Рынок туристский
1) Система мирохозяйственных связей, в к-рой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. С 50-х гг. Р. т. переживает подъем, с к-рым не сравнится ни один др. сектор мировой экономики. Мировой Р. т. образуют страны-экспортеры и страны-импортеры туризма. В настоящее время существуют три основных района, из к-рых выезжает основная масса (70-90 %) туристов: Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (Великобритания, ФРГ, Франция, Скандинавия, страны Бенилюкса, Швейцария, Австрия, Италия) и Япония. В последние годы к ним присоединилась Россия; 2) совокупность потребителей туристского продукта, к-рые имеют средства его купить «сегодня или завтра». На туристском рынке реализуются все три значения рынка: 1) территория, на к-рой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет ценность. Физический Р., где происходит торговля за лучшую цену, – основная концепция торговли; 2) спрос на определенный продукт или услугу, измеряемый объемом продаж за определенный период; 3) механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы общества. Туристские продукты и услуги одни продают, а другие покупают. Главное положение на Р. т. занимает покупатель – клиент. Известен афоризм Элсворта М. Статлера: «Клиент всегда прав». Обязанность хорошего продавца – угождать своим клиентам. Клиентура Р. т. – совокупность потенциальных и актуальных покупателей туристского продукта. В настоящее время наиболее привлекательными клиентами Р. т. являются: бизнесмены и государственные служащие (более 60 % всех клиентов Р. т. ), а также ассоциации, проводящие конгрессы и съезды. Так, по данным американских исследователей, 70 % ассоциаций США выступают заказчиками конг-рессного туризма.
Взаимодействие клиента и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка на Р. т. может состояться без прямого участия продавца и покупателя. Напр., через телефонную, телексную, телекоммуникационную связь, с помощью телефонного звонка или по чеку. Р. т., как и рынки других товаров и услуг, не имеет географических границ и не учитывает национальные интересы. Поэтому государства формируют собственную туристскую политику, регулируя сферу Р. т. в свою пользу. Для раскрытия рыночной системы экономических отношений важно охарактеризовать СУБЪЕКТЫ РЫНКА. Домохозяйство – хозяйственная структурная единица рынка. Этот субъект рынка – конечный потребитель туристского продукта и услуг – выступает также собственником и поставщиком некоторых факторов производства (капитал, рабочая сила) туристского продукта. Хозяйствующий субъект – деловая структурная единица рынка, использующая факторы производства для получения прибыли, к-рую направляет на простое и расширенное воспроизводство туристского продукта. На рынке выступает поставщиком туристского продукта. Правительство – регулирующая структурная единица рынка. Представлена бюджетными государственными предприятиями, учреждениями и ведомствами, регулирующими производство, распределение и потребление туристского продукта. Специализация туристских предприятий определяется сложностью современных технологий организации и обслуживания, при к-рых ни один предприниматель не в состоянии самостоятельно полностью обеспечить себя необходимыми ресурсами. Он вынужден обращаться к другим субъектам рынка, и между ними возникает разделение труда при производстве тех или иных сегментов технологического цикла производства и потребления туристского продукта.
Экономическая обоснованность субъектов рынка означает их независимость в принятии хозяйственных решений. Субъекты рынка самостоятельно решают три конкретные экономические проблемы: что производить, как производить и для кого производить туристский продукт. Экономическая обоснованность базируется на праве собственности и определяется принятыми организационно-правовыми формами туристских предприятий. Транзакционные издержки субъектов рынка определяют границы рынка и представляют собой затраты, связанные не с производством туристского продукта, а с допуском его на туристский рынок, приобретением лицензии, сертификацией продукции и т. п. Если тран-закционные издержки окажутся выше прибыли, рынок не будет функционировать. Свободный обмен ресурсами – решающее условие формирования рынка, поскольку только стохастические процессы способны регулировать спрос и предложение с помощью ценового механизма. Туристский продукт имеет меновую стоимость – форму, в к-рой проявляется потребительская стоимость, позволяющую соизмерять и обменивать один товар на другой. Меновая стоимость туристского продукта не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит от того, насколько высоко оценивают этот продукт покупатели субъективно как последний товар. Теория предельной полезности является центральной для уяснения рыночного механизма и выбора оптимальных вариантов конъюнктурного поведения на туристском рынке, поскольку именно категория предельной полезности определяет характер динамики спроса – главной категории туристского рынка. Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 1) сила, определяющая на туристском рынке наличные объемы того или иного туристского продукта или услуги и спрашиваемую за них цену. Обычно к расширению П. ведут рост спроса и увеличение цен на туристские продукты, в то время как расширение П. вызывает падение цен и туристского спроса; 2) идеальная готовность и реальная возможность туристских организаций произвести и поставить на рынок определенное количество туристского продукта.
