Цифровые мультимедийные системы: катализатор реальных изменений
К счастью, цифровые и мультимедийные технологии и революционные изменения в средствах связи, которые уже преобразили деловой мир, наконец начинают стимулировать и коренные изменения в системе образования К-12 (детский сад плюс двенадцатилетка), соединяя искусство, музыку и интерактивные электронные технологии в единый процесс свершения открытий. Поскольку каждый из нас может сейчас получить практически мгновенный доступ к основному массиву мировой информации, главная роль школьного учителя уже не может заключаться в предоставлении информации. Одну из блестящих альтернатив этому можно найти в начальной школе на побережье Тахатаи, в новозеландской бухте Изобилия. В этой государственной школе типа К-8 лучшие интернет-технологии объединены в единый комплекс с лучшими программами подготовки учителей. Результат не заставил ждать — ученики стали придумывать свое будущее сами. Учебный год в Новой Зеландии разбит на четыре семестра, и все учащиеся в Тахатаи изучали по одной теме в течение каждого семестра. Цели национальной программы обучения Новой Зеландии вплетены в каждую из этих общих тем: чтение, письмо, математика, орфография, музыка, искусство и естественнонаучные дисциплины. Внутри каждой темы ученики всех возрастов изучают прошлое, настоящее и альтернативы на будущее в рамках модели «вопросы/открытия» — и, что самое важное, как изобрести еще более замечательные альтернативы. Вот типичный пример: в рамках изучения темы «охрана экологии» пятилетние дети написали рассказ о том, как двое детей во время прогулки в лесу освободили киви (не умеющую летать птицу) из ловушки. Затем они иллюстрировали свою историю и создали на ее основе мультипликационный фильм. Сюжет излагался под музыку «Времен года» Вивальди. В конце созданного ими компакт-диска приводилась краткая биография Вивальди и сочиненный детьми мультфильм об оркестре, исполняющем его знаменитую тему.
В течение того же самого семестра более старшие учащиеся (12 и 13 лет) нашли профессиональную съемочную группу, готовившую программу на тему охраны экологии водоемов, поэтому они решили самостоятельно записать видеофильм о том, как создается профессиональная телепрограмма об охране окружающей среды. Одна из целей школы — развитие во всех учениках осознания себя гражданами планеты. Для этого, в частности, Тахатаи (что означает «рядом с океаном») делится своими программами профессиональной подготовки учителей с преподавателями и учениками по всему миру через www.tahatai.school.nz. Некоторые крупные мультимедийные компании — например, Apple Computer и HyperStudio, — считают ее моделью школьного образования XXI века. То же самое думают и учащиеся. Все они имеют свои собственные web-сайты, на которых приведены их индивидуальные цели, персональные стили обучения и способности — наиболее важные элементы реальной революции в обучении. Глава 10 ДЕЙСТВУЙТЕ В СВОЕМ СТИЛЕ Как найти свой собственный стиль обучения и использовать все разновидности своего интеллекта Альберт Эйнштейн был мечтателем. Его учителя в Германии говорили ему, что он никогда ничего не достигнет, что его вопросы нарушают дисциплину в классе, что ему лучше бросить школу. Несмотря ни на что, он стал одним из самых выдающихся ученых за всю историю человечества. Уинстон Черчилль тоже плохо учился в школе. Он заикался и шепелявил. Все это не помешало ему стать одним из величайших политических лидеров XX столетия. Школьный учитель бил Томаса Эдисона кожаным ремнем, поскольку считал мальчика «пустоголовым» — тот задавал слишком много вопросов. Его так часто наказывали, что мать забрала Томаса из школы всего через три месяца учебы. Прошли годы, и он стал, возможно, самым выдающимся изобретателем в мире.
