Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РЕКРЕАЦИЯ. Структура рекреационного времени в течение жизни человека




РЕКРЕАЦИЯ

1) Расширенное воспроизводство сил человека (физических, ин­теллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, свя­занный с участием населения в активном отдыхе на открытом возду­хе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка орга­низма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изме­нениях окружающей среды. Выделяют три последовательные фазы: «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребнос­тей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм от­дыха; «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий; «след» – определяет эффективность Р., включая эмоциональные аспекты – воспоминания и т. п.

Нек-рыми исследователями Р. рассматривается как массив вре­мени, в ходе к-рого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстанов­ление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда Р. рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.

 

Структура рекреационного времени в течение жизни человека

 

 

Виды рекреационного времени

Продолжительность

тыс. час. доля, %
Инклюзивное (в течение рабочего дня) 20, 0 4, 0
Ежедневное (после работы) 204, 4 40, 0
Уик-энд (в конце рабочей недели) 178, 1 34, 8
Отпускное 40, 3 8, 0
Пенсионное 70, 1 13, 2
Итого 512, 9 100, 0

Выделенные массивы Времени рекреационного по-разному выпол­няют функции простого и расширенного воспроизводства сил инди­вида. Так, инклюзивное время – время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – компенсаторно-расширен­ное восстановление, уик-энд – расширенно-компенсаторное восста­новление, отпускное – расширенное восстановление. При этом струк­тура общественно организованной Р. не соответствует структуре рек­реационного времени. Отпускная Р. не может выполнять в полном объеме функции расширенного воспроизводства сил человека, на нее перекладываются также компенсаторные задачи. В силу этого массо­вая Р. в России имеет форму пассивного отдыха. Дальнейшее разви­тие активного туризма во многом сопряжено с решением задач ком­пенсаторной Р.

РЕКРЕАЛОГИЯ – 1) междисциплинарная наука о рекреацион­ных системах, основанная на парадигмах экологии человека; 2) на­ука о процессах и методах восстановления живых сил человека.

Центральная гипотеза рекреалогии – гипотеза о Системе рекреа­ционной, фиксирующая момент взаимоотношений субъекта. Деятель­ности рекреационной (человека) со средой, складывающейся в про­цессе его деятельности в свободное время. Она позволяет описать не только онтологические подсистемы рекреационной системы и отно­шения между ее элементами, но и рекреационную систему как целост­ный объект изучения и конструирования.

Наиболее существенные элементы теории Р.: гуманно-центрированная концепция, описывающая целевую функцию рекреационной системы с позиций ориентации на рекреационные потребности и мо­тивации человека; эконом-центрированные концепции, рассматрива­ющие проблему с позиций экономической сущности рекреации.

Р. взаимодействует с другими науками. Она является одним из разделов антропоэкологии (экологии человека) – фундаментального учения об отношениях человека и среды в целях улучшения характе­ристик последней для человека. В этом смысле Р. так же, как эколо­гия человека, рассматривает человека как хозяина экологической системы.

Р., как и валеология, является наукой о здоровье и здоровом образе жизни как личной, так и общественной ценности. Однако в отли­чие от рекреалогии, использующей популяционные критерии оценки здоровья (максимизация средней продолжительности жизни населе­ния), валеология использует индивидуальные критерии здоровья.

Р. связана с демографией – наукой, изучающей население, его чис­ленность, состав и социологические показатели. При этом Р. заим­ствует у демографии данные, характеризующие состояние популяций (народонаселения стран, регионов, местностей), и предлагает эффек­тивные рекреационные режимы в целях повышения их устойчивости.

Специалисты, изучающие субъекта рекреалогии – человека как носителя рекреационных потребностей, динамику его физических, психических и интеллектуальных сил в сфере отдыха и досуга, эффективность рекреационной деятельности людей (рекреологи), используют для анализа многогранного предмета исследований раз­личные методические приемы:

Подход генетический – подход, при к-ром главная роль от­водится учету прошлого развития и происхождению туристского объекта.

П. дескприптивный- описательный подход, при к-ром фик­сируются происходящие события или обнаруженные особенности исследуемого явления, процесса.

П. детерминированный- признание строго детерминирован­ных отношений в рекреационной системе, когда каждое действие вы­зывает строго определенный результат. При этом сознательно, в це­лях упрощения процедур, пренебрегают случайными воздействиями и вероятностными характеристиками процессов.

