Родители в дошкольных центрах
Новая Зеландия указала путь всему миру, испытывая и исследуя одновременно программы PAT и HIPPY. В Миссури PAT очень тесно связана со школами, а в Новой Зеландии правительство объединило ее с программой Планкета (названной так в честь бывшего главы государства), которая на протяжении большей части прошлого века была первой программой, в рамках которой проводились проверки состояние здоровья младенцев, обучение родителей и помощь семьям. Именно благодаря многолетнему использованию программы Планкета Новая Зеландия достигла самого низкого уровня детской смертности в мире. Еще более тщательно разработанная программа была опробована Тихоокеанским фондом Новой Зеландии. В начале 1990-х гг. фонд создал комплексный центр дошкольного обучения и обучения родителей в школе Kelvin Road School в Папакуре, в наиболее бедной области страны. Центр также тесно сотрудничает с большинством других местных социальных и здравоохранительных организаций. Дошкольный центр предлагает курсы, основанные на программе HIPPY, для детей и их родителей. Исполнительный директор фонда Лесли Макс описывает проект в целом как «универсальный магазин услуг для родителей и дошкольников». Результаты были настолько впечатляющи, что правительство взялось финансировать подобные центры и в других частях страны. В богатой на творческие умы Новой Зеландии еще с 1941 г. работает коллективное движение «Игровой центр». Изначально его целью было оказание поддержки матерям, чьи мужья ушли на войну. Женщины по очереди присматривали за объединенными в группы детьми, чтобы освободить других для покупок и отдыха. Движение быстро расширялось, и одна из его организаторов, Гвен Сомерсет, создала более развернутые программы для обучения молодых матерей навыкам по развитию детей. Сегодня по всей стране насчитывается 600 игровых центров, в которых обучаются 23 000 детей. Ключевым для данного движения является участие в нем родителей. Они по очереди помогают специально подготовленному и частично оплачиваемому инспектору организовывать работу центра, где всем желающим дают возможность стать более компетентными родителями.
Другая страна с высокоразвитыми программами развития детей в раннем возрасте — Швеция; впрочем, уровень налогов здесь таков, что большинство стран сочтут его слишком высоким. После рождения ребенка один из родителей может взять годовой отпуск с практически полностью сохраняемой зарплатой, чтобы «поработать» родителем «на полную ставку». Для детей чуть постарше в Швеции существуют превосходные центры дошкольного развития. В течение многих лет в Швеции работают одни из лучших в мире программ поддержки беженцев, которые занимаются с эмигрантами из 114 стран. По закону, в каждом дошкольном центре имеются сотрудники, свободно владеющие родным для обучающихся там детей языком. В результате, все дети в подобных центрах прекрасно говорят как минимум на двух языках — на своем родном и на шведском, а многие — и на трех. Однако, главный приз за разработку программ по обучению детей в раннем возрасте следовало бы присудить движению, которое было основано более 90 лет назад первой итальянской женщиной-врачом, Марией Мон-тессори. Многие дошкольные учреждения, работающие по системе Монтессори, являются частными, и зачастую оплата в них довольно высокая. Но в то же время, в 1990 г. новозеландская телевизионная группа, создававшая фильм о лучших в мире теориях образования, обнаружила во Френч Кэмпе (рядом с городом Стоктон в Калифорнии, в часе езды от Сан-Франциско) центр, работавший по системе Монтессори, организованный для детей беднейших в Америке рабочих семей — сборщиков фруктов и овощей из Мексики. Оба родителя в таких семействах, как правило, работали в поле ежедневно с пол-пятого или пяти утра, при этом семейный доход составлял всего около 7000 долл. в год.
