Менеджмент туризма
Управление туристскими организациями в условиях рынка: ориентация на рекреационные потребности и спрос клиентов; стремление к повышению экономической эффективности деятельности туристской организации; стремление к росту ее хозяйственной самостоятельности; учет состояния и тенденций туристского рынка. Подсистемы управления туристской организацией – планирование; техническая подготовка; производство; снабжение; сбыт. Существуют три аспекта содержания понятия М. т.: наука и практика управления; организация управления туристской фирмой; процесс принятия управленческих решений. М. т. подразделяют на следующие виды: 1. Функциональный М. т. – комплексные повседневные процессы управления, обеспечивающие постоянное функционирование предприятия по трем основным направлениям: 1. 1. Структура и организация деятельности туристской организации. 1. 2. Мотивация и распределение обязанностей работников. 1. 3. Контроль и оценка исполнения. 2. Типологический М. т.: 2. 1. Менеджмент Гостеприимства – системная часть М. т., обеспечивающая целостность процесса обслуживания туристов. Функция менеджмента гостеприимства – стыковка подсистем обслуживания в связи с требованиями Деятельности рекреационной в целях максимизации удовлетворения потребностей гостя. Для реализации менеджмента гостеприимства в туристских организациях создаются специальные планирующие группы. Типовая структура такой группы (ее подгрупп) в крупном отеле следующая: административная; торговая; рецепционная; гостиничная; ресторанная; оборудование; кухня; комнаты отдыха. Функции планирующей группы: сканирование ситуации; разработка плана мероприятий по менеджменту отдельных подразделений отеля.
Регулирование отношений с гостями осуществляют группы по ведению дел с клиентами, создаваемые в принимающих туристских агентствах, к-рые ответственны за планирование, контроль и координацию всех работ, проводимых отправляющим туристским агентством от имени клиента. Для поиска междисциплинарных решений в целях повышения качества производства туристского продукта и обслуживания туристов в туристской организации создаются проблемные рабочие группы. Менеджмент предприятий Индустрии гостеприимства осуществляют: • директор – лицо, назначенное или нанятое для осуществления текущего управления организацией. Он выполняет функцию посредника между владельцем предприятия и управленческим персоналом, с одной стороны, и клиентами – с др. Директор туристского предприятия переводит общие постановочные задачи владельца предприятия в конкретные управленческие решения, определяет направления политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в т. ч. проведение финансовой политики, закупочной политики, развитие отношений с партнерами; • директор исполнительный – менеджер туристской компании, к-рый является ее служащим, занятым повседневным управлением и не участвующим в разработке политики компании; • директор по маркетингу – менеджер современной гостиницы, отвечающий за: соответствие гостиничных услуг тем специфическим потребностям, к-рые характерны для конкретной категории потребителей; поиск новых клиентов; контроль за работой коммерческой службы; планирование и организацию конгрессного и банкетного обслуживания; • директор по питанию – менеджер современной гостиницы, отвечающий за организацию питания гостей в ресторанах, кафе и барах; обслуживание банкетов и конференций; работу кухни; составление меню; заказ и поставку необходимых продуктов; распределение обслуживающего персонала по участкам; осуществление контроля за качеством готовой продукции; соблюдение режима экономии;
• директор по размещению – центральная фигура в гостиничном менеджменте, менеджер, отвечающий за успешную работу и эксплуатацию номерного фонда, несущий ответственность за его чистоту и нормальное функционирование. 2. 2. Менеджмент туроперейтинга (см. Туроператор) – управление деятельностью туроператоров в туристском бизнесе и отношениями туроператоров с производителями туристских услуг – авиалиниями, отелями, транспортными фирмами; посредниками – турагентами; потребителями туристского продукта – туристами. 2. 3. Тур-менеджмент – раздел М. т., целью к-рого являются организация и управление оптовой торговлей турами и розничными продажами. 2. 4. Менеджмент блюд и напитков – разработка концепции питания в отелях, управление, организация торгового обслуживания гостей и контроль за качеством блюд и напитков. Менеджмент блюд и наш гков возглавляет директор по питанию, имеющий в подчинении разнообразные службы и отделы, к-рыми управляют менеджеры, в т. ч. менеджер по обслуживанию в номерах, а также сменных менеджеров. Основным элементом данного вида менеджмента является меню, различное для специализированных торговых точек. К функциям менеджмента блюд и напитков относятся организация банкетов, буфетное и барное обслуживание, обеспечивающие клиентов спиртными и прохладительными напитками под аккомпанемент небольшого оркестра или записанную музыку. Производственным центром здесь является кухня, где готовятся заказанные блюда. Основная цель – контроль за ценой и качеством блюд и напитков. В особые типологические группы М. т. выделяются: 2. 5. Менеджмент круизов. 2. 6. Менеджмент путешествий. 2. 7. Менеджмент экскурсионный – совокупность форм и методов 3. Менеджмент персонала – состояние управления кадрами в туризме и перспективы работы в условиях рынка. Основные задачи менеджмента персонала – разработка системы мер по управлению I персоналом в условиях хозяйствования; создание системы непрерывною обучения кадров.