П. диалектический – концепция, сочетающая эмпирический опыт с анализом явлений в их развитии, изменении.

П. интегральный – оперирование в ходе исследования рекреа­ционных систем как минимум тремя основными критериями при на­хождении эффективных решений: социальных, экономических, эко­логических.

П. казуальный – подход, при к-ром отыскиваются причины дей­ствий и решений людей в экономическом процессе.

П. композиционный – подход, согласно к-рому цели верхне­го уровня иерархической системы туризма выводятся из целей ниж­них уровней путем их согласования.

П. конструктивный – подход, реализующий не столько зада­чу исследования и описания рекреационной системы, сколько ее из­менения и преобразования.

П. рационалистический – концепция исследователя, основан­ная на поиске естественных и рациональных законов, определяющих развитие рекреационной системы, ее элементов и отношений.

П. системный – концепция, предполагающая изучение туриз­ма как целостной системы.

П. субъективный – концепция исследователя, в соответствии с к-рой в качестве основного объекта исследования рассматривается турист (клиент) как субъект деятельности (П. с. реализуется, напр., в рамках теории потребительского поведения).

П. холистический – системный подход, провозглашающий целостность изучаемого объекта туризма.

П. экологический- парадигма, используемая в рекреалогии, при к-рой в качестве подсистемы (хозяина) выделяется человек (группа людей, популяция), а остальные компоненты рассматриваются в ка­честве среды (арены) его деятельности (см. Система рекреационная). Экология человека ставит задачи охраны природы наряду с др. не менее важными проблемами – рациональным использованием при­родных ресурсов и конструированием природной среды – в соответ­ствие с потребностями человека и его деятельностью.

Экология человека базируется на ряде экологических законов:

• Обязательное соответствие состояния природной среды уровню и характеру развития общества (в частности, продукты жизни общества, поступающие в окружающую среду, должны последней полностью ассимилироваться, но не накапливаться и не оказывать вредного влияния на человека). Нарушение этого закона чревато последствиями и может привести к экологической катастрофе.

• При рациональном использовании возобновляющихся природных ресурсов размер годичного использования ресурса обществом должен соответствовать размеру его годичного возобновления. Нарушение этого закона ведет к упадку плодородия почв, снижению поголовья животных, падению улова рыбы, уменьшению запасов дичи.

• Закон рационального использования невозобновляющихся ресурсов обязывает сочетать комплексную и полную добычу невозобновляющихся ресурсов из месторождений с экономным использованием их.

П. э. требует четкого представления о механизме взаимодействия человека с окружающей средой. Зачастую в системе «человек – окру­жающая среда» объектом критики становятся человек и его деятель­ность, в то время как именно негативные тенденции в состоянии здо­ровья людей заставили остро поставить вопрос об охране природы. Экологическая проблема включает: оценку природных комплексов для определенных целей; рациональное использование природных ресурсов; охрану природы; расширенное воспроизводство ресурсов с заданными свойствами, надежными и эффективными для деятельно­сти человека; наблюдение за состоянием природы, здоровьем челове­ка и популяции (мониторинг рекреационный).

Туризм выполняет важные функции экологического воспитания и просвещения. Чтобы принять большое число туристов, необходи­мо провести серьезные технологические мероприятия на регламенти­рующем уровне, где антропологические системы рассматриваются как системы класса «технология – ресурсы». Цель данных анализов – совершенствование технологий с позиций максимального удовлет­ворения потребностей людей и позитивного воздействия на природ­ные комплексы.

Решение проблемы взаимодействия туризма с природой в кон­тексте антропоэкологических представлений предусматривает ана­лиз широкого круга вопросов, в числе к-рых: оценка туристско-экс-курсионных ресурсов; оценка экологичности технологий обслужива­ния туристов и создание территориальных рекреационных систем; формулирование требований к рекреационной среде; конструирова­ние рекреационной среды с заданными свойствами и ее охрана; совершенствование туристской деятельности и разработка экологи­чески эффективных программ отдыха.

П. эмпирический – концепция исследования рекреационных систем, основанная на сборе и глубоком изучении реальных фактов (напр., макро- и микроэкономических).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...