Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок туристский




1) Система мирохозяйственных связей, в к-рой совершается про­цесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обрат­ного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. С 50-х гг. Р. т. переживает подъем, с к-рым не сравнится ни один др. сектор мировой экономики. Мировой Р. т. образуют страны-экспортеры и страны-импортеры туризма. В настоящее время существуют три ос­новных района, из к-рых выезжает основная масса (70-90 %) турис­тов: Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (Великобритания, ФРГ, Франция, Скандинавия, страны Бенилюкса, Швейца­рия, Австрия, Италия) и Япония. В последние годы к ним присоеди­нилась Россия; 2) совокупность потребителей туристского продукта, к-рые имеют средства его купить «сегодня или завтра».

На туристском рынке реализуются все три значения рынка:

1) территория, на к-рой встречаются продавцы и покупатели, что­бы обменяться тем, что представляет ценность. Физический Р., где происходит торговля за лучшую цену, – основная концепция торгов­ли; 2) спрос на определенный продукт или услугу, измеряемый объе­мом продаж за определенный период; 3) механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного вос­производства на всех уровнях экономической системы общества.

Туристские продукты и услуги одни продают, а другие покупа­ют. Главное положение на Р. т. занимает покупатель – клиент. Изве­стен афоризм Элсворта М. Статлера: «Клиент всегда прав». Обязан­ность хорошего продавца – угождать своим клиентам.

Клиентура Р. т. – совокупность потенциальных и актуальных по­купателей туристского продукта. В настоящее время наиболее при­влекательными клиентами Р. т. являются: бизнесмены и государствен­ные служащие (более 60 % всех клиентов Р. т. ), а также ассоциации, проводящие конгрессы и съезды. Так, по данным американских ис­следователей, 70 % ассоциаций США выступают заказчиками конг-рессного туризма.

Взаимодействие клиента и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка на Р. т. может состояться без прямого участия продавца и покупателя. Напр., через телефонную, телексную, теле­коммуникационную связь, с помощью телефонного звонка или по чеку. Р. т., как и рынки других товаров и услуг, не имеет географи­ческих границ и не учитывает национальные интересы. Поэтому государства формируют собственную туристскую политику, регули­руя сферу Р. т. в свою пользу.

Для раскрытия рыночной системы экономических отношений важно охарактеризовать СУБЪЕКТЫ РЫНКА.

Домохозяйство – хозяйственная структурная единица рынка. Этот субъект рынка – конечный потребитель туристского продукта и услуг – выступает также собственником и поставщиком некоторых факторов производства (капитал, рабочая сила) туристского про­дукта.

Хозяйствующий субъект – деловая структурная единица рынка, использующая факторы производства для получения прибыли, к-рую направляет на простое и расширенное воспроизводство туристского продукта. На рынке выступает поставщиком туристского продукта.

Правительство – регулирующая структурная единица рынка. Представлена бюджетными государственными предприятиями, учреждениями и ведомствами, регулирующими производство, распре­деление и потребление туристского продукта.

Специализация туристских предприятий определяется сложнос­тью современных технологий организации и обслуживания, при к-рых ни один предприниматель не в состоянии самостоятельно пол­ностью обеспечить себя необходимыми ресурсами. Он вынужден обращаться к другим субъектам рынка, и между ними возникает раз­деление труда при производстве тех или иных сегментов технологи­ческого цикла производства и потребления туристского продукта.

Экономическая обоснованность субъектов рынка означает их независимость в принятии хозяйственных решений. Субъекты рынка самостоятельно решают три конкретные экономические проблемы: что производить, как производить и для кого производить турист­ский продукт. Экономическая обоснованность базируется на праве собственности и определяется принятыми организационно-правовы­ми формами туристских предприятий.

Транзакционные издержки субъектов рынка определяют грани­цы рынка и представляют собой затраты, связанные не с производ­ством туристского продукта, а с допуском его на туристский рынок, приобретением лицензии, сертификацией продукции и т. п. Если тран-закционные издержки окажутся выше прибыли, рынок не будет функ­ционировать.

