Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экскурсия




1) Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»); 2) процесс наглядного познания ок­ружающего мира: особенностей природы, современных и историчес­ких ситуаций, элементов быта, т. е. достопримечательностей опреде­ленного города или региона – заранее избранных объектов, к-рые изу­чаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Э. имеет свои признаки (элементы): продолжительность проведе­ния (от одного академического часа до одних суток); наличие экс­курсантов (группа или индивидуал); наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; пе­редвижение участников Э. по заранее составленному маршруту; це­ленаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы.

Э. выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

Требования, предъявляемые к Э.: полнота и достоверность инфор­мации; культурно-познавательная значимость; законченность и точ­ность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, со-1ч. | i ий, возникающее при непосредственном воздействии физичес­ких раздражителей. Психологи утверждают, что 93 % В. основано п. i мизуальных ощущениях. В. связано с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией. В связи с целостным характе­ром В. выступает одним из важнейших показателей эффективно­сти Деятельности рекреационной, поскольку представляет комп­лексную оценку путешествия (экскурсии) с учетом: накопленного индивидуального опыта личного отдыха; рекреационных ожида­ний; моды на путешествия; комплексной цены на туристское об­служивание.

Одним из обязательных каналов В. путешествия, отдельного со­бытия или туристского объекта является воспоминание – эмоциональ­ный настрой (положительный или отрицательный), к-рый остается в памяти туриста как результат взаимоотношений, вытекающих из процесса обслуживания. В. проявляется в различных эмоциональных состояниях, ранжированных от максимально позитивных к макси­мально негативным состояниям: приятное чувство; удовлетворение; восторг; досада; раздражение; возмущение.

Факторы, влияющие на В.: безопасность; постоянство (ощуще­ние высокого качества обслуживания на протяжении всего времени пребывания клиента); поведение обслуживающего персонала; полнота обслуживания (соответствие всех предложенных услуг фактически полученным); условия (окружающая среда и физическое окружение); доступность.

Маршрут экскурсии- оптимальный путь следования экскур­сионной группы. Требования: логическая последовательность объек­тов экскурсионного показа; аттрактивность. В практике экскурсион­ных учреждений существуют три принципа построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. При­мером применения хронологического принципа построений М. э. могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выда­ющихся людей города. По тематическому принципу построены экс­курсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города, напр., «Архангельск строится», «Литературная Одесса» и др. Все об­зорные городские экскурсии построены по тематико-хронологичес-кому принципу. Последовательность изложения материала по хро­нологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Методика проведения Э. -совокупность приемов, составля­ющих основу работы экскурсовода во время проведения Э. Включа­ет общую и частную методики.

Общая методика проведения Э. – система методических приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. факто­ров.

Частная методика проведения Э. – конкретизация методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсион­ного маршрута.

Методика, или приемы: анализ – мысленное разделение предме­та, вычленение из целостного части с целью более глубокого позна­ния объекта: синтез – мысленное соединение частей предмета в целое; ассоциация по времени; ассоциация по единству места; словесный ме­тод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение); наглядный метод (представление объектов в натуре или в изображении); прак­тические методы – осмотр объекта, использование прибора (напр., телескопа); метод наблюдения.

Методика показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкция, локализация событий, сравнения.

Методика рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, ли­тературный монтаж.

Структура экскурсии: вступление, основная содержательная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: орга­низационной (знакомство с аудиторией и инструктаж экскурсантов по правилам поведения, безопасности в пути и др. ) и информацион­ной (краткое сообщение о теме, маршруте, его протяженности, про­должительности, времени и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на сочетании показа конкретных экскурсионных объектов и рассказа о них. Состоит из нескольких подтем (от 5 до 12), объединенных темой Э. Для показа должны отбираться только те объекты, к-рые раскрывают содержание темы в целом. Заключе­ние занимает 5-7 минут и состоит из двух частей: итоги основного содержания Э., выводы по теме, закрепляющие цель Э.; информация о др. экскурсиях, к-рые могут расширить и углубить данную тему.