Тем не менее, их дети пользовались услугами дошкольного образования, которое соответствовало лучшим мировым стандартам. Этот центр — один из 18, организованных в качестве эксперимента калифорнийским Фондом феноменологических исследований*. На территории центра во Френч Кэмпе телевизионная группа снимала маленьких эмигрантов, когда они танцевали, пели и играли, а также были заняты другими делами, причем все их занятия соответствовали основным идеям Монтессори. * Как и многие другие первопроходцы дошкольного обучения, организаторы Фонда были вынуждены закрыть большинство своих центров, включая и описанный нами во Френч Кэмпе, из-за отсутствия финансирования. Управление некоторыми центрами перешло к другим группам. С тех пор Фонд организовал четыре новых центра в Сакраменто на основе вышеописанных принципов. Дети сидели на детских стульчиках, за детскими столами и во время занятий использовали приспособления и инструменты, специально разработанные для их маленьких ручек. Они решали довольно сложные арифметические задачки по системе Монтессори, используя деревянные палочки разной длины и цветов, чтобы составлять десятичные дроби и числа до 2000. Среди многих других новшеств Монтессори впервые предложила новый метод изучения алфавита — не только глядя на него, но и осязая, трогая буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Детей во Френч Кэмпе занимали разнообразными делами, и во всех их занятиях были задействованы несколько органов чувств одновременно. В каждой комнате для помощи в процессе обучения размещались разнообразные животные и рыбки. Рядом с детьми на случай необходимости всегда находились родители, прошедшие специальную подготовку, хотя ребятишек старались приучить к самостоятельному обучению. Одна из организаторов Фонда Антония Лопес сказала в телевизионном интервью: «Основная задача взрослых заключается в том, чтобы обеспечить детям максимум возможностей для обучения во всех областях знания, — культуре, науке, искусстве, музыке, математике или языке, — обеспечить максимум возможностей, соответствующих их возрасту и уровню развития»'. Каждые два часа детям предлагали еду, причем блюда составлялись по всем правилам здорового питания: например, обезжиренные супы, лепешки из муки грубого помола, а не белый хлеб. При этом все блюда были необыкновенно вкусными. В то время, когда дети накрывали на стол, они попутно учились считать ложки, вилки и тарелки.
Но питанием дело не ограничивалось. Ежегодно проверялось физическое состояние всех членов семьи — мужчин, женщин, младенцев и более взрослых детей. Критики программы раннего обучения чтению Гленна Домана были бы, наверное, изумлены до глубины души, узнав, что во Френч Кэмпе дети начинали бегло писать, еще не достигнув пяти лет. Вот как это описывает Лопес: «По системе Монтессори дети в возрасте четырех — четырех с половиной лет совершают прорыв в освоении навыков письма. Теперь это выражается в официальной концепции "Я могу писать слова и предложения", но наши дети знакомятся с письмом и чтением значительно раньше. Уже в возрасте двух с половиной лет они осваивают навыки, предшествующие письму: например, делают что-то справа налево и сверху вниз; осваивают пространство листа. Естественно, они также слушают стихи, сказки, присутствуют при беседах на разные темы — вот почему они готовы сделать прорыв в овладении письмом гораздо раньше пяти лет». Примечательно, что исследования как Монтессори, так и Домана начинались с детей с серьезными нарушениями мозга — в результате этих исследований они выяснили, что стимуляция всех органов чувств помогает таким детям справляться с задачами даже лучше, чем «нормальным», здоровым ребятишкам. Монтессори ввела в общепринятое пользование методы и учебные материалы, благодаря которым даже «умственно неполноценные» дети могли легко научиться читать, писать, рисовать и считать еще до школы. Она сильно преуспела в этом направлении, — ее «неполноценные» ученики успешно проходили все стандартные тесты.
