Экскурсия
1) Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»); 2) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т. е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, к-рые изучаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей. Э. имеет свои признаки (элементы): продолжительность проведения (от одного академического часа до одних суток); наличие экскурсантов (группа или индивидуал); наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; передвижение участников Э. по заранее составленному маршруту; целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы. Э. выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения. Требования, предъявляемые к Э.: полнота и достоверность информации; культурно-познавательная значимость; законченность и точность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, со-1ч. | i ий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей. Психологи утверждают, что 93 % В. основано п. i мизуальных ощущениях. В. связано с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией. В связи с целостным характером В. выступает одним из важнейших показателей эффективности Деятельности рекреационной, поскольку представляет комплексную оценку путешествия (экскурсии) с учетом: накопленного индивидуального опыта личного отдыха; рекреационных ожиданий; моды на путешествия; комплексной цены на туристское обслуживание.
Одним из обязательных каналов В. путешествия, отдельного события или туристского объекта является воспоминание – эмоциональный настрой (положительный или отрицательный), к-рый остается в памяти туриста как результат взаимоотношений, вытекающих из процесса обслуживания. В. проявляется в различных эмоциональных состояниях, ранжированных от максимально позитивных к максимально негативным состояниям: приятное чувство; удовлетворение; восторг; досада; раздражение; возмущение. Факторы, влияющие на В.: безопасность; постоянство (ощущение высокого качества обслуживания на протяжении всего времени пребывания клиента); поведение обслуживающего персонала; полнота обслуживания (соответствие всех предложенных услуг фактически полученным); условия (окружающая среда и физическое окружение); доступность. Маршрут экскурсии- оптимальный путь следования экскурсионной группы. Требования: логическая последовательность объектов экскурсионного показа; аттрактивность. В практике экскурсионных учреждений существуют три принципа построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Примером применения хронологического принципа построений М. э. могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей города. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города, напр., «Архангельск строится», «Литературная Одесса» и др. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологичес-кому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Методика проведения Э. -совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения Э. Включает общую и частную методики. Общая методика проведения Э. – система методических приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. факторов. Частная методика проведения Э. – конкретизация методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута. Методика, или приемы: анализ – мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта: синтез – мысленное соединение частей предмета в целое; ассоциация по времени; ассоциация по единству места; словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение); наглядный метод (представление объектов в натуре или в изображении); практические методы – осмотр объекта, использование прибора (напр., телескопа); метод наблюдения. Методика показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкция, локализация событий, сравнения. Методика рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, литературный монтаж. Структура экскурсии: вступление, основная содержательная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с аудиторией и инструктаж экскурсантов по правилам поведения, безопасности в пути и др. ) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, его протяженности, продолжительности, времени и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на сочетании показа конкретных экскурсионных объектов и рассказа о них. Состоит из нескольких подтем (от 5 до 12), объединенных темой Э. Для показа должны отбираться только те объекты, к-рые раскрывают содержание темы в целом. Заключение занимает 5-7 минут и состоит из двух частей: итоги основного содержания Э., выводы по теме, закрепляющие цель Э.; информация о др. экскурсиях, к-рые могут расширить и углубить данную тему. Расположение, позиционность, соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части Э. вместе составляют композицию Э.
Показ на Э. – наблюдение, осмотр объекта под руководством экскурсовода, при к-ром экскурсант не только видит объект, но и различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе. Показ основан на трех элементах: на непосредственном наблюдении объекта; ознакомлении с экспонатами «портфеля экскурсовода», методическом приеме зрительной реконструкции для воссоздания внешнего облика утраченного объекта, картины прошедших событий, поведения лиц, введенных в рассказ экскурсовода. Рассказ на Э. – дополнение к анализу зрительного материала. Рассказ не должен заменять самостоятельной активной аналитической работы экскурсантов, превращать Э. в лекцию. Особенности рассказа на Э.: зависимость от скорости передвижения группы (ритм); подчиненность (дополнительность) показу; использование зрительных доказательств. Показ и рассказ – два основных элемента Э. – дозируются во времени в целях усиления эффективности Э. Время показа – нормативное расчетное время, отводимое на показ в ходе Э., не должно занимать меньше 2/3 всего экскурсионного времени; время рассказа- нормативное расчетное время, отводимое на рассказ во время проведения Э., не должно превышать трети экскурсионного времени. Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое (мышление). Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействующих на органы чувств; восприятии – совокупности ощущений (отражение в сознании человека образа предмета в целом); представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизводимом без непосредственного воздействия самого объекта. Логическое познание – мышление, в процессе к-рого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом мышления является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта. Э. как эффективная форма обучения используется в педагогическом процессе. Ее педагогические задачи: построить экскурсию на основе максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, стимулировать у них самостоятельный анализ зрительных впечатлений; вооружить экскурсантов навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительной информации.
