Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экскурсоведение




Отрасль теоретических знаний, изучающая проблемы моделиро­вания идеальной экскурсии и воздействия экскурсии на сознание людей; практических методов подготовки экскурсий, техники их про­ведения, подготовки экскурсоводов.

Методология экскурсионного дела – учение о методе по­знания и преобразования в теме как совокупность приемов исследо­вания деятельности туристско-экскурсионной организации.

Методология экскурсоведения нормативная-определе­ние порядка проектирования новых экскурсий; обоснование прав и обязанностей экскурсовода.

Объект показа (Аттрактант) – объект, привлекающий вни­мание туристов. Аттрактантами выступают объекты: природы; ис­торические; историко-культурные; особо охраняемые.

Объекты уникальные – объекты, входящие в состав нацио­нальных туристских ресурсов, к-рые могут находиться на особом ре­жиме охраны, ограничивающем доступ к ним (Рекомендательный за­конодательный акт «Об основных принципах сотрудничества госу­дарств – участников СНГ в области туризма», 1994).

Объекты типичные – специфичные для данной местности объекты.

Объекты экскурсионные – большинство объектов показа яв­ляются экскурсионными объектами, т. е. составляют материальную основу для проведения экскурсий. На государственном учете Россий­ской Федерации находится свыше 100 тыс. памятников истории, ар­хеологии, архитектуры. В музеях хранится 40 млн экспонатов. Вели­ко число памятников и объектов природы. Экскурсионные объекты классифицируются по видам: памятники – исторические, археологи­ческие, архитектурные, искусства, документальные; объекты приро­ды – леса, рощи, реки, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафты; по содержанию – одноплановые, многоплановые; по функциональному значению – основные, допол­нительные, сопутствующие; по степени сохранности – сохранившие­ся, перестроенные, реконструируемые.

Свойства О. э.: познавательная ценность, известность (по-II\ IIяркость), необычность (экзотичность), выразительность, сохранность, месторасположение, типичность, уникальность, аттрактив-ность.

Паспортизация объекта: наименование памятника, историческо­го события, с к-рым связан объект, почтовый адрес, данные о памят­нике, сохранность, охрана памятника, закрепление памятника за экскурсионным бюро, фотография памятника. Для оценки объектов, к-рые включаются в экскурсию, используются следующие показате­ли: познавательная ценность, т. е. связь объекта с конкретным исто­рическим событием, жизнью и творчеством известного деятеля на­уки и культуры, а также художественные достоинства памятника, воз­можность их использования в эстетическом воспитании экскурсантов; известность объекта, его популярность среди населения. Широкую известность в нашей стране имеют, напр., такие объекты, как Крас­ная площадь, Останкинская телевизионная башня и др.; необычность, экзотичность объекта (особенности памятника истории и культуры, здания, сооружения, исторического места). Необычность может быть архитектурной, связанной с особенностями конструкции здания, сооружения (напр., цельносварной мост им, Е. О. Патона через Днепр в Киеве), историческим событием, к-рое произошло в данном здании, на месте установки памятника (напр., церковь Димитрия «на крови» в Угличе). Экзотичность объекта может быть природного характера (напр., сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афо­не, Черноморское побережье); выразительность объекта – взаимодей­ствие экскурсионного объекта с фоном, окружающей его средой, зда­ниями, сооружениями, природой. К числу таких памятников могут быть отнесены, напр., здание Московского государственного универ­ситета им. М. В. Ломоносова, мосты в С. -Петербурге. Важные свой­ства объекта – его сохранность, определяющая состояние памятника, подготовленность его к показу, местоположение (расстояние до па­мятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для авто­транспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природ­ная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, удоб­ного для расположения экскурсионной группы с целью наблюдения объекта).

Важнейшим свойством объекта показа является его аттрактив-ность – важное отношение субъекта к ресурсу, определяющее индивиду­альную или групповую привлекательность местности (места), природ­ного ландшафта, города, деревни, культурно-исторического памятни­ка, страны, вообще любого природного тела, явления или артефакта, являющегося предметом оценки со стороны туристов. Данное отноше­ние является интегральным, оно учитывает более частные свойства туристского объекта – экзотичность, комфортность, выразительность, уникальность, типичность и т. п. и максимально определяет уровень эстетической оценки ресурса и его избирательность.

Анализ механизмов восприятия человеком ландшафтов позволил найти нек-рые закономерности эстетического восприятия ландшаф­та. Так, ландшафт воспринимается как необычный, если ярко выра­жена его композиция и глубока открывающаяся перспектива. Визу­альное проявление контрастности не должно быть очень сильным -это свойство именно в малых дозах подчеркивает необычность при­родного комплекса. В последние годы наиболее широкое распрост­ранение получили так называемые ментальные карты, к-рые оказы­ваются полезными при определении перспектив развития познава­тельно-туристского типа природопользования, выборе эстетически ценных ландшафтов, решении задач экскурсионной маршрутизации и проведении системы природоохранных мероприятий.

Переход логический – методический прием, используемый при подготовке экскурсии. Виды логических переходов, используемые в экскурсоведении: подчиненные; тождественные; противоположные; соотносительные; соподчиненные.

« ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА» – условное наименование ком­плекта информационных материалов (фотографий, копий докумен­тов, географических карт, схем, репродукций картин и др. ), исполь­зуемых в ходе экскурсии экскурсоводом. Одна из функций «портфе­ля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие зрительные звенья при показе.

Приемы логические – методические приемы, используемые в арсенале экскурсоведения: анализ; сравнение; синтез; абстрагирова­ние; обобщение.

П. показа – методические приемы, используемые в экскурсове­дении: предварительный осмотр; панорамный показ; зрительная ре­конструкция;

П. рассказа- методические приемы, используемые в экскурсо­ведении: экскурсионная справка; описание; характеристика.

Секция экскурсоводов методическая-постояннодейству­ющее объединение, основное звено в организации работы экскурсо­водов. Создается по тематическому принципу. Виды секций: истори­ческая, историко-патриотическая, военно-историческая, производ­ственно-экономическая, природоведческая, архитектурно-краеведче­ская, литературная, искусствоведческая, краеведческая. Основные задачи: разработка новых тем; совершенствование действующей те­матики экскурсий; проведение учебно-методической работы; изуче­ние, обобщение и распространение опыта работы лучших, подготов­ка новых экскурсоводов; контроль за работой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...