Персонал туристской организации – реальная профессионально-квалификационная структура туристской организации, отличающаяся от идеальной Структуры профессионально-квалификационной в результате влияния конкретных внешних условий и экономической ситуации внутри нее. Персонал туристской организации является объектом менеджмента. В менеджменте гостеприимства обслуживающий персонал подразделяют на две категории: работники первой линии – персонал, контактирующий с клиентами; работники второй линии – персонал, не контактирующий с клиентами. Персонал туристской организации подразделяют на четыре категории: высшее руководящее звено; среднее руководящее звено; работники обслуживания; рабочие технических служб. В целях мотивации персонала используют критерии самооценки персонала – жизненные ценности; круг интересов; особенности характера; индивидуальность; профессиональные качества; навыки. Функции М. п.: 1) системные; 2) управление кадрами; 3) управление трудом; 4) управление социальным развитием. «В любой деятельности человеческий труд является важным детерминантом прибыльности, но в сфере обслуживания человеческий труд приобретает такое значение, при котором само существование единого хозяйственного механизма ставится в прямую зависимость от количества и качества самого труда. Три основные причины роста значения менеджмента персонала в индустрии гостеприимства: решающая роль взаимоотношений между служащим и клиентом; рост заработной платы в сфере гостеприимства в течение последних 15 лет – основной фактор роста цен; усиление государственного воздействия и регулирования процессов менеджмента персонала» – таков вывод известного специалиста в области управления персоналом X. Дивайна. Все эти факторы вынуждают менеджеров туристских организаций уделять больше времени и средств сфере человеческих ресурсов, в первую очередь следующим функциям: планированию штатной численности персонала; подбору служащих; профессиональной ориентации; повышению квалификации; планированию функциональных обязанностей персонала; изучению потребностей персонала и мотивации.