Организацией Э. в нашей стране в разное время занимались следующие организации. • Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, созданная в 1899 при Педагогическом обществе России. Организовывала Э., расширяющие общий кругозор учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ. • Специализированное туристское учреждение – Опытно-показательная экскурсионная база, созданная в 1918 при Наркомпросе с целью правильной постановки экскурсионного дела и общего руководства экскурсионными станциями. Экскурсионные станции создавались при губернских и уездных отделах народного образования и возглавлялись педагогами-методистами экскурсионного дела. В 1920 в Петрограде и Москве открылись инструкторские экскурсионные станции для учителей по организации учебных экскурсий для школьников, слушателей системы внешкольного образования, рабфаков, школ фабрично-заводского ученичества, а также для красноармейцев, рабочих, крестьян. • Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, создавший разветвленную сеть бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро (около 1000 – в 1990), методических экскурсионных секций, школ экскурсоводов. Методист-экскурсовод -экскурсовод, занимающийся наряду с проведением экскурсий методической работой: подготовкой методической документации; работой с экскурсоводами; организацией учебных экскурсий. Проектирование экскурсии – этапы подбора и формирования ее текста и содержания. Проводится согласно ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг». П. э. проходит две основные стадии: 1) предварительная работа – подбор материалов, их изучение, отбор объектов, на к-рых будет построена Э.; 2) непосредственная разработка самой Э. – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием Э., ее основной частью (подтемы и основные вопросы, входящие в каждую из них); написание контрольного текста экскурсии; работа над методикой проведения Э.; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения Э. и предпочтительных точек, ракурсов обзора объектов показа; подготовка методической разработки Э., технологической карты и схемы трассы маршрута (для транспортной экскурсии) и «портфеля экскурсовода». Взаимоотношения этих двух стадий для вновь подготовляемых Э. почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Подтема экскурсии ведущая – композиционный центр Э., вокруг к-рого строится весь рассказ. Способствует более глубокому раскрытию содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Напр., подтемой может выступить история города при проведении Э. в исторических городах (Великом Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале и др. ). Признаки классификации Э. -основания классификации Э.: по содержанию; составу экскурсантов; месту проведения; способу передвижения; форме проведения. Продолжительность Э. – длительность экскурсии, фиксируемая с момента встречи экскурсионной группы с экскурсоводом до завершения работы экскурсовода с группой. Технологическая карта Э. – документ, определяющий технологию применения методических приемов в соответствии с особенностями экскурсионного маршрута. Включает следующие элементы: 1) маршрут; 2) остановки; 3) объекты и точки их показа; 4) продолжительность; 5) наименование подтем и перечень основных вопросов; 6) указания по организации; 7) методические указания. Рассказ – методический прием передачи информации об объекте в экскурсии. Способы заинтересовать и активизировать экскур-i. mi гов во время рассказа: использование иллюстраций; использование наглядных пособий; использование активизирующих вопросов. Ритм – чередование элементов (туристской программы, экскурсии), проходящее в определенной логической последовательности, упорядоченности и размеренности. Структура Э. – составные части методической разработки экскурсии: маршрут; остановки; объект и точки его показа; время рассказа; подтема; методические указания. Тема -1) предмет конструирования, раскрытия, организации при разработке экскурсий, программ отдыха; 2) круг рекреационных событий, скрепленных воедино анимационным замыслом, составляющих основу деятельности. Тема связана с понятием «идея», так как предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкое выражение идейных позиций. Идея – это главная мысль темы. Идея и тема составляют идейно-тематическую основу программы экскурсии. Тематика экскурсионная -1) совокупность, набор или определенная группа тем; 2) предмет показа и рассказа. В России разработано более 25 тыс. экскурсионных тематик. Основные требования: актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам экскурсантов, логическая завершенность. Экскурсионная тематика играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. При многоплановости объекта она регулирует рассказ, определяет стороны показа объекта. Нек-рые объекты, напр. Кремль и Красная площадь, показываются на разных экскурсиях: обзорных, исторических, архитектурных. В каждой из них дается свой объем информации, объекты освещаются с различных аспектов, с позиций разных тематик. Тематическая (моно) экскурсия раскрывает к. -л. одну тематику: отдельный исторический период, значительное событие прошлого или настоящего, историю жизни и творчества к. -л. писателя, композитора («Пушкин в Петербурге»). Каждая экскурсионная тематика представляет собой совокупность целого ряда подтем. Правильно разработанная и логически завершенная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а как часть единой композиции. Темп -1) степень быстроты проведения экскурсии, похода; 2) скорость чередования событий, планируемая аниматором при разработке программ отдыха в порядке возрастания темпа (как в музыке: ларго, ленто, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо). Техника проведения Э. – рациональная организация Э., включающая: знакомство с группой; расстановку группы у объекта; темп движения группы; паузы в движении; раскрытие подтем; ответы на вопросы. Требования к содержанию Э. – императивы Э.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетворение. ЭКСКУРСАНТ – 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения; 2) субъект, участник экскурсии. Э. классифицируются (дифференцируются) в зависимости от контингента экскурсионного обслуживания различных групп населения: по возрасту; роду занятий; характеру общественной деятельности; форме учебы; предпочтению любительских занятий; уровню подготовки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|