Расположение, позиционность, соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части Э. вместе составляют композицию Э.

Показ на Э. – наблюдение, осмотр объекта под руководством экскурсовода, при к-ром экскурсант не только видит объект, но и различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе. Показ основан на трех элементах: на непосредственном наблюдении объекта; ознакомлении с экспонатами «портфеля экскур­совода», методическом приеме зрительной реконструкции для воссоздания внешнего облика утраченного объекта, картины про­шедших событий, поведения лиц, введенных в рассказ экскурсо­вода.

Рассказ на Э. – дополнение к анализу зрительного материала. Рассказ не должен заменять самостоятельной активной аналитичес­кой работы экскурсантов, превращать Э. в лекцию. Особенности рас­сказа на Э.: зависимость от скорости передвижения группы (ритм); подчиненность (дополнительность) показу; использование зритель­ных доказательств.

Показ и рассказ – два основных элемента Э. – дозируются во вре­мени в целях усиления эффективности Э. Время показа – норматив­ное расчетное время, отводимое на показ в ходе Э., не должно зани­мать меньше 2/3 всего экскурсионного времени; время рассказа- нор­мативное расчетное время, отводимое на рассказ во время проведения Э., не должно превышать трети экскурсионного времени.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предме­тов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувствен­ное и логическое (мышление). Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействующих на органы чувств; восприятии – со­вокупности ощущений (отражение в сознании человека образа пред­мета в целом); представлении – чувственно-наглядном образе объек­та, сохраненном в сознании и воспроизводимом без непосредствен­ного воздействия самого объекта.

Логическое познание – мышление, в процессе к-рого человек срав­нивает, анализирует и синтезирует. Результатом мышления является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существен­ных признаках объекта.

Э. как эффективная форма обучения используется в педагогичес­ком процессе. Ее педагогические задачи: построить экскурсию на ос­нове максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, сти­мулировать у них самостоятельный анализ зрительных впечатлений; вооружить экскурсантов навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительной информации.

Организацией Э. в нашей стране в разное время занимались сле­дующие организации.

• Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, созданная в 1899 при Педагогическом обществе России. Организовывала Э., расширяющие общий кругозор учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ.

• Специализированное туристское учреждение – Опытно-показательная экскурсионная база, созданная в 1918 при Наркомпросе с целью правильной постановки экскурсионного дела и общего руководства экскурсионными станциями.

Экскурсионные станции создавались при губернских и уездных отделах народного образования и возглавлялись педагогами-мето­дистами экскурсионного дела. В 1920 в Петрограде и Москве откры­лись инструкторские экскурсионные станции для учителей по орга­низации учебных экскурсий для школьников, слушателей системы внешкольного образования, рабфаков, школ фабрично-завод­ского ученичества, а также для красноармейцев, рабочих, крестьян.

• Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, создав­ший разветвленную сеть бюро путешествий и экскурсий, экскурсион­ных бюро (около 1000 – в 1990), методических экскурсионных сек­ций, школ экскурсоводов.

Методист-экскурсовод -экскурсовод, занимающийся наряду с проведением экскурсий методической работой: подготовкой мето­дической документации; работой с экскурсоводами; организацией учебных экскурсий.

Проектирование экскурсии – этапы подбора и формирова­ния ее текста и содержания. Проводится согласно ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг». П. э. проходит две основные ста­дии: 1) предварительная работа – подбор материалов, их изучение, отбор объектов, на к-рых будет построена Э.; 2) непосредственная разработка самой Э. – составление экскурсионного маршрута, обра­ботка фактического материала; работа над содержанием Э., ее ос­новной частью (подтемы и основные вопросы, входящие в каждую из них); написание контрольного текста экскурсии; работа над мето­дикой проведения Э.; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения Э. и предпочтитель­ных точек, ракурсов обзора объектов показа; подготовка методичес­кой разработки Э., технологической карты и схемы трассы маршру­та (для транспортной экскурсии) и «портфеля экскурсовода». Взаи­моотношения этих двух стадий для вновь подготовляемых Э. почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творчес­кой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется боль­ше времени.

