РЕКРЕАЦИЯ. Структура рекреационного времени в течение жизни человека
РЕКРЕАЦИЯ 1) Расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды. Выделяют три последовательные фазы: «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха; «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий; «след» – определяет эффективность Р., включая эмоциональные аспекты – воспоминания и т. п. Нек-рыми исследователями Р. рассматривается как массив времени, в ходе к-рого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда Р. рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.
Структура рекреационного времени в течение жизни человека
Выделенные массивы Времени рекреационного по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время – время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – компенсаторно-расширенное восстановление, уик-энд – расширенно-компенсаторное восстановление, отпускное – расширенное восстановление. При этом структура общественно организованной Р. не соответствует структуре рекреационного времени. Отпускная Р. не может выполнять в полном объеме функции расширенного воспроизводства сил человека, на нее перекладываются также компенсаторные задачи. В силу этого массовая Р. в России имеет форму пассивного отдыха. Дальнейшее развитие активного туризма во многом сопряжено с решением задач компенсаторной Р.
РЕКРЕАЛОГИЯ – 1) междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека; 2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека. Центральная гипотеза рекреалогии – гипотеза о Системе рекреационной, фиксирующая момент взаимоотношений субъекта. Деятельности рекреационной (человека) со средой, складывающейся в процессе его деятельности в свободное время. Она позволяет описать не только онтологические подсистемы рекреационной системы и отношения между ее элементами, но и рекреационную систему как целостный объект изучения и конструирования. Наиболее существенные элементы теории Р.: гуманно-центрированная концепция, описывающая целевую функцию рекреационной системы с позиций ориентации на рекреационные потребности и мотивации человека; эконом-центрированные концепции, рассматривающие проблему с позиций экономической сущности рекреации. Р. взаимодействует с другими науками. Она является одним из разделов антропоэкологии (экологии человека) – фундаментального учения об отношениях человека и среды в целях улучшения характеристик последней для человека. В этом смысле Р. так же, как экология человека, рассматривает человека как хозяина экологической системы.
Р., как и валеология, является наукой о здоровье и здоровом образе жизни как личной, так и общественной ценности. Однако в отличие от рекреалогии, использующей популяционные критерии оценки здоровья (максимизация средней продолжительности жизни населения), валеология использует индивидуальные критерии здоровья. Р. связана с демографией – наукой, изучающей население, его численность, состав и социологические показатели. При этом Р. заимствует у демографии данные, характеризующие состояние популяций (народонаселения стран, регионов, местностей), и предлагает эффективные рекреационные режимы в целях повышения их устойчивости. Специалисты, изучающие субъекта рекреалогии – человека как носителя рекреационных потребностей, динамику его физических, психических и интеллектуальных сил в сфере отдыха и досуга, эффективность рекреационной деятельности людей (рекреологи), используют для анализа многогранного предмета исследований различные методические приемы: Подход генетический – подход, при к-ром главная роль отводится учету прошлого развития и происхождению туристского объекта. П. дескприптивный- описательный подход, при к-ром фиксируются происходящие события или обнаруженные особенности исследуемого явления, процесса. П. детерминированный- признание строго детерминированных отношений в рекреационной системе, когда каждое действие вызывает строго определенный результат. При этом сознательно, в целях упрощения процедур, пренебрегают случайными воздействиями и вероятностными характеристиками процессов. П. диалектический – концепция, сочетающая эмпирический опыт с анализом явлений в их развитии, изменении. П. интегральный – оперирование в ходе исследования рекреационных систем как минимум тремя основными критериями при нахождении эффективных решений: социальных, экономических, экологических. П. казуальный – подход, при к-ром отыскиваются причины действий и решений людей в экономическом процессе. П. композиционный – подход, согласно к-рому цели верхнего уровня иерархической системы туризма выводятся из целей нижних уровней путем их согласования.
П. конструктивный – подход, реализующий не столько задачу исследования и описания рекреационной системы, сколько ее изменения и преобразования. П. рационалистический – концепция исследователя, основанная на поиске естественных и рациональных законов, определяющих развитие рекреационной системы, ее элементов и отношений. П. системный – концепция, предполагающая изучение туризма как целостной системы. П. субъективный – концепция исследователя, в соответствии с к-рой в качестве основного объекта исследования рассматривается турист (клиент) как субъект деятельности (П. с. реализуется, напр., в рамках теории потребительского поведения). П. холистический – системный подход, провозглашающий целостность изучаемого объекта туризма. П. экологический- парадигма, используемая в рекреалогии, при к-рой в качестве подсистемы (хозяина) выделяется человек (группа людей, популяция), а остальные компоненты рассматриваются в качестве среды (арены) его деятельности (см. Система рекреационная). Экология человека ставит задачи охраны природы наряду с др. не менее важными проблемами – рациональным использованием природных ресурсов и конструированием природной среды – в соответствие с потребностями человека и его деятельностью. Экология человека базируется на ряде экологических законов: • Обязательное соответствие состояния природной среды уровню и характеру развития общества (в частности, продукты жизни общества, поступающие в окружающую среду, должны последней полностью ассимилироваться, но не накапливаться и не оказывать вредного влияния на человека). Нарушение этого закона чревато последствиями и может привести к экологической катастрофе. • При рациональном использовании возобновляющихся природных ресурсов размер годичного использования ресурса обществом должен соответствовать размеру его годичного возобновления. Нарушение этого закона ведет к упадку плодородия почв, снижению поголовья животных, падению улова рыбы, уменьшению запасов дичи.
• Закон рационального использования невозобновляющихся ресурсов обязывает сочетать комплексную и полную добычу невозобновляющихся ресурсов из месторождений с экономным использованием их. П. э. требует четкого представления о механизме взаимодействия человека с окружающей средой. Зачастую в системе «человек – окружающая среда» объектом критики становятся человек и его деятельность, в то время как именно негативные тенденции в состоянии здоровья людей заставили остро поставить вопрос об охране природы. Экологическая проблема включает: оценку природных комплексов для определенных целей; рациональное использование природных ресурсов; охрану природы; расширенное воспроизводство ресурсов с заданными свойствами, надежными и эффективными для деятельности человека; наблюдение за состоянием природы, здоровьем человека и популяции (мониторинг рекреационный). Туризм выполняет важные функции экологического воспитания и просвещения. Чтобы принять большое число туристов, необходимо провести серьезные технологические мероприятия на регламентирующем уровне, где антропологические системы рассматриваются как системы класса «технология – ресурсы». Цель данных анализов – совершенствование технологий с позиций максимального удовлетворения потребностей людей и позитивного воздействия на природные комплексы. Решение проблемы взаимодействия туризма с природой в контексте антропоэкологических представлений предусматривает анализ широкого круга вопросов, в числе к-рых: оценка туристско-экс-курсионных ресурсов; оценка экологичности технологий обслуживания туристов и создание территориальных рекреационных систем; формулирование требований к рекреационной среде; конструирование рекреационной среды с заданными свойствами и ее охрана; совершенствование туристской деятельности и разработка экологически эффективных программ отдыха. П. эмпирический – концепция исследования рекреационных систем, основанная на сборе и глубоком изучении реальных фактов (напр., макро- и микроэкономических).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|