Физические и биологические факторы, оказывающие влияние на процесс обучения
Количество приемов пищи, уровень энергии в зависимости от времени дня и потребность двигаться может также оказывать влияние на наши способности к обучению. Попробуйте, к примеру, позаниматься на голодный желудок. Для большинства людей это просто невозможно, а некоторым вообще необходимо постоянно что-то грызть. Одни люди — «жаворонки», другие — «совы». Супруги Данн обнаружили, что люди учатся значительно эффективнее, если время занятий совпадает с их внутренними ритмами активности. При этом оказалось, что большинство учащихся школ и колледжей не относятся к разряду «жаворонков». «Только около одной трети из более миллиона учащихся, которых мы протестировали, любят заниматься ранним утром, — пишут Данны. — Большинство предпочитает позднее утро или время после полудня. Фактически, многие просто не в состоянии сконцентрироваться на сложном материале до 10 часов утра». Для дневного обучения Данны рекомендуют период с 10 часов утра до трех часов дня, но кто сказал, что средние школы не должны работать вечерами для «сов»? Данны подтвердили, что в традиционных школах с наибольшим количеством сложностей сталкиваются тактильно-идеомоторные учащиеся. Их часто исключают, потому что они не могут сконцентрироваться, сидя час за часом на одном месте. Те же, кто все-таки остается в школе, часто испытывают огромные трудности, и их нередко временно отстраняют от занятий. Многих их них относят к разряду «детей без способностей к обучению», и помещают в «спецшколы», где их ждет все то же: долгие часы сидячей работы, и никакого внимания к их реальным способностям и стилям обучения. Все передовые системы обучения, которые мы встречали, обращаются к самым разным складам ума и стилям обучения. Однако многие средние школы до сих пор, судя по всему, ориентированы на «академическое», двухмерное преподавание, — направленное в основном на лингвистически и логически ориентированных учеников. Неудивительно, что многие сотрудники школьной администрации сами обладают логически-математическими и лингвистическими способностями — поэтому, естественно, такая образовательная среда кажется им оптимальной.
Как определить индивидуальные стили обучения студентов Есть один простой способ — спросить. Несложный вопрос, разговор о стилях обучения и личных склонностях одновременно является и самым простым способом разрушения барьера между учителем и учениками. Кроме того, порой можно определить предпочтительный для учащихся стиль обучения, просто прислушиваясь к их словам. Если вы попросите «зрительного» ученика объяснить что-либо, он постарается нарисовать схему. Если он начинает понимать суть какого-либо сложного предмета, он скажет: «Я вижу, что вы имеете в виду». Прочтите ему меню в ресторане, и он захочет сам взглянуть на него. Если вы хотите купить для него подарок, наверняка не ошибетесь, выбрав книгу, — но уточните заранее, предпочитает ли он печатный текст, или иллюстрации. Если последнее — может быть, даже лучше будет подарить ему видеофильм. Большинство «зрительных» учеников — но не все — организованны и аккуратны, хорошо одеваются. Аудиоученик почти совершенно не склонен к чтению книг или инструкций. Если ему надо что-то узнать, он должен об этом спросить. Он не покупает машину, руководствуясь ее внешним видом — его волнует, прежде всего, ее стереосистема. В самолете он сразу же вступает в разговор с соседом. Когда он улавливает суть новой информации, он говорит что-то наподобие: «Я слышу, что вы говорите». Если вы покупаете для него подарок, лучше выберите магнитофон, а не книгу.
Идеомоторный, тактильный ученик хочет постоянно находиться в движении. Если он случайно заденет вас и сделает больно, он обязательно захочет извиниться, обняв вас. Когда он улавливает новый принцип, он даже «чувствует, что это правильно». Так что, если захотите купить такому человеку что-нибудь приятное на Новый год, — может, подумать о ноутбуке? Ваш уникальный стиль работы С начала 1990-х гг. Барбара Прашниг, возглавляющая новозеландскую «Компанию творческого обучения» (Creative Learning Company), представила модель, разработанную четой Данн, в начальных и средних школах Новой Зеландии и среди студентов МВА Оклендского университета. «В любом возрасте люди могут изучить практически все, что угодно, если им позволить сделать это в своем неповторимом стиле, используя свои собственные сильные стороны», — написала она в книге «Наша сила в многообразии: революция обучения в действии» (Barbara Prashnig, Diversity Is Our Strength: the learning revolution in action). В основу своей программы определения индивидуальных стилей обучения, работы, а также индивидуальных стилей преподавания и подготовки Барбара Прашинг положила результаты исследований Данное. «Стиль работы, — говорит она, — может быть определен как способ, которым люди в коллективе усваивают новую и сложную информацию, размышляют или концентрируются, выполняют свою повседневную работу и находят решения возникающих проблем». Поискав в Интернете, любой человек может быстро получить компьютерную распечатку, показывающую его собственные сильные стороны, на которые стоит опираться, и слабости, которые надо преодолевать. «Эта система, — говорит она, — идеально подходит и для отдельных людей, и для компаний, ищущих новых сотрудников». Ее программы по определению стиля обучения, работы и преподавания сейчас эффективно используются в Новой Зеландии, Великобритании, Финляндии, Швеции и ряде других стран. Четыре разновидности стиля мышления S У нас есть не только предпочтительные стили обучения и работы, но и любимые стили мышления. Энтони Грегорк, профессор Коннектикутского университета, разделил их на четыре группы: G Конкретный последовательный тип О Конкретный случайный тип Q Абстрактный случайный тип
Q Абстрактный последовательный тип. Мы очень благодарны консультанту компании «Суперкэмп» (Super-Camp) Джону Летелье (John LeTellier) за то, что он адаптировал модель Грегорка и представил то, что получилось, на трех страницах. Мы подчеркиваем, однако, что ни один стиль мышления не лучше остальных. Каждый может быть эффективным по-своему. Важно только, чтобы вы лучше узнали, какой стиль обучения и мышления для вас оптимален. Выяснив свой собственный стиль, вы сумеете затем определять другие стили. Это поможет вам понимать людей и сделает вас более гибким в отношениях с близкими. И тогда мы будем обмениваться опытом, чтобы учиться и работать более эффективно. Пройдя тест, предложенный на с. 446, 448, и нарисовав свой график (с. 450), подумайте о следующих объяснениях, которые помогут вам лучше усваивать информацию, думать, учиться, работать и наслаждаться жизнью:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|