингапур, тоже были достигнуты превосходные результаты — в «Семейной школе для иностранцев» (Overseas Family School, OFS). Когда она начала работать в 1991 г., в школе было всего 35 учеников, 11 учителей и цель: создать школу будущего для семей иностранцев, проживающих в Сингапуре. Сегодня это — независимая частная международная школа, в которой обучаются 2003 учащихся из 63 стран. Поскольку в школе не преобладает ни одна национальность или культура, в ней нет и меньшинств. Эту школу выбирают для своих детей многие семьи из абсолютно разных стран: от Израиля до Индонезии, от Ирана до Италии, от Китая до США. Такая интернациональная смесь наблюдается среди всех учеников школы — от центра раннего обучения до выпускных классов средней школы. Эта школа стала первой, — и пока единственной в Сингапуре, — которая имеет разрешение на преподавание всего спектра предметов в рамках программы Международного Бакалавриата (МБ) — от дошкольного образования до 12 класса. Мы рассмотрим международную учебную программу МБ в следующих разделах книги. Что действительно необычно в этой школе — так это невероятная смесь культур, а также то, каким образом здесь соединяют лучшие мировые информационные и коммуникационные технологии с постоянным ощущением радости от обучения. Основатель школы, бизнесмен Дэвид Пери, до этого занимавшийся промышленностью и компьютерами, говорит: «Мы начали с простой общей задачи: создать школу для семей проживающих в Сингапуре иностранцев, где дети бы чувствовали себя в безопасности, где им было бы хорошо и весело, и где бы они могли получить хорошее образование. Мы никогда не отклонялись от этого направления, хотя, конечно, в процессе работы внесли ряд крупных изменений». По его словам, школа нацелена на развитие «разносторонних, широко мыслящих, уверенных в себе и компетентных граждан с широким кругозором». Посетите начальную школу OFS, и вы обнаружите ситуацию, почти полностью противоположную традиционным школам. Задача учителей — НЕ отвечать на вопросы, а поощрять учащихся к самостоятельному поиску ответов. Уже в пять лет ученики действуют, как маленькие журналисты, задавая вопросы: кто, что, где, когда, почему и как? Здесь учащиеся изучают, в среднем, шесть глобальных, или общих, тем в год, исследуя происхождение Вселенной, природу планет, континентов, океанов, минералов и хрупких экосистем мира, а все прочие «предметы» — чтение, математика, правописание, история и география — органично «вплетены» в эти темы. Зайдите в средние классы школы, и вы наверняка увидите, как 12 — 13-летние ученики, индивидуально или коллективно, собирают действующие модели для своих ежегодных научных ярмарок. А в выпускных классах вы найдете учеников, готовящих представление своих работ в области музыки, искусства и драматургии, причем качество этих работ вполне соответствует мировому уровню. Весьма вероятно, что там же вы встретите и ребят, занимающихся монтажом видеофильма о лодке в форме китайского дракона, которую они самостоятельно сконструировали для ежегодной сингапурской речной регаты. Проведя в этой школе неделю, вы почти наверняка согласитесь с Дэвидом Перри, что это — наилучшая модель школы будущего. · OFS — частная международная школа, но разве не может государственная школа в рабочем пригороде достичь такого же уровня? Посетите школу «Монрад Интермедиат» в новозеландском городе Палмер-стоно Норе, и вы обнаружите, что да, может\ Всего несколько лет назад по местному телевидению прошел сюжет об этой школе, в котором рассказывалось, какое страшное место — «Монрад Интермедиат», как там дети нюхают клей и употребляют наркотики. Сегодня посетители с трудом узнали бы это заведение. Здесь одна из самых развитых компьютерных систем в стране, и одиннадцатилетние ученики каждый день изучают на компьютере профессиональные издательские системы, сканирование изображений с видеокассет и фотографий для создания на компьютере своей школьной газеты. Другие учащиеся используют компьютерные программы для написания музыки, решения различных задач и наверстывания пропущенного материала. Каждый день они нарочно приходят в классы пораньше, чтобы поработать на компьютере, и могут, если захотят, продолжить свои занятия во время обеденного перерыва. Основная причина поразительных перемен в школе — изменившееся отношение к обучению и установление тесных связей с родителями и другими жителями города. Из всех новых технологий самой важной оказался... микроавтобус! Именно с ним стали возможны визиты в местные дома престарелых и другая общественная деятельность. Все ученики принимают сегодня участие в программах, дающих им необходимые жизненные навыки. Участвуя в работе Красного Креста, они узнают, как ухаживать за грудными детьми. Ребята узнают, как ремонтировать машины, учатся сами чинить свою одежду, пекут хлеб и изучают принципы здорового питания. Даже завхоз школы преподает для детей курс уборки. Вся эта деятельность — сугубо практическая. Дети получают опыт, купая настоящих детей и меняя шины на настоящих автомобилях. Школа «Монрад» — многонациональная, поэтому и ее программа носит интернациональный характер. Около 25% учащихся — маори, и школьная программа «культурного обогащения» сыграла большую роль в привлечении родителей к участию в школьной жизни. Фактически, в этой школе добились соединения принципов самоуважения, практического обучения навыкам, необходимым в каждодневной жизни, и осуществления общей образовательной программы, которая тесно переплетается с широким спектром общественной деятельности. · Чтобы завершить обзор «тихоокеанского треугольника», отправимся на северо-запад, в Японию. Японские школы — одни из лучших в мире по уровню преподавания математики и естественнонаучных дисциплин. Более 90% учеников успешно оканчивают среднюю школу. В Японии практически отсутствует неграмотность, хотя здесь тратят на нужды образования меньше (в процентном отношении), чем в большинстве развитых стран: только 5,3% валового национального продукта, по сравнению с 7,8% в Канаде, 6,2% в Великобритании и 6% в США. Многие «трезвомыслящие» западные специалисты