Томасу повезло: его мать — сама в прошлом школьная учительница — была одним из первопроходцев настоящего обучения. «Она придерживалась необычного для того времени мнения, что уроки могут быть веселым. Она придумала игру для обучения своего сына, которую называла исследованием, — исследованием восхитительного мира знаний. Сначала мальчик удивился, а потом восхитился. Он начал учиться так быстро, что вскоре мать не могла ему больше ничего дать, ее знаний уже не хватало», — так рассказывает о ней Всемирная энциклопедия (The World Book Encyclopaedia), но юный Эдисон самостоятельно продолжил свое образование, исследования и эксперименты». Индивидуальные стили обучения Эйнштейна, Черчилля и Эдисона не подходили к стилям обучения, которые были приняты в их школах. Это же самое несоответствие мучает сегодня миллионы других людей. Возможно, именно оно является важнейшей причиной неудач сегодняшнего школьного образования. Очевидно, у всех людей различные таланты. Пабло Пикассо был, без сомнения, великим художником, Уильям Шекспир — замечательным драматургом, Джо Луис и Бейб Рут — выдающимися спортсменами, Энрико Карузо — прекрасным тенором, Анна Павлова — изумительной балериной, а Одри Хепберн — бесподобной актрисой. Любой человек, читающий нашу книгу, обладает своим индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем работы. Бизнес будет успешным только в том случае, если сможет соответствовать различным стилям жизни. Кадровые консультанты всю свою жизнь работают для того, чтобы подобрать каждому клиенту работу, соответствующую его способностям. При этом многие наши школы работают так, как будто все люди одинаковые. Хуже того: большинство образовательных систем проводят экзамены или тесты, которые поощряют лишь ограниченное число способностей. Такое поощрение в раннем возрасте часть приводит к отделению якобы «одаренных» детей от тех, на кого вешается ярлык «не слишком умный» и даже «отстающий». Возможно, самым вредным изобретением в области образования в XX веке стал так называемый тест интеллектуальных способностей. Два французских психолога — Альфред Бине и Теодор Симон (Alfred Binet, Theodore Simon) — разработали первые подобные тесты в 1905 г. Два американских психолога из Стэнфордского университета, Льюис М. Терман и Мауд А. Меррил (Lewis М. Terman, Maud A. Merrill), позже несколько видоизменили французский тест и получили то, что стало известно как тесты Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet tests).
У них прекрасно получилось тестирование некоторых способностей, но их тесты отнюдь не отражают все способности, и что еще хуже, применение тестов утвердило общество во мнении, что интеллект фиксирован с рождения. Интеллект не фиксирован. Что еще приятнее, каждый из нас обладает разнообразными «типами интеллекта», или интеллектуальными склонностями. Если бы авторов этой книги спросили, что необходимо прежде всего сделать для преобразования систем среднего образования во всем мире, они бы ответили: определить комбинацию индивидуальных стилей обучения и способностей каждого ученика и приспосабливаться к ней; при этом обязательно поддерживать разностороннее развитие всех потенциальных способностей учеников. Основным недостатком так называемого IQ (англ, «intelligence quotient», «показатель интеллекта») является то, что он путает логику и общий интеллект — в то время как логика, как мы уже видели, является лишь одной из форм мышления или навыков обучения. Кроме того, в некоторых тестах перепутаны понятия лингвистические и общие способности. В течение последних нескольких лет одним из тех, чьи важнейшие новые открытия разрушили миф о «фиксированном IQ», был профессор Гарвардского университета Ховард Гарднер. В течение более 15 лет Гарднер анализировал результаты многочисленных исследований, чтобы доказать: каждый человек обладает, по меньшей мере, семью различными «центрами интеллекта». Он выделил следующие центры: Лингвистический интеллект: способность хорошо писать или говорить; эти качества были сильно развиты у Уинстона Черчилля, Джона Ф. Кеннеди, а также у всех выдающихся писателей.
