Создание «правильного» настроя и привлечение внимания учащихся
Канадские учителя Анна Форестер и Маргарет Рейнхард в своей блестящей работе «Путь ученика» (Anne Forester, Margaret Reinhard, The Learners' Way) пишут о «создании атмосферы счастья» в каждом классе. По их мнению, большую роль в создании такого климата играют разнообразие, сюрпризы, воображение и вызов. «Неожиданные гости, загадочные экскурсии, спонтанные проекты (день старых традиций, выставки домашних животных, исследования по инициативе самих детей), а также обилие чтения, письменных работ и дискуссий. Те произведения, которые читают дети, стимулируют подготовку театральных постановок и кукольных представлений, и дети занимаются этим все более и более самостоятельно. Ваш класс редко будет абсолютно тихим. Взаимодействие и общение являются важнейшими составляющими климата удовольствий. Открытия, новая информация, искренняя радость при достижении успеха — всё это требует внешнего выражения». Если, входя в учебный класс или комнату для проведения семинаров, вы сразу чувствуете эту «атмосферу счастья», значит, первый шаг в создании правильного настроя на более эффективное обучение сделан*. * Перед началом любого занятия с учителями Джаннетт Вос — один из авторов этой книги, — как минимум, в течение часа расставляет необходимые стойки, развешивает по стенам цветные плакаты и проверяет готовность всей аудио- и видеоаппаратуры, в том числе проигрывателя компакт-дисков для воспроизведения музыки, которую услышат учащиеся, заходя в класс. Другой соавтор, Драйден, всегда настоятельно рекомендует учащимся перед посещением его инновационных семинаров съесть «завтрак для зарядки мозга», включающий бананы, киви, апельсины и другие свежие фрукты. Затем, в начале семинара, после разогревающих упражнений, он иногда дает бананы — «пищу для ума» — тем, кто забыл позавтракать.
Активная деятельность с самого начала совершенно необходима Следующим шагом является практическая деятельность, а именно то, что учащиеся или студенты должны делать. Яркая разноцветная обстановка, плакаты и многое другое к этому моменту уже начали стимулировать тех, кто относится к зрительным ученикам. Музыка «затронула струны» в душах «аудио-учеников», а немедленно начавшаяся активная деятельность создала комфортную обстановку для идеомоторных учеников. Сочетание всех трех стилей обучения обеспечивает активацию трех уровней мозга: мыслящего, чувствующего и действующего мозга. Но для раннего начала практической деятельности есть и другие причины: Физические упражнения под музыку увеличивают приток кислорода к мозгу — а, как известно, для его работы требуются, в первую очередь, кислород и глюкоза. Другие упражнения под музыку — как, например, простое жонглирование или движения типа левая нога — правая рука и правая нога — левая рука, могут стимулировать мгновенную связь между правым и левым полушариями, — более детально мы рассмотрим это в главе 11. Определенные упражнения помогают раскрепощению учащихся — как умственному, так и физическому, способствуют их расслаблению. Канадский психолог и астроном Том Вуджек перечисляет многие из них в своей книге «Тренировка ума. Упражнения для развития развитого интеллекта» (изд. «Питер», СПб., 1996). Другие занятия могут «растопить лед» и помочь участникам познакомиться друг с другом — и высвободить скрытые таланты и способности, как в данной конкретной ситуации, так и вне ее, Преподаватели ускоренного обучения из США Либиан Лабиоса-Кассон и Филип Кассой часто начинают международные семинары с игры «Бинго-люди». Участникам дается две минуты, чтобы узнать как можно больше людей.
Специально подобранные виды активности могут создать хорошее настроение. Капелли из Австралии часто заставляет своих учеников делать следующее: Q Рассаживает их в парах с людьми, которых они никогда раньше не встречали; затем в течение 45 секунд все рассказывают наиболее интересные моменты из своего жизненного опыта; таким образом, каждый человек начинает занятие с того, что фокусируется на принесших успех проектах, укрепляя уверенность в себе. · Массаж шеи и плеч друг друга под музыку для того, чтобы помочь людям расслабиться. · Q Все участники поют специальную песню «Об отношении» "The Big A in my life" (учащиеся произносят каждую букву слова «A-T-T-I-T-U-D-E» (отношение) и ритмично двигают руками под музыку. Очевидно, что конкретная методика будет зависеть от того, проводите ли вы обычный школьный урок, семинар на специальную тему или вводную часть международного симпозиума. Эрик Йенсен, автор книги «Суперпреподавание» (Eric Jensen, Super-Teaching) и один из основателей «Суперкэмпа» (SuperCamp), уверен, что на обучение влияют два основных элемента: состояние и стратегия. Третьим, конечно же, является содержание. «Состояние» создает правильный настрой для обучения. «Стратегия» определяет стиль или метод представления информации. «Содержание» же является предметом обучения. Каждый хороший урок содержит все три составляющие. Однако многие традиционные системы школьного образования игнорируют «состояние», хотя оно и наиболее важно из всех трех, «Дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начнется. И «дверь» эта — дверь в мир наших эмоций, «привратник обучения», первый этап на пути к состоянию максимальной готовности. Правильная длина волны мозга Один из главных шагов к этому — настроиться на «правильную длину волны» мозга. И именно здесь возникает, возможно, самое забавное противоречие: для того, чтобы ускорить процесс обучения, надо «замедлить» свой мозг. Одна из «длин волн» мозга наиболее эффективна для глубокого сна. Другая — для вдохновения. Еще одна, которая нам лучше всего знакома, используется в повседневной жизни, в активном состоянии бодрствования. Но многие исследования сейчас утверждают, что для легкого и эффективного обучения наиболее подходит четвертая «частота»: то состояние мозга, которое иногда называют альфа-состоянием.