П. совокупное-1) понятие, предложенное Кейнсом, – суммарное предложение всех товаров и услуг в экономике в определенный период времени; 2) уровень наличного реального объема туристского производства при каждом данном уровне агрегатных цен на туристский продукт. П. туристского продукта – кол-во туристского продукта и услуг, к-рые выставлены на рынок при данном уровне цен. Предпочтение потребителей – способ, к-рым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров и услуг. П. п. лежат в основе теории потребления. Используя ограниченное число предпосылок, индивидуальные предпочтения можно свести к функции полезности. Цена- мера и регулятор динамического равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Цена на рынке находится в постоянном изменении, но при равенстве спроса и предложения устанавливается равновесная цена, когда предельная полезность туристского продукта и предельные издержки на его производство уравновешивают друг друга. Туристский рынок запускает важнейший механизм рыночной экономики – КОНКУРЕНЦИЮ, определяющий признак рынка, характеризующий ситуацию, при к-рой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям. На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает туристский продукт по более низкой цене, чем конкуренты. Товар более высокого качества создает при этом дополнительные преимущества. Конкуренция представляет сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Конкуренция на Р. т. также означает соперничество между поставщиками туристского продукта и туристских услуг в борьбе за долю рынка, к-рое полезно для достижения оптимальности по Парето.
Различают конкуренцию: • совершенную (немонополистическую); • несовершенную (олигополию, монополию, смешанные формы). Конкуренция несовершенная – состояние рыночной системы хозяйствования, при к-ром нарушается хотя бы один из при-шаков совершенной конкуренции. Максимально деформируют туристский рынок совершенной кон-ьуренции глобальные системы бронирования и резервирования, к-рые фактически поделили мир на сферы влияния и вместе с ведущими авиакомпаниями пытаются монополизировать туристский рынок сначала в географическом, а затем и в отраслевом (по видам туристского продукта) аспектах. Конкуренция совершенная – идеальное состояние рыночной системы хозяйствования, когда: • на рынке множество покупателей и продавцов, и ни один из этих агентов рынка не может решающим образом влиять на положение рыночной конъюнктуры; • для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги; • ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию; • покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его. Несмотря на большое количество действующих туроператоров и турагентов, основная тенденция туристского рынка – уход от рынка К. с. в сторону его монополизации. Как правило, в туризме отсутствует ситуация К. с., поскольку это область не только протекционистской деятельности и лоббирования государственных структур и трансконтинентальных корпораций, но и активной государственной политики многих стран и объединений в защиту национальных и региональных экономических интересов. Конкуренция на туристском рынке не только приводит к постоянным колебаниям в ценах, спросе и предложении туристского продукта, но и проявляется в других функциях рынка. Конкуренция на Р. т. означает проявление альтернативной инициативы со стороны др. туристских предприятий в освоении тех же сегментов рынка. Конкуренция Р. т. возможна при условии свободы предпринимательства. Она является важнейшим двигателем творчества, новаторства и прогресса, стимулирует развитие туристского рынка. Конкурентами данному туристскому предприятию являются предприятия, производящие: а) тот же туристский продукт и в тех же условиях; б) тот же туристский продукт, но в др. условиях; в) др. продукцию, способную заменить данный туристский продукт. Типы конкуренции на туристском рынке: • туристский продукт – туристский продукт аналог;
• туристский продукт – туристский продукт заменитель; • туристский продукт – туристская услуга. На К. влияют три основных фактора: 1) монополизм – исключительное право одного предприятия контролировать рынок и диктовать свои цены; 2) картель – сговор нескольких предприятий не снижать продажную цену на продукцию, что наносит ущерб клиенту; 3) демпинг – продажа продукта предприятием по цене ниже себестоимости для захвата сбыта и устранения конкурентов. Монополизм, картель, демпинг нарушают рыночные законы. Законодательства всех государств запрещают эту практику или лимитируют ее специальными законами, за соблюдением к-рых следят государственные службы. В Европе найдены общие подходы к национальным правилам и достигаются соглашения об условиях работы Р. т. К. предохраняет потребителей туристского продукта от противозаконных повышений цен, дает клиентам возможность выбора альтернативного туристского продукта, вынуждает предприятия (чтобы преуспеть в продаже) иметь наилучшие соотношения в позициях: качество – цены, сроки – цены, обслуживание – цены, гарантии – цены. Важным условием стабильного развития туристской организации является ее конкурентоспособность – способность противостоять на Р. т. конкуренции со стороны др. туристских предприятий, определяемая положением предприятия, а также производимым туристским продуктом. Р. т., как и все др. рынки, стабилизируется согласно закону спроса и предложения. Цикличность Р. т. определяется характером взаимодействия всех его элементов: спроса, предложения и цены, приводимых в действие конкуренцией. Поэтому, если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению предпринимательской активности по производству данного туристского продукта. Если спрос превышает предложение, начинается повышение цен, что