Сезонность. Сертификация туристской деятельности. Сети рекреационные
СЕЗОННОСТЬ Устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации. Особенно сильно С. сказывается на эффективности деятельности курортных гостиниц. Здесь продолжительность операционного периода может варьировать в пределах от 90 до 180 дней, что в наибольшей мере зависит от сезонности климатических характеристик. Большинство курортов стремится к созданию новых рынков в период межсезонья, чтобы функционировать в течение всего года, проводя: • спортивные игры; • фестивали; • семинары. Особая проблема С. – наем и сохранение квалифицированных работников. В условиях С. сложно организовать заинтересованность в труде, т. к. осложняется продвижение по службе. Другая проблема, связанная с С., – обеспечение сохранности и поддержания зданий и оборудования в несезонный период, когда предприятие закрыто. Различают четыре сезона туристской деятельности: Сезон пик- период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации. С. Высокий – период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги. С. низкий – сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для к-рого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги. С. «мертвый» – период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (напр., дискомфортные погодные условия). СЕРТИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процедура подтверждения соответствия туристского продукта, услуг и иных объектов установленным требованиям. В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996 (Ст. 5) С. т. д. – средство государственного регулирования туристской деятельности в целях защиты прав и интересов туристов. С. т. д. проводится по Правилам сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденным Госстандартом России (1994), предусматривающим учет и анализ выполнения обязательных требований, направленных на обеспечение: • безопасности жизни и здоровья туристов; • сохранности имущества туристов; • охраны окружающей природной среды; • соответствия туристской услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения. Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России, к-рые анализируют на соответствие нормативным документам: • показатели туристских услуг; • условия обслуживания туристов; • информационно-рекламные проспекты; • туристские путевки; • карточки (паспорта) туристского маршрута; • туристские ваучеры; • договоры с гостиницами, транспортными организациями, страховыми компаниями, партнерами и т. п.; • заключения государственных служб надзора (пожарной, санитарно-эпидемиологической, технической и др. ). В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993, в редакции 1995) туроператор не имеет права рекламировать туристский продукт, не имеющий сертификата соответствия. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий полномочия туристской организации осуществлять туристскую деятельность, поскольку ее туристский продукт (т. п. )произведен на должном уровне, а туристское обслуживание осуществляется в соответствии с системой принятых стандартов. Выдается не более чем на три года.
Отказ туроператора или турагента от обязательной С. т. п., отрицательный результат С. т. п., а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или отмену действия лицензии на осуществление туристской деятельности (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта. С. с. признается в данном качестве на территории всех стран СНГ. (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). СЕТИ РЕКРЕАЦИОННЫЕ Совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных (лечебных, парковых, туристских) учреждений. Основным показателем развития С. р. является число мест в рекреационных учреждениях на 1 тыс. кв. км территории. Наряду с территориальной дифференциацией имеются существенные различия в тенденциях развития функциональных С. р. Большинство санаториев и лечебных пансионатов возникло на уникальных санаторно-курортных ресурсах и ориентируется на обслуживание населения всей страны (напр., Кавказские Минеральные Воды, Сочи). В последнее время все более отчетливо проявляются тенденция к расширению числа таких предприятий в непосредственной близости от крупных городов, их ориентация на лечение местного населения, что связано с действием географического стресса – сложностью адаптации больных и пожилых людей к новым климатическим условиям. Дома отдыха и пансионаты все чаще выступают как учреждения семейного отдыха. Отчетливее проявляется уик-эндный характер этих учреждений, что обусловлено и их размещением неподалеку от крупных городов. Основу С. р. должны составить национальные парки – рекреационные системы, специально созданные вблизи крупнейших горо дов для кратковременного и интенсивного отдыха, – прогул очно-пейзажные, спортивно-прогулочные, охотничьи, рыболовные, архитектурно-исторические парки, а также аквапарки, агропарки, этнопарки и т. п., созданные на уникальных природных и антропогенных объектах с целью их охраны и регламентированного рекреационного использования (См. Природопользование туристское. )
Главное свойство сети туристских предприятий и маршрутов – повсеместность: ресурсом туризма является территория всей страны. Единственная сеть, в к-рой наряду с узлами (туристские предприятия, бюро путешествий и экскурсий, учреждения рекреационной инфраструктуры) присутствуют и маршруты, связывающие их в единую систему (См. Система рекреационная. ) С переводом предприятий народного хозяйства на полный хозрасчет открылись новые возможности для развития баз отдыха и формирования на их основе системы малых туристских предприятий. Перспективное направление развития сферы отдыха – дачные кооперативы и садоводческие товарищества. Наиболее быстрыми темпами они создаются в районах с развитой промышленностью и относительно слабым сельским хозяйством: в Нечерноземной зоне, в Сибири.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|