Подтема экскурсии ведущая – композиционный центр Э., вокруг к-рого строится весь рассказ. Способствует более глубокому раскрытию содержания, делает ее более убедительной и запоминаю­щейся. Напр., подтемой может выступить история города при прове­дении Э. в исторических городах (Великом Новгороде, Пскове, Вла­димире, Суздале и др. ).

Признаки классификации Э. -основания классификации Э.: по содержанию; составу экскурсантов; месту проведения; способу передвижения; форме проведения.

Продолжительность Э. – длительность экскурсии, фиксируе­мая с момента встречи экскурсионной группы с экскурсоводом до завершения работы экскурсовода с группой.

Технологическая карта Э. – документ, определяющий тех­нологию применения методических приемов в соответствии с особен­ностями экскурсионного маршрута. Включает следующие элементы: 1) маршрут; 2) остановки; 3) объекты и точки их показа; 4) продол­жительность; 5) наименование подтем и перечень основных вопро­сов; 6) указания по организации; 7) методические указания.

Рассказ – методический прием передачи информации об объек­те в экскурсии. Способы заинтересовать и активизировать экскур-i. mi гов во время рассказа: использование иллюстраций; использова­ние наглядных пособий; использование активизирующих вопросов.

Ритм – чередование элементов (туристской программы, экскур­сии), проходящее в определенной логической последовательности, упорядоченности и размеренности.

Структура Э. – составные части методической разработки экс­курсии: маршрут; остановки; объект и точки его показа; время рас­сказа; подтема; методические указания.

Тема -1) предмет конструирования, раскрытия, организации при разработке экскурсий, программ отдыха; 2) круг рекреационных со­бытий, скрепленных воедино анимационным замыслом, составляю­щих основу деятельности. Тема связана с понятием «идея», так как предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкое выражение идейных позиций. Идея – это главная мысль темы. Идея и тема составляют идейно-тематическую основу программы экскурсии.

Тематика экскурсионная -1) совокупность, набор или опре­деленная группа тем; 2) предмет показа и рассказа. В России разра­ботано более 25 тыс. экскурсионных тематик. Основные требования: актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам экскурсантов, логическая завершенность. Экскурсионная тематика играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. При многоплановости объекта она регу­лирует рассказ, определяет стороны показа объекта. Нек-рые объек­ты, напр. Кремль и Красная площадь, показываются на разных экс­курсиях: обзорных, исторических, архитектурных. В каждой из них дается свой объем информации, объекты освещаются с различных аспектов, с позиций разных тематик. Тематическая (моно) экскурсия раскрывает к. -л. одну тематику: отдельный исторический период, зна­чительное событие прошлого или настоящего, историю жизни и твор­чества к. -л. писателя, композитора («Пушкин в Петербурге»). Каж­дая экскурсионная тематика представляет собой совокупность цело­го ряда подтем. Правильно разработанная и логически завершенная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а как часть единой композиции.

Темп -1) степень быстроты проведения экскурсии, похода; 2) ско­рость чередования событий, планируемая аниматором при разработке программ отдыха в порядке возрастания темпа (как в музыке: ларго, ленто, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо).

Техника проведения Э. – рациональная организация Э., включающая: знакомство с группой; расстановку группы у объекта; темп движения группы; паузы в движении; раскрытие подтем; отве­ты на вопросы.

Требования к содержанию Э. – императивы Э.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетво­рение.

ЭКСКУРСАНТ – 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения; 2) субъект, участник эк­скурсии. Э. классифицируются (дифференцируются) в зависимости от контингента экскурсионного обслуживания различных групп насе­ления: по возрасту; роду занятий; характеру общественной деятель­ности; форме учебы; предпочтению любительских занятий; уровню подготовки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...