Согласно методу Монтессори, маленького ребенка не «обучают» письму, в процессе различных занятий он приобретает определенный опыт, позволяющий ему развивать «моторные» и другие навыки, которые приводят к самостоятельному «открытию» письма, Работающая по системе Монтессори Паулина Пертаб из Окленда (Новая Зеландия), объясняет: «Уже в возрасте двух с половиной лет ребенок начинает переливать воду и чистить обувь, развивая координацию глаз и рук; рисует и красит, учась управлять карандашом и кистью; позже — работает с формами и шаблонами, обводит формы снаружи и изнутри, а также начинает знакомиться с буквами, вырезанными из наждачной бумаги, высотой в девять сантиметров, чтобы почувствовать их формы». «Прорыв» происходит, когда ребенок самостоятельно обнаруживает, что он может писать. Еще в начале XX века Мария Монтессори доказала, что в подавляющем большинстве случаев «ключ» к раннему развитию отсталых детей лежит в создании атмосферы любви и всесторонней поддержки, способствующей развитию детских талантов. Она убедительно показала, что если дети растут в среде, где все направлено на поддержку их естественного, постепенного развития, они обязательно совершат свой «прорыв» в обучении: станут самостоятельными людьми, научатся учиться самостоятельно и с уверенностью браться за решение любой возникающей в их жизни проблемы. Спустя почти 100 лет после смерти Монтессори мы обнаружили только два детских развивающих центра, работающих на основе принципов, изложенных в данной главе. Первый из них — центр «Монтессори Интернэшнл» (Montessori International) в малонаселенном американском штате Монтана. Там не возникает нелепых дискуссий на тему того, что важнее и эффективнее при изучения английского языка: фонетика или «цельное восприятие языка». При обучении детей используются обе методики — и Монтессори, и Домана — в зависимости от того, какая из них лучше работает в каждом конкретном случае. В результате дети осваивают язык поразительно рано. Они знают, что все звуки английского языка изображаются при письме с помощью 70 буквенных комбинаций, и с удовольствием играют со звуками и этими комбинациями. В центре знают, что основные шаги к уверенному письму включают в себя десятки упражнений по развитию необходимых навыков, поэтому дети здесь много занимаются именно такими упражнениями. Здесь хорошо знают и то, что музыка и ритмика также чрезвычайно важны для процесса обучения и, следовательно, им отводится достойное место в сбалансированной программе. Не забывают и о том, что физические упражнения, по Доману — Палмеру — Хартигану, играют особую роль в развитии мозга, поэтому дети выполняют их каждый день.
Еще до того, как пойти в первый класс, каждый ребенок уверенно говорит, бегло читает, хорошо пишет, составляет рассказы и считает: складывает, вычитает и умножает*. * Сейчас в США под вывеской «центра Монтессори» действуют около 6000 различных дошкольных учреждений и школ, но большинство из них не следуют по пути описанного нами центра в Монтане. Например, «Монтессори Интернэшнл» придерживается теории Домана в отношении более раннего знакомства детей с чтением, чем рекомендует Мария Монтессори, — не говоря уже о тех школах, что следуют модели Пиаже (см. сравнительную таблицу на странице слева). Кроме того, «Монтессори Интернэшнл» является частью религиозной общины. И хотя ни один из авторов данной книги не столь компетентен, чтобы комментировать религиозную философию общины, ее подход к обучению просто восхищает. В Англии движение Монтессори, возглавляемое «Лондонским центром Монтессори» под руководством Лесли Бриттона, также лидирует в системе раннего образования. Одна из лучших школ Британии — это «Монтессори Фарм Скул» в Брэкнелле, графство Беркшир (Montessori Farm School), которой руководит уроженка Южной Африки Хелен Уоткинс. Но в то же время в целом в Великобритании, так же как и в Соединенных Штатах, ситуация с дошкольным образованием — одна из худших в мире. В Новой Зеландии 82% детей трех-четырех лет участвуют в программах раннего обучения, а правительство поставило целью в ближайшие годы нашего века довести это число до 95 %. Во многих европейских странах процент детей, посещающих дошкольные центры, столь же высок. Но в США общая эффективность раннего детского образования просто ужасающая. В Калифорнии, например, среди пятилетних детей, поступающих в детский сад, до этого посещали какие-либо дошкольные учреждения только 41 % англо-говорящих детей и 15% детей мексиканского происхождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|