Направления М. п. – обеспечение равных возможностей труда; анализ профессионально-квалификационной структуры; планирование рабочих мест; набор персонала; отбор кадров; оценка результативности труда; тренинг персонала; планирование карьеры служащих; оплата труда; пособия и услуги; трудовая дисциплина; безопасность и здоровье служащих; режим работы; оценка работников. Важным аспектом М. п. в туризме является поддержание эффективного делового климата. В индустрии гостеприимства деловой климат можно считать благоприятным, если М. п. проводит в жизнь: справедливые принципы подбора и расстановки кадров; закрепленные в письменной форме служебные обязанности для каждого рабочего места; реализацию потребностей в повышении квалификации работников для их последующего продвижения по службе; постоянное повышение квалификации супервайзеров; проверку работы всего персонала; программу поощрений работников; официальный план продвижения персонала по служебной лестнице; периодическое повышение заработной платы; периодическое совершенствование системы льгот; согласование вопросов сокращения численности персонала с самим персоналом; рассмотрение трудовых споров и обязательность их разрешения для администрации. Плата заработная – фиксируемые в договорах и соглашения; -между туристской организацией и наемными работниками отношения найма, отражающие соотношение спроса на труд со стороны туристских организаций и предложение труда со стороны наемного работника, носителя рабочей силы. В практической деятельности туристских организаций заработная плата выступает в трех аспектах: на рынке труда как цена рабочей силы; в процессе труда как плата за труд; после процесса труда как личный, семейный доход. В туризме заработная плата определяется как доля личного дохода, состоящая из всех форм оплаты труда, включая оклады, комиссионные, премии, отпускные пособия, медицинские пособия и стоимость платежей натурой (напр., бесплатное питание и размещение), а также чаевые от клиентов. В США ставка начинающего рабочего первой линии (получающего чаевые) составляет 5, 00 долл., а начинающего рабочего второй линии – 7, 35 долл. Годовой прирост заработной платы в целом по индустрии гостеприимства составляет 4-6 %. Квалифицированные специалисты и менеджеры получают от 25 000 до 100 000 долл. в год в зависимости от конкретного места работы, уровня квалификации и стажа.
Повышение квалификации – поддержание и приведение в соответствие с задачами социально-экономического развития туризма квалификационного уровня кадров. Научно-технический прогресс и требования по повышению эффективности туристской деятельности ставят, кроме того, задачу обеспечения опережающих темпов углубления содержания квалификационной структуры кадрового потенциала. Это требует от системы подготовки и повышения квалификации кадров реализации следующих функций: • квалификационного мониторинга – установления несоответствия между фактической квалификацией кадров и квалификациейными требованиями эффективного и качественного осуществления деятельности на каждом рабочем месте, стимулирования каждого трудящегося к изысканию путей преодоления этого несоответствия; • отбора кадров для включения их в наиболее подходящие и эффективные виды и формы повышения квалификации, обеспечивающие профессиональную пригодность и перспективность; • обеспечения адекватной реакции на динамику изменений и тенденции развития туризма и сферы управления соответствующим повышением квалификации кадров, опережающим эти изменения; • обеспечения экономической заинтересованности организаций в своевременной подготовке и переподготовке кадров; • обеспечения необходимых организационных условий для эффективной увязки всех сторон, участвующих в процессе повышения квалификации кадров. Реализация главной цели и функций системы повышения квалификации осуществляется через решение следующих основных задач: обеспечение единой политики повышения квалификации на основе учета реальных потребностей туристской отрасли; системное обновление и обогащение профессиональных знаний, специализацию и переквалификацию в случае изменений профессиональной структуры кадров; внедрение экономического подхода к повышению квалификации кадров. Расходы, связанные со стимулированием производительного труда, на практике оказываются заметно выше расходов по подготовке и переподготовке мотивированных работников, к-рые решают эти задачи. Структура М. п. организационная-устойчивые иерархические отношения соподчинения персонала туристских предприятий, организаций. Выражены следующие тенденции: объединение отдельных подразделений, обеспечивающих различные функции М. п., в одну комплексную службу; формирование многочисленных неформальных групп управления (команды по решению проблем, группы качества и т. п. ) в целях передачи значительной части функций менеджмента в самоуправление; передача части функций ассоциациям, напр, подготовка персонала. Учет финансовый человеческих ресурсов-процессопределения и измерения данных о кадровом составе туристской организации с отнесением доходов и расходов по