Свободный обмен ресурсами – решающее условие формирования рынка, поскольку только стохастические процессы способны регу­лировать спрос и предложение с помощью ценового механизма.

Туристский продукт имеет меновую стоимость – форму, в к-рой проявляется потребительская стоимость, позволяющую соизмерять и обменивать один товар на другой. Меновая стоимость туристского продукта не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит от того, насколько высоко оценивают этот продукт покупатели субъективно как последний товар.

Теория предельной полезности является центральной для уясне­ния рыночного механизма и выбора оптимальных вариантов конъ­юнктурного поведения на туристском рынке, поскольку именно категория предельной полезности определяет характер динамики спроса – главной категории туристского рынка.

Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения ту­ристского продукта, цены и конкуренции.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 1) сила, определяющая на туристском рынке наличные объемы того или иного туристского продукта или услуги и спрашиваемую за них цену. Обычно к расширению П. ведут рост спро­са и увеличение цен на туристские продукты, в то время как расшире­ние П. вызывает падение цен и туристского спроса; 2) идеальная готовность и реальная возможность туристских организаций произ­вести и поставить на рынок определенное количество туристского продукта.

П. совокупное-1) понятие, предложенное Кейнсом, – суммар­ное предложение всех товаров и услуг в экономике в определенный период времени; 2) уровень наличного реального объема туристско­го производства при каждом данном уровне агрегатных цен на тури­стский продукт.

П. туристского продукта – кол-во туристского продукта и услуг, к-рые выставлены на рынок при данном уровне цен.

Предпочтение потребителей – способ, к-рым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокуп­ные расходы на покупку товаров и услуг. П. п. лежат в основе теории потребления. Используя ограниченное число предпосылок, индиви­дуальные предпочтения можно свести к функции полезности.

Цена- мера и регулятор динамического равновесия между спро­сом и предложением на туристском рынке. Цена на рынке находится в постоянном изменении, но при равенстве спроса и предложения ус­танавливается равновесная цена, когда предельная полезность тури­стского продукта и предельные издержки на его производство урав­новешивают друг друга.

Туристский рынок запускает важнейший механизм рыночной эко­номики – КОНКУРЕНЦИЮ, определяющий признак рынка, харак­теризующий ситуацию, при к-рой все участники рынка стремятся до­стичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или ку­пить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям. На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает туристский продукт по более низкой цене, чем конкуренты. Товар более высокого качества создает при этом допол­нительные преимущества. Конкуренция представляет сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгод­ные для себя условия производства, купли и продажи. Конкуренция на Р. т. также означает соперничество между поставщиками турист­ского продукта и туристских услуг в борьбе за долю рынка, к-рое полезно для достижения оптимальности по Парето.

Различают конкуренцию:

• совершенную (немонополистическую);

• несовершенную (олигополию, монополию, смешанные формы). Конкуренция несовершенная – состояние рыночной

системы хозяйствования, при к-ром нарушается хотя бы один из при-шаков совершенной конкуренции.

Максимально деформируют туристский рынок совершенной кон-ьуренции глобальные системы бронирования и резервирования, к-рые фактически поделили мир на сферы влияния и вместе с ведущими авиакомпаниями пытаются монополизировать туристский рынок сначала в географическом, а затем и в отраслевом (по видам турист­ского продукта) аспектах.

Конкуренция совершенная – идеальное состояние ры­ночной системы хозяйствования, когда:

• на рынке множество покупателей и продавцов, и ни один из этих агентов рынка не может решающим образом влиять на положение рыночной конъюнктуры;

• для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;

• ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию;

• покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Несмотря на большое количество действующих туроператоров и турагентов, основная тенденция туристского рынка – уход от рынка К. с. в сторону его монополизации.

