Экскурсоведение
Отрасль теоретических знаний, изучающая проблемы моделирования идеальной экскурсии и воздействия экскурсии на сознание людей; практических методов подготовки экскурсий, техники их проведения, подготовки экскурсоводов. Методология экскурсионного дела – учение о методе познания и преобразования в теме как совокупность приемов исследования деятельности туристско-экскурсионной организации. Методология экскурсоведения нормативная-определение порядка проектирования новых экскурсий; обоснование прав и обязанностей экскурсовода. Объект показа (Аттрактант) – объект, привлекающий внимание туристов. Аттрактантами выступают объекты: природы; исторические; историко-культурные; особо охраняемые. Объекты уникальные – объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, к-рые могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994). Объекты типичные – специфичные для данной местности объекты. Объекты экскурсионные – большинство объектов показа являются экскурсионными объектами, т. е. составляют материальную основу для проведения экскурсий. На государственном учете Российской Федерации находится свыше 100 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры. В музеях хранится 40 млн экспонатов. Велико число памятников и объектов природы. Экскурсионные объекты классифицируются по видам: памятники – исторические, археологические, архитектурные, искусства, документальные; объекты природы – леса, рощи, реки, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафты; по содержанию – одноплановые, многоплановые; по функциональному значению – основные, дополнительные, сопутствующие; по степени сохранности – сохранившиеся, перестроенные, реконструируемые.
Свойства О. э.: познавательная ценность, известность (по-II\ IIяркость), необычность (экзотичность), выразительность, сохранность, месторасположение, типичность, уникальность, аттрактив-ность. Паспортизация объекта: наименование памятника, исторического события, с к-рым связан объект, почтовый адрес, данные о памятнике, сохранность, охрана памятника, закрепление памятника за экскурсионным бюро, фотография памятника. Для оценки объектов, к-рые включаются в экскурсию, используются следующие показатели: познавательная ценность, т. е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, а также художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании экскурсантов; известность объекта, его популярность среди населения. Широкую известность в нашей стране имеют, напр., такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня и др.; необычность, экзотичность объекта (особенности памятника истории и культуры, здания, сооружения, исторического места). Необычность может быть архитектурной, связанной с особенностями конструкции здания, сооружения (напр., цельносварной мост им, Е. О. Патона через Днепр в Киеве), историческим событием, к-рое произошло в данном здании, на месте установки памятника (напр., церковь Димитрия «на крови» в Угличе). Экзотичность объекта может быть природного характера (напр., сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, Черноморское побережье); выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, окружающей его средой, зданиями, сооружениями, природой. К числу таких памятников могут быть отнесены, напр., здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, мосты в С. -Петербурге. Важные свойства объекта – его сохранность, определяющая состояние памятника, подготовленность его к показу, местоположение (расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, удобного для расположения экскурсионной группы с целью наблюдения объекта).
Важнейшим свойством объекта показа является его аттрактив-ность – важное отношение субъекта к ресурсу, определяющее индивидуальную или групповую привлекательность местности (места), природного ландшафта, города, деревни, культурно-исторического памятника, страны, вообще любого природного тела, явления или артефакта, являющегося предметом оценки со стороны туристов. Данное отношение является интегральным, оно учитывает более частные свойства туристского объекта – экзотичность, комфортность, выразительность, уникальность, типичность и т. п. и максимально определяет уровень эстетической оценки ресурса и его избирательность. Анализ механизмов восприятия человеком ландшафтов позволил найти нек-рые закономерности эстетического восприятия ландшафта. Так, ландшафт воспринимается как необычный, если ярко выражена его композиция и глубока открывающаяся перспектива. Визуальное проявление контрастности не должно быть очень сильным -это свойство именно в малых дозах подчеркивает необычность природного комплекса. В последние годы наиболее широкое распространение получили так называемые ментальные карты, к-рые оказываются полезными при определении перспектив развития познавательно-туристского типа природопользования, выборе эстетически ценных ландшафтов, решении задач экскурсионной маршрутизации и проведении системы природоохранных мероприятий. Переход логический – методический прием, используемый при подготовке экскурсии. Виды логических переходов, используемые в экскурсоведении: подчиненные; тождественные; противоположные; соотносительные; соподчиненные.
« ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА» – условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций картин и др. ), используемых в ходе экскурсии экскурсоводом. Одна из функций «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие зрительные звенья при показе. Приемы логические – методические приемы, используемые в арсенале экскурсоведения: анализ; сравнение; синтез; абстрагирование; обобщение. П. показа – методические приемы, используемые в экскурсоведении: предварительный осмотр; панорамный показ; зрительная реконструкция; П. рассказа- методические приемы, используемые в экскурсоведении: экскурсионная справка; описание; характеристика. Секция экскурсоводов методическая-постояннодействующее объединение, основное звено в организации работы экскурсоводов. Создается по тематическому принципу. Виды секций: историческая, историко-патриотическая, военно-историческая, производственно-экономическая, природоведческая, архитектурно-краеведческая, литературная, искусствоведческая, краеведческая. Основные задачи: разработка новых тем; совершенствование действующей тематики экскурсий; проведение учебно-методической работы; изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших, подготовка новых экскурсоводов; контроль за работой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|