его содержанию на соответствующие статьи баланса. Основан на том, что расходы по подбору, найму и повышению квалификации кадров – это не просто расходы, а плата за получение «живых активов», к-рые приносят определенные доходы в определенный период времени. Впервые эта концепция была высказана в 1964 Робертом Хермансоном, предложившим рассматривать такие расходы как инвестиции и зачислять их в активы баланса. Первым, кто использовал финансовый учет человеческих ресурсов как инструмент менеджмента, был Ренсис Ликерт. Он утверждал, что увольнения, неукомплектованность штата, ограничения в наборе новых сотрудников, экономия на повышении квалификации работников могут дать лишь кратковременную экономию средств. Эти меры, однако, порождают для предприятия долговременные проблемы, вызванные уменьшением производительности труда коллектива. 4. Менеджмент качества обслуживания – система мероприятий по разрешению проблем и использованию стандартов в целях роста прибыли и производительности операций. Три главных компонента менеджмента качества: стратегическое планирование операций туристско-экскурсионного обслуживания; деятельность проблемных групп и тренинг персонала; использование стандартов туристского обслуживания. Менеджмент туризма имеет иерархическое строение соответственно управленческому статусу: рядовые служащие; супервайзеры; менеджеры среднего звена; топ-менеджмент. Иерархия менеджмента туристских организаций представлена количественно в соотношении: 1 => 3 => 10 =» 30, т. е. на 1 менеджера высшего звена приходится 3 менеджера среднего звена, 10 супервай-зеров и 30 рядовых служащих, к-рые и выполняют всю работу в организации. Ton-менеджмент обычно включает следующие менеджерские должности: в менеджменте гостеприимства – генеральный директор; заместители генерального директора; директор; управляющий гостиничной цепью; в менеджменте Туроперейтинга – генеральный директор; управляющий туроператорской цепью; заместитель генерального директора (коммерческий директор). Среднее руководящее звено в сфере гостеприимства включает следующие менеджерские должности: руководитель отдела; директор смены; руководитель службы. Отношения межличностные – согласно теории человеческих отношений Ренсиса Ликерта менеджер должен помочь работнику туристской организации почувствовать себя членом коллектива, осознать важность туризма как социально-экономической деятельности, направленной на удовлетворение рекреационных потребностей людей, а также того места, к-рое он в нем занимает. Охрана труда – охрана прав работников в соответствии с занимаемой должностью. Условия охраны труда вносят в трудовой договор туристской организации с работником, где должна быть указана: ставка заработной платы; продолжительность и график работы; график выходных дней и продолжительность отпуска; пенсионная схема; условия оплаты больничных листов; условия прекращения договора; специальные мероприятия по безопасности работы. 5. Финансовый менеджмент. Показатели финансового менеджмента базовые-добавленная стоимость; брутто-результаты; нетто-результаты; экономическая рентабельность. Показатели финансового состояния туристской организации -ликвидность; платежеспособность; прибыльность; эффективность использования активов и акционерного капитала (см. Анализ хозяйственной деятельности предприятия). Роль – 1) социальная функция личности в зависимости от ее статуса и позиции в обществе; 2) совокупность требований, предъявляемых менеджментом к служащим туристской организации. Для менеджмента персонала туристской организации наиболее значимы системы социальных ролей, к-рые вынуждены исполнять работники организации в системе объективных социальных отношений. Для менеджмента гостеприимства важнее межличностные роли, исполняемые гостями в их отношениях между собой и обслуживающим персоналом. Особое место в менеджменте качества обслуживания занимают ролевые группы качества, создаваемые для поиска решений возникающих проблем, в к-рых специально назначаются исполнители как позитивных, так и негативных ролей. [Позитивные роли в группе: исследователь; информатор; разработчик; обозреватель; оценщик; дирижер. Негативные роли в группе: доминатор; блокировщик; циник; эгоист; лоббист. ] Руководство линейное – система менеджмента в крупных туристских организациях, отвечающая за определение политики и выполнение основных функций организации (производство и сбыт туристского продукта). Руководство функциональное – система менеджмента в крупных туристских организациях, отвечающая за обеспечение необходимых для производства и сбыта туристского продукта условий: материально-техническое и финансовое обслуживание, складирование, бухгалтерский учет, кадровое обеспечение, эксплуатацию и ремонт оборудования. Структура М. т. – включает проектирование туристского продукта; реализацию туристского продукта; производство туристского продукта; потребление туристского продукта; контроль качества. Функции М. т. - планирование туристской деятельности; организация; мотивация; контроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|