стимулирует предприятие производить этот туристский продукт в больших количествах. После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения, в этот период и рынок приходит в неустойчивое равновесное состояние. Таким образом, цена на Р. т. выступает как выражение меновой стоимости туристского продукта. Туристская организация должна устойчиво работать в постоянно меняющейся конкурентной среде, где встречается несколько рынков, вместе определяющих конъюнктуру Р. т.: рынок труда, финансовый рынок, рынок сырья, рынок инвестиций, рынок туристского продукта, и оказывающих воздействие на экономику туристского предприятия. Рынок труда, т. е. сфера приложения рабочих рук и интеллекта, необходимых для развития туристской деятельности, способствует развитию покупательной способности и накоплению полученной заработной платы. Финансовый рынок оказывает влияние на личные сбережения, регулируемые кредитной политикой страны, перераспределяет собранные средства на потребительский кредит и инвестиции. Регулируется процентной ставкой на отданный в ссуду капитал. Рынок инвестиций – это покупка предприятиями так называемых «долгосрочных материальных благ» (в основном недвижимого имущества), развивается в зависимости от потребления (если спрос большой, необходимо оборудование, чтобы производить больше) и от процентных ставок кредитов. Инвестиции могут направляться на расширение производства и повышение продуктивности. Инвестиции в расширение производства оказывают прямое и косвенное влияние на занятость: создаются новые рабочие места для нового оборудования. Конкуренция оказывает важнейшее влияние на развитие международного туризма, а через него на экономику страны. На экономику влияют и дополнительные элементы: распределение потребления (накопления); баланс экспорта/импорта; изменение конъюнктуры туристского рынка по отдельным секторам и т. д. При анализе Р. т. наиболее часто используется модель бостонской экспертной группы – известная в менеджменте маркетинга модель, фиксирующая соотношение «продукция/рынок», по к-рой колебания в развитии любой деятельности определяются двумя факторами: изменением роста самого рынка и изменением роста того сегмента рынка, где реализуется продукт (туристского) предприятия. Модель позволяет проверить каждый прогнозируемый вид деятельности предприятия, учитывая информацию об эволюции рынка и его сегментов. Считается, что рост на уровне 5 % рынка и 8 % сегмента является сильным показателем. Нормы: «дилемма» – рост производства продукции может дать положительные результаты, но не может обеспечить самофинансирование; «дива» – результат положительный и достаточен для покрытия расходов, отчислений на амортизацию и самофинансирование продукта; «дойная корова» – результат отличный, полученная прибыль высока; «собака» – результат деятельности может быть положительным или отрицательным. Предметами конъюнктурного анализа Р. т. являются: а) объем, структура и динамика производства и потребления туристского продукта и его заменителей, т. е. определение, какие именно регионы работают на туристов, в каком объеме, какие маршруты и услуги они предлагают, как это соотносится с мировыми стандартами, спросом и предложением, какие сегменты, группы потребителей еще не охвачены туристскими услугами и т. п.; б) уровень запасов (или резервов), т. е. оценка возможности туристской организации по увеличению охвата потребителей (туристов), расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания, специализации и дифференциации обслуживания туристов и т. д.; в) движение цен, т. е. определение уровня цен на аналогичную продукцию у конкурирующих фирм, среднерыночного курса цен на те или иные туристские услуги; г) участники рынка (партнеры, конкуренты, поставщики, посредники, покупатели); д) характер производственно-сбытовой, научно-исследовательской, рекламной и иной деятельности в структуре рынка. Элементы конъюнктуры рынка: соотношение спроса и предложения; изменение цен и товарных запасов; положение основных фирм-конкурентов и др. Туристский рынок характеризуется емкостью рынка – отношением между фактическим (М) и предельным (ММАХ) состояниями рынка: = М/ММАХ. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА – разделение всего потенциального туристского рынка на однородные области – сегменты. Сегмент Р. т. характеризует внутренне однородную часть Р. т., включающую потребителей, обладающих схожей реакцией на к. -л. туристский продукт и его маркетинг (см. таблицы на с. 221, 222, рисунки на с. 223). С. р. туристских услуг основывается на следующих переменных: •демографические переменные (возраст, пол, доход, образовательный уровень); •поведенческие переменные (частота поездок); •ценовые переменные (высокая, средняя и низкая цена комплекса товаров и услуг); •переменные в сегментации преимуществ (потребность в определенных гостиничных удобствах); •психографические переменные (стиль жизни, поведение личности). СПРОС -1) рыночная сила, определяющая наличные объемы того или иного товара или услуги и спрашиваемую за них цену. Обычно рост С. влечет и расширение предложения, и увеличение цены, в то время как расширение предложения вызывает падение цены и спроса; 2) идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. С. имеет четыре основных побудительных мотива к туризму (см. Потребности туристские): •физический; •культурный; •социальный; •фантазийный. С. совокупи ый-1) понятие, предложенное Дж. М. Кейнсом: сумма расходов на потребление, капиталовложения, государственные расходы и импорт минус экспорт; 2) реальный объем валового национального продукта, к-рый все потребители (население, предприятия и правительство) готовы купить при том или ином уровне цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|