приписывают этот успех исключительно строгости школьных порядков — длинным урокам и тупой зубрежке. Действительно, именно так ведется преподавание в средних и старших классах, но стоит зайти в любую начальную школу, и вы обнаружите прямо противоположную ситуацию. В младших классах — практически атмосфера детского сада. Мы увидели второклассников, игравших на полу с большими комками глины; на стенах классной комнаты — множество картин; дети, судя по всему, пребывали в обстановке полной свободы и защищенности, им ничего не грозило — никто не мог их обидеть или сделать больно. Зайдите в детскую столовую в начальной школе «Ода» при муниципалитете города Мито, и вы опять ощутите социальное и эмоциональное благополучие: как фон — прекрасная классическая музыка, дети подают блюда другим детям, выстроившимся в очередь. Фактически с детского сада и до третьего класса одна из основных целей японского образования — общественная: научить детей быть частью коллектива. Согласно исследованию, проведенному американкой Кэтрин Льюис, изучившей опыт работы 13 начальных школ Токио, только 12% всех направлений работы в классе относятся к академическим знаниям. Остальные посвящены методическим навыкам, отношениям со сверстниками, развитию личности, физическим упражнениям, гигиене и личным привычкам. По словам Льюис, «все обучение, в целом временами напоминало сбор скаутов или воскресную школу, а не занятия в первом классе». Раннее обучение в детских садах и начальной школе Японии оставляет глубочайшее впечатление: здесь в этот период закладывается эмоциональная и общественная основа для дальнейшего академического обучения ребенка. Таким образом, возможно именно опыт японских педагогов может стать самой лучшей в мире основой для разработки методов ускоренного обучения. Кроме того, в начальных школах Японии управление классом передается небольшим группам самих детей, чтобы приучить их к дисциплинированности и ответственности. Например, дети вместе несут ответственность за то, что будут смывать рисунки со стен. Результат: отсутствие рисунков на стенах и значительная экономия на уборщиках. В японской начальной школе нет никакого «отбора» учеников. В каждом классе ребята, медленно воспринимающие новый материал, «перемешаны» с более сообразительными, и все они вместе переходят из класса в класс. Япония очень однородна — в национальной культуре всесторонне поддерживаются общественные и семейные отношения и связи. Таким образом, разделять учеников на успевающих и неуспевающих в зависимости от их способностей (как и по любому другому критерию) для японцев считалось бы антиобщественным. В Японии, в отличие от многих других стран, учителя пользуются всеобщим уважением. Кроме того, в традициях японской культуры оказывать «поддержку в жизни» учащимся с особыми проблемами. По словам журналиста Роберта С. Кристофера, прожившего много лет в Японии, «японские учителя считают, что ответственны за все, что происходит в жизни их учеников. Если японский ребенок неожиданно теряет интерес к учебе, если его застают с сигаретой или его поведение не соответствует социальным нормам, учитель тут же звонит его родителям, чтобы выяснить, что беспокоит ученика, и определить, каким образом можно исправить ситуацию». Япония — страна всеобщего согласия, где почти нет пропасти между богатыми и бедными. Многие люди за ее пределами сказали бы, что она чересчур конформистская: как гласит одна из известных японских поговорок, «торчащий гвоздь забивают». Однако, по словам Кристофера, «способ достижения согласия, известный как "немаваши", в переводе означает "обвязывание корней" — термин, пришедший из культуры бонсай, где при пересадке миниатюрного дерева его корни старательно обрезают и размещают таким образом, чтобы заранее определить будущую форму дерева». Очевидно, что такое «обвязывание корней» имеет большое влияние на систему раннего образования в Японии. К сожалению, в последних классах начальной и в средней школе все резко меняется — на смену свободе и творчеству приходит сплошная зубрежка. Например, английский преподается такими методами, которые были бы сочтены старомодными даже в тех системах образования, которым еще очень и очень далеко до результатов ускоренного обучения, о которых мы подробно поговорим в следующей главе. В результате, в Японии иностранные языки знают гораздо хуже, чем, например, в Дании или Швеции. Однако, критика подобных методов не должна скрывать для сторонних наблюдателей положительное влияние принципа «обвязывания корней» и внимания, которое уделяется семье и воспитанию духа коллективизма. Как говорит бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю: «фундаментальное различие между западными и восточно-азиатскими концепциями общества и правительства... заключаются в том, что, по мнению восточного общества, личность существует в контексте своей семьи». Хотя во время предвыборных кампаний американские политические лидеры не забывают поговорить о «семейных ценностях», многие азиатские лидеры считают, что именно распад института семьи на Западе ведет к деградации общества. По словам Кишоре Махбубани, постоянного секретаря Министерства иностранных дел Сингапура, «по сравнению с 1960 г. население США выросло на 41%. За то же время уровень тяжких преступлений возрос на 560%; количество незаконнорожденных детей — на 419%; количество разводов — на 400%; количество детей, живущих в неполных семьях — на 300%; число самоубийств среди подростков — более, чем на 200%; а средний уровень тестов Scholastic Aptitude Tests упал на 80 пунктов». С такими результатами, говорит Махбубани, Запад должен прекратить «читать лекции Азии». В работе «Азиатские мега-тенденции» (Megatrends Asia), где обсуждается ситуация в основном за пределами Китая, Джон Найсбит (John Naisbitt) перечисляет самые важные личностные ценности жителя Азии в следующем порядке: «упорная работа, уважительное отношение к обучению, самодисциплина, уверенность в себе и честность». Семья в течение долгого времени является в азиатских странах о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|