Концепция туризма
Совокупность научных взглядов на современное состояние и прогноз основных направлений развития туризма. К. т. включает предложения по генеральной и территориальной схемам управления туризмом, активизации экономического роста туризма и достижению прогнозных результатов; целевым программам индустриального, научно-технического, кадрового и правового обеспечения и развития международного туристского обмена. Концепция развития индустрии туризма составляет суть государственной Концепции реорганизации и развития туризма в РФ, одобренной Указом Президента РФ 22 декабря 1995, наметившей пути выхода России на мировой туристский рынок, структурной перестройки системы туризма, сложившейся к нач. 90-х гг. В ней анализируется современное состояние туризма и обозначаются основные направления его структурной перестройки; создания нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике. Концепция наметила ряд организационных мер по активизации государственной политики в сфере туризма, созданию правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной и конкурентоспособной на мировом рынке индустрии туризма. (См. Законодательство туристское. ) Концепция развития социального туризма – официальная доктрина советских профсоюзов, разработанная в нач. 80-х гг. в связи с обострением противоречий в развитии туризма (см. История туризма), обобщила систему научных взглядов на туризм как на социальное явление. Данная концепция основывалась на признании определенных противоречий и предлагала для их преодоления пути эволюционного характера. В частности, признавалось, что состояние общественного производства требует расширения и обновления разнообразных форм отдыха, наиболее эффективно решающих задачу комплексного восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека – главной производительной силы общества.
В целях развития внутреннего и социального туризма в настоящее время разработана КОНЦЕПЦИЯ НАРОДНОГО ТУРИЗМА. Созданное рядом туристских организаций Всероссийское народное туристское общество (ВНТО) ставит своей задачей развитие и укрепление отечественной туристской индустрии, создание внутренних российских туристских цепей и маршрутов, разработку краеведческих экскурсионных программ, детских каникулярных программ, социальных программ для ветеранов, молодежи, специалистов, создание семейных туристских клубов. 1. Одним из важных последствий глубокого социально-экономического кризиса является все сокращающееся туристское пространство России. Восстановление и развитие его – важное положение концепции народного туризма, опирающейся на провозглашенные в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996, приоритетные направления туристской деятельности, развитие к-рых всемерно поддерживается и поощряется государством – внутренний, въездной, международный и самодеятельный туризм. Это означает преимущественную ориентацию на систему национальных культурно-исторических и природных ценностей и территорий, включение их в жизненный цикл российских людей. 2. Придание российскому туризму социальной направленности, обеспечение рекреационных потребностей широких слоев населения – основа социальной ориентации народного туризма. 3. Выездной туризм, активизировавшийся в последние годы как естественная реакция на возникшую в результате реформ открытость границ и неразвитую инфраструктуру туризма внутри России, действует как мощный канал вывоза капитала из России, создания новых рабочих мест за рубежом. Использование сохранившейся инфраструктуры туризма и создание новых рабочих мест непосредственно в России – суть модели внутреннего туризма, базовой для народного туризма.
4. Главная цель ВНТО – использование средств туризма и экскурсий для возвращения народу его истинных духовных ценностей и культурно-исторического наследия, обеспечение социальных контактов и коммуникаций между людьми. 5. ародный туризм не выступает против мирового туристского рынка, он отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности. Механизмы социального партнерства и профессиональных ассоциаций (гильдий) – основные механизмы, регулирующие деятельность народного туризма и его структур. В рамках народного туризма должна возникнуть система профессиональных ассоциаций (гильдия экскурсоводов, ассоциация музеев, ассоциация туристских клубов, гильдия краеведов, гильдия турлиде-ров и т. п. ), к-рые будут заключать коллективные договора с ассоциацией туроператоров на формирование туристского продукта и условиях его распространения на рынке, а также договоры на абонементное обслуживание с ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, студенческими ассоциациями, клубами ветеранов и т. п. ) в режиме социального партнерства. 6. Перестройка монопольных туристских систем СССР: Интурист, ЦСТЭ профсоюзов, Спутник, привела к полному разрыву связей между индустрией гостеприимства и населением, обернулась невостребованностью значительной материальной базы туризма (более 1000 отелей и турбаз, около 2000 предприятий питания, 6500 пансионатов и санаториев, более 12 000 пионерских лагерей, более 1500 туристских и экскурсионных бюро и т. д. ). Возрождение гостиничных, ресторанных, санаторных цепей, туристских маршрутов на франшизной основе – конкретный путь восстановления и развития российского туризма. 7. Наличие значительной и неиспользуемой в настоящее время материальной базы и туристской инфраструктуры позволяет создать дешевый и качественный туристский продукт путем организации специальных фондов, ипотечных банков и др. рычагов, обеспечивающих владельца абонемента, клубной карточки гарантированными и конкретными потребительскими благами (отдых в пионерском лагере, пансионате, участие в экскурсии, посещение музея и т. п. ).
