Повторение, оценка и празднование побед
Даже очень хорошие ученики не будут постоянно осознавать, «что они знают то, что знают». Один из способов помочь им в этом — использовать в конце занятия быстрые переброски большого мяча. Игра облегчит повтор всей наиболее важной информации, которую они получили за день. Другим методом является повторение с помощью «пассивного концерта», в ходе которого также упоминаются все рассмотренные пункты. После этого наступает один из наиболее критических моментов: самооценка. Именно на этой стадии каждый учащийся словно «закапывается внутрь», чтобы отыскать самые драгоценные «самоцветы», обретенные за день. Самооценка является инструментом мышления более высокого уровня: раздумий, анализа, синтеза, и только после этого — вынесения суждений. Оценки других учащихся и инструктора тоже составляют важную часть в кульминационной части занятия, но все же самой значимой является самооценка. Другой метод повторения пройденного материала — это просмотр карт памяти, или выделенных маркером самых важных моментов, или и того, и другого Q перед тем, как вы собираетесь ложиться спать в день занятия; Q на следующее утро; Q через неделю; Q через месяц; Q тогда, когда этот материал понадобиться или перед экзаменом. Если вы посещаете недельные курсы, в конце которых вас ждут экзамены, каждый вечер тратьте не меньше 15 минут на просмотр основных идей и карт памяти, составленных в этот день, и не меньше пяти минут — на записи каждого предыдущего дня. Если вы пишете статью или даже книгу, то удивитесь, как много вы сможете вспомнить, просматривая свои карты памяти и книги с подчеркнутыми местами. И никогда не забывайте отпраздновать каждую победу так, как отмечают свои достижения спортсмены. Похвалите весь класс за старательность, а когда это возможно, — превратите такую похвалу в повторение основ пройденного материала.
Объединение всех аспектов Как же вся эта теория работает на практике? Рассмотрим пять примеров: школа, целиком перешедшая на методику интегрированного ускоренного обучения; один класс в средней школе, который сделал то же самое в изучении одного предмета; специальный проект изучения иностранного языка в армии; преподаватель, добившийся нововведений, и получивший высокие результаты; школа, блестяще показавшая, как можно объединить технические средства с прогрессивными методами обучения. Эксперимент в школе Симона Гуггенхайма Первый пример свидетельствует о наличии огромного потенциала преобразований в инновационных методах школьного образования. Но при этом мы с горечью должны признать, что этот потенциал не может быть полностью реализован без кардинального изменения общественного климата. Школа типа К-8 (детский сад + восьмилетка) имени Симона Гуггенхайма расположена в одном из беднейших районов Чикаго, штат Иллинойс. Большинство населения составляют афро-американцы, 85% семей официально находится за чертой бедности, имея годовой доход от 9000 до 11 000 долл., и значительная часть живет на социальные пособия. Восемнадцать лет назад у учеников этой школы перспективы были весьма унылыми. Их школа была неуспеваемости одной из худших во всех Соединенных Штатах. С тех пор произошли кардинальные изменения. Школа Гуггенхейма служит примером того, как неприятности и несчастья учебного заведения могут послужить на его благо. Когда в 1984 г. Майкл Александер стал директором этой школы, она считалась очень плохой, и местный Департамент образования угрожал ее закрыть. Первое, что решил сделать Александер — поднять дух деморализованных преподавателей и повысить их квалификацию. Используя фонды штата, предназначенные для школ с особыми требованиями (т. н. Title I funds), он предложил сотрудникам 30-часовой курс повышения квалификации под руководством Питера Клайна, которого теперь он называет не иначе, как «гениальной динамо-машиной ускоренного обучения». Сначала такой курс прошла одна половина учителей, в то время как другая подменяла их на рабочих местах, потом — другая.
Как вспоминает Александер, «в начале все были, мягко говоря, настроены скептически. Мы договорились, что на них не будет оказываться никакого давления в плане использования принципов и методик интегрированного ускоренного обучения. Они сами выбирали, что имеет смысл использовать». О том, что случилось дальше, сейчас, как он говорит, приятно вспомнить. Войдя в один класс, вы встретите 11-летних учеников, по собственному желанию изучающих испанский язык, — они разыгрывают представления в кукольном театре и распевают под музыку. В другом классе 13-летние дети изучают историю Америки, играя роли Авраама Линкольна или Томаса Джефферсона. В компьютерном классе родители и учащиеся занимаются вместе. В следующем классе счастливая группа юных афро-американцев познает основы гигиены на «рэп-сейшене». Коридоры школы увешаны постерами и фотографиями афро-американцев, достигших в жизни выдающихся успехов. Если спросить Александера, что необычного в его школе, он ответит: «Здесь весело — люди отбрасывают роли, столь привычные для системы образования, когда учителя поступают по-своему, а учащиеся — по-своему. Теперь все сконцентрированы на создании атмосферы веселья и обучения детей — и мы принимаем любые роли, необходимые для облегчения этого процесса». Изменения не ограничиваются стенами классной комнаты. В школе составили свои собственные меню — особо питательные завтраки и обеды. Идея очень проста — «голодное брюхо к ученью глухо». «Учащиеся, проходя через вестибюль, ведут себя очень вежливо, очень уважительно, — говорит Александер. — Послушайте, о чем они говорят на игровой площадке — о том, что их школа становится школой будущего: "Мы используем методы ускоренного обучения. Мы самая продвинутая школа в городе по компьютерной технологии. В нашей школе учат испанский язык. У нас проходят занятия по тай-чи". Они рассказывают об этом своим друзьям, их переполняет энтузиазм и гордость».
Родители тоже полны энтузиазма. В среднем 20 родителей ежедневно приходят в школу, чтобы помочь учителям. А каковы результаты? «В плане успеваемости произошли огромные сдвиги, — говорит Александер. — За год до того, как наши учителя прошли подготовку на курсах интегрированных ускоренных методик обучения, только 27% учеников в течение года выполняли учебную программу. Через год этот процент вырос до 54%, а успеваемость по математике — до 58%»*. * В настоящее время Майкл Александер уже не является директором в школе Гуггенхайма, но теперешний директор Нэнси Эллис продолжает начатую им расширенную программу обучения. Д-р Ларри Мартел, президент компании «Интегрированные системы обучения Interlearn» в Хилтон-Хэде, штат Южная Каролина (Interlearn Integrative Learning Systems, Hilton Head, South Carolina, изучил результаты за тот год. Из его отчета следует, что навыки чтения возросли на 103%, а общие навыки чтения и математики — на 83%. За два года школа Гуггенхайма прошла путь от последней до одной из лучших среди 16 школ в этом районе Чикаго. Прекрасным окончанием этой истории было бы сообщение о том, что усилия школы полностью преобразили ситуацию в обществе в целом, но в этом районе Чикаго все еще очень напряженная криминальная обстановка, а по количеству убийств район по-прежнему занимает одно из самых высоких мест в США. Большая доля населения живет в бедности. Постоянные учащиеся школы Гуггенхайма достигают устойчиво высоких результатов. Но другие ученики, которые вскоре вновь покидают школу, успевают получить лишь мимолетное впечатление о своих способностях. Ситуация же в окрестностях школы ежедневно свидетельствует о необходимости того же самого подхода к социальным проблемам по всей Америке, какой использовали в школе Гуггенхайма для повышения эффективности обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|