Включите музыку Десятки исследовательских проектов подтверждают, что музыка является очень эффективным «регулятором», позволяющим настроиться на альфа-состояние. «Конечно, использование музыки для обучения не является чем-то новым, — сказал нам специалист в области ускоренного обучения Чарльз Шмид. — Например, мы учили под музыку алфавит — ABCD — EFG — HIJK — LMNOP. Но за последние 25 лет мы невероятно расширили наши представления о действии музыки. Мы установили, что в определенном состоянии расслабления, которое она может вызвать, наш мозг максимально открыт и восприимчив к поступающей информации. Этот тип расслабления не совпадает с процессом засыпания. Это состояние так называемого расслабленного внимания»™. В основе наших современных представлений лежат результаты исследования, начатого в 1950-х гг. болгарским психиатром и педагогом Георгием Лозановым. Он решил выяснить, почему некоторые люди обладают феноменальной памятью — супер-памятью. После долгих лет исследований он пришел к выводу, что у каждого из нас существует «оптимальное для обучения состояние». По его словам, оно приходит, «когда синхронизируются сердцебиение, частота дыхания и волн мозга, когда тело расслаблено, а разум сконцентрирован и готов к принятию новой информации». Применяя результаты своих исследований на практике, Лозанов получил ряд удивительных результатов, в частности, в области обучения иностранным языкам. К началу 1960-х гг. «Берлиц», в то время крупнейшая в мире школа по изучению иностранных языков, гарантировала студентам знание 200 слов после нескольких дней обучения — в целом курс занимал 30 часов. По данным Лозанова, его болгарские студенты учили ежедневно по 1200 слов и, что весьма важно, запоминали из них 96,1%. На его результаты опирались многие другие исследователи. Согласно Шмиду, «теперь мы знаем, что большинство людей может достичь этого идеального для обучения состояния без труда, легко и быстро. Один из ключевых моментов — глубокое дыхание. Другой — музыка, специально подобранная, с особым ритмом, который помогает расслабиться. Этот ритм составляет от 50 до 70 ударов в минуту».
Как правило, для достижения этого состояния используется музыка композиторов школы «барокко», относящаяся к XVII и началу XVIII веков: итальянского композитора Корелли, венецианца Вивальди, француза Куперена и немецких композиторов — Баха и Генделя. Лозанов обнаружил, что музыка стиля «барокко» приводит тело и мозг в состояние гармонии. В частности, она дает эмоциональный ключ к суперпамяти: открывает лимбическую систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным отделами мозга. В книге «Ускоренное обучение с музыкой: руководство для учителя» Терри Уайлер Уэбб и Дуглас Уэбб (Terry Wyler Webb, Douglas Webb, Accelerated Learning With Music: A Trainer s Manual) говорят: «Музыка — это скоростное шоссе к памяти». «Времена года» Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений, которое используется для начала путешествия по этому «шоссе». Слушая мелодии Вивальди, легко отбросить все посторонние мысли и зрительно представить времена года. «Музыка на воде» Генделя также успокаивает и расслабляет. Для учителей, освоивших новые методики обучения, любимое произведение для снятия напряжения — «Канон» Иоганна Пашебеля. Большинство учителей использует для начала каждого занятия специально подготовленные музыкальные записи, дополняя их «словесными зарисовками», подходящими к данной музыке и помогающими вызвать расслабленное состояние. Если вы достаточно компетентны в области музыкальной культуры, вы можете подобрать записи самостоятельно, в противном случае — просто купите их. Основная задача музыки — погрузить учащихся в расслабленное состояние, чтобы они могли сконцентрироваться на обучении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|