8. Народный туризм опирается на потенциал российской провинции, малых и средних городов России, природно-исторических территорий и объектов, на базе к-рых возможно решение задачи создания градообразующих начал и новых рабочих мест для обеспечения занятости местного населения. 9. Народный туризм ставит своей задачей обслуживание ежедневных рекреационных потребностей людей и организацию программ уик-энда, считая их более весомыми в социальном плане. 10. В развитие положений Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» о правовом совершенствовании отношений в сфере туристской индустрии, занятой внутренним и въездным туризмом, представляется необходимой разработка и принятие ряда законов: о туристской ренте; о социальном туризме; о социальном партнерстве в туризме; о франшизе в туризме; о внебюджетных фондах в туризме и т. п. Эти законы должны создать правовое поле для воссоздания туристских ресурсов и учета интересов местных администраций, муниципалитетов и федеральных властей, когда они выступают собственниками данного ресурса (Закон о туристской ренте). Закон о социальном туризме должен четко определить туризм как область социальных гарантий для российских граждан. Закон о социальном партнерстве должен определить характер и процедуру формирования коллективных договоров в сфере туризма и определить важнейшие социально-экономические нормативы рекреационной деятельности граждан. Закон о франшизе в туризме должен установить процедуры и условия формирования партнерских отношений (туроператор – индустрия туризма) и франшизных цепей отелей, клубов, ресторанов, действующих на определенных сегментах туристского рынка. Закон о внебюджетных фондах в туризме должен установить систему народной приватизации индустрии туризма и ее элементов.
11. Основу деятельности народного туризма должны составить местные туристские программы с опорой на местное законодательство, местные туристские ресурсы, краеведческое движение и музейное дело. Особое внимание будет уделено разработке школьных учебных экскурсий, связанных с тематикой школьного образования: история и география родного края, местные художники и писатели, герои и специалисты, местные промыслы, праздники и т. п. Этот туристский продукт должен иметь социальную цену и может производиться на условиях вторичной занятости учителей, работников сферы культуры и производства. Разработкой и продвижением данного туристского продукта будут заниматься местные бюро народного туризма, воссоздаваемые на базе экскурсионных бюро (всего их было в РСФСР более 750 в 500 городах). 12. Приоритетным направлением деятельности народного туризма должно быть возрождение межрегиональных туристских маршрутов, путешествий и экспедиций, особенно героико-патриотической и культурно-исторической ориентации: героико-патриотическая туристская экспедиция «Россия – родина моя»; национальные маршруты: Пушкинский меридиан, Сибирский казачий путь, Путь из варяг в греки, Великие реки России, Национальная туристская тропа, Экспресс «ЕВРАЗИЯ» и т. п.; национальные программы: Золотое наследие Руси, Славянская письменность, Русские монастыри, Русская усадьба и т. п. 13. Реализация программы народного туризма в ближайшие 5-6 лет не только создаст в России дополнительно свыше 1, 5 млн новых рабочих мест, но и потребует подготовки соответствующего числа специалистов и работников определенной квалификации. 14. Опыт большинства стран мира демонстрирует наличие широкого спектра поощрительных туристских программ, реализуемых в рамках профсоюзов, конфессий, социальных ассоциаций и обществ. Эти программы предоставляют их участникам значительные льготы и скидки при потреблении услуг, информационном обслуживании, на транспорте, вводя соответствующую систему абонементов, клубных книжек, транспортных чеков. Абонементная основа при низкой стоимости услуг позволяет их производителям заранее получать необходимый оборотный капитал, полнее задействовать материальную базу, решать задачи ее амортизации и развития. Для потребителя же абонемент является гарантией предоставления ему туристских услуг и значительных льгот и скидок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|