Как правило, в туризме отсутствует ситуация К. с., поскольку это область не только протекционистской деятельности и лоббирования государственных структур и трансконтинентальных корпораций, но и активной государственной политики многих стран и объединений в защиту национальных и региональных экономических интересов. Конкуренция на туристском рынке не только приводит к постоян­ным колебаниям в ценах, спросе и предложении туристского продук­та, но и проявляется в других функциях рынка.

Конкуренция на Р. т. означает проявление альтернативной ини­циативы со стороны др. туристских предприятий в освоении тех же сегментов рынка. Конкуренция Р. т. возможна при условии свободы предпринимательства. Она является важнейшим двигателем творче­ства, новаторства и прогресса, стимулирует развитие туристского рынка. Конкурентами данному туристскому предприятию являются предприятия, производящие:

а) тот же туристский продукт и в тех же условиях; б) тот же тури­стский продукт, но в др. условиях; в) др. продукцию, способную заменить данный туристский продукт.

Типы конкуренции на туристском рынке:

• туристский продукт – туристский продукт аналог;

• туристский продукт – туристский продукт заменитель;

• туристский продукт – туристская услуга. На К. влияют три основных фактора:

1) монополизм – исключительное право одного предприятия контролировать рынок и диктовать свои цены;

2) картель – сговор нескольких предприятий не снижать продажную цену на продукцию, что наносит ущерб клиенту;

3) демпинг – продажа продукта предприятием по цене ниже себе­стоимости для захвата сбыта и устранения конкурентов.

Монополизм, картель, демпинг нарушают рыночные законы. Законодательства всех государств запрещают эту практику или ли­митируют ее специальными законами, за соблюдением к-рых следят государственные службы. В Европе найдены общие подходы к наци­ональным правилам и достигаются соглашения об условиях работы Р. т. К. предохраняет потребителей туристского продукта от проти­возаконных повышений цен, дает клиентам возможность выбора аль­тернативного туристского продукта, вынуждает предприятия (что­бы преуспеть в продаже) иметь наилучшие соотношения в позициях: качество – цены, сроки – цены, обслуживание – цены, гарантии – цены.

Важным условием стабильного развития туристской организации является ее конкурентоспособность – способность противостоять на Р. т. конкуренции со стороны др. туристских предприятий, определя­емая положением предприятия, а также производимым туристским продуктом.

Р. т., как и все др. рынки, стабилизируется согласно закону спро­са и предложения.

Цикличность Р. т. определяется характером взаимодействия всех его элементов: спроса, предложения и цены, приводимых в действие конкуренцией. Поэтому, если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению предпри­нимательской активности по производству данного туристского про­дукта. Если спрос превышает предложение, начинается повышение цен, что стимулирует предприятие производить этот туристский про­дукт в больших количествах. После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения, в этот период и рынок приходит в неустойчивое равновесное состояние. Таким образом, цена на Р. т. выступает как выражение меновой стоимости туристского продукта.

Туристская организация должна устойчиво работать в постоянно меняющейся конкурентной среде, где встречается несколько рынков, вместе определяющих конъюнктуру Р. т.: рынок труда, финансовый рынок, рынок сырья, рынок инвестиций, рынок туристского продукта, и оказывающих воздействие на экономику туристского предприятия.

Рынок труда, т. е. сфера приложения рабочих рук и интеллекта, необходимых для развития туристской деятельности, способствует развитию покупательной способности и накоплению полученной заработной платы.

Финансовый рынок оказывает влияние на личные сбережения, регулируемые кредитной политикой страны, перераспределяет со­бранные средства на потребительский кредит и инвестиции. Регули­руется процентной ставкой на отданный в ссуду капитал.

Рынок инвестиций – это покупка предприятиями так называемых «долгосрочных материальных благ» (в основном недвижимого иму­щества), развивается в зависимости от потребления (если спрос боль­шой, необходимо оборудование, чтобы производить больше) и от процентных ставок кредитов. Инвестиции могут направляться на расширение производства и повышение продуктивности. Инвести­ции в расширение производства оказывают прямое и косвенное влия­ние на занятость: создаются новые рабочие места для нового обору­дования. Конкуренция оказывает важнейшее влияние на развитие международного туризма, а через него на экономику страны. На эко­номику влияют и дополнительные элементы: распределение потреб­ления (накопления); баланс экспорта/импорта; изменение конъюнк­туры туристского рынка по отдельным секторам и т. д.