Логически-математический интеллект: способность рассуждать логически, математические способности — сильно развиты у таких людей, как Бертран Рассел; премьер-министр Китая, экономический лидер страны Джу Ронгжи. Визуально-пространственный интеллект: способность рисовать, талантливо фотографировать или создавать скульптуры. Телесно-идеомоторный интеллект: способность использовать свои руки или тело — присуща в большей мере выдающимся спортсменам и актерам. Музыкальный интеллект: способность сочинять песни, петь и играть на музыкальных инструментах. Межличностный интеллект: то, что мы предпочли бы назвать (социальным» интеллектом — способность налаживать отношения с другими людьми. Внутриличностный интеллект: способность разбираться в собственных внутренних ощущениях*. * Как мы уже говорили, Говард Гарднер позже постулировал существование восьмого типа интеллекта: «натуралистского». Другие писатели, включая британского консультанта по менеджменту профессора Чарльза Хэнди, утверждают, что типов интеллекта значительно больше; и в их числе, например, «здравый смысл». Различие между типами интеллекта не просто семантическое. Детей в раннем возрасте все еще «делят» на два «стада» — два мифических потока «одаренных» и «неодаренных» детей — на основе тестирования всего лишь двух способностей. Мы уверены, что открытия Гарднера имеют огромную важность в построении прогрессивных систем образования. Каждый ребенок является потенциально одаренным — зачастую во многих различных областях. Каждый человек, кроме того, обладает своим индивидуальным стилем обучения, стилем работы, темпераментом. В 1921 г. швейцарский психиатр Карл Юнг выделил различные методы восприятия людьми информации. Он так классифицировал эти типы: чувствующий, мыслительный, сенсорный и интуитивный. Насколько нам известно, Юнг стал первым, кто разделил людей на интровертов и экстравертов. К несчастью, многие прозрения Юнга были отброшены к 1930 г., и до недавнего времени о них почти никто не вспоминал. Все мы знаем людей, соответсвтующих описанным им типам, а профессор теологии из Новой Зеландии Ллойд Гиринг обобщил его идеи в своей книге «Сегодня в мире» (Lloyd Geering, In The World Today), где он пытается перекинуть мостик между религией и наукой. Мыслители-экстраверты в большом количестве присутствуют среди менеджеров, военных стратегов и ученых, работающих в некоторых областях науки. Среди них такие люди, как легендарный топ-менеджер автоиндустрии Ли Якокка или английский полководец Бернард Монтгомери.
Мыслителей-интровертов часто захватывают идеи, им они могут посвятить всю свою жизнь. Примером таких людей могут служить философы, ученые, такие как Чарльз Дарвин, Рене Декарт и сам Юнг. Чувствующий тип экстравертов: это люди, живущие ради других людей.Самым известным человеком этого типа можно назвать мать Терезу. Чувствующий тип интровертов — те, кто способен страдать из-за несчастий мира и принимать их как личное бремя. Ощущающий тип экстравертов любит спорт, ищет приключений и удовольствий. Ощущающий тип интровертов «считает внешний мир неинтересным и бесплодным, поэтому ищет самореализации внутри себя самого». Среди этих людей — великие мистики. Интуитивный тип экстравертов — ко всему новому относятся с большим энтузиазмом, но положиться на них можно не всегда. Они могут быстро переключаться с одного интересного для них дела на другое, особенно если первое дело не принесло немедленного результата. В их головах теснятся видения новых миров, которые надо завоевать или построить. В качестве примеров мы можем назвать Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона, Гитлера, Генри Форда, а также строителей современных экономических империй». Интуитивный тип интроверта — мечтатели, живущие за счет своих собственных скрытых ресурсов. Гиринг говорит, что «первым и необходимым шагом к пониманию юнговской концепции индивидуализации — процесса, благодаря которому каждый их нас превращается в уникальную и цельную человеческую личность, — является признание существования психологических типов». Многие специалисты в области обучения в настоящее время развивают эти теории. Например, школы Рудольфа Штейнера огромное внимание уделяют определению индивидуальных типов личности, учитывая их во время обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|