При анализе Р. т. наиболее часто используется модель бостонс­кой экспертной группы – известная в менеджменте маркетинга мо­дель, фиксирующая соотношение «продукция/рынок», по к-рой колебания в развитии любой деятельности определяются двумя фак­торами: изменением роста самого рынка и изменением роста того сегмента рынка, где реализуется продукт (туристского) предприятия. Модель позволяет проверить каждый прогнозируемый вид деятель­ности предприятия, учитывая информацию об эволюции рынка и его сегментов. Считается, что рост на уровне 5 % рынка и 8 % сегмента является сильным показателем.

Нормы: «дилемма» – рост производства продукции может дать положительные результаты, но не может обеспечить самофинанси­рование; «дива» – результат положительный и достаточен для покры­тия расходов, отчислений на амортизацию и самофинансирование продукта; «дойная корова» – результат отличный, полученная при­быль высока; «собака» – результат деятельности может быть поло­жительным или отрицательным.

Предметами конъюнктурного анализа Р. т. являются: а) объем, структура и динамика производства и потребления туристского про­дукта и его заменителей, т. е. определение, какие именно регионы работают на туристов, в каком объеме, какие маршруты и услуги они предлагают, как это соотносится с мировыми стандартами, спросом и предложением, какие сегменты, группы потребителей еще не охва­чены туристскими услугами и т. п.; б) уровень запасов (или резервов), т. е. оценка возможности туристской организации по увеличению ох­вата потребителей (туристов), расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания, специали­зации и дифференциации обслуживания туристов и т. д.; в) движение цен, т. е. определение уровня цен на аналогичную продукцию у кон­курирующих фирм, среднерыночного курса цен на те или иные тури­стские услуги; г) участники рынка (партнеры, конкуренты, поставщики, посредники, покупатели); д) характер производственно-сбытовой, научно-исследовательской, рекламной и иной деятельности в струк­туре рынка.

Элементы конъюнктуры рынка: соотношение спроса и предло­жения; изменение цен и товарных запасов; положение основных фирм-конкурентов и др.

Туристский рынок характеризуется емкостью рынка – отноше­нием между фактическим (М) и предельным (ММАХ) состояниями рынка:

= М/ММАХ.

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА – разделение всего потенциаль­ного туристского рынка на однородные области – сегменты.

Сегмент Р. т. характеризует внутренне однородную часть Р. т., включающую потребителей, обладающих схожей реакцией на к. -л. туристский продукт и его маркетинг (см. таблицы на с. 221, 222, ри­сунки на с. 223).

С. р. туристских услуг основывается на следующих переменных:

•демографические переменные (возраст, пол, доход, образовательный уровень);

•поведенческие переменные (частота поездок);

•ценовые переменные (высокая, средняя и низкая цена комплекса товаров и услуг);

•переменные в сегментации преимуществ (потребность в определенных гостиничных удобствах);

•психографические переменные (стиль жизни, поведение личности).

СПРОС -1) рыночная сила, определяющая наличные объемы того или иного товара или услуги и спрашиваемую за них цену. Обычно рост С. влечет и расширение предложения, и увеличение цены, в то время как расширение предложения вызывает падение цены и спро­са; 2) идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара.

С. имеет четыре основных побудительных мотива к туризму (см. Потребности туристские):

•физический;

•культурный;

•социальный;

•фантазийный.

С. совокупи ый-1) понятие, предложенное Дж. М. Кейнсом: сумма расходов на потребление, капиталовложения, государственные расходы и импорт минус экспорт; 2) реальный объем валового наци­онального продукта, к-рый все потребители (население, предприятия и правительство) готовы купить при том или ином уровне цен.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...